Министерство общего и профессионального образования ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Шахтинский профессиональный лицей № 33
имени 96-й гвардейской стрелковой дивизии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Выполнение подготовительных работ
2021
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ методической комиссией Зам. директора по УПР
профессионального цикла _________ Н.А. Дукова
протокол № __ от « » августа 2021 г. « » августа 2021 г.
Председатель методической комиссии: ______________/ Н.П.Сидорова
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 668)
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области«Шахтинский профессиональный лицей № 33»
Разработчики:
Сидорова Н.П., мастер производственного обучения ГБПОУ РО ПЛ №33
Рецензенты:
__________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, место работы
__________________________________________________________________
Ф.И.О., должность, место работы
СОГЛАСОВАНО
Работодатель:
_________________ Панченко В.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П. ИП Панченко и С «Фабрика народных промыслов»
(занимаемая должность, наименование предприятия)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И содержание профессионального модуля | 7 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 14 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 17 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение подготовительных работ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение подготовительных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.
ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.
ПК 1.3. Составлять колера.
ПК.1.4. Оформлять фоны.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении (в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации) по профессии рабочего: 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (На основании приложения к лицензии №1876 от 9 декабря 2011 г.)
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
изготовления планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ для художественно-оформительских работ;
подготовки рабочих поверхностей;
оформления фона различными способами.
уметь:
соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ;
обрабатывать заготовки для изготовления конструкций основ;
приготовлять клеевые, масляные и эмульсионные составы;
подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;
переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;
использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);
знать:
технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;
назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования;
основные операции обработки древесины (разметка, раскалывание, резание, пиление, строгание, сверление, шлифование);
последовательность операций по изготовлению заготовок и порядок сборки конструкций основ для художественно-оформительских работ;
требования предъявляемые к окрашиваемым поверхностям;
правила подготовки поверхности под отделку;
состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов;
способы приготовления клеевых, масляных и эмульсионных составов;
виды, назначение, состав и свойства красителей;
правила составления колеров;
правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 295 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 121 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 81 час;
самостоятельной работы обучающегося – 40 часов;
учебной практики – 120 часов;
производственной практики-72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение подготовительных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ |
ПК 1.2. | Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов |
ПК 1.3. | Составлять колера |
ПК 1.4. | Оформлять фоны |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1 – 1.4 | Раздел 1. Техника подготовительных работ в художественном оформлении | 313 | 81 | 46 | 40 | 120 | 72 |
| Учебная практика, часов | | | | | 848120488 | |
| Производственная практика, часов | | | | | | 72 |
| Всего: | 313 | 81 | 46 | 40 | 120 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. ПМ 01. Выполнение подготовительных работ | | | |
МДК. 01.01.Техника подготовительных работ в художественном оформлении | | 81 |
Введение | Содержание | 1 | |
1 | Цели и задачи профессионального модуля. Связь модуля с другими модулями и учебными дисциплинами | | 2 |
Тема 1.1. Изготовление подрамников, планшетов, стендов. | Содержание | 5 | |
1 | Основные операции обработки древесины: пиление, строгание, долбление, шлифование. Назначение, разновидность, устройство инструментов и приспособлений. Сборка деталей подрамников, планшетов, стендов. Техника безопасности при выполнении столярных работ. Место хранения инструмента. Использование инструмента. Работа с режущими инструментами. Работа ножовкой. Работа электроинструментами. | 3 |
Практические занятия | 8 | |
№1 | Расчет и разметка материалов для планшета |
№2 | Шлифование деталей для планшета |
№3 | Крепление деталей из древесины различными способами |
№4 | Шлифование деталей для подрамника |
Контрольная работа №1 | 1 | 3 |
Тема 1.2. Подготовка рабочих поверхностей из различных материалов к художественно-оформительским работам, изготовление клеевых, масляных, эмульсионных составов.. | Содержание | | |
