СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Администрация Тюльганского района Оренбургской области
МБОУ "Екатеринославская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на заседании творческой лаборатории "Гармония слова"
Руководитель ТЛ "Гармония
слова".______________ Четвергова
О.А.
Протокол №1
от "30" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4408294)
учебного предмета
«Русский язык»
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______________Тарасов И.И.
Приказ №160-р
от "31" 08 2022 г.
для 7 класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Четвергова Оксана Александровна учитель русского языка и литературы
с.Екатеринославка 2022
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится - 136 ч (4 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды
союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями. Использование союзов как средства связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
(обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то,-таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и
звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения— не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;н иннв причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания нес причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять признаки глагола и наречия в деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания ни нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ьна конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -ои -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания нес наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные
предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из— с,в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
1.1. | Повторение пройденного материала | 4 | 0 | 0 | 02.09.2022 07.09.2022 | Использовать знания по морфемике и | Письменный | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу: | 4 |
| ||||||
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | ||||||||
2.1. | Язык как развивающееся явление | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2651/conspect/ Российская электронная школа |
Итого по разделу | 1 |
| ||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||||||||
3.1. | Монолог и его виды | 1 | 0 | 0 | 11.09.2022 12.09.2022 | Создавать различные виды монолога на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (в течение учебного года); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2245/main/ Российская электронная школа |
3.2. | Диалог и его виды | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Создавать различные виды монолога на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (в течение учебного года); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/main/ Российская электронная школа |
Итого по разделу | 2 |
| ||||||
Раздел 4. ТЕКСТ | ||||||||
4.1. | Основные признаки текста (повторение) | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Характеризовать текст в аспекте его соответствия требованиям цельности, связности, относительной законченности, композиционных особенностей; Использовать знание требований, предъявляемых к образцовому тексту, в процессе создания | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4184/conspect/219948/ Российская электронная школа |
4.2. | Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 2 | 0 | 0 | 16.09.2022 19.09.2022 | Выявлять роль языковых средств в создании рассуждения; | Самооценка с | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7003/conspect/258927/ Российская электронная школа |
4.3. | Информационная переработка текста | 2 | 0 | 0 | 20.09.2022 21.09.2022 | Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять его информационную переработку, составлять планы разных видов; Выявлять микротемы текста; | Устный опрос; | https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-discipline-russkiy-yazik-po-teme-informacionnaya-pererabotka-teksta-3697574.html |
4.4. | Смысловой анализ текста | 3 | 0 | 0 | 23.09.2022 27.09.2022 | Выявлять способы и средства связи предложений в тексте; | Самооценка с | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii- |
Итого по разделу: | 8 |
| ||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА |
5.1. | Публицистический стиль | 3 | 0 | 0 | 28.09.2022 03.10.2022 | Распознавать тексты публицистического и | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/main/ Российская электронная школа |
5.2. | Официально деловой стиль | 3 | 0 | 0 | 04.10.2022 10.10.2022 | Использовать текст-инструкцию с учебной | Письменный контроль; | https://test5ru.ru/2021/08/21/ |
Итого по разделу: | 6 |
| ||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||||
6.1. | Морфология как раздел науки о языке (обобщение) | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Различать слова самостоятельных и служебных частей речи; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2256/main/ Российская электронная школа |
6.2. | Причастие как особая группа слов | 20 | 0 | 0 | 12.10.2022 22.11.2022 | Знать суффиксы причастий; | Устный опрос; | https://sdo.edu.orb.ru/theme.php?id=285 "Цифровая школа Оренбуржья" |
6.3. | Деепричастие как особая группа слов | 14 | 0 | 0 | 25.11.2022 20.12.2022 | Знать суффиксы деепричастий; | Письменный | https://sdo.edu.orb.ru/theme.php?id=1905 "Цифровая школа Оренбуржья" |
6.4. | Наречие | 21 | 0 | 0 | 23.12.2022 07.02.2023 | Распознавать наречия и аргументированно | Письменный | https://sdo.edu.orb.ru/theme.php?id=1909 "Цифровая школа Оренбуржья" |
6.5. | Слова категории состояния | 2 | 0 | 0 | 10.02.2023 13.02.2023 | Распознавать слова категории состояния по | Самооценка с | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2634/main/ Российская электронная школа |
6.6. | Служебные части речи | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Опознавать слова служебных частей речи; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2633/start/ Российская электронная школа |
