Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 им. Маршала Жукова Г.К.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №9
гуманитарного цикла _________ Чадина Н.А. Приказ от ________№____
Протокол №__ от _____ "____"_________2017г __________ Мишукова Е.Н.
Руководитель ШМО
________ Матвеева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Язык в речевом общении"
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы - 2017-2018гг
Количество часов по учебному плану: всего 34 ч/год; 1ч/неделю
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011 №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования и письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Рабочую программу составила Матвеева Наталья Николаевна ,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Ногинск
1.Пояснительная записка.
Основное назначение программы «Язык в речевом общении» - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общении.
Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ОГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сжатым изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка в 9 классе зачастую не хватает времени.
В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.
Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения программы курса обучающиеся должны:
Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.
Применять на практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
Производить комплексный анализ текста.
Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы
№ | Разделы программы | Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы |
1 | Особенности письменного общения | Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями. |
2 | Роль орфографии в письменном общении | Знать, понимать и уметь применять на практике письма орфографические нормы современного русского языка. |
3 | Роль пунктуации в письменном общении | Знать, понимать и уметь применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского языка. |
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Программа включает следующие разделы:
Особенности письменного общения (5 час);
Роль орфографии в письменном общении (11час);
Роль пунктуации в письменном общении (18час).
В программу включен перечень необходимых видов работ, а именно:
подготовка устного ответа по разным источникам;
составление плана ответа, тезисов;
подбор аргументов к тезису учителя;
составление тестов;
редактирование текста;
лингвистический анализ текста;
работа со словарями.
3
Форма организации занятий - групповая.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
4. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10(1) 11(2) 12(3) 13(4) 14(5) 15(6) 16(7) 17(1) 18(2) 19(3) 20(4) 21(5) 22(6) 23(7) 24(8) 25(9) 26(10) 27(1) 28(2) 29(3) 30(4) 31(5) 32(6) 33(7) 34(8) | 1 четверть (9 час) Особенности письменного общения (5ч) Устное и письменное общение между людьми. Возникновение и развитие письма. Особенности письменной речи. Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении, в виртуальных дискуссиях. Роль орфографии в письменном общении (11ч) Роль орфографии в письменном общении Разделы русской орфографии и принципы написания Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания Правописание гласных в корнях слов. 2 четверть (7час) Роль орфографии в письменном общении (продолжение) Правописание согласных в корнях слов Правописание приставок. Правописание суффиксов Правописание Н и НН в различных частях речи Правописание окончаний Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания Правописание сложных слов 3 четверть (10час) Роль пунктуации в письменном общении (18ч) Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. Правила графического сокращения слов. Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения. Обособленные определения и приложения Обособленные обстоятельства и дополнения Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и конструкции. Обращение Знаки препинания между частями сложного предложения. Союз и в простом и сложном предложении 4 четверть (8час) Роль пунктуации в письменном общении (продолжение) Знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания при передаче чужой речи. Оформление на письме прямой речи и диалога. Цитирование Знаки препинания в связном тексте. Комплексный анализ текста Справочники по русскому правописанию. Работа с ними. Комплексный анализ текста Итоговое занятие | | |
5. Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература
ГИА. Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.
Цифровые образовательные ресурсы
1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.
2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.
3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс.
4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ.
5