СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса для 9 классов, модуль "Право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа спецкурса для 9 классов, модуль "Право"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса для 9 классов, модуль "Право"»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буньковская средняя общеобразовательная школа





"Согласовано"

заместитель директора по УВР

______________Колосова Г.А.

"___" _____________20__ г.




«Согласовано»

Руководитель МО учителей

____________/Сорокина И.В.

«___» ___________ 201__ г.

Принято педагогическим советом

Протокол № _________

От _______________20___ г.



«Утверждаю»

Директор

МОУ Буньковская СОШ

_____________/_Власов С.А./

«___» _____________ 201 г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по обществознанию основного общего образования

(базовый уровень)


Право на практике


Срок реализации программы 1 год

Составитель: Учитель истории

первой квалификационной категории

Колосова Г.А.







2015 г.






2. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Право на практике» ориентирована на учащихся 9 классов. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию творческого мышления учащихся и личностному самоопределению, выбора профиля обучения в старших классах. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.

Программа разработана на основе:

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву

(профильный уровень):

- Закона «Об образовании РФ»

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень):

- Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Буньковской СОШ

- Учебного плана школы.

Возвращение к сложным и очень важным вопросам государственного права в рамках элективного курса является целесообразным, так как в условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний основ Конституции, своих прав, их реализации и защиты, что важно при профессиональном определении и исполнении желания быть успешными. Программа курса построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут быть решены без элементарных правовых знаний, помочь учащимся 9-х увидеть взаимосвязь свободы и ответственности каждого человека, научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами, осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

Цели элективного курса состоят в том, чтобы активно содействовать воспитанию у учащихся правовой культуры, уважения к закону, формирования активной жизненной позиции, развития качеств, необходимых для их успешной адаптации в обществе, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни, формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений.

Задачи изучения курса «Право на практике»:

  • формирование уважения к правам человека и нормам международного права, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • достижение необходимого уровня правовой грамотности личности для защиты своих прав и понимания необходимости выполнять свои обязанности перед семьёй, обществом и государством с опорой на опыт несовершеннолетних;

  • формирование опыта правового поведения, приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем, практических навыков поведения в различных ситуациях;

  • развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы;

  • обучению выполнения некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов);

  • обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата;

  • решение вопросов профессиональной ориентации и социального самоопределения личности.

Результатом изучения является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, а также:

  • утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка;

  • выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности;

  • воспитание ответственности за собственное благополучие;

  • освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Получат опыт:

  • участия в групповой работе, работы с текстами документов;

  • проведения исследования в области права, оформления и прогнозирования результатов, планирования при проведении индивидуального или группового исследования;

  • проведение юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения законодательства.

Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, философские высказывания, экономические расчеты.

Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

Данный элективный развивающий курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.


3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение. 6 ч. Русский язык и культура речи. Риторика и ораторское искусство. Логика. Философия. Средства общения. Социология. Культурология. Экономика и право.

Основы теории государства и права. 6 ч.

Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Источники (формы) права. Основные отрасли права. Политические режимы Исполнительная власть в Российской Федерации. Разработка и экспертиза нормативных правовых актов. Правотворчество и правоприменение. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.

Права, обязанности и ответственность. 10 ч.

Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Правоотношения. Право и личность. Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

Образовательное право. Право на образование. Реализация права на образование. Организация работы школы. Права абитуриентов.

Гражданское право. Объекты гражданских прав. Юридические лица и физические лица. Источники гражданского права. Понятие и элементы гражданского правоотношения. Возникновение и защита гражданских прав. Исковая давность. Реализация права собственности. Гражданско-правовые договора. Понятие обязательств и основания их возникновения. Понятие и значение гражданско-правовых договоров. Содержание и форма гражданско-правовых договоров. Исполнение гражданско-правовых договоров. Ответственность за нарушение договорных обязательств. Возмещение убытков. Взыскание неустойки.

Жилищный кодекс РФ. Порядок перехода жилья в собственность граждан. Виды сделок с жильем. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Участие несовершеннолетних в приватизации жилья. Право пользования у ребенка на квартиру. Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Органы опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Гражданское процессуальное право. Причинение и возмещение вреда. Защита материальных и нематериальных прав. Права потребителей. Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Права потребителей при покупке товара. Порядок и сроки предъявления претензий потребителей. Возмещение морального вреда. Государственная и общественная защита прав потребителей. Законодательство и реальная практика. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг

Основы семейного права. 3 ч.