6.7. | Предлог | 12 | 0 | 0 | 17.02.2023 07.03.2023 | Распознавать предлоги в составе предложно- | Письменный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2632/main/ Российская электронная школа |
6.8. | Союз | 12 | 0 | 0 | 10.03.2023 07.04.2023 | Распознавать союзы, использованные как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения, характеризовать их | Письменный | https://sdo.edu.orb.ru/theme.php?id=2207 "Цифровая школа Оренбуржья" |
6.9. | Частица | 12 | 0 | 0 | 10.04.2023 03.05.2023 | На основе анализа различать частицы разных | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/main/ Российская электронная школа |
6.10. | Междометия | 4 | 0 | 0 | 08.05.2023 15.05.2023 | Распознавать междометия в предложении и тексте на основе анализа их функций в речи; | Письменный | http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
6.11. | Омонимия слов разных частей речи | 2 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Распознавать омонимию слов разных частей речи; На основе грамматического анализа различать омонимичные части речи; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/shkola/russkiy- |
Итого по разделу: | 101 |
| ||||||
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
7.1. | Повторение пройденного материала | 4 | 0 | 0 | 17.05.2023 29.05.2023 | Распознавать причастия, деепричастия, наречия, слова категории состояния, предлоги, союзы, | Самооценка с | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2617/start/ Российская электронная школа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу: | 4 |
| ||||||
Раздел 8. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ | ||||||||
8.1. | Сочинения (в течение года) | 2 | 0 | 0 |
|
|
|
|
8.2. | Изложения (в течение года) | 2 | 0 | 0 |
|
|
|
|
8.3. | Контрольные и проверочные работы (в течение года) | 6 | 0 | 0 |
|
|
|
|
Итого по разделу: | 10 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Повторение изученного в 6 классе. Фонетика и | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Лексика и фразеология. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Словообразование и орфография. | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Письменный контроль; |
4. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Письменный контроль; |
5. | Входная контрольная | 1 | 1 | 0 | 08.09.2022 | Контрольная работа; |
6. | Русский язык как Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Монолог и его виды. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Диалог и его виды. | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Практическая работа; |
9. | Текст как речевое Структура текста. Абзац. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Рассуждение как | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Письменный контроль; |
11. | Структурные особенности текста-рассуждения. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Самооценка с |
12. | Информационная | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
13. | Способы и средства связи предложений в тексте. Языковые средства | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
14. | Смысловой анализ текста: композиционные | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Устный опрос; |
15. | Функциональные | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Письменный контроль; |
16. | Обучающее сочинение по картине. | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Практическая работа; |
17. | Публицистический стиль. Сфера употребления, | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Письменный контроль; |
18. | Жанры | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Устный опрос; |
19. | Употребление языковых средств выразительности в текстах | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Официально-деловой | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Письменный контроль; |
21. | Инструкция как жанр официально-делового стиля. | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Самооценка с |
22. | Создание текстов | 1 | 0 | 1 | 07.10.2022 | Практическая работа; |
23. | Создание текстов | 1 | 0 | 1 | 10.10.2022 | Практическая работа; |
24. | Морфология как раздел науки о языке | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
25. | Причастие как особая | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Практическая работа; |
26. | Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Письменный контроль; |
27. | Полные и краткие формы страдательных причастий. | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Практическая работа; |
28. | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Письменный контроль; |
29. | Причастие в составе | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Тестирование; |
30. | Причастный оборот. Знаки препинания в | 1 | 0 | 0 | 21.10.2022 | Практическая работа; |
31. | Причастный оборот. Знаки препинания в | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Практическая работа; |
32. | Обучение написанию | 1 | 0 | 1 | 25.10.2022 | Устный опрос; |
33. | Морфологический анализ причастий. | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Письменный контроль; |
34. | Употребление причастий в речи. Ударение в | 1 | 0 | 0 | 28.10.2022 | Практическая работа; |
35. | Правописание гласных | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
36. | Правописание гласных | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Письменный контроль; |
37. | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных имён | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Практическая работа; |
38. | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных имён | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Тестирование; |
39. | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных имён | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Письменный контроль; |
40. | Слитное и раздельное написание НЕ с | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Письменный контроль; |
41. | Слитное и раздельное написание НЕ с | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Тестирование; |
42. | Буква Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Письменный контроль; |
