МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ "Отдел образования" Мензелинского муниципального района
МБОУ «Урусовская ООШ мени Р.Закирова» Мензелинского муниципального района РТ
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Директор МБОУ "Урусовская |
| | ООШ имени Р.Закирова" |
| | ______________ Маузеев И.Р. |
|
| Приказ №170 от " 29 " августа 2022 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1589420)
учебного предмета
«Биология»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Хаматова Гульнара Ильдаровна
учитель химии и биологии
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов ______________Маликова С.А. Протокол №1 от " 25 " августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Закирова Л.Н. от " 27 " августа 2022 г. | ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Урусовская ООШ имени Р.Закирова» Протокол № 2 от " 29" августа 2022 г. |
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
— воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).
Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа №2. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Практическая работа №1. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
Практическая работа №3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии№1 или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
3. Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа №4. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на
примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
Практическая работа №6. Ознакомление с принципами систематики организмов.
Практическая работа №5. Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии №2 или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии №3,4 или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
— понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
— сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
— осознание экологических проблем и путей их решения;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— адекватная оценка изменяющихся условий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
— проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
— перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5);
— приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
— различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
— выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
— раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
— выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
— владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Биология — наука о живой природе | 4 | 0 | 0 | 01.09.2022 26.09.2022 | Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.; Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека; Обсуждение признаков живого; Сравнение объектов живой и неживой природы; Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете; Обоснование правил поведения в природе; | Письменный контроль; Устный опрос; | РЭШ учи.ру |
2. | Методы изучения живой природы | 6 | 0 | 3 | 27.09.2022 22.10.2022 | Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание; Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами; Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов; Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов; | практическая работа; срез знаний; устный и письменный опрос; | РЭШ, Я- класс, учи.ру |
3. | Организмы — тела живой природы | 7 | 0 | 3 | 24.10.2022 17.12.2022 | Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов; Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов; Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение; Обоснование роли раздражимости клеток; Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития; Анализ причин разнообразия организмов; Классифицирование организмов; | практическая работа; срез знаний; устный и письменный опрос; | РЭШ, Я- класс, учи.ру |
4. | Организмы и среда обитания | 5 | 0 | 0 | 19.12.2022 28.02.2023 | Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды; Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной; Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним; Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др.; Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям; | самооценка; срез знаний; устный и письменный опрос; | РЭШ, Я- класс, учи.ру |
5. | Природные сообщества | 7 | 0 | 0 | 01.03.2023 22.04.2023 | Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания; Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ; Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.); Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков; Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы; | самооценка; срез знаний; устный и письменный опрос; | РЭШ, Я- класс, учи.ру |
6. | Живая природа и человек | 4 | 1 | 0 | 24.04.2023 31.05.2023 | Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу; Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора); Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды; Обоснование правил поведения человека в природе; | самооценка; срез знаний; устный и письменный опрос; контрольная работа; | РЭШ, Я- класс, учи.ру |
Резервное время | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Биология — наука о живой природе. Понятие о жизни. Признаки живого . Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое. | 1 | 0 | 0 | 2.09 | Устный опрос; |
2. | Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Профессии, связанные с биологией. Связь биологии с другими науками . Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. | 1 | 0 | 0 | 9.09 | Устный опрос; письменный опрос;; |
3. | Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. | 1 | 0 | 0 | 16.09 | письменный опрос; |
4. | Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников. | 1 | 0 | 0 | 23.09 | Устный опрос; |
5. | Методы изучения живой природы. Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Экскурсия №1. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. Экскурсии или видеоэкскурсии Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. | 1 | 0 | 0 | 30.09 | биологический диктант; |
6. | Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборамиПрактическая работа №1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
7. | Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; устный опрос; |
8. | Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Метод измерения (инструменты измерения)Практическая работа №2. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
10. | Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; устный опрос; |
