Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. № 1555, примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, утвержденной 04.04.2017 г., регистрационный номер 15.01.32 - 170404. и рекомендаций социального партнера АО «Авиаавтоматика» им. В.В.Тарасова ».
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 156 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 148 часов; самостоятельной работы обучающегося – 8 часов;
учебная практика – 366 часов; производственная практика – 108 часов.
Наименование разделов и тем ПМ и МДК | Содержание учебного материала: лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1 | Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа | 338 |
МДК 01.01 | Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа по стадиям технологического процесса. | |
Ведение | Содержание учебного материала | 2 |
1.Содержание рабочего места станочника | |
2.Основные понятия о гигиене труда. Гигиенические нормативы. |
3.Производственная санитария, ее задачи. Санитарно-гигиенические нормы производственных помещений. |
4. Профилактика профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда на предприятии. Оказание первой помощи пострадавшим и самопомощь при травмах |
Тема 1.1. Охрана труда | Содержание учебного материала | 2 |
1.Требования охраны труда. Основы законодательства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. | |
2.Правила поведения на территории и в цехах предприятия. Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при работе станочника. |
3.Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током. Защита от прикосновения к токоведущим частям. Первая помощь при поражении электрическим током. |
4.Пожарная безопасность. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Противопожарные мероприятия. Огнетушительные средства и правила их применения. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. |
Тема 1.2 Основы резания металлов | Содержание учебного материала | 6 |
1. Основы теории резания. Сущность процесса резания. | 2 |
2.Режимы резания на металлорежущем станочном оборудовании. |
3.Методы обработки металлов резанием: точение, сверление, фрезерование, протягивание, шлифование | 2 |
4. Геометрия режущего инструмента | 2 |
5.Элементы режимов резания, физические явления при резании |
Тема 1.3 Металлообрабатывающие станки различных типов | Содержание учебного материала | 6 |
1.Устройство, технические характеристики и принцип работы металлообрабатывающих станков различных типов | 2 |
2.. Компоновочные виды металлообрабатывающих станков |
3.Приводы станков, главное движение резца и движения подачи. | 2 |
4.Правила и методы подналадки металлообрабатывающих станков |
5.Виды работ, выполняемых на станочном оборудовании и оснастка станков для их выполнения. Приспособления для крепления деталей и режущего инструмента. | 2 |
6.Условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений в зависимости от типа производства. Установочные детали и механизмы, опоры, установочные пальцы, оправки, цанги, базирование деталей в приспособлениях |
Тема 1.4. Устройство, принцип работы и кинематика станков токарной группы | Содержание учебного материала | 2 |
1Типы токарных станков и их технические характеристики | |
2 Виды работ и назначение разных типов станков токарной группы |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа № 1 Ознакомление с органами управления станка. | 2 |
Практическая работа № 2 Изготовление деталей начальной сложности. | 2 |
Тема 1.5. Оснастка и технология работ на станках токарной группы | Содержание учебного материала | 12 |
1.Типы и назначение токарных резцов, многорезцовые головки. | 2 |
2.Геометрия резцов, поверхности и углы резцов. Заточка резцов и способы проверки заточки. |
3.Сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки. | 2 |
4.Технология обработки наружных цилиндрических поверхностей. |
5.Обработка отверстий. |
6.Нарезания крепежной резьбы и резьбы движения. | 2 |
7.Обработка конусных и фасонных поверхностей | 2 |
8.Обработка поверхностей со сложной установкой | 2 |
9.Накатка и отделка поверхностей | 2 |
Практические занятия | 14 |
Практическая работа № 3 Разбор конструкторской и технологической документации | 2 |
Практическая работа № 4 Решение задач по определению режимов резания | 2 |
Практическая работа № 5 Расчет режимов резания для станков токарной группы | 2 |
Практическая работа № 6 Определение частоты вращения шпинделя по заданной скорости резания. Выбор количества переходов, глубины резания для конкретных условий обработки | 2 |
Практическая работа № 7 Определение по таблицам диаметра стержня и отверстия для нарезания резьбы метчиками и плашками в зависимости от обрабатываемого материала | 2 |
Практическая работа № 8 Изучение технологических процессов токарной обработки деталей | 2 |
Практическая работа № 9 Расчет конусности и уклона. Подбор инструмента и приспособления для обработки конических поверхностей заданных параметров | 2 |