43. | Правописание причастий (обобщение). | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Диктант; |
44. | Зачёт по теме "Причастие". Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 22.11.2022 | Зачет; |
45. | Контрольная работа №2. Диктант с | 1 | 1 | 0 | 23.11.2022 | Диктант; |
46. | Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия в | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Устный опрос; |
47. | Деепричастия | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Практическая работа; |
48. | Деепричастие в составе словосочетаний и Синтаксическая функция деепричастия, роль в | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Письменный контроль; |
49. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | 1 | 0 | 30.11.2022 | Сочинение; |
50. | Деепричастный оборот. | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Самооценка с |
51. | Морфологический анализ деепричастий. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Практическая работа; |
52. | Нормы произношения и употребления | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Письменный контроль; |
53. | Правописание гласных в суффиксах деепричастий. | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Практическая работа; |
54. | Правописание гласных в суффиксах деепричастий. | 1 | 0 | 0 | 09.12.2022 | Тестирование; |
55. | Слитное и раздельное написание НЕ с | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Письменный контроль; |
56. | Правильное построение предложений с | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Практическая работа; |
57. | Знаки препинания в | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Письменный контроль; |
58. | Знаки препинания в | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Диктант; |
59. | Правописание деепричастий (обобщение). | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
60. | Зачёт по теме Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 20.12.2022 | Зачет; |
61. | Контрольная работа №3. Диктант с | 1 | 1 | 0 | 21.12.2022 | Практическая работа; |
62. | Наречие Общее грамматическое значение наречий. | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Устный опрос; |
63. | Разряды наречий по значению. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Письменный контроль; |
64. | Словообразование наречий. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Практическая работа; |
65. | Роль наречий в тексте. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Самооценка с |
66. | Степени сравнения | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Практическая работа; |
67. | Простая и составная | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Изложение; |
68. | Нормы произношения и постановки ударения в наречиях. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Письменный контроль; |
69. | Морфологический анализ наречия. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Практическая работа; |
70. | Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | 1 | 0 | 16.01.2023 | Изложение; |
71. | Слитное и раздельное написание НЕ с | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Практическая работа; |
72. | Слитное и раздельное написание НЕ с | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
73. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Письменный контроль; |
74. | Правописание НЕ- и НИ-в наречиях. | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Практическая работа; |
75. | Н и НН в наречиях на -о (-е). | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Тестирование; |
76. | Н и НН в наречиях на -о (-е). | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Устный опрос; |
77. | Правописание суффиксов-О и -А наречий с | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Практическая работа; |
78. | Правописание суффиксов-О и -А наречий с | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Устный опрос; |
79. | Употребление Ь на конце наречий после шипящих. | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Практическая работа; |
80. | Правописание суффиксов наречий -О и -Е после | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Диктант; |
81. | Правописание суффиксов наречий -О и -Е после | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Устный опрос; |
82. | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
83. | Зачёт по теме "Наречия". Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Зачет; |
84. | Контрольная работа №4. Диктант с | 1 | 1 | 0 | 08.02.2023 | Диктант; |
85. | Слова категории | 1 | 0 | 0 | 10.02.2023 | Устный опрос; |
86. | Роль слов категории состояния в речи. Различение наречий и | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Письменный контроль; |
87. | Общая характеристика | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
88. | Обучение приёмам сжатия текста. Обучающее Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 15.02.2023 | Практическая работа; |
89. | Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов. | 1 | 0 | 0 | 17.02.2023 | Практическая работа; |
90. | Разряды предлогов по строению: простые, | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Практическая работа; |
91. | Правописание сложных предлогов. | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Письменный контроль; |
92. | Производные и | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный опрос; |
93. | Морфологический анализ предлогов. | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 | Письменный контроль; |
94. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Самооценка с |
95. | Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Практическая работа; |
96. | Правильное | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Письменный контроль; |
97. | Правильное образование предложно-падежных | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Устный опрос; |
98. | Обобщение по теме "Предлог". | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Письменный контроль; |
99. | Зачёт по теме "Предлог". Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 07.03.2023 | Зачет; |