11. | Организмы — тела живой природы. Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Клетка и её открытие.Цитология — наука о клетке. Клеточное строение организмов. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Практическая работа №3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; устный опрос; |
13. | Клетка — наименьшая единица строения. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. и жизнедеятельности организмов.Практическая работа №4. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
14. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
16. | Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое. Практическая работа №5. Наблюдение за потреблением воды растением. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
17. | Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека.Практическая работа №6. Ознакомление с принципами систематики организмов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; Устный опрос; ; |
18. | Понятие о среде обитания. Водная среда обитания. Представители среды обитания. Особенности водной среды обитания организмов | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
19. | Понятие о среде обитания. Наземно-воздушная, среда обитания. Представители среды обитания. Особенности наземно- воздушной среды обитания организмов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Понятие о среде обитания. Почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности почвенной и внутриорганизменной сред обитания организмов | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
21. | Приспособления организмов к среде обитания | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
22. | Сезонные изменения в жизни организмов. Эксурсия №2. Растительный и животный мир родного края (краеведение). | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
24. | Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
26. | Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.) Экскурсия №3,4. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
27. | Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон | 1 | 0 | 0 | | Решение тестов; |
29. | Ландшафты: природные и культурные. | 1 | 0 | 0 | | биологический диктант; |
30. | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
31. | Влияние человека на живую природу с ходом истории. Глобальные экологические проблемы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
33. | Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
34. | Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 6 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под редакцией Пасечника В.В. Биология, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.В Пасечник Методические рекомендации к учебнику Биология 5 класс. В.В.Пасечник Индивидуально-групповая деятельность
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.5zaklepok.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
https://interneturok.ru/
http://resh.edu.ru/ subject/5/5/
http://interneturok.ru/ subject/biology/class/5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы к учебнику Биология 5 класс
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Школьные микроскопы, лабораторное оборудование к материалу Биология 5 класс. Цифровая лаборатория по биологии и др.
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Годовая контрольная работа (тестирование).
Дата: ___________.
Цель: установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец учебного года по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Источник: https://infourok.ru/godovaya-kontrolnaya-rabota-po-biologii-5-klass-4357202.html
Планируемые результаты:
Предметные.
Учащийся научится:
-отличать живые организмы от неживых;
-характеризовать среды обитания организмов;
-характеризовать экологические факторы;
-изучить строение клетки;
- характеризовать природные сообщества и природные зоны
Метапредметные
- познавательные:
- умение использовать общие приёмы решения тестовых заданий;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.
- строить логические рассуждения;
Коммуникативные
-аргументировать свою точку зрения;
-осуществлять самопроверку.
Личностные.
-формировать ответственное отношение к учению;
-оценивать трудность предлагаемого задания;
- оценивать собственную учебную деятельность
Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Состоит из двух вариантов.
Формат заданий имеет три уровня сложности. Часть 1 (вопросы 1-11) –базовый уровень. В качестве ответа на вопросы предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один. Часть 2 (вопросы 12-14) - высокий уровень. Задания этой группы, требуют от учащихся более глубоких знаний и связаны с множественным выбором и работой с текстом. Часть 3 (вопросы 15-16) – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется уметь классифицировать, давать развернутый ответ, приводить примеры.
Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на заданиях 1-11 – 1 балл; 12 – 1-3 баллов; 13,14 – 1-2 балла; 15 – 1-3 балла; 16 – 1-2 балла.
Максимальное количество баллов: 23 балла.
Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
23-20 | 5 |
19-14 | 4 |
13 - 9 | 3 |
8 и менее | 2 |
Критерии оценивания
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 82%.
Оценка «4» - если ученик набрал от 56% до 81%.
Оценка «3» - если набрано от 34% до 55% баллов.
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов.
I вариант
В заданиях 1-11 выбери один верный ответ из четырех.
1.Наука о живой природе носит название:
а) физика б) химия
в) биология г) география
2. Организмы при дыхании выделяют:
а) кислород б) углекислый газ
в) водород г) азот
3. Выяснить размер листа клёна остролистного позволяет метод:
а) наблюдением б) измерением
в) сравнением г) экспериментом
4. Основной частью лупы и микроскопа является:
а) увеличительное стекло б) зеркало
в) зрительная трубка (тубус) г) штатив
5. Цитоплазма клетки:
а) осуществляет связь между частями клетки
б) выполняет защитную функцию
в) придает клетке форму
г) обеспечивает поступление веществ в клетку
6. К органическим веществам клетки относятся:
а) соли калия б) вода
в) соли кальция и натрия г) белки и крахмал
7. Растения в отличие от животных:
а) растут до определенного возраста
б) способны активно передвигаться
в) самостоятельно образуют органические вещества
г) питаются готовыми органическими веществами
8. К неклеточным формам жизни относятся:
а) бактерии б) вирусы
в) простейшие г) дрожжи
9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
а) стеблей б) цветков
в) листьев г) корней
10. Среда обитания организмов – это:
а) все, что они едят
б) место, где они живут
в) все, что их окружает и прямо или косвенно влияет на них
г) область их распространения
11. В природных сообществах грибы обычно выполняют функцию:
а) хищников б) производителей
в) разрушителей г) потребителей
Выбери пять верных характеристик.
12. Для представителей царства бактерий характерно:
1. В клетках нет оформленного ядра
2. Растут в течение всей жизни
3. Самые древние обитатели планеты
4. В клетках есть оформленное ядро
5. Ведут прикрепленный образ жизни
6. Размножаются спорами
7. В клетки есть клеточная стенка
8. Имеют самые мелкие размеры клеток
9. Являются исключительно гетеротрофами
10. Могут питаться как автотрофно, так и гетеротрофно
Внимательно прочти текст, выполни следующие задания и ответь на вопросы.
На белом снегу ярко рдели гроздья калины. Я увидел их издалека и направился к сопке, на склоне которого рос калиновый куст. Подошел – и удивился…
Под кустом была вырыта маленькая пещерка. Из пещерки сочился незамерзающий ручеек и стекал в солдатскую каску. Он наполнял ее чуть выше половины и уходил через рваную дыру под снег. Каска была пробита пулей.
Я осмотрелся и увидел еще более удивительные вещи. К ключу вела тропа. На снегу четко отпечатались широкие копыта лося. Рядом – бисерная цепочка следов: какой-то маленький зверек прибегал напиться. Под самым кустом – несколько опавших рубиновых ягод: наверное, снегири лакомились. А на ветке, что ниже всех склонилась над ключом, висел берестяной черпачок – это уже для человека.
Кто сотворил чудесный калиновый ключ, к которому приходят утолить жажду и зверь, и птица, и человек? Я спросил у лесников, и они сказали, что в войну здесь погиб их товарищ – партизан, и в память о нем они устроили этот ключ.
Вот, оказывается, какие памятники умеют ставить люди тем, кто погиб за Родину. Вечно живые памятники.
Иван Васильев «Калиновый ключ»
13. О какой природной зоне говориться в тексте? Приведи аргументы в пользу своего ответа.
14. Составь две цепочки питания с использованием указанных в тексте организмов (в цепочку можно добавлять другие виды организмов).
15. Какие группы экологических факторов описаны в тексте? Приведи примеры, дополни каждую группу своими примерами.
16. Найди в тексте примеры организмов, которые являются производителями и потребителями. Дополни ответ своими примерами. Какую роль в природе играют потребители?
II вариант
В заданиях 1-11 выбери один верный ответ из четырех.
1. Наука, изучающая строение и функции растений, называется:
а) цитология б) ботаника
в) микология г) зоология
2. Живые организмы в процессе дыхания получают:
а) кислород для выработки энергию
б) строительный материал
в) углекислый газ
г) азот для построения белков
3. Фиксация наблюдений в полевом дневнике – это метод:
а) сравнение б) описание
в) моделирование г) наблюдение
4. Часть микроскопа, предназначенная для укрепления увеличительных линз:
а) подставка б) штатив
в) тубус г) предметный столик
5. Растительная клетка снаружи покрыта:
а) цитоплазмой б) вакуолью
в) клеточной оболочкой г) хромосомами
6. К неорганическим веществам относят:
а) белки б) глюкозу
в) крахмал г) соли кальция
7. Ядро отсутствует в клетках:
а) растений б) животных
в) грибов г) бактерий
8. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе:
а) бактерии б) растения
в) птицы г) животные
9. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются:
а) семенами б) клубнями
в) спорами г) луковицами
10. Экологические факторы – это:
а) только факторы неживой природы
б) только факторы, связанные с деятельностью человека
в) только факторы живой природы
г) все вышеперечисленное
11. В природных сообществах животные обычно выполняют функцию:
а) разрушителей б) производителей
в) потребителей г) сапрофитов
Выберите пять верных характеристик.
12. Для представителей царства растений характерно:
1. Растут в течение всей жизни
2. В клетках отсутствуют хлоропласты
3. Имеется четыре вида ткани: соединительная, мышечная, нервная и эпителиальная.
4. Ведут прикрепленный образ жизни
5. Размножаются спорами
6. В клетки есть клеточная стенка
7. Размножаются семенами или спорами
8. Могут активно реагировать на раздражения благодаря органам чувств
9. Есть покровные, проводящие и механические ткани
10. Могут питаться как авотрофно, так и гетеротрофно
Внимательно прочти текст, выполни следующие задания и ответь на вопросы.
На всей земле два цвета: белый снег да серая лента леса по горизонту.
Но все кажется серым только издали.
Бурой полосой тянутся заросли ольхи, по-над самой землей, клубятся коричневые, с ярко желтыми побегами кусты лозняка. Светлой зеленцой затушеван осинник, а на его фоне бело-розовыми пятнами выделяются молодые березки. В глубине просеки краски, сливаясь, образуют сиреневую дымку удивительной нежности. Дымка приглушает, делает мягкими темные сосны.
Ветерок качнул темные зонтики дикого тмина – донесся сухой, чуть внятный шорох. Вот кто-то трогает тонюсенькую звонкую струну. Это синички перепархивают вдоль опушки с дерева на дерево и тихонько перекликаются: боятся потерять друг дружку. Где то вдалеке мирно постукивает дятел, усердно выискивая мошек в твердой каре. А вот и шаги! Кто-то пробирается целиной сквозь заросли. Это лось вышел на просеку, огляделся, шумно вздохнул и потянулся к молодой осинке.
Иван Васильев «Зимнее разноцветье»
13. О какой природной зоне говориться в тексте? Приведи аргументы в пользу своего ответа.
14. Составь две цепочки питания с использованием указанных в тексте организмов (в цепочку можно добавлять другие виды организмов).
15. Какие группы экологических факторов описаны в тексте? Примеров какой группы нет в тексте? Приведи примеры, дополни каждую группу своими примерами.
16. Найди в тексте примеры организмов, которые являются производителями и потребителями. Дополни ответ своими примерами. Какую роль в природе играют производители?
Ключ к итоговой контрольной работа 5 класса
I вариант | II вариант |
1 – в 6 – г 2 – б 7 – в 3 – б 8 – б 4 – а 9 – б 5 – а 10 – в 11 – в | 1 – б 6 – г 2 – а 7 – в 3 – б 8 – а 4 – в 9 – в 5 – в 10 – г 11 – в |
12 – 1, 3, 7, 8, 10 | 12 – 1, 4, 6, 7, 9 |
13 – Тайга. Лось. 14 – 1. калина – снегирь – коршун 2. ветки осины – лось - волк 15 – Абиотические: снег, ручей, пещера. Биотические: снегири лакомились ягодами, зверек прибегал напиться. Антропогенные: берестяной черпачок, каска. 16 – Производители - калина; потребители – лось, снегирь. Потребители, поедая производителей, передают их энергию друг другу и разрушителям. | 13 – Тайга. Лось 14 – 1. Осина – лось – волк 2. кора дерева – насекомые - дятел - коршун 15 – Абиотические: снег, ветер. Биотические: синичка перепархивает с дерева на дерево, постукивает дятел, лось вышел на просеку. Антропогенные. 16 – Производители: береза, осина, сосна, тмин. Потребители: синичка, дятел, лось. Производители образуют в процессе фотосинтеза органические вещества и передают их потребителям. |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности,
литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных работ. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» – 85-100% от максимально возможного количества баллов
Отметка «4» – 65-84%
Отметка «3» – 50-64%
Отметка «2» – менее 50%
Классификация ошибок
Несущественными ошибками считаются:
- упущение нехарактерного факта при описании свойств веществ;
- описки;
- оговорки по невнимательности;
- ошибки в математических расчетах (при условии верной логики решения расчетной
задачи и отсутствия калькулятора);
Существенными ошибками считаются:
- неспособность называть вещества по международной номенклатуре и отнести их к
соответствующему классу (органических или неорганических) веществ;
- неверное указание основных признаков веществ, характерных химических свойств
(в т.ч. неверное указание условий протекания реакций);
- незнание основных химических понятий и неумение применять их при решении
письменных заданий и устных ответах;
- неправильное формулирование основных химических законов;
- непонимание и неспособность интерпретировать положения основных теорий и учений;
- неспособность
Оценка реферативных работ.
Отметка «5» : соблюдение формальных требований к реферату, грамотное раскрытие темы, умение четко рассказать о представленном реферате, способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.Отметка «4»: допущены 2-3 несущественные ошибки в содержании и оформлении, исправленные по указанию учителя.
Отметка «3»: допущены существенные ошибки при оформлении работы и в содержании материала.
Отметка «2»: тема не раскрыта