Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей | Принято на заседании педагогического совета МБОУ Калачеевская СОШ № 6 | Утверждено приказом директора МБОУ Калачеевская СОШ № 6 | | по школе № 51/1 от 01.09.2011 г. |
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Здоровый образ жизни»
в 4 «Б» классе
Бутковой Елены Михайловны
Возраст обучающихся – 10-11 лет
Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» для 1-4 классов разработана в соответствии с п.3.6 ст. 28 ФЗ-273от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.
Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Здоровый образ жизни».
Цели изучения курса.
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Одним из результатов преподавания программы «Здоровый образ жизни» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к
природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и
неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальная;
-коллективная;
-работа в малых группах.
Технологии обучения:
-технология продуктивного чтения;
-технология критического мышления;
-технология проектной деятельности;
-проблемно-диалогическая технология;
-здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни »
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа
жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой
медицинской помощи;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты изучения курса «Здоровый образ жизни» .
Учащиеся должны знать: что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать, что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.
Учащиеся должны уметь: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи.
3.Содержание программы
Тема 1. Наше здоровье. Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Игра «Твоё имя». Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради. Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Заучивание слов.
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье. Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Игра «Назови возможные последствия». Анализ сказки. Игра «Комплимент».
Тема 3. Что зависит от моего решения. Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» Анализ ситуации. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 4. Злой волшебник табак. Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными. Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». Беседа по теме. Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. Игра «Выбери правильный ответ». Творческая работа.
Тема 6. Помоги себе сам. Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 7. Злой волшебник алкоголь. Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С. Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Психологический тренинг. Беседа по теме. Игра «Список проблем». Творческая работа с деревом решений.
Тема 8. Злой волшебник наркотик. Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». Игра «Пирамида». Повторение правил. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 9. Мы одна семья. Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ
ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К. Д. Ушинского «Сила не право». Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Тема 10. Повторение. Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. Открытие праздника здоровья. Игры и соревнования. Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением. Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Беседа по теме. Высказывания о доброте. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. КВН «Наше здоровье» Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
4.Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты |
Что такое здоровье? | 1 | Определят причины и признаки различных заболеваний. Уметь определять пульс и считать его. |
Что такое эмоции? | 1 | Узнают, что такое «эмоции». |
Чувства и поступки | 1 | Узнают о влиянии смеха на здоровье человека. Уметь передавать свои чувства через рисунок. |
Стресс | 1 | Узнают, что такое «стресс», какие поступки и явления природы могут вызвать у человека стресс. |
Учимся думать и действовать | 1 | Найдут способы выхода из стрессовых ситуаций. |
Учимся находить причину и последствия событий. | 1 | Найдут причину возникших ситуаций. |
Умей выбирать | 1 | Смогут предвидеть последствия возможных действий, которые могут принести вред здоровью другому. |
Принимаю решение | 1 | Поймут, что если человек сам принимает решение , он сам за него несёт ответственность. |
Я отвечаю за свои решения | 1 | Найдут выход из различных неприятных конфликтных ситуаций. |
Что мы знаем о курении | 1 | Узнают, что курение – вредная привычка, что такое «никотиновая зависимость». |
Зависимость | 1 | Узнают, что опасно подражать вредным привычкам других людей, поймут, что любая вредная зависимость опасна для здоровья. |
