Рабочая программа. «Учись учиться» для учащихся 1- 4 класса.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов. Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на личностно-мотивационную сферу. Работая с заданиями, учитель имеет возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые - олимпиадного уровня), то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим - это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Программа включает в себя следующие направления:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
формирование учебной мотивации;
развитие личностной сферы.
Программа развивающих занятий нацелена на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.
Данный курс рассчитан на 34 занятий по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в свободной форме и в дружеской обстановке, что дает возможность учащимся:
Проявить себя
Воплощать найденное решение или оптимальный вариант поведения в реальность
Сплотиться с новым коллективом-группой
Научиться высказывать свое собственное мнение
Основной целью курса является оказание психолого-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению в школе, а также в подготовке их к познавательной деятельности.
Задачи программы:
Формирование общеинтеллектуальных умений
Развитие пространственного восприятия и сенсорной координации
Формирование учебной мотивации
Развитие личностной сферы
Повышение мыслительных возможностей
Развитие мышления
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие крупной и мелкой моторики
Развитие речи
Познание окружающего мира (расширение кругозора)
Улучшение счета и чтения
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации - опора на возможности и ресурсы младшего школьника, акцент на самоопределение.
Принцип индивидуализации - учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности школьников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.
«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения.
Место в учебном плане
На изучение этой программы отводится 339 часов. В 1 классе 1 час в неделю (33 часа) 2-4 классах 3 часа в неделю 102 часа в год. Один час проводится на занятия по учебнику Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения», 1 час отводится на дополнительные занятия по русскому языку, 1 час на дополнительные занятия по математике.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
• логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
Содержание программы.
Занятия по данной книге проводятся в течение всего учебного года с учащимися 1- 4 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, как факультатив, по 30~40 минут.
Занятия пронумерованы в соответствии с последовательностью их проведения.
Каждому ребёнку необходимо иметь: пособие «Развивающие занятия для младших школьников «1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс», простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку — дети работают с пособием: подчёркивают, рисуют, пишут.
Занятия могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности.
По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.
Сильные дети могут работать с пособием индивидуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, а учитель контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил.
Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.
8. Ребёнка вначале можно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. Оценивать следует только успехи. Обучение должно быть победным! Успех в самом начале — обязательное условие.
9. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения — красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно — прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка — красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям.
| 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
ученик | | | | | |
учитель | | | | | |
Задания «Найди лишнее слово», «Запиши одним словом», «Найди общее название» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, к абстрагированию. Например, в задании «Найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 4—5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто.
Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух слов составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Например, в задании «Вставь недостающее слово» надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например: разговор (затяжной) дождь, друг (старый) шкаф, воспоминание (горькое) лекарство.
Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определенная буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.
Задания «Аналогия», «Выбери два главных слова», «Вставь недостающее слово», «Сделай равенство верным» направлены на развитие вербально-логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания могут вызвать затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое досконально разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.
Задание «Какой фигуры не хватает?» способствует развитию у детей аналитических познавательных способностей. Это задание основано на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается выбрать из числа имеющихся вариантов недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Задание «Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении», «Дорисуй вторую половину» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления.
Планируемые результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Предметные результаты:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного);
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.
Тематическое планирование «Учись - учиться» 1-4 класс
№ | Тема раздела | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Допиши, вставь по аналогии | 6 | 11 | 10 | 18 |
2 | Раздели на группы | 3 | 5 | | |
3 | Нарисуй по точкам, нарисуй такую же фигуру | 19 | 30 | 17 | 50 |
4 | Найди слово в слове, повтори фигуру, | 7 | 5 | | 8 |
5 | Шифровальщик | 3 | 3 | 3 | 3 |
6 | Преврати одно слово в другое, вставь слово, найди слово, соедини половинки слов | 13 | 8 | 11 | 23 |
7 | Восстанови порядок, слово восстанови | 4 | 4 | 13 | 6 |
8 | Найди общее название | 5 | 10 | 3 | 5 |
9 | Замени, одним словом | 4 | | 5 | |
10 | Найди лишнее слово, найди антонимы | 6 | 12 | 10 | 11 |
11 | Выбери правильный ответ | 4 | 4 | 2 | 2 |
12 | Подчеркни «наоборот» | 2 | 2 | | 2 |
13 | Вставь числа | 2 | 4 | 2 | 8 |
14 | Раскрась картинку | 10 | 4 | 1 | |
15 | Найди пару | | 10 | 6 | |
16 | Анаграммы | | 1 | 3 | |
17 | Слова рассыпались | | 6 | 2 | |
18 | Развивай быстроту реакции | | 2 | 3 | |
19 | Допиши пословицу | | 2 | 2 | 2 |
20 | Волшебный квадрат | | 2 | 2 | 1 |
21 | Соедини половинки слов | | 2 | 2 | |
22 | Тренируй внимание | 2 | 2 | 10 | |
23 | Тренируй мышление | | 2 | 10 | |
24 | Числовой ряд | | 1 | 1 | 3 |
25 | Допиши определения | | 2 | 3 | 5 |
26 | Развивай логику | | 2 | 5 | 5 |
27 | Тренируй память | | | 7 | 5 |
28 | Составь пропорции | | | 3 | 3 |
29 | Восстанови рисунок по коду | | | | 10 |
30 | Коррекционное занятие по русскому языку | | 34 | 34 | 34 |
31 | Коррекционное занятие по математике | | 34 | 34 | 34 |
| итого | 3 +30=90 | 4+34=136 +68=204 | 4*34=136 +68=204 | 5*34=170 +68=238 |