I.Планируемые результаты
Личностные ууд
Правила поведения в компьютерном классе (2–4 классы) и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося (3, 4 классы). Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности» (2–4 классы), создание различных информационных объектов с помощью компьютера (4 класс).
Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования? Использование в курсе «Информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно (3, 4 классы).
Система заданий, иллюстрирующая место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использовании информационных технологий, способствующая осознанию их практической значимости (4 класс).
Регулятивные ууд
Система заданий (2–4 классы), целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью и т. д.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанная с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели (задания типа «Составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…» – 2 класс), с формированием действий самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации (3–4 классы).
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (2–4 классы) как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправление в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата с заданным эталоном. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости (4 класс).
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие (2–4 классы).
Познавательные уУд
Общеучебные универсальные действия
- составление знаково-символических моделей («Кодирование
информации»), пространственно графических моделей реальных объектов
(«Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители») – 2-й класс;
- использование готовых графических моделей процессов для решения
задач («Алгоритмы и исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода
объектов из начального состояния в конечное состояние);
- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи,
описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, с
озданных человеком) –3, 4 кл ассы;
- опорные конспекты – знаково-символические модели –4 класс;
- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор
необходимой текстовой и графической информации – 2 класс;
- работа с различными справочными информационными источниками – 3,
4 классы.
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей (3 класс);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов (4 класс).
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков: выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения (2 класс), при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия объектов» (3, 4 классы).
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий типа «Продолжи последовательность...» (2класс), темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице» (3 класс), темы «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов (4 класс);
синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей – в виде схемы, в форме объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера Малыш» (2 класс);
составлении алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов (3 класс);
создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов (4 класс).
Построение логической цепи рассуждений
- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т. д.) – 2 класс;
- сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме, образованном с помощью действий логического сложения и умножения) – 3 класс;
- задания на составление логической цепи рассуждений – 4 класс.
Коммуникативные ууд:
выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу;
деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный фестиваль – командные соревнования).
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
1-й класс (33 ч)
План действий и его описание (11 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (11 ч)
Истинность и ложность высказывании. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
находить лишний предмет в группе однородных;
давать название группе однородных предметов;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
называть последовательность простых знакомых действий;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова;
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План действий и его описание |
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. | 11 | Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
Отличительные признаки и составные части предметов |
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. | 11 | Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
Логические рассуждения |
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. | 11 | Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема учебного материала | Дата |
по плану | фактическая |
1 | Цвет предметов | | |
2 | Форма предметов | | |
3 | Размер предметов | | |
4 | Название предметов | | |
5 | Признаки предметов | | |
6 | Состав предметов | | |
7 | Повторение по теме «Классификация предметов». | | |
8 | Закрепление. Предметы вокруг нас. | | |
9 | Понятия «равно», «не равно» | | |
10 | Понятия «больше», «меньше» | | |
11 | Понятия «верх», «вниз», «вправо», «влево» | | |
12 | Действия предметов | | |
13 | Последовательность событий | | |
14 | Порядок действий. | | |
15 | Восстанавливаем события | | |
16 | Повторение пройденного материала по теме «План действий» | | |
17 | Цифры | | |
18 | Возрастание, убывание | | |
19 | Множество и его элементы | | |
20 | Способы задания множеств | | |
21 | Сравнения множеств | | |
22 | Отображение множеств | | |
23 | Кодирование | | |
24 | Симметрия фигур | | |
25 | Симметрия в природе | | |
26 | Закрепление по теме «Множества» | | |
27 | Отрицание | | |
28 | Понятия «истина», «ложь» | | |
29 | Понятие «дерево» | | |
30– 31 | Повторение по теме. | | |
32 | Решение логических задач | | |
33 | Повторение изученного материала | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения ученик будет знать/понимать:
находить лишний предмет в группе однородных;
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
называть последовательность простых знакомых действий;
приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2012г.
2. Информатика в играх и задачах для 1 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2012г..
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный год | 2015/2016 учебный год | 2016/2017 учебный год | 2017/2018 учебный год |
Классы | 3 В | 4 В | 4 А |
Кол-во участников | 25 | 25 | 25 |
Min балл | «3» - 44 % | «3» - 32 % | «3» - 20% |
Max балл | «5» - 12% | «5»- 20 % | «5» -28 % |
Средний балл | 3,68 | 3,88 | 4,08 |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1-4 кл, - М.: Баласс, 2011г. 2. А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др. Информатика в играх и задачах для 1-4 кл, л.: Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011г. 5.Паутова А.Г. Информатика.2,3, 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. — М.: Академкнига/Учебник, 2005. |
2. Печатные пособия |
Демонстрационные таблицы, карточки-задания. |
3. Технические средства обучения |
Компьютер |
4. Экранно-звуковые пособия |
CD и DVD носители |
5. Игры и игрушки |
Настольные игры «Лото», «Шашки», «Шахматы», «Морской бой» и др. |
10