СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Выполнение подготовительных работ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Выполнение подготовительных работ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессии среднего  профессионального образования (далее СПО)  072500.01    Исполнитель художественно-оформительских работ

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Выполнение подготовительных работ»

Министерство общего и профессионального образования ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский профессиональный лицей № 33

имени 96-й гвардейской стрелковой дивизии»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



ПМ.01 Выполнение подготовительных работ






















2021



ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ методической комиссией Зам. директора по УПР

профессионального цикла _________ Н.А. Дукова

протокол № __ от « » августа 2021 г. « » августа 2021 г.

Председатель методической комиссии: ______________/ Н.П.Сидорова


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 668)



Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области«Шахтинский профессиональный лицей № 33»



Разработчики:

Сидорова Н.П., мастер производственного обучения ГБПОУ РО ПЛ №33




Рецензенты:

__________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, место работы


__________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, место работы

СОГЛАСОВАНО

Работодатель:

_________________ Панченко В.В.

(подпись) (Ф.И.О.)



М.П. ИП Панченко и С «Фабрика народных промыслов»

(занимаемая должность, наименование предприятия)



СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


6

3. СТРУКТУРА И содержание профессионального модуля


7

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


14

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


17


































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Выполнение подготовительных работ



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение подготовительных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.

ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

ПК 1.3. Составлять колера.

ПК.1.4. Оформлять фоны.


Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении (в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации) по профессии рабочего: 54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ (На основании приложения к лицензии №1876 от 9 декабря 2011 г.)

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • изготовления планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ для художественно-оформительских работ;

  • подготовки рабочих поверхностей;

  • оформления фона различными способами.

уметь:

  • соблюдать последовательность выполнения подготовительных работ;

  • обрабатывать заготовки для изготовления конструкций основ;

  • приготовлять клеевые, масляные и эмульсионные составы;

  • подготавливать рабочие поверхности, загрунтовывать их;

  • переводить на намеченные места буквы и нумерации шрифта;

  • использовать приемы имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи, металла, пластика);

знать:

  • технологическую последовательность выполнения подготовительных работ;

  • назначение, классификацию, разновидности, устройство инструментов и приспособлений для выполнения художественно-оформительских работ, правила пользования;

  • основные операции обработки древесины (разметка, раскалывание, резание, пиление, строгание, сверление, шлифование);

  • последовательность операций по изготовлению заготовок и порядок сборки конструкций основ для художественно-оформительских работ;

  • требования предъявляемые к окрашиваемым поверхностям;

  • правила подготовки поверхности под отделку;

  • состав и свойства применяемых клеев, грунтов, имитационных материалов;

  • способы приготовления клеевых, масляных и эмульсионных составов;

  • виды, назначение, состав и свойства красителей;

  • правила составления колеров;

  • правила техники безопасности при выполнении подготовительных работ.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 295  часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 121 час, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 81 час;

самостоятельной работы обучающегося – 40 часов;

учебной практики – 120 часов;

производственной практики-72 часа.



















2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение подготовительных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ

ПК 1.2.

Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов


ПК 1.3.

Составлять колера

ПК 1.4.

Оформлять фоны

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)






3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля



3.1. Тематический план профессионального модуля



Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1 – 1.4


Раздел 1. Техника подготовительных работ в художественном оформлении

313

81

46

40

120

72


Учебная практика, часов





848120488



Производственная практика, часов






72


Всего:

313

81

46

40

120

72







3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ПМ 01. Выполнение подготовительных работ




МДК. 01.01.Техника подготовительных работ в художественном оформлении


81

Введение

Содержание

1



1

Цели и задачи профессионального модуля. Связь модуля с другими модулями и учебными дисциплинами


2

Тема 1.1. Изготовление подрамников, планшетов, стендов.

Содержание

5


1

Основные операции обработки древесины: пиление, строгание, долбление, шлифование. Назначение, разновидность, устройство инструментов и приспособлений. Сборка деталей подрамников, планшетов, стендов.

Техника безопасности при выполнении столярных работ. Место хранения инструмента. Использование инструмента. Работа с режущими инструментами. Работа ножовкой. Работа электроинструментами.

3

Практические занятия

8


№1

Расчет и разметка материалов для планшета

№2

Шлифование деталей для планшета

№3

Крепление деталей из древесины различными способами

№4

Шлифование деталей для подрамника

Контрольная работа №1

1

3

Тема 1.2. Подготовка рабочих поверхностей из различных материалов к художественно-оформительским работам, изготовление клеевых, масляных, эмульсионных составов..

Содержание



1

Технология обтяжки планшетов бумагой, грунтование. Технология обтяжки подрамников тканью, грунтование .

