ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 57)
ФИЛИАЛ № _3_
Рассмотрен на заседании методической комиссии протокол № 1 от « 30 » августа 2019 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР ФКПобразовательного учреждения №57 ___________ Щербакова О.В. | «Утверждаю» Директор ФКПобразовательного учреждения №57 ___________ Тарасов С.В. Приказ № ___ от « ___ » 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «Материаловедение»
Количество часов: 44
Профессия СПО: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Калуга – 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднегопрофессионального образования 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ № 699 от 2.08.2013 г.
Организация-разработчик: ФКП профессиональное образовательное учреждение № 57
Разработчики:
_______________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
ФКП образовательного учреждения №57
______________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
ФКП образовательного учреждения № 57
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3
Структура и содержание учебной дисциплины 3
Условия реализации учебной дисциплины 9
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 10
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебнаядисциплинапринадлежитобщепрофессиональному циклуобразовательной программы.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
определять свойства материалов;
применять методы обработки материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства, классификацию, характеристику обрабатываемых материалов.
формируемые профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем,агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей ивыполнять комплексработ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.
ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку.
формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность1, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: |
| 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: |
подготовка докладов, презентаций, эссе | 5 |
изучение учебной литературы, интернет-источников и ответ на контрольные вопросы по теме, написание тезисов | 17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Кол-во часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Металлические материалы |
Тема 1.1. Введение в материаловедение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Предмет, содержание и задачи курса, связь с другими дисциплинами. Роль курса в формировании специалиста в соответствии с его квалификационной характеристикой. Основные понятия и определения. Краткие исторические сведения о развитии материаловедения. Роль материаловедения в современной технике. Металлические и неметаллические материалы. Классификация конструкционных материалов. |
Тема 1.2. Строение металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Строение реальных металлов. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы теории сплавов. Типы сплавов. Диаграммы состояния. |
Практическая работа | 2 | |
1 | Изучение диаграммы состояния сплавов системы «железо -цементит» |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Подготовить презентацию по одной из тем: «Редкоземельные металлы: свойства, нахождение в природе, производство и применение»; «Благородные металлы и их сплавы»; «Легкие цветные металлы и сплавы»; «Тяжелые цветные металлы и сплавы»; «Полупроводниковые материалы»; «Тугоплавкие металлы». Изучение учебной литературы и интернет источников и ответ на контрольные вопросы по теме: «Строение металлов и сплавов». Изучение учебной литературы и интернет источников и написание тезисов по теме: «Методы упрочнения металлических сплавов». |
Тема 1.3. Методы изучения свойств металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Методы изучения структуры металла. Макроскопический и микроскопический анализ. Механические свойства материалов и методы их определения. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Технологические свойства металлов и сплавов. |
Тема 1.4. Стали | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения. Примеси и их влияние на свойства сталей. Влияние легирую-щих элементов на свойства сталей. Классификация сталей. Маркировка сталей. |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Изучение микроструктуры, свойств и области применения углеродистых сталей. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебной литературы и интернет-источников по теме: «Стали». Подготовка доклада на одну из тем: «Стали и сплавы с особыми свойствами»; «Минералокерамика и алмазные материалы». |
Тема 1.5. Чугуны | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения. Белые чугуны. Отбеливание. Чугуны с графитом: серый чугун, высокопрочный чугун, ковкий чугун. Термическая обработка чугунов. Маркировка чугунов. |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Изучение микроструктуры, свойств и области применения чугунов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебной литературы и интернет-источников по теме: «Чугуны». Подготовить презентацию по одной из тем: «Технология производства стали и чугуна»; «Производство конструкционных цветных металлов: меди, алюминия, титана, магния». |
Раздел 2. Процессы обработки металлов и сплавов |
Тема 2.1. Термическая обработка | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Понятие о термической обработке. Принципы и цели. Превращения в стали при нагреве и охлаждении. Условия нагрева и охлаждения при термической обработке. Отжиг и нормализация. Закалка. Отпуск и старение. Поверхностное упрочнение. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебного материала, интернет-источников по теме: «Термическая обработка». |
Тема 2.2. Технологические процессы металлообработки | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебного материала, интернет-источников по теме: «Технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием». |
