Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Шахты Ростовской области»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №38
_____________ Стурова И.П.
Приказ от______ №_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
на 2016-2017 учебный год.
Уровень общего образования (класс) __начальное общее
образование, 1 «В» _класс
Количество часов в год 33, в неделю 1
Учитель: Сакович Тамара Владимировна
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы М., Просвещение, 2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Занимательная математика».для 1 класса составлена на основе методических рекомендаций и примерной программы организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы М., Просвещение, 2011г.), рабочих программ по внеурочной деятельности учителей из интернета в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;
Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г по …….
(базовый уровень ).
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11-4851/м «О примерном порядке и примерной структуре рабочих программ»;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.08.2016 №24/4.1-5872 «О примерной структуре рабочих программ учителя»;
Образовательная программа МБОУ СОШ №38 на 2016-2017 учебный год.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Раздел «Содержание программы»
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по программе 33 часа .
Тематическое планирование
1-ый год обучения (1 класс)
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Как предметы можно измерять на глаз. | 2 | 1 | 1 |
3 | Сравнение фигур. | 2 | 1 | 1 |
4 | Игра «Задумай число». | 2 | 1 | 1 |
5 | Математическая газета. | 2 | 1 | 1 |
6 | Загадочные слова. | 3 | 1 | 2 |
7 | Весёлые задачки. | 3 | 1 | 2 |
8 | Любимые фигуры. | 3 | 1 | 2 |
9 | Экскурсия. | 2 | 1 | 1 |
10 | Викторина. | 3 | 1 | 2 |
11 | Равно, больше или меньше ? | 2 | 1 | 1 |
12 | Весёлые числа. | 3 | 1 | 2 |
13 | Развитие глазомера. | 2 | 1 | 1 |
14 | Наши итоги. | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 33 | 14 | 19 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Темы | Кол-во часов |
план | факт |
Вводное занятие (2 ч) |
1 | 02.09 | | Вводное занятие. Занимательные задачи на сложение | 1 |
2 | 09.09 | | Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки | 1 |
Как предметы можно измерять на глаз (2 ч). |
3 | 16.09 | | Как предметы можно измерять на глаз. Игра «Задумай число» | 1 |
4 | 23.09 | | Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки. | 1 |
Сравнение фигур (2 ч). |
5 | 30.09 | | Сравнение фигур. Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. | 1 |
6 | 07.10 | | Геометрические фигуры. Животные. Ребусы. | 1 |
Игра «Задумай число» (2 ч). |
7 | 14.10 | | Игра «Задумай число». Сравнение фигур. Задачи-смекалки. | 1 |
8 | 21.10 | | Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. | 1 |
Математическая газета (2 ч) |
9 10 | 28.10 11.11 | | Математическая газета. | 2 |
Загадочные слова (3 ч). |
11 | 18.11 | | Загадочные слова. | 1 |
12 | 25.11 | | Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. | 1 |
13 | 02.12 | | Математические игры. Загадочные слова. | 1 |
Весёлые задачки (3 ч). |
14 | 09.12 | | Весёлые задачки. | 1 |
15 | 16.12 | | Задачи в стихах на сложение. | 1 |
16 | 23.12 | | Задача – шутка. Задача-смекалка. | 1 |
Любимые фигуры (3 ч). |
17 | 30.12 | | Любимые фигуры. | 1 |
18 | 13.01 | | Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. | 1 |
19 | 20.01 | | Как получить новую фигуру из разрезных частей. | 1 |
Экскурсия (2ч). |
20 | 27.01 | | Экскурсия. | 1 |
21 | 03.02 | | Занимательные задачки. | 1 |
Викторина (3ч). |
22 23 24 | 10.02 24.02 03.03 | | Викторина. Турнир «смекалистых». | 2 1 |
Равно, больше или меньше ? (2 ч) |
25 | 10.03 | | Равно, больше или меньше? | 1 |
26 | 17.03 | | Задачи в стихах. Логические упражнения | 1 |
Весёлые числа ( 3ч). |
27 | 07.04 | | Весёлые числа. Занимательные квадраты. | 1 |
28 | 14.04 | | Занимательные задачи. | 1 |
29 | 21.04 | | Составление занимательных задач на сложение и вычитание. | 1 |
Развитие глазомера (2 ч). |
30 | 28.04 | | Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. | 1 |
31 | 05.05 | | Составление ребусов. Загадки – шутки. число». | 1 |
| | | Наши итоги (2 ч) |
32 | 12.05 | | Загадки, ребусы, весёлые задачи. | 1 |
33 | 19.05 | | Математический КВН | 1 |