7

3

2

Проклейка, грунтовка холста для работы маслом. Подготовка деревянных оснований к покраске.Подготовка основания из гипсокартона, штукатурки.

3

3

Состав и свойства применяемых клеев, масляных и

эмульсионных грунтов.Приготовление масляных и эмульсионных

грунтов. Состав и свойства имитационных материалов.

3



3

Практические занятия

8


№5

Техническое копирование картинки на подготовленную поверхность

№6

Подготовка деревянных основ под окраску

№7

Подготовка металлических основ под окраску

№8

Подготовка гипсокартонной основы под покраску

Контрольная работа №2

1

3

Тема 1.3. Составление колеров из различных красочных составов.

Содержание

6


1

Требования к выбору красочного состава. Совместимость красок.

Технология подбора цветового решения при оформлении интерьера и

экстерьера. Зависимость консистенции колера от основания.

3

Практические занятия

8


№9

Чтение таблицы совместимости красок

№10

Выполнить работу техникой лессировки

№11

Составить колористический подбор цветов для оформления жилых комнат разного

назначения

№12

Составить колористический подбор цветов по временам года


Контрольная работа №3

1

3

Тема 1.4. Оформление фонов и основ.

Содержание

12


1

Приемы работы гуашью. Оформление фонов приемами флейцевания, торцевания (кистью, поролоном, тканью)


3

4

Приемы работы акварелью: отмывка, растяжка фона, лессировка, алла-прима, по «сырому».

3

3

Приемы работы акриловыми красками.

3

4

Аэрография. Трафарет с использованием пульверизатора. Техника безопасности при работе с аэрографом и пульверизатором

3

5

Состав и свойства имитационных материалов. Основные приемы применения имитационных материалов.

Практические занятия

22


№13

Флейцевание и торцевание поролоном

№14

Обмывка акварелью

№15

Лессировка акварелью

№16

Растяжка акварелью

№17

Растяжка гуашью

№18

Техника «на брызг»

№19

Техника «сухая кисть»

№20

Имитация дерева

№21

Имитация камня, имитация кирпича

№22

Имитация металла и кожи

№23

Имитация малахита

Итоговая контрольная работа 4

1

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ .

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Самостоятельное изучение правил изготовления грунтовочных, лакокрасочных составов, покрытие поверхностей.

Тематика внеурочной самостоятельной работы:

- Изготовление подрамника, обтяжка, проклейка и грунтовка под масляные краски.

-Ознакомление с особенностями, видами, свойствами современных синтетических материалов.

-Выполнение покрывных работ различных по тематике и видам.

- Выполнение имитаций.

40


Учебная практика

Виды работ:

- Изготовление конструкции основ для художественно-оформительских работ.

- Подготовка к художественно-оформительским работам рабочих поверхностей из различных материалов.

- Составление колера.

- Оформление фонов.

120


Производственная практика

Виды работ:

Подготовка поверхности для рекламной вывески

Подготовка основы под стенд

72


Всего

313






4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета оформительских работ, столярной мастерской.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Оформительские работы»:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядный пособий (плакаты, стенды, макеты, планшеты по выполнению оформительских работ);

- комплект учебно-методической документации;

- методические указания по выполнению практических работ;

- комплект оценочных средств;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- комплект инструментов и принадлежностей: чертежная доска, металлические линейки, угольники, транспортиры, циркули (круговой, кронциркуль, измерительный), рейсшина, рейсфедер, лекала, трафареты, флейцы, валики, кисти щетинные, ножовка, наборы трафаретов, резаки, молоток, напильники, набор карандашей различной твердости;

- материалы: набор гуаши, акварельные краски, водо-дисперсионная белая краска, клей ПВА, ватман Ф А-1, фанера, гипсокартон, стекло, органическое стекло, масляная краска, универсальная грунтовка, олифа, шпатлевка, бруски деревянные, наждачная бумага;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор, демонстрационный экран принтер, сканер, модем (спутниковая система), проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения.


Оборудование столярной мастерской и рабочих мест мастерской:

- рабочее место мастера производственного обучения;

- рабочие столы по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядный пособий (альбомы, плакаты, стенды, макеты);

- пила торцовочная GCM 10J;

- настольный сверлильный станок;

- струбцины столярные;

- электрический лобзик;

- электрический рубанок;

- электрическая дрель;

- ручные лобзики;

- шуруповёрт;

- наборы пилок для лобзика по дереву

- степлер Rapid R 253;

- документация по технике безопасности.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники:

1. Фиталева С.В., Барабошина Д.А. Основы технологии художественно-оформительских работ. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Дополнительные источники:

1. Беккерман Я.И. Технология оформительских работ. М.: Высшая школа, 2010

2. Лопес М.В. Декоративно-малярные техники. М.:АСТ-ПРЕСС,2010.