Тема 2.3. Качество обработки деталей | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Виды износа деталей и узлов. Признаки износа. Способы борьбы с износом. Коррозия металлов и сплавов. Виды коррозионного разрушения. Методы защиты металлов и сплавов от коррозии. Требования к материалам при их выборе. Требования к качеству обработки деталей. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебного материала, интернет-источников по теме: «Качество обработки деталей». |
Раздел 3. Новыеконструкционныематериалы |
Тема 3.1. Абразивные и композиционные материалы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Классификация, строение, свойства и способы получения композиционных материалов. Абразивные материалы: характеристика, свойства, область применения, маркировка. Абразивный инструмент: характеристика, свойства, область применения, маркировка. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Изучение учебного материала, интернет-источников по теме: «Абразивные и композиционные материалы». |
Раздел 4.Неметаллическиематериалы |
Тема 4.1. Полимерные материалы, пластмассы, резины | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности структуры и технологических свойств резинотехнических материалов. Область применения. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебной литературы, интернет-источников и ответ на контрольные вопросы по теме: «Полимерные материалы, пластмассы,резины». |
Тема 4.2. Стекло и керамические материалы | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Строение, свойства и назначение стекла и керамическихматериалов.Технологические характеристики изделий из стекла икерамических материалов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебной литературы, интернет-источников по теме «Стекло и керамические материалы». Изучение учебной литературы, интернет-источников и написание тезисов по теме «Древесные материалы». |
Раздел 5. Топливо исмазочные материалы |
Тема 5.1. Топливо | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Назначение, классификация и свойства топлива. Эксплуатационные свойства различных видов топлива. Правила хранения топлива. |
Лабораторная работа | 4 | |
1 | Изучение общих требований к автомобильным бензинам икомплексная оценка свойств бензинов. |
2 | Изучение свойств топлива и определение плотности дизельноготоплива. |
Практическая работа | 2 | |
1 | Расчетбазовойнормы расхода топлива для легковыхавтомобилей, бортовых автомобилей и тракторов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Изучение учебной литературы, интернет-источников по теме: «Топливо». |
Тема 5.2. Смазочные материалы | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Виды смазочных материалов и их классификация. Эксплуатационные свойства и марки масел. Эксплуатационные свойства и применение смазок. Правила хранения смазочных материалов. |
Лабораторная работа | 2 | |
1 | Изучение классификации смазочных материалов и определение температуры вспышки масла |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Изучение учебной литературы и интернет-источников по теме: «Смазочные материалы». Подготовка эссе на тему: «Нефть – основное сырье для получения топлива и смазочных материалов». |
Тема 5.3. Специальные жидкости | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1 | Основные виды специальных жидкостей. Эксплуатационные свойства и применение. Правила хранения специальных жидкостей. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Изучение учебной литературы и интернет-источников по теме: «Специальные жидкости». |
Дифференцированный зачет | 2 | |
| 66 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: |
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); |
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); |
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»,
объемные модели металлической кристаллической решетки,
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов),
образцы неметаллических материалов,
образцы топлива и смазочных материалов.
Технические средства обучения:
Информационное обеспечение обучения
Переченьучебныхизданий,Интернет-ресурсов,дополнительнойлитературы:
Основные источники:
Овчинников В.В. Основы материаловедения для сварщиков.
Учебник.–М. «Издательский центр «Академия»,2017.
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка).
Учеб.пособие. – М: «Издательский центр «Академия», 2017.
А.М. Адаскин, В.М. Зуев «Материаловедение (металлообработка)», Москва, «Академия», 2004
Дополнительные источники:
Стуканов В.А.Материаловедение: Учебное пособие.
М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 368 с. – (Профессиональное образование). – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/610454
Власова И.Л.Материаловедение: Учебное пособие.
М.:ФГБУ ДПО "УМЦ ЖДТ", 2016. – 129 с.: ISBN 978-5-89035-922-3 – Режимдоступа: http://znanium.com/catalog/product/892555
http://znanium.com/ –электронно-библиотечная система
http://materialsnews.ru/ru/ – Электронный научно-технический журнал «Новости материаловедения. Наука и техника».
http://www.modificator.ru/terms/adamas.html – Модифицирование сплавов:разработка, внедрение, технический аудит. Металловедение. Металлургия. Литейное производство.
http://www.materialscience.ru/- учебные материалы по материаловедению.
http://www.splav-kharkov.com/main.php- Марочник стали и сплавов
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольиоценкарезультатовосвоениядисциплиныосуществляетсяпреподавателемвпроцессепроведенияпрактическихилабораторныхзанятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельныхработ, подготовки презентаций, сообщений и рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
| Самостоятельная работа, экспертное наблюдение при выполнении практической, лабораторной работы, дифференцированный зачет. |
| Самостоятельная работа, экспертное наблюдение при выполнении практической, лабораторной работы, дифференцированный зачет. |
Знания: |
основных свойств, классификации, характеристики обрабатываемых материалов. | Тестирование, самостоятельная работа, экспертное наблюдение при выполнении лабораторных работ, дифференцированный зачет. |
1 (для юношей)