АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей общественно-научных предметов Протокол № ___ от « » __________ 2019 г., Руководитель: /________/Серебрянская О.А./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/Сорокина О.Р./ «_____» «__________ » 2019 г. | Утверждено: Директор школы: ___________ /Джгаркава А.Н./ «__» «________ » 2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
9 класс
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (является приложением к рабочей программе, утверждается отдельным локальным актом МБОУ СОШ № 3»).
Контрольно-измерительные и оценочные материалы
Список литературы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Обществознание: ключевые
понятия и трудные вопросы» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации
от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС)
3.Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018-2019 учебный год.
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная рабочая программа факультативного курса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, составлена на основе программы образовательной программы основного общего, среднего образования, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного, среднего общего образования, примерной программы основного, среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы авторов: Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцовой (М.: Просвещение) в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного, среднего общего образования; в соответствии с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию и кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию.
Содержание данной учебной программы реализует принципы и задачи основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Данная программа реализуется на период действия учебно-методического комплекса, который выбирается из федерального перечня учебников:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. – М.: Просвещение.
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. – М: Просвещение.
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
https://soc-oge.sdamgia.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
https://socialstudies.ru – портал «Изучаем обществознание»
https://foxford.ru/ - онлайн-школа Фоксфорда
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в СУЗах и ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Оценивание результатов освоения данной учебной программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов. Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: мини-лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
С целью активизации познавательных возможностей, обучающихся программой предусмотрено активное использование нормативно-правовой базы РФ, информационно-коммуникационных средств обучения, прежде всего, Интернет-ресурсов.
Курс «Подготовка к ОГЭ» реализуется в 9 классах и рассчитан на 68 часов.
Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется отдельным локальным актом. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3. Содержание учебного предмета
Раздел I. Человек и общество (5 часов)
Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. Общество. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы человечества.
Раздел II. Сфера духовной культуры (4 часов)
Наука в жизни современного общества. Образование. Религия. Ступени образования. Религиозные течения. Свобода совести. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Раздел III. Экономика (5 часов)
Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость. Свободные, экономические блага. Факторы производства. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация. Квалификация. Натуральный обмен, товарно-денежные отношения. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты. Производительность труда. Прожиточный минимум. Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные). Поддержание государственных институтов.
Раздел IV. Социальная сфера (5 часов)
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. Виды семей. Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое правило нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы. Девиантное поведение. Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. Соотношение понятий «нация» и «этнос».
Раздел V. Сфера политики и социального управления (5 часов)
Политика, политическая власть, СМИ. Государство, суверенитет, функции государства. Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк. Монархия, республика, унитарное, федеративное государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, референдум. Глава города, земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное право, референдум, политический экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность кандидатов. Механизм прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень. Политическая партия, общественно-политические движения. Политический плюрализм. Гражданское общество, верховенство права, незыблемость прав и свобод.
Раздел VI. Право (4 часов)
Естественное право, норма права, нормативные акты, закон, отрасль права, институт права. Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. приказы, инструкции. Локальные нормативные правовые акты. Субъект, объект права, правоспособность, дееспособность, субъективные юридические права, юридические обязанности, физические и юридические лица. Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина, юридическая ответственность, презумпция невиновности. Конституционный строй, федерация, самоопределение, сепаратизм, социальное государство, светское государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъект РФ. Национальные и территориальные образования. Парламент, правительство. Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, арбитражный суд. Народные заседатели, суд, присяжные, прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная система. Группы прав по Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и гражданина. Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний. Самозащита, несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия. Международное гуманитарное право, военные преступления. Субъекты гражданского права, договор, сделка, дееспособность, потребитель, моральный вред, безопасность товар, сертификат. Брак, семейные правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия заключения брака. Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные наказания, проступки. Уголовно-правовые отношения, деяние, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона.
Раздел VII. Итоговое повторение (4 часа)
Рефлексия изученного материала и собственной деятельности в области подготовки к экзамену. Систематизация и обобщение основных положений курса. Использование приобретенных знаний для решения заданий. Проведение диагностики результатов обучения.