1 | Технология обтяжки планшетов бумагой, грунтование. Технология обтяжки подрамников тканью, грунтование . | 7 | 3 |
2 | Проклейка, грунтовка холста для работы маслом. Подготовка деревянных оснований к покраске.Подготовка основания из гипсокартона, штукатурки. | 3 |
3 | Состав и свойства применяемых клеев, масляных и эмульсионных грунтов.Приготовление масляных и эмульсионных грунтов. Состав и свойства имитационных материалов. | 3 |
| | 3 |
Практические занятия | 8 | |
№5 | Техническое копирование картинки на подготовленную поверхность |
№6 | Подготовка деревянных основ под окраску |
№7 | Подготовка металлических основ под окраску |
№8 | Подготовка гипсокартонной основы под покраску |
Контрольная работа №2 | 1 | 3 |
Тема 1.3. Составление колеров из различных красочных составов. | Содержание | 6 | |
1 | Требования к выбору красочного состава. Совместимость красок. Технология подбора цветового решения при оформлении интерьера и экстерьера. Зависимость консистенции колера от основания. | 3 |
Практические занятия | 8 | |
№9 | Чтение таблицы совместимости красок |
№10 | Выполнить работу техникой лессировки |
№11 | Составить колористический подбор цветов для оформления жилых комнат разного назначения |
№12 | Составить колористический подбор цветов по временам года |
| Контрольная работа №3 | 1 | 3 |
Тема 1.4. Оформление фонов и основ. | Содержание | 12 | |
1 | Приемы работы гуашью. Оформление фонов приемами флейцевания, торцевания (кистью, поролоном, тканью) | | 3 |
4 | Приемы работы акварелью: отмывка, растяжка фона, лессировка, алла-прима, по «сырому». | 3 |
3 | Приемы работы акриловыми красками. | 3 |
4 | Аэрография. Трафарет с использованием пульверизатора. Техника безопасности при работе с аэрографом и пульверизатором | 3 |
5 | Состав и свойства имитационных материалов. Основные приемы применения имитационных материалов. |
Практические занятия | 22 | |
№13 | Флейцевание и торцевание поролоном |
№14 | Обмывка акварелью |
№15 | Лессировка акварелью |
№16 | Растяжка акварелью |
№17 | Растяжка гуашью |
№18 | Техника «на брызг» |
№19 | Техника «сухая кисть» |
№20 | Имитация дерева |
№21 | Имитация камня, имитация кирпича |
№22 | Имитация металла и кожи |
№23 | Имитация малахита |
Итоговая контрольная работа 4 | 1 | 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ . Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Самостоятельное изучение правил изготовления грунтовочных, лакокрасочных составов, покрытие поверхностей. Тематика внеурочной самостоятельной работы: - Изготовление подрамника, обтяжка, проклейка и грунтовка под масляные краски. -Ознакомление с особенностями, видами, свойствами современных синтетических материалов. -Выполнение покрывных работ различных по тематике и видам. - Выполнение имитаций. | 40 | |
Учебная практика Виды работ: - Изготовление конструкции основ для художественно-оформительских работ. - Подготовка к художественно-оформительским работам рабочих поверхностей из различных материалов. - Составление колера. - Оформление фонов. | 120 | |
Производственная практика Виды работ: Подготовка поверхности для рекламной вывески Подготовка основы под стенд | 72 | |
Всего | 313 | |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета оформительских работ, столярной мастерской.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Оформительские работы»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядный пособий (плакаты, стенды, макеты, планшеты по выполнению оформительских работ);
- комплект учебно-методической документации;
- методические указания по выполнению практических работ;
- комплект оценочных средств;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- комплект инструментов и принадлежностей: чертежная доска, металлические линейки, угольники, транспортиры, циркули (круговой, кронциркуль, измерительный), рейсшина, рейсфедер, лекала, трафареты, флейцы, валики, кисти щетинные, ножовка, наборы трафаретов, резаки, молоток, напильники, набор карандашей различной твердости;
- материалы: набор гуаши, акварельные краски, водо-дисперсионная белая краска, клей ПВА, ватман Ф А-1, фанера, гипсокартон, стекло, органическое стекло, масляная краска, универсальная грунтовка, олифа, шпатлевка, бруски деревянные, наждачная бумага;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор, демонстрационный экран принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование столярной мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочее место мастера производственного обучения;
- рабочие столы по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядный пособий (альбомы, плакаты, стенды, макеты);
- пила торцовочная GCM 10J;
- настольный сверлильный станок;
- струбцины столярные;
- электрический лобзик;
- электрический рубанок;
- электрическая дрель;
- ручные лобзики;
- шуруповёрт;
- наборы пилок для лобзика по дереву
- степлер Rapid R 253;
- документация по технике безопасности.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
1. Фиталева С.В., Барабошина Д.А. Основы технологии художественно-оформительских работ. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
1. Беккерман Я.И. Технология оформительских работ. М.: Высшая школа, 2010
2. Лопес М.В. Декоративно-малярные техники. М.:АСТ-ПРЕСС,2010.
