Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол № 4 30 мая 2020 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В.__________ 1 июня 2020 г. | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2020 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Составитель: учитель начальных классов |
Соколова Ольга Ярославовна |
|
г. Югорск, 2020 г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 5 |
3. | Тематическое планирование | 6 |
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль» С.В. Иванова.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения русского языка: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты изучения русского языка:
Познавательные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану; способность к самоорганизованности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
составлять небольшие высказывания на заданную тему (после предварительной подготовки), а также по рисунку (после анализа содержания рисунка), вопросам, опорным словам;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений, анализировать тексты с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту;
давать характеристику звуков (в объёме изученного): гласный–согласный, гласный ударный–безударный, согласный твердый–мягкий, парный–непарный, согласный глухой–звонкий, парный–непарный;
выделять корень слова (простые случаи), различать группы однокоренных слов, подбирать родственные (однокоренные) слова к предложенному слову;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание, интонацию;
применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,
а также:
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов;
писать под диктовку тексты объемом 30–40 слов с учетом изученных правил правописания
Содержание учебного предмета
Фонетика и графика
Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков.
Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Деление слов на слоги (без стечения согласных).
Использование алфавита при работе со словарями.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 1–2 синонимов или антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.
Морфология
Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы.
Слово и предложение
Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1 классе:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника).
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в тексте законченной мысли.
Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные отступы). Последовательность частей текста.
Тематическое планирование
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
«Как устроен наш язык» (27 часов) | Различают звуки и буквы. Выделяют ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Устанавливают число и последовательности звуков в слове. Сопоставляют слова, различающихся одним или несколькими звуками. Обозначают на письме мягкость согласных звуков. Определяют парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Определяют парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Соотносят звуки речи и буквы. Устанавливают соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Соотносят транскрипцию с буквенной записью слов. Осуществляют деление слов на слоги. Используют алфавит при работе со словарями и справочниками. Осознают единство звукового состава слова и его значения. Правильно произносят звуки и сочетания звуков. Ставят ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Понимают слова как единство звучания (написания) и значения. Классифицируют слова с предметным значением — имена существительные, слова, называющие признаки — имена прилагательные, слова, обозначающие действия — глаголы. Отличают предложение от слова. Различают предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. Знакомятся с понятиями «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка», «суффикс», «основа». Определяют состав слова с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, суффикс, приставка, основа) с помощью алгоритма. Изменяют форму слова с помощью окончания. Различают изменяемые и неизменяемые слова. Наблюдают за чередованием согласных в корнях. Подбирают родственные (однокоренные) слова. Различают однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Различают однокоренные слов и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Определяют суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Выделяют в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Образовывают слова по заданным моделям. Соотносят слово и его лексическое значение. Выявляют слова, значение которых требует уточнения. Определяют значение слова по тексту и уточнять значение слова с помощью толкового словаря. Различают однозначные и многозначные слова. Учитывают прямое и переносное значение слова. Наблюдают за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Наблюдают за использованием в речи фразеологизмов, заимствованных и устаревших слов. Осуществляют поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. |
Правописание (68 часов) | Устанавливают место орфограммы в слове. Объясняют написание слов. Фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове. Осуществляют самоконтроль и самопроверку. Анализируют алгоритм работы над ошибками и контролируют свои действия при его использовании. Находят и исправляют ошибки, объясняют правильное написание слова. Обосновывают применение разных способов работы над ошибками. Применяют правила правописания: перенос слов; проверяемые безударные гласные в корнях слов; парные звонкие и глухие согласные в корнях слов; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); разделительные твердый и мягкий знаки; правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над- правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость; правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив; раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Используют орфографический словарь учебника для определения (уточнения) написания слова. |
Развитие речи (41 час) | Выбирают языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдают нормы речевого этикета и орфоэпические нормы в ситуациях учебного и бытового общения. Развивают умение договариваться и приходят к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Различают текст и «не текст». Понимают смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Озаглавливают текст. Подбирают заголовки к предложенным текстам. Определяют по заголовкам содержание текста. Выражают в тексте законченную мысль. Подбирают варианты окончания текстов. Определяют начало текста (зачин). Восстанавливают последовательность предложений в тексте. Корректируют тексты с нарушенным порядком предложений; включают недостающие по смыслу предложения. Наблюдают за структурой текста. Знакомятся с абзацем. Выделяют абзацы в тексте. Определяют порядок следования абзацев. Разделяют текст на абзацы. Корректируют тексты с нарушенной последовательностью абзацев. Работают над структурой текста: озаглавливают, корректируют порядок предложений и абзацев. Составляют план текста. Создают собственные тексты по заданным планам. Наблюдают и различают тексты: описание, повествование, рассуждение. |
9