3.Арзумян Р.Е., Ищенко И.С., Неелов В.А.. Иллюстрированное пособие для маляров. М.: 2008

4. Черепахина А.Н. История художественной отделки изделий из древесины. – М.: Высшая школа, 2009.

5. Шепелев А.М. Штукатурные декоративно-художественные работы.- М.: Высшая школа, 2011.

6. Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. –М.: Высшая школа, 1991.

7. Ивлиев А.А, Кальгин А.А., Реставрационные работы. М.:Изобразительное искусство, 2007.


Графические редакторы Adobe Photoshop, Microsoft Paint, Corel Draw, Macromedia Free Hand, Adobe Illustrator.

Интернет – ресурсы:

www.rwr.ru

www.kak.ru

www.advertology.ru

www.es.ru

www.reklamodatel.ru

www.adware-info.al.ru








4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Учебная практика для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение подготовительных работ» проводится рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями междисциплинарного курса «Выполнение подготовительных работ». Освоение профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля предполагает сформированность умений и знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла: «Основы дизайна и композиции», «Основы материаловедения», а также наличие практического опыта, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение подготовительных работ» и профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

Мастера производственного обучения: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.


















5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Изготавливать конструкции основ для художественно-оформительских работ.


  • соответствие выполнения основных приемов техники черчения требованиям ОСТ 29.127-2002;

  • выполнение основных операций обработки древесины в соответствии с технологической картой;

  • соблюдение технологической последовательности обработки заготовок для конструкций основ;

  • соблюдение порядка сборки планшетов, стендов, подрамников и других конструкций основ;

  • правильность подбора и использования инструментов и приспособлений для выполнения работ;

  • соблюдение правил ТБ при выполнении подготовительных работ

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы


Тестирование


Экспертная оценка на практическом занятии


ПК 1.2. Подготавливать к художественно-оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов.

- точность и аккуратность подготовки рабочих поверхностей;

- выполнение грунтовки под отделку в соответствии с правилами;

  • соблюдение технологии приготовления клеевых, масляных, эмульсионных составов;

  • соблюдение правил ТБ при выполнении подготовительных работ


Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы


Тестирование


Экспертная оценка на практическом занятии



ПК 1.3. Составлять колера.



  • составление колеров в соответствии с правилами;

  • соответствие свойств используемых красителей назначению;

  • соблюдение правил ТБ при составлении колеров




Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы


Тестирование


Экспертная оценка на практическом занятии


ПК.1.4. Оформлять фоны.


- точность и аккуратность нанесения колера на поверхность;

- владение приемами имитации различных природных и искусственных материалов;

  • соблюдение правил ТБ при работе

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе работы


Тестирование


Экспертная оценка на практическом занятии



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-выступления на научно-практических конференциях,

-участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т.п.),

- высокие показатели производственной деятельности.


Наблюдение за деятельностью обучающегося на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике, при подведении итогов профессиональных конкурсов, олимпиад, викторин и др Анкетирование, индивидуальные беседы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- рациональность планирования деятельности при выполнении профессиональных задач,

- своевременность выполнения

практических заданий, внеаудиторных самостоятельных работ.


Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

-на практических занятиях (при решении ситуационных задач, участии в деловых играх и тд.);

- в процессе выполнении внеаудиторных самостоятельных работ (подготовка рефератов, докладов и т.д.);

- при выполнении работ на различных этапах учебной и производственной практики;

- при проведении контрольных работ, дифференцированных зачетов, экзамена (квалификационного) по модулю.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- эффективность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач при выполнении различных работ;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- результативность работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, периодическими изданиями, интернет-ресурсами в ходе поиска необходимой информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ,

- оформление технической и отчетной документации в электронном виде

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

взаимодействие:

- с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов),

- с преподавателями, мастерами ПО в ходе обучения,

- с коллегами в ходе производственной практики

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

-понимание необходимости исполнения воинской обязанности,

- готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля

Анкетирование, индивидуальные беседы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- рациональность планирования и организации деятельности при выполнении шрифтовых работ,

- своевременность сдачи практических работ, выполнения самостоятельных работ, творческих заданий.


Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля


Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области выполнения художественных надписей различных видов;

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

  • организация работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, периодическими изданиями, интернет-ресурсами

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля


Оценка выполнения внеурочных самостоятельных работ

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • работа с графическими редакторами Adobe Photoshop, Microsoft Paint, Corel Draw, Macromedia Free Hand, Adobe Illustrator.

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля


Оценка выполнения внеурочных самостоятельных работ

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе обучения

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

  • демонстрация понимания необходимости исполнения воинской обязанности

  • видение применения своих профессиональных знаний в армии

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе обучения