СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 15.02.08 Технология машиностроения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения (углубленная подготовка).

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 15.02.08 Технология машиностроения»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)











Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.08 Русский язык и культура речи


для специальности 15.02.08 Технология машиностроения


(углубленная подготовка)






















2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения



Разработчик: С.М. Тимофеева, преподаватель Сафоновского филиала

ОГБПОУ СмолАПО





Рассмотрено


цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 29.08.2019 г. №1)

Председатель И.В. Кладко


УТВЕРЖДЕНО методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 30.08.2019 г. №1)

Председатель Г.Л. Полежаева














СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Перечень развиваемых компетенций

6

3. Структура и содержание учебной дисциплины

7

4. Условия реализации учебной дисциплины

13

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения (углубленная подготовка).

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.



1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– устранять грамматические и речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, деловой и социально-культурной сферах общения;

– производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и жанров;

– пользоваться словарями и справочниками;

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– различие понятий «язык» и «речь»;

– смысл понятий: культура речи, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма;

– качества грамотной литературной речи;

– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

– функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

– нормы современного русского литературного языка;

– социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

– наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

– специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки студента 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.


2 ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Дисциплина направлена на развитие следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.


3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

лекционные занятия

18

семинарские занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

подготовка докладов

4

подготовка презентации

2

работа с текстом (анализ текста, создание текста, стилистическая правка текстов)

2

составление таблицы

2

Составление документов

2

Выполнение упражнений, заданий

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Язык и речь.

8


Тема 1.1

Язык и речь.


Содержание учебного материала

4

Лекционное занятие. Качества хорошей речи. Внутринациональные типы русской речевой культуры: элитарный тип, средне - литературный тип, фамильярно - разговорный тип, просторечие, диалектный тип. Язык как знаковая система. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Соотношение понятий «язык» и «речь». Язык и речь – основа процесса коммуникации.

2

1,2


Самостоятельная работа обучающихся №1. Выполнение упражнений на устранение орфографических и пунктуационных ошибок.

2


Тема 1.2

Культура речевого общения Принципы речевого поведения.


Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия. Культура речевого общения. Общение и его роль в жизни человека. Функции общения. Понятие коммуникативной ситуации и ее составляющие. Виды общения, их особенности. Роль невербальных средств в общении. Мимика. Жесты, виды жестов. Коммуникативный кодекс речевого поведения: критерий истинности, критерий искренности. Речевой этикет, его функции и назначение. Принцип вежливости как основа речевого этикета. Максимы Дж. Лича.

2




1,2

Самостоятельная работа обучающихся №2. Подготовка доклада на тему: «Национальные особенности речевого этикета как выражение культурных традиций разных народов».

2


Раздел 2

Литературный язык как основа культуры речи.

12

Тема 2.1

Литературный язык как высшая форма.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия. Понятие национального языка и его основные составляющие. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Значение литературного языка в жизни общества. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Специфика устной и письменной форм речи. Текст как важнейшая единица речи. Понятие текста, его структурно - смысловые признаки. Средства связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое и его виды. Функционально-смысловые типы текстов: повествование, описание, рассуждение

2



1,2

Самостоятельная работа обучающихся №3. Создание текста определенного типа речи.

2


Тема 2.2

Социально-функциональная стратификация русского языка.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия. Социально – функциональная стратификация русского языка. Основные варианты национального языка. Их социальная база, основные функции, роль в языке.

2


1,2

Тема 2.3

Этапы развития русского языка.



Содержание учебного материала

6


Лекционное занятие. Русский язык, его становление, этапы развития. Формирование языка в Древней Руси. Принятие христианства, влияние этого события на развитие древнерусского языка. Развитие общенародного языка великорусской народности в эпоху становления Московского государства. Влияние государственных и общественных преобразований на литературный язык в Петровскую эпоху. Развитие русского литературного языка во II половине XIX в. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Язык как развивающееся явление; активная и пассивная лексика. Современное состояние языка.


2

1,2

Семинарское занятие

2


Тема: Развитие русского языка.

1. Роль М. В. Ломоносова в развитии русского литературного языка. Теория «трех штилей».

2. Борьба Н. М. Карамзина и его школы с «шишковистами».

3. Пушкин А.С. - основоположник современного русского литературного языка.

Самостоятельная работа обучающихся №4. Подготовка доклада на тему: «История развития русского литературного языка».

2

Раздел 3

Система норм современного литературного языка

19

Тема 3.1

Система норм современного литературного языка.


