МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное образование Курманаевский район области
МАОУ "Курманаевская СОШ"
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол от «28» 08. 2023г. №1 | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ВР _________ Кудряшова Н.Г. «29» августа 2023г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор _________ Скороходова Е.В. Приказ № 1 от «30» августа 2023 |
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
Спортивной секции
«Спортивный час»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (3-4класс)
Составитель: Зангиева Т.Н.
учитель физической культуры
с. Курманаевка 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Спортивный час» спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями
Задачи программы:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
-развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Спортивный час" реализуется с учетом рабочей программы воспитания МАОУ «Курманаевская СОШ». Развивающая ориентация учебного курса заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкульт- минуток и утренней зарядки.
Воспитывающее значение учебного курса раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традиции народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации активного отдыха и досуга В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
Основным видом деятельности на занятиях является двигательная деятельность (индивидуальная, в парах и в группах).
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметам, «Музыка», «Математика».
Достижение планируемых результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности и формирование универсальных учебных действий у обучающихся, оценки проектной деятельности обучающихся и промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности проводится в форме зачета с выставлением отметки «зачтено», «не зачтено».
Подведение итогов реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Спортивный час» осуществляется в следующих формах:
- соревнования внутри группы, общешкольные, районные, городские и т. д.;
Сроки освоения примерной программы: Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Спортивный час» рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Подвижные игры -16ч.
Основы знаний: Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка, требования к поведению уч-ся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение.
Игры с мячом: «Охотники и утки», «Ящерица», «Мячом в цель», «Перестрелки», «Кто дальше бросит», «Обгони мяч», «Гонка мячей по кругу», «Вышибалы», «Борьба за мяч», «Снайперы», «Мяч среднему», «Не давай мяч водящему», «Подвижная цель»,
Упражнения с мячом: Передача мяча через сетку, передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки», «Вызов номеров», «К своим флажкам», «Кто обгонит», «Салки под ногами», «Пятнашки», «Хитрая лиса», «Сумей догнать», «Перебежка с вырочкой», «Охрана перебежек», «Воробьи и вороны».
Игры с прыжками: «Удочка», «Волк во рву», «С кочки на кочку», «Веревочка под ногами». «Салки с прыжками на одной ноге».
Игры с построением и перестроением: «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест».
Подвижные игры (эстафеты)
Передача мяча над головой. Передача мяча под ногами. Передача мяча справа. Передача мяча слева. Мяч капитану. Кто быстрей. Попади в цель. Кто дальше прыгнет. Передал - садись. Меткие стрелки. Через болото. «Кегельбан». «Силачи». «Поезд». «Живая волна». «Баскетболисты». «Смени мяч». «Кузнечики». «Вызов номеров».
Формы организации:
практические занятия
беседы
тестирования,
игры-эстафеты,
соревнования.
Раздел 2. Спортивная игра «Футбол». -8ч
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, удар по неподвижному и катящему мячу, остановка мяча, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Формы организации:
практические занятия
игры-эстафеты,
соревнования.
Раздел 3.Спортивная игра «Баскетбол» -8ч.
Баскетбол: ведение мяча; бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Формы организации:
практические занятия
игры-эстафеты,
соревнования.
Промежуточная итоговая аттестация проводиться в форме тестирования (зачет).
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину физического развития воспитанника.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:
- становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
- формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
- проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
- уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
- стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности.
По окончании обучения учащиеся научатся:
Познавательные УУД:
- понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях;
- объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой;
- понимать влияние дыхательной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;
- обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры занятий по пред- упреждению нарушения осанки;
Коммуникативные УУД:
- организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения;
- активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта.
Регулятивные УУД:
- контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;
- взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр;
- оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение
Предметные результаты:
Предметные результаты отражают достижения учащихся в овладении способами самостоятельной деятельности, физическими упражнениями и техническими действиями из базовых видов спорта.
К концу обучения обучающийся научится:
- соблюдать правила во время выполнения спортивных и подвижных игр.
- демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на занятиях физической культурой;
- выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении); футбол (ведение футбольного мяча змейкой)
- выполнять упражнения на развитие физических качеств.
4.«Тематическое планирование» учебного курса внеурочной деятельности
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные образова-тельные ресурсы | Реализация воспитательного потенциала темы |
1 | Основы знаний | В процессе обучения | Беседа | теория | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5751/start/223903 | День солидарности борьбы с терроризмом |
2 | Подвижные игры | 12 | разучивают правила подвижных игр и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении; | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5730/start/190680 | Предметная неделя физической культуры |
3 | Спортивная игра «Баскетбол». | 8 | разучивают правила спортивной игры и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников |
4 | Спортивная игра «Футбол» | 8 | разучивают правила спортивных игр и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ | День защитника Отечества |
5 | Соревнования (Эстафеты) | 6 | разучивают правилами соревнований и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; участвуют в соревнованиях. | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ | 9мая день Победы Легкоатлетическая эстафета «Наследники победы» |
Календарно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения занятий |
План | Факт |
| Iчетверть – 9ч. | | | |
| Подвижные игры | 5ч. | | |
1 | Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Борьба за флажки», «Воробьи – вороны» | 1 | 04.09.2023 | |
2 | Игры с мячом: «Охотники и утки», «Перестрелки», «Салки с мячом» | 1 | 11.09.2023 | |
3 | Игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «С кочки на кочку» | 1 | 18.09.2023 | |
4 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Ящерица» | 1 | 25.09.2023 | |
5 | Игры с построением и перестроением; «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест» | 1 | 02.10.2023 | |
| Спортивная игра «Футбол». | 8ч. | | |
6 | Ведение мяча | 1 | 09.10.2023 | |
7 | Остановка мяча | 1 | 16.10.2023 | |
8 | Удары по мячу | 1 | 23.10.2023 | |
9 | Упражнения с мячом | 1 | 06.11.2023 | |
| IIчетверть – 7ч. | | | |
10 | Упражнения с мячом | 1 | 13.11.2023 | |
11 | Учебная игра | 1 | 20.11.2023 | |
12 | Учебная игра | 1 | 27.11.2023 | |
13 | Учебная игра | 1 | 04.12.2023 | |
14 | Игры с бегом и мячом: «Перестрелки», «Салки под ногами», «Веселые ребята» | 1 | 11.12.2023 | |
15 | Игры с бегом и мячом: «Перестрелки», «Хитрая лиса» ,«Воробьи – вороны» | 1 | 18.12.2023 | |
| Подвижные игры (эстафеты). | 5ч. | | |
16 | Эстафеты | 1 | 25.12.2023 | |
| IIIчетверть – 10ч. | | | |
17 | Эстафеты с предметами | 1 | 08.01.2024 | |
18 | Эстафеты с мячом | 1 | 15.01.2024 | |
19 | Эстафеты с мячом | 1 | 22.01.2024 | |
20 | Эстафеты с мячом | 1 | 29.01.2024 | |
| Подвижные игры | 5ч. | | |
21 | Игра «Пионербол» | 1 | 05.02.2024 | |
22 | Игра «Пионербол» | 1 | 12.02.2024 | |
23 | Игра «Пионербол» | 1 | 19.02.2024 | |
24 | Игра «Пионербол» | 1 | 26.02.2024 | |
25 | Игра «Пионербол» | 1 | 04.03.2024 | |
| Спортивная игра «Баскетбол». | 8ч. | | |
26 | Передача мяча | 1 | 11.03.2024 | |
| IVчетверть -8ч. | | | |
27 | Ведение мяча | 1 | 18.03.2024 | |
28 | Ведение мяча | 1 | 25.03.2024 | |
29 | Броски мяча в корзину | 1 | 08.04.2024 | |
30 | Учебная игра | 1 | 15.04.2024 | |
31 | Учебная игра | 1 | 22.04.2024 | |
32 | Учебная игра | 1 | 29.04.2024 | |
33 | Учебная игра | 1 | 06.05.2024 | |
34 | Веселые старты | 1ч. | 13.05.2024 | |