3.Арзумян Р.Е., Ищенко И.С., Неелов В.А.. Иллюстрированное пособие для маляров. М.: 2008
4. Черепахина А.Н. История художественной отделки изделий из древесины. – М.: Высшая школа, 2009.
5. Шепелев А.М. Штукатурные декоративно-художественные работы.- М.: Высшая школа, 2011.
6. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. –М.: Высшая школа, 1991.
7. Ивлиев А.А, Кальгин А.А., Реставрационные работы. М.:Изобразительное искусство, 2007.
Графические редакторы Adobe Photoshop, Microsoft Paint, Corel Draw, Macromedia Free Hand, Adobe Illustrator.
Интернет – ресурсы:
www.rwr.ru |
www.kak.ru |
www.advertology.ru |
www.es.ru |
www.reklamodatel.ru |
www.adware-info.al.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение подготовительных работ» проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями междисциплинарного курса «Выполнение подготовительных работ». Освоение профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля предполагает сформированность умений и знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла: «Основы дизайна и композиции», «Основы материаловедения», а также наличие практического опыта, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение подготовительных работ» и профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера производственного обучения: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ. | соответствие выполнения основных приемов техники черчения требованиям ОСТ 29.127-2002; выполнение основных операций обработки древесины в соответствии с технологической картой; соблюдение технологической последовательности обработки заготовок для конструкций основ; соблюдение порядка сборки планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ; правильность подбора и использования инструментов и приспособлений для выполнения работ; соблюдение правил ТБ при выполнении подготовительных работ | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов. | - точность и аккуратность подготовки рабочих поверхностей; - выполнение грунтовки под отделку в соответствии с правилами; соблюдение технологии приготовления клеевых, масляных, эмульсионных составов; соблюдение правил ТБ при выполнении подготовительных работ | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
ПК 1.3. Составлять колера. | составление колеров в соответствии с правилами; соответствие свойств используемых красителей назначению; соблюдение правил ТБ при составлении колеров | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
ПК.1.4. Оформлять фоны. | - точность и аккуратность нанесения колера на поверхность; - владение приемами имитации различных природных и искусственных материалов; | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | -выступления на научно-практических конференциях, -участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т.п.), - высокие показатели производственной деятельности. | Наблюдение за деятельностью обучающегося на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике, при подведении итогов профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и др Анкетирование, индивидуальные беседы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - рациональность планирования деятельности при выполнении профессиональных задач, - своевременность выполнения практических заданий, внеаудиторных самостоятельных работ. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: -на практических занятиях (при решении ситуационных задач, участии в деловых играх и тд.); - в процессе выполнении внеаудиторных самостоятельных работ (подготовка рефератов, докладов и т.д.); - при выполнении работ на различных этапах учебной и производственной практики; - при проведении контрольных работ, дифференцированных зачетов, экзамена (квалификационного) по модулю. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - эффективность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач при выполнении различных работ; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - результативность работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, периодическими изданиями, интернет-ресурсами в ходе поиска необходимой информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ, - оформление технической и отчетной документации в электронном виде |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие: - с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов), - с преподавателями, мастерами ПО в ходе обучения, - с коллегами в ходе производственной практики |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | -понимание необходимости исполнения воинской обязанности, - готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля Анкетирование, индивидуальные беседы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - рациональность планирования и организации деятельности при выполнении шрифтовых работ, - своевременность сдачи практических работ, выполнения самостоятельных работ, творческих заданий. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области выполнения художественных надписей различных видов; самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | организация работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, периодическими изданиями, интернет-ресурсами | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля Оценка выполнения внеурочных самостоятельных работ |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | работа с графическими редакторами Adobe Photoshop, Microsoft Paint, Corel Draw, Macromedia Free Hand, Adobe Illustrator. | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля Оценка выполнения внеурочных самостоятельных работ |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе обучения |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | демонстрация понимания необходимости исполнения воинской обязанности видение применения своих профессиональных знаний в армии | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе обучения |