4. Тематическое планирование учебного предмета с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема / Раздел | Количество часов |
1 | Человек и общество | 5 |
2 | Сфера духовной культуры | 4 |
3 | Экономика | 5 |
4 | Социальная сфера | 5 |
5 | Сфера политики и социального управления | 5 |
6 | Право | 4 |
7 | Итоговое повторение | 4 |
Общее кол-во часов: 32 ч |
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей истории и обществознания Протокол № ___ от « » __________ 2019 г., Руководитель: Серебрянская О.А /................................./ |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ по обществознанию
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
«Человек и общество» | 5 час | |
1 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | |
2 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | |
3-4 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 2 ч. | |
5 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Человек и общество». | 1 ч. | |
«Сфера духовной культуры общества» | 4 часа | |
6 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч | |
7 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч | |
8 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч | |
9 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Духовная сфера общества». | 1 ч | |
«Экономическая сфера общества» | 5 час | |
10 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | |
11 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | |
12-13 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 2 ч. | |
14 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Экономическая сфера общества». | 1 ч. | |
«Социальная сфера общества» | 5 час | |
15 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч | |
16-17 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 2 ч | |
18 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч | |
19 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Социальная сфера общества». | 1 ч | |
«Политическая сфера общества» | 5 час | |
20 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | |
21-22 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 2 ч. | |
23 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | |
24 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Политическая сфера общества». | 1 ч. | |
«Право» | 4 часа | |
25 | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами. | 1 ч. | |
26 | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме. | 1 ч. | |
27 | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
28 | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Право». | 1 ч. | |
Итоговое повторение | 4 часа | |
10. | Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов | 1 час | |
11. | Итоговая диагностическая работа в форме ГОЭ | 2 часа | |
12 | Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях | 1 час | |
5. Контрольно-измерительные материалы
Тесты для контроля по теме «Экономмика»
1. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) открытие сети продовольственных гипермаркетов
2) объяснение причин роста инфляции
3) расчёт показателей государственного бюджета
4) прогнозирование спроса на товары
2.Какой признак отличает традиционную экономику?
1) процветание фабричного производства
2) централизованное ценообразование
3) регулирование производства при помощи обычаев
4) преобладание частной собственности на средства производства
3.Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется
1) спрос
2) специализация
3) прибыль
4) предложение
4.Ресурсы, необходимые для поддержания жизнедеятельности и развития человека, предприятия (фирмы) и общества в целом, называют
1) издержками производства
2) экономическими способностями
3) производственными технологиями
4) экономическими благами
5.В условиях рынка цены на товары
1) определяются спросом и предложением
2) устанавливаются государством
3) определяются центральным банком
4) устанавливаются крупными производителями
6.Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся
2) цены останутся неизменными
3) цены возрастут
4) произойдет инфляционный скачок цен
7.К прямым налогам относится
1) акциз
2) таможенная пошлина
3) налог на имущество
4) налог с продаж
8.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) труд
2) товары
3) обмен
4) спрос
9. К доходной части государственног бюджета относится
1) обслуживание государственного долга
2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам
4) таможенные пошлины
10.К расходной части государственного бюджета относится
1) обслуживание государственного долга
2) государственная пошлина
3) акцизный сбор
4) подоходный налог
11.Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам.
12.В рыночной экономике, в отличие от командной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твердый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции
13.К экономической сфере общества относятся отношения между
1) несколькими народностями, живущими в одной стране
2) участниками биржевых торгов
3) учителем и учениками
4) бывшими супругами
14.Количество продукции, выпущенной работником за единицу времени, называется
1) производительностью труда
2) эффективностью труда
3) модернизацией труда
4) специализацией труда
15.Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют
1) производственный капитал
2) труд
3) информация
4) земля
16.Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные – на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) географическая специализация
2) эффективность производства
3) разделение труда
4) производительность труда
17.Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют
1) распоряжением
2) наследованием
3) пользованием
4) владением
18.Если доход фирмы больше её издержек, то фирма
1) получает прибыль
2) терпит убытки
3) снижает капитальные вложения
4) пользуется льготным налогообложением
19.Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.
Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20.Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны
А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.
Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21.Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
22.Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Сократить затраты на производство продукции предприниматель может за счёт нахождения новых поставщиков.
Б. Цель предпринимательской деятельности — получение прибыли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23.Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена недостаточностью факторов производства и произведённых благ для удовлетворения потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24.Работники фирмы «Владко» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Владко» — акционерное предприятие?
1) Предприятие вовремя уплачивает налоги.
2) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.
3) Доходы распределяются между работниками.
4) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.
25.В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) командному
2) рыночному
3) плановому
4) традиционному
Тесты для контроля по теме «Политика»
Вариант 1.
Часть А
Выберите правильный ответ.
1. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это
1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж
2.В отличие от государства, политическая партия
1) Борется за получение политической власти
2) Определяет внешнюю политику
3) Разрабатывает политические документы
4) Выражает интересы общества в целом
II. Установите соответствие.
3.Соотнесите понятия и их определения.