100. | Контрольная работа №5 по теме "Предлог". | 1 | 1 | 0 | 09.03.2023 | Контрольная работа; |
101. | Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Тестирование; |
102. | 102. Разряды союзов по | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Письменный контроль; |
103. | 103. Разряды союзов по Сочинительные | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Письменный контроль; |
104. | 104. Одиночные, двойные и повторяющиеся Знаки препинания в в | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Самооценка с |
105. | Подчинительные союзы. | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Практическая работа; |
106. | 106. Знаки препинания в сложных союзных предложениях. | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Письменный контроль; |
107. | Морфологический анализ союза. | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Письменный контроль; |
108. | 108. Роль союзов в тексте. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Письменный контроль; |
109. | Использование союзов как средства связи | 1 | 0 | 0 | 24.03.2023 | Устный опрос; |
110. | 110. Правописание союзов. Слитное написание | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Самооценка с |
111. | 111. Обобщение по теме "Союз". | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Тестирование; |
112. | 112. Зачёт по теме "Союз". Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 07.04.2023 | Зачет; |
113. | Частица как служебная часть речи. | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
114. | Роль частиц в передаче | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Письменный контроль; |
115. | 115. Разряды частиц по значению и Формообразующие частицы. | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Практическая работа; |
116. | Смысловые (модальные) частицы. | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Письменный контроль; |
117. | 117. Интонационные | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Практическая работа; |
118. | Отрицательные частицы. Смысловые различия частиц НЕ и НИ. Использование НЕ и НИ в письменной речи. | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Практическая работа; |
119. | 119. Различение приставки НЕ- и частицы НЕ. | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Сочинение; |
120. | 120. Слитное и раздельное | 1 | 0 | 0 | 21.04.2023 | Практическая работа; |
121. | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Практическая работа; |
122. | Морфологический анализ частицы. | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Изложение; |
123. | Сочинение рассуждение с использованием | 1 | 1 | 0 | 26.04.2023 | Сочинение; |
124. | 124. Обобщение по теме "Частица". | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Тестирование; |
125. | Зачёт по теме "Частица". Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | 03.05.2023 | Зачет; |
126. | 126. Сжатое изложение | 1 | 1 | 0 | 05.05.2023 | Изложение; |
127. | Междометия как особая группа слов. Употребление Разряды междометий по значению. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
128. | 128. Производные и непроизводные междометия. Морфологический анализ междометий. | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Письменный контроль; |
129. | 129. Звукоподражательные слова. Употребление звукоподражательных слов в речи. | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Практическая работа; |
130. | 130. Интонационное и | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
131. | Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Самооценка с |
132. | Повторение. Лексика и фразеология. | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
133. | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | 0 | 0 | 19.05.2023 | Практическая работа; |
134. | Повторение. Морфология. Синтаксис. | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Письменный контроль; |
135. | 135. Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 24.05.2023 | Контрольная работа; |
136. | Повторение. Основные разделы лингвистики. | 1 | 0 | 0 | 29.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие. Тематическое и поурочное планирование к учебнику под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой.А. и других. Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru
http://www.ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и литературе http://philologos.narod.ru Машинный фонд русского языка
http://cfrl.ruslang.ru МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии
http://www.medialingua.ru Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://mapryal.russkoeslovo.org Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
http://www.riash.ru Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка «ЯРУС»
http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово»
http://www russkoeslovo.org Проект «Русские словари»
http://www.slovari.ru Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) http://www ropryal.ru Рукописные памятники Древней Руси
http://www lrc-lib.ru Русская Ассоциация Чтения
http://www.rusreadorg.ru Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка
http://fonetica.philol.msu.ru Русский для всех: портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии
http://www.russianforall.ru Русский филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru Русский язык в России и за рубежом: Справочно-информационная картографическая система
http://ruslang.karelia.ru Русский язык и культура речи: электронный учебник
http://www ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология
http://starling.rinet.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www. svetozar.ru Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru Словари русского языка
http://www speakrus.ru/dict Словопедия: русские толковые словари http://www.slovopedia.com Учебник по орфографии и пунктуации http://www.naexamen.ru/gram Фонд «Русский мир»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер Мультимедийный проектор Колонки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.