Разбор технологических процессов изготовления деталей на токарных станках |
Тема 1.6. Устройство, принцип работы и кинематика станков фрезерной группы.. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Типы фрезерных станков и их технические характеристики |
Практические занятия | 4 |
1. Практическая работа № 10 Ознакомление с органами управления станка. |
2. Практическая работа № 11 Изготовление деталей начальной сложности. |
Тема 1.7. Оснастка и технология работ на станках фрезерной группы | Содержание учебного материала | 6 |
1.Элементы фрезерования плоских поверхностей | 2 |
2.Фрезерование пазов, прорезей, шипов |
3. Фрезерование цилиндрических поверхностей | 2 |
4.Фрезерование прямоугольных поверхностей |
5.Фрезерование радиусных, наружных и внутренних поверхностей | 2 |
6.Фрезерование уступов, канавок |
7.Фрезерование однозаходной резьбы, спиралей, зубьев |
Практические занятия | 8 |
Практическая работа № 12 Расчет режимов резания при фрезеровании плоскостей и скосов. Выбор типа и размеров фрезы. | 2 |
Практическая работа № 13 Изучение технологических процессов фрезерной обработки деталей | 2 |
Практическая работа № 14 Подбор инструмента и приспособления для фрезерования радиусных, наружных и внутренних поверхностей | 2 |
Практическая работа № 15Базирование заготовок и привязка инструмента | 2 |
Тема 1.8 Устройство, принцип работы и кинематика станков | Содержание учебного материала | 2 |
1.Кругло и плоскошлифовальные станки: устройство и принципы работы |
Практические занятия | 4 |
шлифовальной группы | Практическая работа № 16 Ознакомление с органами управления станка | 2 |
Практическая работа № 17 Установка и базирование деталей | 2 |
Тема 1.9. Оснастка и технология работы на станках шлифовальной группы | Содержание учебного материала | 2 |
1.Типы и назначение, маркировка шлифовальных кругов и сегментов |
2.Обработка заготовок при бесцентровом шлифовании |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 18 Обработка деталей согласно чертежа |
Тема 1.10 Устройство, принцип работы и кинематика станков сверлильной группы | Содержание учебного материала | |
1.Типы сверлильных станков, принцип работы | 2 |
2. Вертикальные и радиально сверлильные станки |
Тема 1.11. Оснастка и технология работ на станках сверлильной группы. | Содержание учебного материала | 4 |
1.Режущие и контрольно-измерительные приборы и инструменты: спиральные сверла, метчики, зенкеры, развертки |
2.Основы резания металлов, материалы заготовок и режущего инструмента. Допуски размеров |
3.Технологические процессы и режимы резания на станках сверлильной группы |
4.Виды работ и технология их выполнения на сверлильных станках |
Практические занятия | 6 |
Практическая работа № 19 Расчет режимов резания для станков сверлильной группы | 2 |
Практическая работа № 20 Приспособления для крепления заготовок и инструментов на сверлильных станках. Кондукторы | 2 |
Практическая работа № 21 Выбор приспособлений для определенных сверлильных операций | 2 |
Тема 1.12. Устройство, принцип работы и кинематика станков копировальных и шпоночных типов | Содержание учебного материала | |
1.Устройство и принцип работы станков копировальных и шпоночных типов | 2 |
2.Кинематика станков |
Тема 1.13. Оснастка и технология работы на копировальных и шпоночных станках. | Содержание учебного материала | |
1. Режущие инструменты для копировальных и шпоночных станков, из назначение | 2 |
2.Технические характеристики режущих инструментов, способы крепления и заточки |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа № 22 Расчет режимов резания при обработке деталей на копировальных и шпоночных станках | 2 |
Практическая работа № 23 Технология обработки шпоночного паза | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 | Работа с нормативной, учебной и специальной технической литературой с использованием методических рекомендаций преподавателя. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление результатов лабораторных работ и практических занятий, отчётов, подготовка к их защите | 4 |
Учебная практика | Виды работ: крепление заготовок и режущих инструментов; установка и выверка деталей на столе станка и в приспособлениях; управление металлорежущими станками: сверлильными, токарными, фрезерными и шлифовальными, копировальными, шпоночными; сверление, рассверливание, зенкерование, растачивание сквозных и глухих отверстий в деталях на сверлильных станках; нарезание различных видов резьбы на сверлильных станках; обработка деталей на металлорежущих станках: сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных, копировальных, шпоночных с соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой; фрезерование плоских и цилиндрических, открытых и полуоткрытых, различных конфигураций и сопряжений поверхностей, пазов, прорезей, шипов, различными типами фрез; фрезерование прямоугольных и радиусных наружных и внутренних поверхностей уступов, пазов, канавок, однозаходных резьб, спиралей, зубьев шестерён, зубчатых колёс и реек; обдирка и шлифование под размер заготовок деталей на шлифовальных станках различных типов; проверка качества обработки деталей | 240 |
