СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Секреты орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "Секреты орфографии"»


Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

«Секреты орфографии»



Раздел 1. Пояснительная записка


Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников;

- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся


Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.






Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • создание презентаций.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.


Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты:

  • находить орфограммы в морфемах,

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила


Содержание программы


Вводное занятие ( 1 ч.)

Дорога к письменности (7 ч.)

Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время. Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия.


Меня зовут фонема (7 ч.)

Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков. Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Разделительные Ь и Ъ. Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем.


«Фонемные и «нефонемные» правила (7 ч.)

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ. Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки. Правописание Ы-Е после Ц. Правописание Ь. Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.


Морфемы-труженицы (12 ч.)

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики. Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. Корни с чередующимися гласными. Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки. Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология (-фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.). Приставки ,типы приставок, правописание приставок каждого типа. Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.



Итоговое занятие (1 ч.)






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


занятия

Тема

Кол-во час

Формируемые понятия

План. ср.

Скор. ср.

Вводное занятие

1




Дорога к письменности

Как обходились без письма?

1

Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время.



Древние письмена

1

Древние письмена: кипу, вампум.



Рисуночное письмо

1

Рисуночное письмо: пиктография.



Египетские иероглифы

1

Идеографическое письмо



Клинопись

1

Клинопись



Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия

1

Слоговое письмо. Звуковое письмо. Алфавит. Азбука.



Меня зовут фонема

1

Фонема. Гласные, согласные фонемы.



Для всех ли фонем есть буквы?

1

Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков



«Ошибкоопасные» места

1

Орфограмма. Орфографическая зоркость.



Тайна фонемы

1

Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования.



Опасные согласные

1

Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные. Сильная и слабая позиция фонем.



На сцене гласные

1

Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем.



Выходим на «главное» правило

1

Сильная и слабая позиция фонем



«Фонемные и «нефонемные» правила

«Фонемы повелевают буквами»

1

Фонетическая транскрипция



Когда Ь пишется, а когда не пишется?

1

Функции Ь в языке. Правописание Ь



Ваши старые знакомы

1

Употребление на письме буквенных сочетаний ЖИ_ШИ, ЧА-ЩА, НЧ, ЧК, ЧН, РЩ



Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

1

Непроизносимый согласный.



«Нефонемное» правило

1

Правописание Ы – И после Ц



Волшебое средство – «самоинструкция»

1

Алгоритм.



Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам



Морфемы-труженицы

Строительная работа морфем

1

Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем



Где же хранятся слова?

1

Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики



Поговорим о всех приставках сразу

1

Приставки ,типы приставок



Приставки, которые пишутся всегда одинаково

1

Правописание неизменяемых приставок



Нарушителя главного правила

1

Правописание приставок на –з, -с.



Самые трудные!

1

Правописание приставок пре - и при -



Что может означать приставка пре-?

1

Значения приставки пре-



Что может означать приставка при-?

1

Значения приставки при-



Слова – «родственники»

1

Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов.



Кто командует корнями?

1

Корни с чередующимися гласными.



Корень и «главное» правило

1

Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки



«Пересаженные» корни

1

Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология



Итоговое занятие

1