СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР 2 вариант, СИПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альткрнативная коммуникация" 6 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР 2 вариант, СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 6 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР 2 вариант, СИПР.»

Речь и альтернативная коммуникация

4 часа в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.

Содержание учебного предмета для обучающихся 6 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили программный материал пятого класса и овладели умениями в коммуникации общего характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.


Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом). Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.

По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения, обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

  • овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

  • создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

  • расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

  • совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

На изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отведено 136 часов, 4 часа в неделю. Формы обучения: уроки.

Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей; привлечение обучающихся к отображению действий по прочитанному учителем текстов (стихов) или прослушивания текстов (стихов) по аудиозаписи. Содержание направлений состоит из тематических блоков в контексте коммуникации с окружающей действительностью и накопления личного опыта обучающегося в этой области.

Разделы предмета включены в структуру занятий, могут чередоваться, или приоритетно увеличиваться в объеме относительно друг друга по усмотрению учителя, в зависимости от темы урока.


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

  • коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,

  • интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,

  • потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.

Предметные:

- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию,

- элементарные графо-моторные умения,

- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым,

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии (2 группа):

  • проявления невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником,

  • зрительный контакт «глаза в глаза» со сверстником, фиксация и прослеживание за действиями сверстника в конкретной коммуникативной ситуации,

  • интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.

Предметные:

  • использование доступных средств коммуникации (включая альтернативные), направленные на знакомого сверстника,

  • закрепление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.


Базовые учебные действия.

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

- готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,

- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.


Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету включает: магнитную доску, фланелеграф, набор для рисования (фломастеры, бумага, краски), трафареты сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв, графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами; наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи, презентации, книги с иллюстрациями, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, информационно-программное обеспечение: компьютерные программы, презентации, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи, аудио и видеоматериалы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов, тем программ

час

1

2

3

4

5


6

7

8

9


10

11


12

13


14

15

16

17


18

19

20


21

22

23


24

25

26

27


28


29

30

31


32

33

34

35

36


37

38

39

40

41

42

43

44

45

46


47

48

49

50


51


52

53

54

55

56


57

  1. Повторение, чтение и письмо элементов букв Л, л, Н, н, Р, р,

Чтение прямых и обратных слогов. Узнавание и различение образов графем (букв).

3. Копирование с образца букв, слогов, слов. Работа по картинкам.

4. Чтение слов и предложений со знакомыми буквами. Написание слов под диктовку.

5. Звук и буква К. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв).

6. Чтение слов, предложений с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

7. Звук и буква П. Выделение звука. Узнавание и различение образов графем (букв).

8. Чтение слов, предложений с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

9. Звук и буква Т. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв).

10. Чтение слов, предложений с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

11. Звук и буква И. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв).

12. Чтение слов, предложений с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

13. Звук и буква З. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв).

14. Чтение слов, предложений с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

15. Различай З – С. Узнавание и различение образов графем (букв).

16. Чтение и копирование слов, предложений с буквой.

17. Звук и буква В, в. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

18. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

19. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений.

20.Звук и буква Ж, ж. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

21. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

22. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений.

23. Звук и буква Б, б. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

24. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

25. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений

26. Различай «Б – П». Узнавание и различение образов графем (букв).

27.Запись под диктовку и чтение слогов, слов, короткого предложения (по возможности)

28. Звук и буква Г, г. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

29. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

30. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений.

31. Звук и буква Д, д. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

32. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

33. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений

34. Различай «Д – Т». Узнавание и различение образов графем (букв).

35. Чтение предложений и текста.

36. Звук и буква Й. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

37. Слоги, слова, предложения с «й». Раскрашивание и штриховка.

38. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

39. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение и письмо слов, предложений.

40.Буква Ь. Узнавание и различение образов графем (букв).

41.Слоги, слова, предложения с буквой. Раскрашивание и штриховка.

42. Составление и чтение слов с Ь в середине слова.

43. Различение слов с Ь и без Ь.

44. Чтение слов, текста с буквой Ь. Копирование с образца слогов, слов.

45. Чтение предложений и текста.

46. Звук и буква Е. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

47. Слоги, слова, предложения с «Е, е». Раскрашивание и штриховка.

48. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов.

49. Чтение и письмо слов, предложений.

50. Чтение по букварю слов и предложений с буквой. Копирование с образца слогов, слов.

51. Звук и буква Ё. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

52. Слоги, слова, предложения с «Ё, ё». Раскрашивание и штриховка.

53. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов.

54. Различай «е – ё».

55.Чтение и письмо слов, предложений.

56. Чтение по букварю слов и предложений с буквой. Копирование с образца слогов, слов.

57 Повторение пройденного материала: чтение и копирование букв, слогов, слов.

2

2

2

2

2


2

2

2

2


2

1


2

2


3

2

3

2


3

3

2


3

2

2


2

3

2

2


2


3

2

2


3

2

3

3

2


3

3

3

2

3

2

2

3

3

2


3

2

3

3


2


2

2

2

4

4


2



136