Раздел 2 | Осуществление наладки обслуживаемых станков | 184 |
Тема 2.1. Формы заготовок и технология их изготовления | Содержание учебного материала | 8 |
1.Формы заготовок и способы их изготовления | 2 |
2.Литейное производство, формы и характеристики отливок | 2 |
3.Обработка металлов давлением. Прокатка, прессовка, ковка, штамповка | 4 |
4.Припуски и допуски для заготовок разных типов |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 24 Расчет припусков и допусков для заготовок разной конфигурации и материала |
Тема 2.2. Основы проектирования станочных приспособлений | Содержание учебного материала | 4 |
1.Способы установки заготовок. Правила выбора баз и способы базирования, погрешности базирования | 2 |
2.Выбор схемы базирования и закрепления заготовки | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа № 25.Определение силы зажима обрабатываемой заготовки | 2 |
Практическая работа № 26 Выбор схемы базирования и закрепления заготовки | 2 |
Тема 2.3 Наладка станков и технологический процесс | Содержание учебного материала | 6 |
1.Назначение и объём наладочных работ. Типовые методы наладок. Общие сведения о порядке наладки станков 2.Способы, методы и технологический процесс наладки, подналадки металлорежущих станков | 2 |
3.Техническая документация для наладки различных металлообрабатывающих станков. Подготовка станка к настройкам 4. Настройка режимов резания. Установка, выверка и закрепление режущего инструмента на токарных станках | 2 |
5. Подготовка металлорежущего станка к работе Особенности наладки станков разного типа | 2 |
| Практические занятия | 6 |
Практическая работа № 27 Наладка, подналадка станка и погрешности обработки | 2 |
Практическая работа № 28 Наладка и подналадка станка при единичном и массовом типах производства | 2 |
Практическая работа № 29 Настройка токарного станка | 2 |
Тема 2.4 Проверка качества обработки деталей | Методы и средства контроля качества обработанных поверхностей, погрешности обработки, основные виды дефектов (брака) и способы их предупреждения. | 2 |
Тема 2.5. Способы проверки нормы точности и правила их технического обслуживания станков | 1.Виды погрешностей станков, производительность и надёжность металлообрабатывающих станков 2.Правила эксплуатации металлообрабатывающих станков | 2 |
Практические занятия | 8 |
Практическая работа № 30 Выполнение работ по настройке и наладке металлообрабатывающих станков токарной группы | 2 |
Практическая работа № 31 Выполнение работ по настройке и наладке металлообрабатывающих станков фрезерной группы | 2 |
Практическая работа № 32 Выполнение работ по настройке и наладке металлообрабатывающих станков расточной группы | 2 |
Практическая работа № 33 Выполнение работ по настройке и наладке металлообрабатывающих станков шлифовальной группы | 2 |
Тема 2.6 Управление подъемно-транспортным оборудованием | Содержание учебного материала | |
1.Классификация и назначение подъемно-транспортного оборудования машиностроительного производства | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 34 Управление подъемно-транспортным оборудованием |
Тема 2.7 Строповка и увязка грузов | Содержание | |
1Схемы строповки и увязки грузов для подъема, перемещения, установки и складирования | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 35 Строповка и увязка грузов |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 | Работа с нормативной, учебной и специальной технической литературой с использованием методических рекомендаций преподавателя. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление результатов практических занятий, отчётов, подготовка к их защите | 4 |
Учебная практика | Виды работ: наладка и подналадка обслуживаемых металлорежущих станков (сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальныхкопировальных, шпоночных) | 126 |
Производственная практика | Виды работ: строповка и увязка грузов для подъёма, перемещения, установки и складирования; установка крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях; установка сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору; наладка и подналадка универсальных металлорежущих станков; нарезание всевозможных резьб и спиралей на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчётов; обработка заготовок, деталей на универсальных сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках при бесцентровом шлифовании, токарной обработке, обдирке, сверлении отверстий под смазку; развёртывание поверхностей, сверление, фрезерование; фрезерование сложных крупногабаритных деталей и узлов; проверка качества обработки деталей | 108 |
| | 630 |
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Инженерная графика. Процессы формообразования и инструменты».
1. Багдасарова Т.А. Токарь – универсал. – М.: Академия, 2013. – 290 с.
