СОГЛАСОВАНО руководитель ШМО классных руководителей естественнонаучных дисциплин МБОУ СОШ №13 _________ Т.Ю. Лебедева Протокол №___ от «___» __________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МБОУ СОШ №13 ___________ Е.В. Сердюкова «___» ___________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №13 ____________Э. Ю.Дегтярева Протокол №___ Педагогического совета от «___»____________2019 г. Приказ от __.__.2019 г. №____ |
Рабочая программа деятельности курса
«Профессиональный навигатор»
в рамках внеурочной деятельности
9 класс
Пояснительная записка
Место курса в образовательном процессе
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В целях создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, выявления и развития способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирования потребности и готовности к труду в условиях рынка в план внеурочной деятельности по социальному направлению вводится курс «Профессиональный навигатор», рассчитанный на учащихся 9 классов. На изучение данного факультатива отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа деятельности научного курса «Профессиональный навигатор» разработана на основе авторской программы Антоновой М.В. «Профессиональный навигатор» для 9 класса общеобразовательных организаций, г. Москва, 2017 г. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485733)
Цель курса - подготовка обучающихся к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению, то есть формирование у него умения выбрать профессию с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентаций и потребностей общества.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
— знакомство учащихся с различными профессиями (информация об их социальных,экономических и психологическихособенностях);
— информирование учащихся о путях получения избранных профессий (информация об учебных заведениях, профильных предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста);
— формирование у учащихся позитивного отношения к труду в сфере материального производства, и особенно к рабочим профессиям, в которых ощущается острая необходимость в вашем регионе;
— информирование учащихся об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;
— формирование у учащихся профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании их внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.
Результаты освоения программы
К предметным результатам программы внеурочной деятельности курса «Профессиональный навигатор» отнесены:
Первоначальные систематизированные представления о мире профессий и рынке труда.
Получение представления о современных формах и методах организации труда.
Знание классификаций и видов профессий.
Освоение методов и приемов самопознания, рефлекии.
Приобретение знаний относительно основных психологических понятий.
Создание основы для формирования интереса к получению и расширению представлений о себе.
Формирование понятий об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения и других факторах, способствующих выбору профессии.
Метапредметными результатами программы курса «Профессиональный навигатор» являются:
Навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
Способность к оценке собственных возможностей, способностей и склонностей.
Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.
Развитие умения делать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.
Формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Ученик получит возможность научиться:
основам рефлексивного мышления;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и диагностик;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Профессиональный навигатор» являются:
Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
Развитие у учащихся мотивации к самопознанию и саморазвитию;
Осознание себя и своего места в жизни;
Формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Соотнесение учащимися своих индивидуальных особенностей с требованиями конкретной профессии;
Составление личного профессионального плана на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений и развитие способности мобильно изменять его;
Использование приёмов самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, профессиональная т.п.).
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
готовность и способность к выполнению норм и требований;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;
готовности к самообразованию и саморазвитию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Содержание программы
Формы организации
Основной формой организации является занятие, которое представляет собой введение в мир профессий, в котором учащиеся смогут расширить представления о себе и научаться соотносить эти особенности с профессиями.
Виды деятельности
Профориентационный тренинг — создаёт возможности для глубокого самопознания и самоопределения, помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.
Деловая игра — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которого — обучение отдельных участников игры и групп обладанию навыками принятия решения. Деловая игра изначально связана с подготовкой ребёнка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью деловой игры подросток включается в имитацию рабочего процесса, в моделирование и упрощённое воспроизведение реальной производственной ситуации, в профессиональные отношения между взрослыми.
Квест представляет собой игру, в которой нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в команде. Команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды, в условиях дефицита времени, проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами «ключи» (коды, ответы на вопросы).
Кейс-стади (метод ситуационного анализа) представляет собой педагогическую технологию, основанную на моделировании предлагаемой или использовании реальной ситуации. Обучающиеся должны разобраться в сути предложенных проблем, представить возможные варианты их решения и выбрать лучшие из них. Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности учащихся в искусственно созданной обстановке, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
Диагностика, которая позволит учащимся расширить представления о себе, своих способностях, склонностях, интересах, мотивах выбора профессий.
Содержательные разделы
Я и мир профессий
Информирование учащихся об основных видах профессий и требованиях к ним. Схема профессий. Обсуждение с подростками основных ошибок при выборе профессии. Проведение диагностики профессиональных склонностей. Написание заключения.
Как выбирать профессию
Определение уровня сформированности личных профессиональных планов, степени их профессиональной готовности. Формула выбора профессии. Знакомство с правилами выбора профессии с учетом личных особенностей и требований реального рынка труда.
Как появились профессии
Диагностика профессиональных интересов учащихся. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Актуальные профессии.
Профессии технического профиля
Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Знакомство с профессиями технического профиля. Составление таблицы профессий.
Творческие профессии
Знакомство с условиями труда, характером и спецификой работы по профессиям творческого характера. Выявление индивидуальных возможностей. Личные особенности представителей творческих профессий. Побуждение личности к творческому развитию.
Профессии, связанные с пищевой промышленностью и сферой услуг
Знакомство с профессиями, связанными с пищевой промышленностью и сферой услуг. Соотнесение личностных характеристик и типа профессии. Составление таблицы профессий.
