Рабочая программа
социально значимого проекта
« И мы сохраним тебя, русская речь!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является одним из вариантов реализации участия обучающихся в социально значимых проектах по предмету «Русский язык».
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи. Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке.
Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения. Подростки мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, слушая речь людей, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами.
Программа курса «Культура речи» предполагает привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, знакомство обучающихся с речевым этикетом.
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческихотношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна программы « И мы сохраним тебя, русская речь!» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности по предмету и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, повышение языковой культуры обучающихся через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.
Основные задачи программы:
развитие лингвистических способностей обучающихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка;
развитие языковых компетенций учащихся;
повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
создание в школе атмосферы нетерпимости к сквернословию;
повышение социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развитие умений работать в команде;
организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся;
привлечение учащихся к активному участию в делах класса и школы;
формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизма
эмоционально-волевого регулирования поведения, основ личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
В процессе реализации программы предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности основных ценностных ориентиров (ценность жизни, общения, добра, любви, человеческой солидарности, патриотизма и др.)
Общая характеристика курса
Программа основывается на следующих принципах.
принцип неадаптивной социализации;
возрастосообразности;
коллективности;
диалогичности;
патриотической направленности;
принцип проектности;
принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Каждый вид урочной и внеурочной деятельности: творческой, познавательной, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта,формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в учебное и внеурочноевремя.
Направления развития личности: социальное.
Виды деятельности: познавательная, игровая, проектная, социальное творчество, художественное творчество.
Формы организации деятельности:
познавательные беседы;
просмотр и обсуждение видеоматериалов;
конкурсы;
выставки детских работ;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
социально-значимые акции,
социальные проекты
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимногоуважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая их. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ « Средняя школа № 10» программа «И мы сохраним тебя, русская речь!» реализуется на уроках русского языка и, как продолжение работы, во внеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 34часа.
Программа предполагает как проведение регулярных уроков, так и возможность организовывать продолжение занятий во внеурочное время.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы,самоанализ и самооценка.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Реализация данной программы способствует вовлечению школьников в социально значимую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменныхвысказываний.
Обучающиеся научатся:
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.
ией общения.
Содержание программы ( примерное) с указанием форм организации
социальной деятельности на уроке и вне урока
Программа «И мы сохраним тебя, русская речь!» включает в себя разделы: «Словесная вежливость. Культура устного и письменного общения», «Культура социума», «Обогащаем свой словарный запас», «Проектно-исследовательская работа».
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Создание слоганов, плакатов и рисунков, отражающих тематику проекта и его цели. | в течение года | учитель русского языка и литературы |
2. | Участие в неделе правовых знаний по изучению административного законодательства об ответственности за сквернословие. | | преподаватели истории и права |
3. | Оформление спецвыпуска стенной газеты «За чистоту родного языка» | декада русского языка и литературы февраль 2017г. | участники проекта |
4. | Организация выставки литературных и периодических изданий по проблемам | декада русского языка и литературы февраль 2017 года | Заведующая школьной библиотекой, учитель |
5. | Проведение анкетирования среди параллелей 5-6 классов по поднятой проблеме | В течение года | преподаватели русского языка и литературы |
6. | Конкурс сочинений- эссе «Священное умение говорить» | В рамках недели русского языка и литературы | 7-9 классы преподаватели русского языка и литературы |
7. | Подготовка к классному часу, «Сквернословие – скверна душа» | декабрь 2017 года | 6 класс |
8. | Акция «Смоем позор со стен и заборов» | октябрь | обучающиеся 7-9 кл. |
9. | Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященных Дню родного языка | Февраль Ежегодно | преподаватели русского языка и литературы, библиотекарь |
10. | Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе | октябрь-ноябрь 2017 года | преподаватели русского языка и литературы |
11. | Участие в муниципальном и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе | по плану | |
12. | Участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» | февраль | преподаватели русского языка и литературы |
13. | Участие в школьном Дне науки | март | преподаватели русского языка и литературы |
14 | Выпуск устного журнала «Молодежь за чистоту русского языка | апрель | 6-8 классы |
15.. | Выпуск листовок, слоганов, плакатов по теме проекта | в течение года | Редколлегия |
Литература для учителя
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010.
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 2014г.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010.
4. Программа воспитания и социализации.