А. Всенародное голосование по наиболее важным вопросам общественной жизни | | 1.митинг |
Б. Процедура избрания кого-либо путем голосования | | 2.референдум |
В. Массовое собрание по поводу злободневных политических вопросов | | 3. выборы |
А | Б | В | |
| | | |
III. Допишите недостающий термин.
4.
……………………. | Государство, в котором его административные части не обладают суверенитетом, местные органы власти подчиняются центральным |
Федеративное | Государство, в котором отдельные территории обладают значительной самостоятельностью |
5. Согласно ……………………. теории, государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу.
Часть Б
IV. Выберите верное суждение.
6. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политическая власть непосредственно регулирует отношения между членами трудового коллектива.
Б. Снижение интереса к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Фундамент гражданского общества составляет плановая экономика.
Б. В гражданском обществе, как и в государственных структурах, преобладают вертикальные связи и отношения между людьми.
верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны
V. Выберите несколько правильных ответов.
8. Выберите из предложенного списка черты демократического режима:
1) народ – источник власти
2) господство единственной идеологии
3) сращивание партийного и государственного аппарата
4) защита прав не только большинства, но и оппозиции
5) альтернативность выборов
9. Выберите из предложенного списка признаки правового государства:
разделение властей
единство территории
верховенство закона
налоговые сборы
гарантия прав и свобод человека и гражданина
VI. Установите соответствие.
10.Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) обеспечение правопорядка Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог | ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА внешние внутренние |
VII. Сформулируйте ответы в свободной форме.
11. Назовите принципы формирования, функции, орган законодательной власти Российской Федерации. ________________________________
12. Назовите не менее трех проявлений экстремизма, признанных законами Российской Федерации опасными для общества_________________________
Вариант 2.
Часть А
Выберите правильный ответ.
Правовая связь человека с государством называется
1) Гражданство
2) Моральные нормы
3) Политические организации
4) Конституция.
2. Что отличает правовое государство?
1) Наличие суверенитета
2) Взимание налогов с граждан и фирм
3)Разделение и независимость властей
4)Наличие правоохранительных органов
Установите соответствие.
3.Соотнесите признак государства и его характеристику.
А. Суверенитет | | 1. Специальный аппарат, включающий и органы принуждения, власть которого распространяется на население всей страны; |
Б. Публичная власть | | 2. Исключительное право государства издавать общеобязательные юридические нормы; |
В. Законодательная деятельность | | 3. Проявляется в независимости от других государств. |
III. Допишите недостающий термин.
4.
Монархия | форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее, как правило, по наследству |
………………….. | форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти |
5. Согласно ……………………. теории, государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав
Часть 2
IV. Выберите верное суждение.
6. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А.Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.
Б.Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объявляет войны и заключает мирные договоры.
Б. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах.
верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
V. Выберите правильные ответы.
8. Выберите из предложенного списка черты тоталитарного режима:
1) защита прав не только большинства, но и оппозиции
2) господство единственной идеологии
3) сращивание партийного и государственного аппарата
4) вмешательство в частную жизнь граждан
5) альтернативность выборов
9. Выберите из предложенного списка функции политической власти:
1) забота о подготовке жилищного фонда к зиме
2) защита стабильности и целостности общества
3) назначение пенсий в связи с нетрудоспособностью
4) повседневное управление важнейшими процессами жизни общества
5) предотвращение социальных потрясений
VI. Установите соответствие.
10.Установите соответствие между признаками и политическими организациями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ А) представление интересов отдельных социальных групп Б) участие в выборах депутатов местных законодательных собраний В) издание общеобязательных правовых норм Г) формирование правоохранительных органов Д) установление налогов | ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ государство политическая партия |
| А | Б | В | Г | Д | |
| | | | | | |
VII. Сформулируйте ответы в свободной форме.
11. Назовите принципы формирования, функции, орган исполнительной власти Российской Федерации. ________________________________
12. Назовите не менее трех форм участия гражданина Российской Федерации в политической жизни_________________________
Литература для учителя:
1. Бабленкова И.И., В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо 2019
2.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ. Вита.М.,1999
3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
4. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999
5.Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся для 9-х классов / Под ред. Л.Н.Боголюбова. Ю.И.Аверьянова издательство «Просвещение М., 2012
Литература для учащихся:
1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2014 г
2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2014 г
3. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
4. Конституция РФ.- М.,2018
5. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.: «Экзамен», 2020
Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ:
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.