Содержание учебного материала

2

Лекционное занятие. Понятие литературно-языковой нормы, ее характерные черты. Значение норм в языке. Исторические изменения норм и их варианты. Три степени нормативности языка. Основные виды норм современного литературного языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические (морфологические и

синтаксические), стилистические.

2

1,2

Тема 3.2

Акцентологические и орфоэпические нормы


Содержание учебного материала

2


Акцентологические и орфоэпические нормы. Особенности русского ударения. Факторы, влияющие на постановку ударения (значение слова, конечное сочетание гласных/согласных, производные существительные; ударение в именах прилагательных и глаголах). Акцентологические словари. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов. Переход ударного е в о. Особенности произношения -ЧН-. Орфоэпические словари.

*

1,2

Практическая работа №1. Акцентологические и орфоэпические нормы.

2


Тема 3.3

Лексические нормы.


Содержание учебного материала

2

Лексические нормы. Точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Понятие многозначности слова. Отличие многозначности от омонимии. Прямое и переносное значение слова. Паронимы/омонимы. Синонимы/антонимы. Основные виды лексических ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении; неразличение омонимов и паронимов. Лексическая недостаточность, лексическая избыточность (плеоназм, тавтология).

Роль фразеологизмов в русском языке. Различение понятий фразеологизма и «крылатых слов». Основные лексические ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

*

1,2


Практическая работа №2. Лексико-фразеологические нормы русского языка.

2

Тема 3.4

Грамматические нормы.


Содержание учебного материала

6

Лекционное занятие. Грамматические нормы и их значение в культуре речи. Определение категории рода и числа у имен существительных. Особенности склонения существительных (им/род. падежа мн.числа). Сложности употребления личных форм глагола. Образование степеней сравнения прилагательных. Особенности склонения имен числительных. Синтаксические нормы. Понятие синтаксические нормы и их основные виды. Особенности порядка слов в русском языке. Правила согласования подлежащего и сказуемого. Нарушение словосочетаний со связью управления. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Логическая несочетаемость однородных членов предложения. Нарушения смысловых соотношений частей в сложных предложениях.

2

1,2

Семинарское занятие

2


Тема: Морфологические нормы

1. Понятие о морфологии. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке.

2. Морфологические нормы.

3. Употребление форм имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимений, форм глагола.

Практическая работа №3. Устранение типичных ошибок в формообразовании и употреблении различных частей речи и в построении словосочетаний и предложений.

2

Тема 3.5

Нормы русского правописания и нормы пунктуации.


Содержание учебного материала

7

Лекционное занятие. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы передачи чужой речи. Цитирование. Три вида связи частей в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

2

1,2

Семинарское занятие

2


Тема: Словари русского языка.

1. Основные типы словарей.

2. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности.

3. Культура пользования словарями и справочниками.

Самостоятельная работа обучающихся №5. Выполнение заданий на тему: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1

Самостоятельная работа обучающихся №6. Выполнение заданий на тему: «Знаки препинания между частями сложного предложения».

2

Раздел 4

Функционально-стилевая дифференциация современного русского литературного языка

15

Тема 4.1

Функциональные стили современного русского языка.


Содержание учебного материала

15

Лекционное занятие. Стилистика как наука о языке и понятие функционального стиля. Экстралингвистические факторы функциональных стилей и определение стилевой доминанты. Культура научной речи. Научный стиль и его подстили, их специфика. Языковые особенности научного стиля. Жанры научного стиля. Патентная разновидность как гибридное образование, совмещающее в себе черты научного и делового стиля. Основные жанры научных студенческих работ: доклад, курсовая, дипломный проект (работа). Специфика вторичных научных жанров: конспект, реферат, аннотация. Способы трансформации письменной формы научного текста в устную форму научной речи. Нормы официально-делового стиля. Подстили и соответствующие им жанры. Типы деловых писем, их языковые конструкции. Устные жанры официально-делового общения (служебный телефонный разговор, деловая беседа). Деловые переговоры. Особенности собеседования при приеме на работу.

Особенности публицистического стиля и сфера его реализации. Основные функции (информативная, экспрессивная), языковые способы выражения. Устная и письменная формы публицистического стиля и специфика жанров. Публичная речь. Подготовка и методика выступления. Структура публичной речи. Пути и способы диалогизации изложения материала. «Живой контакт» с аудиторией. «Ораторский страх» и пути его преодоления. Разговорная речь в системе функциональных стилей русского языка. Понятие разговорной речи, ее особенности и основные свойства. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Составляющие разговорной речи, разграничение разговорности и просторечия. Уместность и неуместность использования средств разговорной речи. Художественный стиль и его специфика. Образность как основа содержательности художественного стиля. Основные функции: эстетическая и эмоциональная. Особенности лексики; фонетическая организация текста. Изобразительно-выразительные средства языка: виды тропов, стилистические фигуры.

