СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов «Спортивная секция по волейболу»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов «Спортивная секция по волейболу»»



Департамент образования мэрии города Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 41»

(МБОУ СОШ № 41)

______________________________________________________________________

Зорге ул., д. 259/1, Новосибирск, 630119, тел./факс. 344-60-27/304-56-06

e-mail: [email protected], http://s-41.edusite.ru/

ОКПО 23650672; ОГРН 1025401311396; ИНН/КПП 5403129207/540301001





ПРИНЯТО решением

методического объединения учителей

(протокол № 1 от 25.08.2022 г.)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МБОУ СОШ № 41

_____________ Кузнецова Л.П.

«_30_» августа 2022 г.







Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

для обучающихся 6-7 классов


«Спортивная секция по волейболу»

(направление деятельности Школьного спортивного клуба «Успех»)


Срок реализации программы – 1 год











Новосибирск

2022
































































Рабочая программа




Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

для обучающихся 6-7 классов «Спортивная секция по волейболу»


Введение

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 6-7 классов «Спортивная секция по волейболу» (далее – спортивная секция) разработана с целью реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 в рамках реализации одного из направлений деятельности Школьного спортивного клуба «Успех» и направлена на достижение планируемых образовательных результатов через внеурочную деятельность. Формирование системы школьных спортивных клубов является частью федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», плана основных мероприятий, проводимых в рамках «десятилетие детства на период до 2027 года».

Программа направлена на физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Спортивная секция по волейболу) состоит из занятий, направленных на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в физическом развитии и является вариативной частью плана внеурочной деятельности.

Основной организационной формой работы являются групповые занятия школьников в спортивной секции. Группа формируется из обучающихся 6-7 классов в пределах одного уровня образования.

В основе обучения заложен системно-деятельностный подходобучение в деятельности (личностно значимой), обеспечение полноценной социализации (в частности, в спорте), специально организованная практическая деятельность (участие в соревнованиях).

Рабочая программа рассчитана на 1 год (68 часов в год). Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 час.)

Цель программы:

  • укрепление здоровья учащихся, содействие всесторонней физической подготовленности и гармоническому физическому развитию: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости;

  • привитие стойкого интереса к занятиям волейболом.


Задачи программы:

  • способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, развитию специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка (техника стоек и перемещений, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча),

  • развивать самостоятельность учащихся, готовность к сотрудничеству,

  • воспитывать культуру общения и взаимодействия в игровой деятельности,

  • развивать мотивацию к постоянным занятиям спортом и умение учащихся организовать своё свободное время с пользой в школе и по месту жительства.

Одна из актуальных задач - подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО (системная: на уроках и во внеурочной деятельности, в самостоятельной работе).





1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе I «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, знания о физической культуре и о здоровом образе жизни.

В разделе II «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту

Контрольные испытания.


В разделе III «Технические и тактические действия, правила игры волейбол» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Участие в соревнованиях. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке, учащиеся выполняют контрольные нормативы.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.



  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению (чувства необходимости учения), осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом своих интересов (осознание своих возможностей в учении);

-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, здорового образа жизни.


Метапредметные результаты:

-уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-уметь обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-уметь организовывать совместную деятельность с учителем и членами команды;

-уметь работать индивидуально и в группе: находить пути решения конфликтов на основе учёта интересов; аргументировать своё мнение;

-уметь определять цель деятельности на занятии и план работы с помощью и без помощи учителя (на основе темы занятия),

-уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.


Предметные результаты:

-организовывать занятия физической культурой во внеурочное время (планируя их в режиме дня и учебной недели);

-характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем;

-определять понятия и термины по волейболу

-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-руководствоваться изученными на уроках и занятиях кружка правилами соблюдения безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

-использовать игру «Волейбол» и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физической подготовленности;

-составлять комплексы упражнений оздоровительной, тренирующей направленности с учетом особенностей и возможностей собственного организма;

-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности;

-выполнять упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

-выполнять технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

-выполнять упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;

-осуществлять судейство по волейболу;

Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.

Обучение ведется на безотметочной основе. Основными показателями результативности программы являются активное участие обучающихся в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы. Результаты полученные каждым обучающимся учитываются, систематизируются в форме рейтинга и являются критерием при поощрении в конце ученого года.

Основные формы контроля - выполнение требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической подготовленности. На занятиях учащиеся получают представление о судействе игры, ведении технического протокола игры.

В спортивной секции проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается рейтинговая оценка каждому занимающемуся. (см. приложение №1, таблицы «Контрольные нормативы», таблица турнира по круговой системе

Учет индивидуальных достижений результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося осуществляется через Портфолио (дневник личных достижений). Для формирования Портфолио используются возможности ГИС НСО «Электронная школа». Порядок его формирования, структура и система оценивания определены «Положением о цифровом портфолио достижений обучающегося в МБОУ СОШ № 41».



3. Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности


Класс: 6-7 Количество: часов в неделю – 2 часа/учебных недель – 34


№ занятия

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Количество часов на изучение

Реализация воспитательного потенциала учебного занятия с учетом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Форма проведения занятий

Раздел «Основы знаний» - 2 часа


1

Физическая культура–средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

1

Знать технику безопасности при проведении занятий и соревнований и уметь обеспечить безопасность. Знать достижения российских спортсменов в различных видах спорта;

 


Беседа

2

История развития Волейбола в России


1

https://www.youtube.com/watch?v=oxsFXZfFlC0

Презентация

Раздел «Общая и специальная физическая подготовка» 5 часов


3

Физическая подготовка спортсмена. СФП

1

Формировать умение планировать и контролировать индивидуальные физические нагрузки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями Владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).


Практикум

4

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. СФП

1


Практикум

5

Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП

1

https://www.youtube.com/watch?v=JPsckkeWhQ4

Викторина

6

Методы спортивной тренировки.


1


Беседа

7

Контрольные испытания по СФП и ОФП

1



Практикум

Раздел «Технические и тактические действия, правила игры волейбол» часа

8

Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Правила игры. Основы судейской терминологии

1

Знать терминологию избранной игры;

- знать правила и организацию проведения соревнований;


https://www.youtube.com/watch?v=Dr_H7Pf9w-o

Исследование

9

Техника приема и

 передача мяча.

Игра  «пионербол»

1


Практикум

10

Стойка игрока.

Перемещение в сойке

1



 Знать терминологию избранной игры;

- знать правила и организацию проведения соревнований;

- знать технику безопасности при проведении занятий и соревнований и уметь обеспечить безопасность;

- уметь организовать и проводить подвижные и спортивные игры;



Тренировочное занятие

11

Верхняя передача мяча в         парах с шагом.

1

https://www.youtube.com/watch?v=HDGvd8OZOg8

Практикум

12

Приём мяча двумя

руками снизу

1

13

Верхняя передача мяча

 в  парах, тройках.

1

Практикум

14

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

1



 Знать терминологию избранной игры;

- знать правила и организацию проведения соревнований;

- знать технику безопасности при проведении занятий и соревнований и уметь обеспечить безопасность;

- уметь организовать и проводить подвижные и спортивные игры;



Тренировочное занятие

15

Прямой нападающий

 удар. Учебная игра.

1


Учебная игра.

16

Позиционное нападение. Учебная игра

1


Учебная игра.

17

Комбинации из передвижений и

 остановок игрока. Учебная игра

1


17-21

Учебная игра. Развитие координационных способностей

5


Учебная игра.

22-26

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

5


Учебная игра.

27

Игра «Мяч через сетку»

 по основным правилам

1


Тренировочное занятие

28-29

Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся

 к судейству

2

https://www.youtube.com/watch?v=ASBIH4xQfNA

Тренировочное занятие

30-34

Техника приема и

 передача мяча. Учебная игра.


5


Учебная игра

35-38

Стойка игрока.

Перемещение в стойке

4


Тренировочное занятие

39-40

Верхняя передача мяча в          парах с шагом.

2


Тренировочное занятие

41-42

Приём мяча двумя

руками снизу. Учебная игра.

2

https://www.youtube.com/watch?v=2yz9LRgj4_o

Учебная игра

43-45

Верхняя передача мяча

 в   парах, тройках.

3


Тренировочное занятие

46,47

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча

2


Тренировочное занятие

48,49

Прямой нападающий

 удар. Учебная игра.

2

https://www.youtube.com/watch?v=k7GWUyxChbo

50-53

Позиционное нападение. Учебная игра

4


54,55

Комбинации из передвижений и

 остановок игрока.

2


56-58

Верхняя подача мяча


3

 

Знать терминологию избранной игры;

- знать правила и организацию проведения соревнований;

- знать технику безопасности при проведении занятий и соревнований и уметь обеспечить безопасность;

- уметь организовать и проводить подвижные и спортивные игры;



Тренировочное занятие

59,60

Нижняя подача мяча

2


61

Двухсторонняя игра с элементами волейбола

1


62

Верхняя подача, нижний прием

1


63

Нападающий удар,

нижний прием

1


64,65

Прямой нападающий

 удар. Учебная игра

2


66-68

Итоговые соревнования

3

https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_na_temu__sorevnovaniya_pravila_igry__organizaciya_i_provedenie-458383.htm

Соревнование


ИТОГО

68



















































Приложение 1



Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе



№ п/п

Контрольные

Нормативы

 

пол

оценка

Н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

Дев.

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

Дев.

8

10

12

3

Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м (колво раз)

Юн.

17

20

25

Дев.

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

Юн.

5

10

15

Дев.

3

6

10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

Дев.

 

1

 

2

 

3

6

Передача на точность через

сетку, из зоны 4 в зону 6, из 5 попыток

Юн.

3

4

5

Дев.

 

3

 

4

 

5

7

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20



 Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель







Таблица турнира по круговой системе. 4 команды участников



Тур

Пары участников

Пары участников

1

1 — (4)

2 — 3

2

(4) — 3

1 — 2

3

2 — (4)

3 — 1