Семейное кодекс РФ. Брак. Понятие брака, условия его заключения, расторжения, признания брака недействительным. Личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми. Правовое регулирование отношений в семье. Права и обязанности родителей по отношению к детям. Права и обязанности детей по отношению к родителям. Имущественные отношения супругов. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Трудовое право. 4 ч. Трудовой договор. Понятие и значение трудового договора. Стороны и содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Перевод на другую работу. Перемещение работников. Прекращение трудового договора. Общие основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Правовое регулирование оплаты труда. Дисциплина труда и материальная ответственность сторон трудового договора. Понятие и значение дисциплины труда. Трудовой распорядок организации; порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Понятие дисциплинарного проступка. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий. Снятие дисциплинарного взыскания. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Виды материальной ответственности. Порядок взыскания ущерба. Труд несовершеннолетних. Пенсионный фонд РФ. Негосударственный пенсионный фонд РФ. Твоя будущая пенсия. Практика применения судами РФ трудового законодательства.

Административное право. 1ч.

Административные правонарушения и административная ответственность. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Виды правонарушений.

Основы уголовного права. 4 ч.

Понятие и признаки преступления, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Наказание и его виды. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Судебная власть и правоохранительные органы. Адвокатура. Нотариат. Прокурорский надзор.

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

9 кл.

Введение.

6

Основы теории государства и права.

6

Права, обязанности и ответственность.

10

Основы семейного права

4

Трудовое право.

3

Административное право.

1

Основы уголовного право.

3

«Я и мои права».

(итоговый отчёт учащихся).

1


Итого

34




5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения предмета формируется правовая компетентность несовершеннолетних, включая правовую грамотность, законопослушность. Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности и должны:

знать/понимать:

  • основные термины и понятия, основные нормативно- правовые акты;

  • свои права и возможности их реализации;

  • взаимосвязь права и других социальных норм;

  • способы обеспечения законности.

уметь:

  • собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых норм в соответствующих сферах деятельности;

  • анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

  • давать самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;

  • определять представителей юридических профессий;

  • вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды;

  • составлять соответствующие юридические документы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения сложившихся норм социального поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

  • полноценного выполнения типичных социальных ролей, самостоятельной постановке новых задач и проектированию собственной деятельности;

  • поиска, первичного анализа, осмысливания правовой информации, анализа, систематизации полученных данных;

  • осознания необходимости личного выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • решения правовых задач на примерах конкретных ситуаций;

  • актуализировать потребность в саморазвитии, установления рабочих отношений, эффективного сотрудничества и строительства продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Итоговый результат (безотметочный зачет в баллах) выставляется по результатам пробного экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ




7. Список

рекомендуемой учебно-методической литературы

Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

  8. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) с изм. от 30.11.2011 //"Российская газета", N 17, 27.01.1996.

  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. -№ 52. – Ч. 1. – Ст. 4921.

  12. Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» // СЗ РФ. 1994г. №32.

  13. Федеральный Закон от 26 января 1996 года «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» // СЗ РФ. 1996г. №5.

  14. Федеральный Закон от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов…» // СЗ РФ. 1994г. №8.

  15. Федеральный Закон РФ от 15 июля 1995 года «О международных договорах РФ» // СЗ РФ. 1995. № 29.

  16. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

  17. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

  18. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

  19. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22.

  20. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года «Об утверждении Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // ВАС РФ. 1997. № 10. .

  21. Федеральный Закон РФ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 30 июля 1997г. .

Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами» от 4 мая 1990г. № 4 в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995.

  2. Библиотека Гумер - гуманитарные науки / http://www.gumer.info/

  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам / http://window.edu.ru/window/library

  4. Мировая цифровая библиотека / http://wdl.org/ru//

  5. Российское образование. Федеральный портал. / http://www.edu.ru/

  6. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки / http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

  7. Официальный сайт Президента Российской Федерации // www.krevlin.ru

  8. Официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) // http://минобрнауки.рф/документы

  9. Сайт журнала «Эксперт» // www.expert.ru

  10. Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru/

  11. компьютерная правовая система «ГАРАНТ» // http://www.garant.ru/company/about/



9