Умей сказать НЕТ | 1 | Узнают, когда нужно сказать «нет». |
Как сказать НЕТ | 1 | Узнают, в чём заключается опасность общения со сверстниками, более старшими детьми на улице. |
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 1 | Узнают, что нельзя подражать людям с вредными привычками, что курение и алкоголь – похитители здоровья и рассудка. |
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 | Узнают, как преодолеть давление сверстников или более старших детей |
Волевое поведение | 1 | Научатся ориентироваться в ситуации, когда желания неоднозначны. |
Алкоголь | 1 | Узнают как влияет алкоголь на организм человека. |
Алкоголь – ошибка | 1 | Смогут оценивать правильные и ошибочные поступки и находить пути их исправления. |
Алкоголь – сделай выбор | 1 | Смогут в любой трудной ситуации находить правильный выход и выбор, сказать «нет». |
Наркотик | 1 | Узнают, что наркомания особое психическое заболевание, какие вещества можно отнести к наркотическим, какую опасность они несут для здоровья человека. |
Наркотик – тренинг безопасного поведения | 1 | Узнают об опасных заболеваниях среди наркоманов, как они относятся к родным, друзьям. |
Мальчишки и девчонки | 1 | Узнают о социальной роли мужчин и женщин, об обязанностях мальчиков и девочек. |
Моя семья | 1 | Узнают для чего человек создаёт семью, какими должны быть отношения в семье. |
Дружба | 1 | Узнают зачем человеку нужны друзья и приятели, кого можно считать другом. |
День здоровья | 1 | Узнают правила безопасности при проведении подвижных игр. Сделают вывод: чтобы успешно учиться , вести активный образ жизни нужно быть физически нравственно здоровым. Нужно укреплять своё здоровье, вырабатывать навыки здорового и безопасного образа жизни. |
Умеем ли мы правильно питаться? | 1 | Получат представление о полезных и вредных для здоровья ребёнка продуктах питания. Поймут чем вредны перекусы. |
Я выбираю кашу | 1 | Узнают о пользе каши. |
Чистота и здоровье | 1 | Узнают правила личной гигиены и гигиены помещения, что важнее чистоту не наводить, а поддерживать |
Откуда берутся грязнули? | 1 | Сформулируют правила аккуратности, требования к внешнему виду. |
Чистота и порядок | 1 | Узнают о необходимости наводить чистоту и порядок в доме, школе, общественных местах, на природе. |
Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 | Узнают о том, что любое общение должно приносить радость, что надо избегать общения с людьми, которые неприятны. |
КВН «Наше здоровье» | 1 | Научатся работать в команде. |
Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | Узнают о вреде компьютеров, преодолеют страх и безбоязненно смогут обращаться к врачу за помощью. |
Будьте здоровы! | 1 | Запомнят, что здоровье – это самая главная ценность каждого человека. |
| Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» в 4 классе |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Здоровый образ жизни»
в 4 «Б» классе
Бутковой Елены Михайловны
Возраст обучающихся – 10-11 лет
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
2018 - 2019 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов |
план | факт | Т | П |
Наше здоровье. |
1. | | | Что такое здоровье. | 1 | |
2. | | | Что такое эмоции. | 1 | |
3. | | | Чувства и поступки. | 1 | |
4. | | | Стресс. | 1 | |
Как помочь сохранить себе здоровье. |
5. | | | Учимся думать и действовать. | 1 | |
6. | | | Учимся находить причину и последствия событий. | 1 | |
7. | | | Умей выбирать. | 1 | |
Что зависит от моего решения. |
8. | | | Принимаю решение. | 1 | |
9. | | | Я отвечаю за своё решение. | 1 | |
Злой волшебник – табак. |
10. | | | Что мы знаем о курении. | 1 | |
Почему некоторые привычки называют вредными. |
11. | | | Зависимость. | 1 | |
12. | | | Умей сказать нет. | 1 | |
13. | | | Как сказать нет. | 1 | |
14. | | | Почему вредной привычке ты скажешь нет. | 1 | |
15. | | | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | | 1 |
| Помоги себе сам |
16. | | | Волевое поведение. | 1 | |
Злой волшебник – алкоголь. |
17. | | | Алкоголь. | 1 | |
18. | | | Алкоголь – ошибка. | 1 | |
19. | | | Алкоголь – сделай выбор. | 1 | |
Злой волшебник – наркотик. |
20. | | | Наркотик. | 1 | |
21. | | | Наркотик – тренинг безопасного поведения. | | 1 |
Мы – одна семья. |
22. | | | Мальчишки и девчонки. | 1 | |
23. | | | Моя семья. | 1 | |
Повторение. |
24. | | | Дружба. | 1 | |
25. | | | День здоровья. | | 1 |
26. | | | Умеем ли мы правильно питаться. | 1 | |
27. | | | Я выбираю кашу. | 1 | |
28. | | | Чистота и здоровье. | 1 | |
29. | | | Откуда берутся грязнули. | 1 | |
30. | | | Чистота и порядок. | 1 | |
31. | | | Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 | |
32. | | | КВН «Наше здоровье». | 1 | |
33. | | | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | |
34. | | | Будьте здоровы. | 1 | |
Итого: | 34 | 31 | 3 |