2. Багдасарова Т.А. Выполнение работ по профессии «Токарь»: учебное пособие – М.: Академия, 2016. - 176 с.
3. Вереина Л.И. Краснов М.М. Справочник станочника. – М.: Академия, 2012.– 312 с.
4. Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Металлорежущие станки. – М.: Академия, 2012. – 360 с.
5. Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Книга для станочника: учебник – М.: Академия, 2000. – 336 с.
1. Металлорежущие станки: [Электронный ресурс] URL: eKnigi.org
2. Гаврилин А.М., Мельков Ю.П., Кутинин А.В. Расчет и проектирование металлорежущих станков [Электронный ресурс] URL: http://mexalib.com/
3.Стерин И.С. Слесарь-ремонтник металлорежущих станков – Л.: Лениздат, [Электронный ресурс] URL: http://techlib.org/
4.Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств [Электронный ресурс] URL: http://elektronik-chel.ru/
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки (указываются типы оценочных заданий и их краткие характеристики, например, практическое задание, в том числе ролевая игра, ситуационные задачи и др.; проект; экзамен, в том числе – тестирование, собеседование) |
ПК 1.1 Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) | Знания правила подготовки к работе и содержания рабочих мест станочника, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; | Тестирование Собеседование Экзамен |
Умения подготавливать к работе и обслуживать рабочие места станочника в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Действия выполнение подготовительных работ и обслуживания рабочего места станочника | Практическая работа Виды работ на практике Экспертное наблюдение |
ПК.1.2 Осуществлять подготовку к использованию инструмента, оснастки, подналадку металлорежущих станков различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с полученным заданием | Знания конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность металлорежущих станков различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных); устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов; | Тестирование Собеседование Экзамен |
Умения выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; | Практические занятия |
Действия подготовка к использованию инструмента и оснастки для работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с полученным заданием | Практическая работа Виды работ на практике |
ПК 1.3 Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с заданием | Знания правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; | Тестирование Собеседование Экзамен |
Умения устанавливать оптимальный режим обработки в соответствии с технологической картой; | Практические занятия |
Действия определение последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на металлорежущих станках станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с заданием | Практическая работа Виды работ на практике |
ПК 1.4. Вести технологический процесс обработки и доводки изделий на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией | Знания правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств | Тестирование Собеседование Экзамен |
Умения осуществлять обработку и доводку деталей, заготовок и инструментов на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных); | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Действия обработка и доводка деталей, заготовок и инструментов на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией | Практическая работа Виды работ на практике Экспертное наблюдение |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Дескрипторы: Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение потребности в информации и источников её получения. Осуществление эффективного поиска. Разработка детального плана действий. Оценка рисков на каждом шаге. Оценка плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Практическая работа Экспертное наблюдение Ситуационные задания |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Практические занятия Экспертное наблюдение Ситуационные задания |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Дескрипторы: Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач; проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты; структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности. | Практическая работа Экспертное наблюдение проект |
Умения: определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Дескрипторы: использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности); применение современной научной профессиональной терминологии; определение траектории профессионального развития и самообразования | Практическая работа Экспертное наблюдение проект |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать траектории профессионального и личностного развития | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Дескрипторы: участие в деловом общении для эффективного решения профессиональных задач; планирование профессиональной деятельности | Практическая работа Экспертное наблюдение Деловая игра |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействоватьс коллегами, руководством, клиентами | Практические занятия Деловая игра |
Знания: психология коллектива; психология личности; основы проектной деятельности | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | Дескрипторы: грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке; проявлять толерантность в рабочем коллективе | Практическая работа Экспертное наблюдение |
Умения: излагать свои мысли на государственном языке; оформлять документы. | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов. | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Дескрипторы: соблюдать правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте. | Практическая работа Экспертное наблюдение |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности). | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | Дескрипторы: сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры; поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности | Практическая работа Экспертное наблюдение |
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения. | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Дескрипторы: применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности | Практическая работа Экспертное наблюдение |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке | Дескрипторы: применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке; ведение общения на профессиональные темы | Практическая работа Экспертное наблюдение |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | Практические занятия Экспертное наблюдение |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности | Тестирование Собеседование Экзамен |
ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Дескрипторы: определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; составлять бизнес план; презентовать бизнес-идею; определение источников финансирования; применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела | Практическая работа Экспертное наблюдение проект |
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования | Практические занятия Экспертное наблюдение Деловая игра |
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты | Тестирование Собеседование Экзамен |