Профессии, связанные с сельским хозяйством
Знакомство с типами профессий и их характеристиками. Классификация профессий. Составление таблицы.
Профессии типа «человек-человек»
Знакомство с основными профессиями типа. Обсуждение личных особенностей представителей профессии. Диагностика профессиональных предпочтений.
Мое профессиональное будущее
Знакомство с путями, этапами и средствами достижения цели при выборе профессии. Обозначение препятствий на пути к достижению цели. Определение запасных и иных вариантов. Диагностика способностей. Правила построения профессионального маршрута. Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов по Антоновой М.В. | Количество часов по программе | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Я и мир профессий | 3 | 4 | Обсуждение. Работа со схемами. Сочинение-рассуждение. Диагностика. Обработка и интерпретация результатов. Написание заключения. |
2 | Как выбирать профессию | 3 | 3 | Повторение. Обсуждение. Работа с кейс-ситуациями. Подведение итогов. |
3 | Как появились профессии | 3 | 3 | Повторение. Анализ материала. Работа в группах. Работа с таблицами. Профориентационная игра. |
4 | Профессии технического профиля | 5 | 4 | Анализ материала. Составление таблиц на основе классификации. Работа в группах. Подведение итогов занятия. Профессиональная проба |
5 | Творческие профессии | 5 | 4 | Анализ ситуации и поиск проблемы. Анализ материала. Обсуждение. Работа в группах. Работа с таблицами. Подведение итогов. Профессиональная проба |
6 | Профессии, связанные с пищевой промышленностью и сферой услуг | 5 | 3 | Анализ материала. Обсуждения. Работа в группах. Работа с таблицами. Составление таблицы. Подведение итогов. Профессиональная проба |
7 | Профессии, связанные с сельским хозяйством | 5 | 4 | Анализ материала. Работа в группах. Работа с таблицами. Самостоятельная работа. Составление таблиц. Профессиональная проба |
8 | Профессии типа «человек-человек» | 0 | 4 | Анализ и обсуждение. Классификация. Диагностика. Самоанализ. Профессиональная проба |
9 | Мое профессиональное будущее | 3 | 5 | Работа с понятиями. Заполнение таблицы. Дискуссия. Обсуждение. Работа со схемами. Обратная связь по курсу. |
| ИТОГО | 32 | 34 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников);
Э – электронная версия.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количественный показатель | Примечание |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
1 | Наглядные пособия | | |
Таблицы и плакаты: Схема профессий Особенности профессий Диагностические бланки Таблица на соответствие профессий и индивидуальных характеристик Таблица на соответствие типа профессий и направлений Таблица «Личный профессиональный план» | Д | |
| Брошюра Антоновой М.В. Рабочая тетрадь Антоновой М.В. Сборник уроков по профориентации Резапкиной Г.В. | Э | |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
3 | Классная доска | Д | |
Мультимедийный проектор | Д | |
Компьютер | Д | |
Экспозиционный экран | Д | |
Система оценки результатов освоения программы
С целью оценки результатов освоения программы курса «Профессиональный навигатор запланировано проведение на последних занятиях презентации личных профессиональных планов учащихся.
Оценка работы осуществляется по критериям:
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. Сформированность профессионального плана | Выбор профессионального плана с учетом всех факторов (знание о своих индивидуальных особенностях и знание рынка труда). | Выбор профессионального будущего с опорой на неполную систему факторов выбора (например, без учета склонностей) | Отсутствие сознательно планируемого выбора (полное отсутствие профессионального плана или выбор осуществляет не сам подросток, а родители и т.д.) |
2. Умение строить и корректировать профессиональный план | Способность выстроить новый профессиональный план или изменить его в усложненных и меняющихся ситуациях, т.е. наличие метода правильного выбора | Учащийся затрудняется при построении профессионального плана. Отсутствует способность к его трансформации. | Учащийся не способен выстраивать и видоизменять профессиональный план. |
3. Представление о собственных индивидуальных особенностях (склонности, способности, интересы) | Знание своих склонностей, способностей, интересов. Владение способами самодиагностики и саморазвития. | Существуют представления не о всех своих индивидуальных особенностях. | Представления относительно своих индивидуальных особенностях отсутствуют. |
4. Мотивация на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности | Устойчивая познавательная, учебная мотивация. Преобладание мотивации, направленной на достижение успеха. Осознанная мотивация на профильное обучение. | Осознание значимости выбора профессии при неустойчивой мотивационной иерархии. | Познавательная и учебная мотивация не является преобладающей. Не сформирован личностный смысл профессионального будущего. |
5. Проявление трудолюбия, дисциплинированности при выполнении учебной и трудовой деятельности | Проявление волевых усилий для выполнения поставленных учебных и трудовых задач. Все задачи выполняются с усердием и в срок. | Учащийся имеет достаточно сформированные волевые качества, что позволяет ему большее количество трудовых и учебных задач. | Учащийся не проявляет интереса учебной и трудовой деятельности, недисциплинирован и нецелеустремлен. |
6. Знание мира профессий и рынка труда | Знание специфики профессиональной деятельности и актуальной ситуации на рынке труда. | Присутствуют неточные знания и представления о рынке труда и мире профессий. | Отсутствуют знания о рынке труда и профессиях. |
7. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью | Владеет отлично | Владеет хорошо | Не владеет |
Результаты оценки фиксируются педагогом в журнале внеурочной деятельности.
9