2

1,2

Семинарское занятие

2


Тема: Культура дискутивно- полемической речи.

1. Спор, дискуссия, полемика.

2. Две основные стратегии спора: конфликтная и конструктивная.

3. Правила ведения спора. Приемы и способы опровержения оппонента.

Практическая работа №4. Трансформация письменного научного текста в его устную форму в соответствии с нормами устной речи.

2

Практическая работа №5. Стилистическая правка текстов различных жанров и стилей.

Лингвостилистический анализ текстов различных типов.

2

Самостоятельная работа обучающихся №7. Подготовка презентации по теме:

«Особенности лексики официально-делового стиля».

2

Самостоятельная работа обучающихся №8. Составление таблиц на темы: «Тропы и фигуры речи», «Лексические, морфологические и синтаксические особенности функциональных стилей».

2

Самостоятельная работа обучающихся №9. Составление автобиографии и резюме.

2

Самостоятельная работа обучающихся №10. Выполнение упражнений на определение стилистической принадлежности текста с выявлением характерных черт заявленного стиля.

1

Всего:

54



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • перечень практических занятий;

  • методические рекомендации по выполнению практических работ;

  • методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;

  • слайд – презентации к дисциплине;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • программные средства обучения.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- 13 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.


Дополнительные источники:

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2. Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3. Зверева Е.Н., Хромов С.С. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации: учебное пособие (теоретико-практический курс) / Е.Н. Зверева, С.С. Хромов. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2012.

4. Казакова Т.Е. Культура речи в нормативном и коммуникативном аспектах: учебное пособие / Т.Е. Казакова, В.С. Мордвинцева; под. ред. Т.Е. Казаковой. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013.

5. Калинин А.В. Культура русского слова: учебное пособие /А.В. Калинин – 3-е изд., переработ. – М.: Флинта, 2014.

6. Камнева Н. В. Русский язык и культура речи: учебное пособие /Н.В. Камнева, Л.В. Шевченко. – Томск.: Эль Контент, 2013.

7. Кортава Т.Е. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Т.В. Кортава. – М.: Московское отделение издательства «Учитель», 2015 г.

8. Орфоэпический словарь русского языка / Составитель В. И. Круковер – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.

9. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. – М.: ЛОКИД ПРЕМИУМ, 2009.

10. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айриспресс, 2009.

11. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана – М.: РИО, 2013.

12. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-Трейд, 2010.

13. Фразеологический словарь русского языка. / Состав. Степанова М. И.,- СПб.: ООО Виктория Плюс, 2012.


Интернет-источники:

1. Академическая грамматика русского языка. - Электронный ресурс - Режим доступа: http: //rusgram.narod.ru.

2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gramota.ru.

3. Малый академический словарь русского языка. - Электронный ресурс - Режим доступа: http: //mas-dict. narod.ru.

4. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.gramma.ru.

5. Словари и справочные материалы в режиме интерактивного доступа. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.slovari.ru.

6. Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвящѐнный памятникам древнерусской литературы. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.lrc-lib.ru

7. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН): - Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.ruslang.ru.

8. Энциклопедия языкознания. - Электронный ресурс - Режим доступа: http://jazykoznanie.ru.

9. Русский филологический портал. - Электронный ресурс - Режим доступа: http: //www.philology.ru.

10. Интерактивный доступ к словарям. - Электронный ресурс - Режим доступа: http: //www. slovari.yandex.ru

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– устранять грамматические и речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, деловой и социально-культурной сферах общения;

– производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и жанров;

– пользоваться словарями и справочниками;

– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Формы контроля и оценки результатов обучения:


Текущий и промежуточный контроль:

Выполнение индивидуальных заданий;

практических работ.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.


Методы контроля и оценки результатов обучения:

Текущий и промежуточный контроль:

Тестирование,

наблюдение за работой обучающихся,

выполнение практических работ, индивидуальный и фронтальный опрос,

устное собеседование по теоретическому материалу.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– различие понятий «язык» и «речь»;

– смысл понятий: культура речи, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма;

– качества грамотной литературной речи;

– нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

– функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

– нормы современного русского литературного языка;

– социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

– наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

– специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.







8