Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); Приказа Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», Раздел 3. п.19.5; планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро и др. «Математика». (Рабочие программы. 1-4 классы, учебно-методический комплект «Школа России» 2014 г), учебника по математике для 4 класса (М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика», 4 класс, Москва, «Просвещение», 2014).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
Числа и величины
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до
1 000 000;
-заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
-читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
-классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
-выполнять действия с величинами;
-выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
-устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
-решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
-оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
-составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
-решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
-начала, продолжительности и конца события;
-задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях;
-задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
-решать задачи в 3—4 действия;
-находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; круг,
окружность);
-выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
-использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Учащийся научится:
-измерять вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
-оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
-распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
-вычислять периметр многоугольника;
-находить площадь прямоугольного треугольника;
-находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
Работа с информацией
Учащийся научится:
-читать несложные готовые таблицы;
-заполнять несложные готовые таблицы;
-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
-достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
-понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).
Содержание тем учебного предмета.
Числа от 1 до 1000
Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х +312 = 654 + 79,
729-х = 217+ 163,
х- 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
-вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
-решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
-нахождение неизвестных компонентов действий;
-отношения больше, меньше, равно;
-взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2—4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
-разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
-построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение (10 ч)
Контроль и учет знаний (2ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение | 13 | | |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 1 | | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | | |
4 | Вычитание трёхзначных чисел. | 1 | | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | 1 | | |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные. | 1 | | |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные. | 1 | | |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. | 1 | | |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | 1 | | |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 | | |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | | |
12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа | 1 | | |
13 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа № 1 по теме «Повторение». | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 11 | | |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | | |
15 | Чтение многозначных чисел. | 1 | | |
16 | Запись многозначных чисел. | 1 | | |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | | |
18 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | | |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» | 1 | | |
22 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». | 1 | | |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1 | 1 | | |
24 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» | 1 | | |
| Величины. | 15 | | |
25 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | 1 | | |
26 | Соотношение между единицами длины. | 1 | | |
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | | |
28 | Таблица единиц площади. | 1 | | |
29 | Определение площади с помощью палетки. | 1 | | |
30 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | | |
31 | Таблица единиц массы. | 1 | | |
32 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть. | 1 | | |
33 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический диктант № 2. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
34 | Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
35 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки. | 1 | | |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 | | |
37 | Единица времени – секунда. | 1 | | |
38 | Единица времени – век. | 1 | | |
39 | Таблица единиц времени. Проверочная работа № 3 по теме «Величины» | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 12 | | |
40 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | | |
41 | Приём письменного вычитания для случаев вида 600 – 26, 30007 – 648. | 1 | | |
42 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | | |
43 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | | |
44 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | |
45 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | |
46 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | | |
47 | Сложение и вычитание значений величин. | 1 | | |
48 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
50 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера». | 1 | | |
51 | Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
| Умножение и деление. | 18 | | |
52 | Умножение и его свойства. | 1 | | |
53 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Математический диктант №3 | 1 | | |
54 | Умножение на 0 и 1. Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
55 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | | |
56 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | | |
57 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
58 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
59 | Контрольная работа № 4 за 2 четверть. | 1 | | |
60 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
61 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | | |
62 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | | |
63 | Решение текстовых задач. | 1 | | |
64 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. Закрепление. | 1 | | |
65 | Решение текстовых задач. | 1 | | |
66 | Решение уравнений. | 1 | | |
67 | Закрепление. | 1 | | |
68 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | | |
69 | Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 40 | | |
70 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | 1 | | |
71 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | | |
72 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | | |
73 | Решение задач на движение. Проверочная работа № 5 по теме «Скорость. Время. Расстояние». | 1 | | |
74 | Умножение числа на произведение. Устные приёмы умножения вида18*20, 25*12. | 1 | | |
75 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
76 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
77 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | | |
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач. | 1 | | |
79 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | | |
80 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Перестановка и группировка множителей. | 1 | | |
81 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
82 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | | |
83 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
84 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
85 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | 1 | | |
86 | Деление числа на произведение. Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800. | 1 | | |
87 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | | |
88 | Решение задач. | 1 | | |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
92 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | | |
93 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях Проверочная работа № 6 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | |
94 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №4. | 1 | | |
95 | Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. | 1 | | |
96 | Проект: «Математика вокруг нас». | 1 | | |
97 | Умножение числа на сумму. | 1 | | |
98 | Умножение числа на сумму. | 1 | | |
99 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
100 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
101 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 | | |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. Решение текстовых задач. | 1 | | |
103 | Контрольная работа № 6 за 3 четверть. | 1 | | |
104 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
106 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
109 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 5 | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 19 | | |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | | |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком. | 1 | | |
112 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. | 1 | | |
113 | Деление многозначного числа на двузначное. | 1 | | |
114 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. | 1 | | |
115 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число». | 1 | | |
116 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №6. | 1 | | |
117 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
118 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | 1 | | |
119 | Деление на трёхзначное число. | 1 | | |
120 | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 | | |
121 | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 | | |
122 | Проверка деления с остатком. | 1 | | |
123 | Проверка деления. | 1 | | |
124 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление». | 1 | | |
125 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 7. | 1 | | |
126 | Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
127 | Распознавание и названия геометрических тел. Шар. Куб, пирамида: вершины, грани, рёбра. | 1 | | |
128 | Развёртка куба, пирамиды. Изготовление моделей. | 1 | | |
| Итоговое повторение (6 часов) + 2 часа контроль и учет знаний | | | |
129 | Контрольная работа № 8 за год. | 1 | | |
130 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 8 | 1 | | |
131 | Нумерация. Выражения и уравнения. | 1 | | |
132 | Арифметические действия. Порядок выполнения действий. | 1 | | |
133 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | | |
134 | Величины. | 1 | | |
135 | Геометрические фигуры. | 1 | | |
136 | Решение задач. «Странички для любознательных» - «Верно? Неверно?» | 1 | | |