СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочному курсу кружка "Математические ступеньки"(4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Математические ступеньки" входит во внеурочную деятельность по направлению "Обще-интеллектуальное развитие личности" и направлена на расширение кругозора обучающихся 4 классов в различных областях элементарной математики

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочному курсу кружка "Математические ступеньки"(4 класс)»

МКОУ «СОШ п. Волжский»





ПРИНЯТА

Решением Педагогического совета
МКОУ «СОШ п. Волжский»

Протокол №____ от ___________ 2020г.





УТВЕРЖДАЮ:

Директор
МКОУ «СОШ п. Волжский»

_____________ Страшко О.М.

_____________ 2020 г.







Рабочая программа
по внеурочному курсу

кружка

«Математические ступеньки»

4 класс



Сроки реализации:

2020-2021 уч. год



Учитель: Лебедева А.А.






















Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности кружка «Математические ступеньки» для 4 класса составлена в соответствии:

  1. Федерального закона № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 с изменениями от 31.12.2015г. № 1576.

Для реализации программного содержания используется УМК:

  1. Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2016 г.

Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2017 г.



Общая характеристика внеучебного предмета

Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Этот курс предполагает использование ИКТ. Работа с ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Программа кружка «Математические ступеньки» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще-интеллектуальное развитие личности».  

Цели программы:

  • развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности;

  • создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей;

  • развитие у детей общих умственных и математических способностей

Задачи:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

научить правильно применять математическую терминологию;

формировать приемы умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

формировать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа кружка рассчитана на 1 год начальной школы, с учётом 1 час в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.

Продолжительность каждого занятия не превышает 40 минут

Основные виды деятельности учащихся:

1. Решение занимательных задач;

2. Оформление математических газет;

3. Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

4. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

5. Проектная деятельность

6. самостоятельная работа;

7. Работа в парах, в группах;

8. Творческие работы.

Основные методы и технологии:

-технология разноуровневого обучения;

-развивающее обучение;

-технология обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология

Приемы:

  • Анализ и синтез

  • Сравнение

  • Классификация

  • Аналогия

  • Обобщение.

Формы занятий:

- беседы

- игра, как основная форма работы.

- загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки

- конкурсы

- проектная деятельность

- олимпиады, математические праздники, решения задач.

- фестиваль исследовательских работ

Формы и виды контроля:

- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет.


Требования к результатам обучения учащихся 4 класса



Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

 - проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ


УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

различать обоснованные и необоснованные суждения;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

критически относиться к своему и чужому мнению;

уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников



СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).




Календарно – тематическое планирование с определением основных видов деятельности



п/п

Тема

Содержание занятий

Дата

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».


2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?


3,4

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


5

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.



Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.


6, 7

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).


8

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).


9

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)


10

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».


11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.


13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.


15

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).


16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.


17

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.


18

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.


19

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.


20, 21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


22

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).


23, 24

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.


25, 26

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.


27

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


28

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.


29, 30

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач


31

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?


32, 33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».



                                 



Методы и формы оценки результатов освоения программы

внеурочной деятельнос-ти по курсу

Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по

нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

Критерии

Показатели

Приемы и методы изучения

Вовлеченность

учащихся в систему

внеурочной

деятельности

- Охват учащихся программой.

- Сохранность контингента.

- Сформированность активной позиции учащихся


1. Анализ участия

учащихся в изучении курса.

2. Педагогическое

наблюдение.

Ресурсная

обеспеченность

процесса

функционирования

системы

внеурочной

деятельности

- Обеспеченность кадровыми

ресурсами.

- Обеспеченность

информационно-

технологическими ресурсами.

- Обеспеченность финансовыми ресурсами.

- Обеспеченность материально-

техническими ресурсами

1. Метод экспертной оценки.

2. Методы индивидуальной и

групповой оценки.

1. Анкетирование.

2. Педагогическое

наблюдение

2. Эффективность внеурочной деятельности:

Личность школьника

Самоопределение

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- формирование картины мира культуры;

- развитие Я-концепции и самооценки личности.

Методики:

1. «Беседа о школе»

(Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина,

А.Л.Венгера).

2. «Кто я?» (М.Кун).

Смыслообразование

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

1. Методика «Цветик-

семицветик».

2. Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой,

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).

3. Оценка уровня воспитанности

ученика (по Н.П.Капустину).

Нравственно-

этическая

ориентация

- формирование единого образа мира при разнообразии культур;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

-развитие доброжелательности,

внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и

дружбе;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни


1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс).

2. Адаптированный варианттеста .Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.

(3-4классы).

3. Методика «Репка».

4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы».

5. Методика «Что мы ценим в людях».

6. Методика Н.Е.

Богуславской «Закончи

предложение».

Детский коллектив


Сформированность

детского коллектива

-благоприятный психологический

микроклимат;

-уровень развития коллективных взаимоотношений

1. Социометрия.

2. Индекс групповой

сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Сформированность

коммуникативной

культуры учащихся

- Коммуникабельность.

- Взаимодействие со

сверстниками, педагогом

Методика выявления

коммуникативных склонностей

(по Р.В.Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность

работы факультатива

- Посещаемость, сохранность

контингента.

- Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход.

- Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п.

Анализ данных.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

Продуктивность

деятельности факультатива

- Уровень достижения ожидаемых результатов.

- Достижения учащихся в

выбранном виде внеурочной

деятельности.

- Рост мотивации к активной

познавательной деятельности

1.Анализ освоения учащимися программы курса.

2.Анализ содержания

«портфеля достижений»

3.Анализ результатов участия детей в турнирных

мероприятиях состязательного

характера.

4.Педагогическое наблюдение.

5.Метод незаконченного

предложения.

6.Методика «Репка»

4. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами

Удовлетворенность

учащихся, их

родителей,

педагога

- Удовлетворенность школьников участием в работе факультатива.

- Сформированность у родителей чувства удовлетворенности

посещением ребенком внеурочных занятий.

- Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива.



1. Тестирование.

2. Беседа.

3. Анкетирование.

4. Цветопись

5. Метод незаконченного предложения.

Формы учета оценки планируемых результатов.

Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

-результаты олимпиад;

- рисуночные тесты;

- подготовка проектов и их защита;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников


Диагностика.

Цель:

выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид внеурочной деятельности

Объекты:

личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы:

наблюдение, анкетирование, тестирование.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма.

Формы:


-проблемно-ценностное обще­ния ( этическая беседа);

-дебаты;

-тематический диспут;

-проб­лемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспер­тов



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

2.

Демонстрационные таблицы по темам.

1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,

2010.


                              3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов