СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Произношение» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Произношение» 1 класс»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи


















Рабочая программа учебного предмета

«Произношение»



1 класс















Содержание:


1.Пояснительная записка 3

2.Общая характеристика учебного предмета 4

3.Места учебного предмета в учебном плане 5

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 5

5.Результаты изучения учебного предмета:

5.1.Личностные результаты 5

    1. Метапредметные результаты 6

5.3.Предметные результаты 6

6.Содержание учебного предмета 7

7.Тематическое планирование 9

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

8.1.Оборудование класса 15

8.2.Учебно-практическое оборудование 15

8.3. Технические средства обучения 15

8.4.Список литературы 16

8.5.Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы 16










  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  5. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

  6. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26

Цель изучения:

- коррекция нарушений произношения у обучающихся с ТНР.

Основными задачами курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Предмет «Произношение» играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.

Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.

Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется большая работа по подготовке к анализу звукового состава слова.

Затем большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких – глухих). По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.

Одной из основных особенностей обучения в первом классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану, определенному ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на изучение учебного предмета «Произношение» в первом классе отводится по 1 ч в неделю, 33 часа (33 учебные недели).


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание уроков произношения и логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.


5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1. Личностные результаты

1. Воспитание уважительного отношения к иному мнению.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

4. Развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.

5. Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.

6. Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.

7. Знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения.

8. Соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.

9. Развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми.

10. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

11. Воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.

12. Воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.

13. Развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

14. Развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.

15. Умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.

16. Соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба).

17. Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии.

18. Умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.

19. Умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы.

20. Воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.

5.2. Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).

3. Определение общей цели и путей ее достижения.

4. Умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.

5. Умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

6. Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

7. Овладение способностью работать в определённом темпе.

8. Умение применять знания в новых ситуациях.

5.3. Предметные результаты

1. Формирование психофизиологических механизмов, лежащих в ос­нове произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речево­го высказывания).

2. Формирование умения нормативного/компенсированного произношения звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой.

3. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

4. Формирование умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.

5. Формирование понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения.

6. Формирование умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста).

7. Осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой.

8. Формирование речевых предпосылок к овладению чтением и письмом.




6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).

А также коррекционный курс «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.

Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.

Начиная с I (I дополнительного) класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

-дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

-формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

Второй этап подготовительный. Цель подготовительного этапа формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.

Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) сло­га, а смычных и аффрикат — закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизи­руется в сложной структуре слога (со стечением согласных).

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению ак­центно-ритмической структуры слова проводится в следующей последова­тельности:

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на пер­вом слоге (вата, лапа, юный и т. д.);

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на вто­ром слоге (весы, дыра, лупа и т.д.);

- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т. д.);

- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т. д.);

- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на по­следнем слоге (молоко, борода, далеко и т. д.);

- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т. д.);

- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударени­ем на первом слоге (тыква, сумка, белка и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударени­ем на втором слоге (ведро, весна, окно и т. д.);

- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с уда­рением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т. д.);

- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с уда­рением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т. д.).

Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.

В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся, программой по обучению грамоте (I (I дополнительный) класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку.



7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Тема, тип урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (УУД)

Повторение. Гласные и согласные звуки (8 часов)


1

Обследование

1

Выявление особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата: произношения и различения звуков. Выявление произношения слов различной слоговой структуры и предложений; внятности, темпа и плавности речи; чтения и письма; словаря, грамматического строя речи

2

Правильное произношение и различение гласных звуков [а, у, о]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

Произнесение ряда гласных звуков типа уиу, у, уиуа, у, ауи и т.п.

Произнесение различных сочетаний: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнение проводится в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале): без чередования звуков: татататататататата, тата-тататата-тататата, та-тата-та-та-татата-та; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту, ту-татоту, ша-саса-ша-саса, таданатада-натадана и т.д.

Познавательные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке.

- выполнять артикуляционные движения;

- удерживать артикуляционные позы;

- умение правильно (по возможности) произносить звуки речи;

- давать характеристику звукам (гласные: ударные/безударные; согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные);

- выделять из слов доступной сложности гласные и согласные звуки;

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

- способность контролировать свои действия;

- проводить звуковой анализ;

- правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;

- ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные.

3

Правильное произношение и различение гласных звуков [ ы, и, э]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

4

Правильное произношение твердых согласных. Звук [м]. Звук [п]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

5

Правильное произношение твердых согласных. Звук [в]. Звук [к]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

6

Правильное произношение твердых согласных. Звук [н]. Звук [ф]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

7

Правильное произношение твердых согласных. Звук [т]. Звук [х]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

8

Дифференциация звуков [к]-[х]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)





1

Повторение. Дифференциация мягких и твердых согласных (8 часов)

9

Мягкие согласные в сочетании с гласными

[и], е. Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками [и]-[ы].

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Формирование артикуляционного уклада звука, удерживание артикуляционных поз.

Произнесение различных сочетаний: се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра.

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных.

Запоминание 3-4 инструкций выполнения действий, повторение в заданной последовательности слоговых рядов: по-пё. ка-жа, сы-си, спе-спэ.

Запоминание в заданной последова-тельности 3-4 слов различного и сходного ритмического звукового состава: муха, кот, вата, липа, лента, лимон, малина, венок, каток и др.

Познавательные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке.

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

- правильно произносить звуки речи;

- различать звуковые элементы;

- различать на слух согласные твердые /мягкие, звонкие/глухие;

- выполнять артикуляционные движения;

- удерживать артикуляционные позы;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение;

- способность контролировать свои действия;

- произношение парных согласных в конце слова и перед гласными;

- давать характеристику звукам (гласные: ударные/безударные; согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные);

- запоминать звуковые сочетания.

10

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [м]-[м’], [п]-[п’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

11

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [в]-[в’], [к]-[к’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

12

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [н]-[н’], [ф]-[ф’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

13

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [т]-[т’], [с]-[с’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

14

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [б]-[б’], [д]-[д’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

15

Правильное произношение мягких согласных. Звуки [з]-[з’], [г]-[г’], [ш]-[ж]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

16


Правильное произношение мягких согласных. Звуки [л]-[л’], [р]-[р’]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных (4 часа)

17


Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.

Произнесение различных сочетаний: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра.

Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и сов с соблюдением ритма.

Познавательные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД:

понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке;

- выполнять артикуляционные движения;

- удерживать артикуляционные позы;

-правильно произносить звуки речи;

-находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение;

-правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;

- отвечать на вопросы;

- различать понятия предмет и слово, действие и слово, признак и слово;

- определять лексическое значение слов;

- усвоить правильное произношение слогов различной сложности и сочетаний

18


Дифференциация звуков [р]-[л]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

19


Дифференциация звуков [в]-[ф], [б]-[п]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

20


Дифференциация звуков [д]-[т], [г]-[к], [з]-[с]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Повторение. Звук [й] (3 часа)

21


Звук [й]. Два звука - одна буква

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Формирование артикуляционного уклада звука, удерживание артикуляционных поз.

Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [й]: тя-тья-тью, те-тье-тью и т.д.

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний.

Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Познавательные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД:

понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке.

- запоминать звуковые сочетания;

- развивать моторику артикуляционного аппарата;

- правильно произносить звуки речи;

- различать звуковые элементы;

- различать на слух согласные твердые /мягкие, звонкие/глухие;

- проводить звуковой анализ слов самостоятельно по предложенному алгоритму;

- оценивать правильность проведения звукового анализа слов.


22


Дифференциация звуков [й]-[и], [й]-[л]

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

23

Звук [й] после разделительных мягкого и твердого знаков

(урок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

1

Звуки [ц], [ч], [щ] (10 часов)

24

Звук [ц]

(урок формирования умений и навыков)

1

Развитие движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков.

Дифференциация оппозиционных звуков и правильное употребление их в собственной речи.

Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний.

Формирование правильного произношения звука в словах в разных фонетических условиях

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов с усвоенной звуко-слоговой сложности.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и сов с соблюдением ритма.

Познавательные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Регулятивные УУД:

понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке;

- правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;

- различать понятия предмет и слово, действие и слово, признак и слово;

- различать на слух изолированные звуки при их сопоставлении и правильно произносить их;

- различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в словах

- различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в во фразовой речи.

- выполнять артикуляционные движения

удерживать артикуляционные позы;

- умение проводить звуковой анализ;

-правильно произносить звуки речи;

- умение находить, сравнивать,

классифицировать,

характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение.

25


Дифференциация звуков [ц]-[т'], [ц]-[т]

(урок формирования умений и навыков)

1

26


Дифференциация звуков [ц]-[с'], [ц]-[с]

(урок формирования умений и навыков)

1

27


Звук [ч]

(урок формирования умений и навыков)

1

28


Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[т']

(урок формирования умений и навыков)

1

29


Дифференциация звуков [ч]-[ш]; [ч]-[щ]

(урок формирования умений и навыков)

1

30


Звук [щ]

(урок формирования умений и навыков)

1

31

Дифференциация звуков [щ]-[с'], [щ]-[ш]

(урок формирования умений и навыков)

1

32-33

Повторение

(рок повто­рения и сис­тематиза­ции знаний)

2


8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


8.1. Оборудование класса

1.Одноместные ученические парты со стульями.

2. Стол учительский

3. Шкафы для хранения учебного, дидактического материала, пособий, учебного оборудования

4. Классная (магнитная) доска.


8.2.Учебно-практическое оборудование

1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Произношение».

2. Плакаты по тематике предмета «Произношение».


8.3. Технические средства обучения

1. Интерактивная доска.

2. Персональный компьютер с принтером.

3. Мультимедийный проектор

8.4. Список литературы

1. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основеАООП НОО с ТНР (вариант 5.2)государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

2.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г.

3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013

4. Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г


8.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы

1. http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы.

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047 – Игры, презентации в начальной школе.

4. http://www.uchportal.ru/load/ - Учительский портал.

5. http://www.openclass.ru/weblinks/ - Открытый класс.

6. http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)