СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании. Автор Россиков В.П.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины  «Безопасность  жизнедеятельности» . Для  специальности 43.02.01  Организация обслуживания в общественном питании. Автор Россиков В.П.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании. Автор Россиков В.П.»

государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

«Ярославский колледж индустрии питания»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»


Базовая подготовка специалистов среднего звена среднего

профессионального образования

для специальности

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.



























2018 г.









Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Яр.КИП


Разработчик:


В.П.Россиков, преподаватель-организатор ОБЖ

(должность, ФИО преподавателя)

Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол методической комиссии № от 2018 г

Председатель МО _______________ О.Н. Шишлёнок

СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации учебнойдисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.01 " Организация обслуживания в общественном питании" по программе базовой подготовки. Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении дисциплины БЖД на базе основного общего образования для всех других специальностей СПО .

Рабочая программа включает тематический план, содержание разделов учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», перечень основной и дополнительной литературы, задания и перечень вопросов для подготовки к зачету.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.



1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Целями изучения дисциплины являются:


  • ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;

  • подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в качестве менеджера.


Задачами изучения дисциплины являются:


  • изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;

  • изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;

  • научиться оказывать первую помощь пострадавшим последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; первичные средства пожаротушения.


В результате освоения дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать:



  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития события и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;



  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;



  • область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;


  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;




В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие (ОК) и профессиональные компетенции (ОК):


Код

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.

Код

Профессиональные компетенции

ПК1.1.

Анализировать возможности организации по производству продукции общественного питания в соответствии с заказами потребителей.

ПК1.4.

Участвовать в оценке эффективности деятельности организации общественного питания.

ПК 2.1.

Организовывать и контролировать подготовку организации общественного питания к приёму потребителей.

ПК 2.2.

Управлять работой официантов, барменов, сомелье и других работников по обслуживанию потребителей.

ПК4.1

Контролировать соблюдение требований нормативных документов и правильность проведения измерений при отпуске продукции и оказанных услуг.

ПК4.2

Проводить производственный контроль продукции в организациях общественного питания.

ПК4.3

Проводить контроль качества услуг общественного питания.




В результате освоения дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:




иметь практический

опыт

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения

уметь:

-организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности ;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военные службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения; - - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;

- области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим






1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося102часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.


2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

20

Внеаудиторная самостоятельная работа (всего)

34

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Гражданская оборона

49


Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Содержание учебного материала

8


2


2


2



2


Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия.

2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии и катастрофы на транспорте и объектах промышленности. Меры защиты при ЧС техногенного характера.

2

Чрезвычайные ситуации военного характера. Источники и особенности ЧС военного характера. Современные средства поражения.

2

Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. Обеспечение безопасности при эпидемии (эпизоотии, эпифитотии). Правила поведения населения в районах боевых действий.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с.3-9, 22-49, 53-59, 114-132, 182-184, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с.46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответа;

- подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1. Источники ЧС природного характера.

2. Причины и последствия техногенных аварий и катастроф.

3. Система предупреждения и оповещения населения о ЧС;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 1 «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера».

4


Тема 1.2. Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Содержание учебного материала

6


2


2




2


Нормативно-правовая база защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы государственной политики и Федеральные законы по защите населения и территорий от ЧС. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

2

Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и Гражданская оборона (ГО).

История возникновения и развития, структура РСЧС и ГО. Основные задачи и функции в мирное время и при ведении военных действий.

2

3.

МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий РФ.Структура и задачи МЧС РФ. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- изучение основных положений Федерального Закона "О гражданской обороне" (№28-98г.);

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 108-120, 121-187,учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 46-58, 140-152, и составление плана и тезисов ответа.

- подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1.Защита населения и территорий от ЧС - важнейшая задача государства.

2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

3. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 2 «Основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».

3


Тема 1.3. Защита населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.


Содержание учебного материала

12



2



2


Основные виды и организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Виды АСДНР. Порядок действий аварийно-спасательных подразделений в условиях ЧС.

2

Эвакуационные мероприятия. Система информирования и оповещения. Виды и способы эвакуации, задачи и функции эвакуационных органов.

2

Практические занятия

8


2


2


2

2

2


Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по одеванию противогаза и ОЗК, стр.31-37.

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения,

стр. 37-43.

Приборы радиационной и химической разведки и контроля, стр.44-47.

Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения . Тема 1.3.

Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

Отработка действий при возникновении радиационной аварии.

Самостоятельная работа обучающихся:

- изучение основных положений Федерального Закона " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера " (№68-94г.);

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 262,263, учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. и составление плана и тезисов ответа.

- подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1.Предназначение и виды средств индивидуальной и коллективной защиты.

2. Инженерные защитные сооружения.

3. Причины для проведения экстренной эвакуации;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 3 «Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени».

6

2

Тема 1.4. Обеспечение и повышение устойчивости функционирования объектов экономики.

Содержание учебного материала

6


2



4


Устойчивость объектов экономики в ЧС. Общие понятия об устойчивости объектов экономики в ЧС. Структура, задачи, формирования (силы и средства).


2

Обеспечение защиты рабочих и служащих.Основные мероприятия, обеспечивающие защиту рабочих и служащих. Подготовка объектов экономики к аварийному режиму работы.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование учебника учебного пособия "БЧС. ГО" с.с. 226-275 и составление плана и тезисов ответа.

- подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1. Требования руководящих документов к оборудованию объектов экономики.

2.Действия формирований по восстановлению нарушенного процесса производства предприятий.

-подготовка к письменной проверочной работе дифференцированному зачету в виде тестирования. (контрольная точка) № 4 .

2


Тема 1.5 Дифференцирован-

ный зачёт.

1.Тестовые задания

2

3

1

2

3

4

Раздел 2.

Основы военной службы

53


Тема 2.1. Основы обороны государства.

Содержание учебного материала

6


1



1




1



1


Национальная безопасность РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ. Основные угрозы военной безопасности РФ.

2


Терроризм – особая угроза национальной безопасности РФ. Сущность виды и отличительные признаки терроризма. Принципы, задачи и мероприятия по борьбе с терроризмом и обеспечения безопасности населения.




2

Военная доктрина и военная организация РФ. Военная доктрина об обеспечение военной безопасности РФ. Военная организация РФ.



2

4.

Вооружённые силы – основа военной организации РФ. Предназначение, история развития и основные задачи ВС РФ в мирное и военное время. Организационная структура Вооружённых сил РФ.


2

Практические занятия

2


2


Изучение предназначения, структуры видов и родов войск ВС РФ и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники.


3


Самостоятельная работа обучающихся:

- изучение основных положений Федеральных Законов«Об обороне »(№61-96г.), «О борьбе с терроризмом» (№ 130-98 г.);

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 200-235 и составление плана и тезисов ответа.

-подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1. Национальные интересы РФ.

2. Внешние и внутренние угрозы РФ.

3. Государство в вооружённой борьбе

4. ВС РФ - состав, структура и задачи в современных условиях.

5. Терроризм – современная трагедия;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 5 «Основы обороны государства».

4


Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы


Содержание учебного материала

12


2



2




2


Воинская обязанность. Правовые основы воинской обязанности и воинский учёт граждан. Подготовка граждан к военной службе.


2

Прохождение военной службы по призыву и по контракту.

Виды воинской деятельности. Требования, предъявляемые к личным качествам военнослужащих по основным воинским учётным специальностям (ВУС).


2

Права и ответственность военнослужащих.

Права и свободы военнослужащих, льготы, предоставляемые им.

Виды ответственности: дисциплинарная, административно-правовая, материальная, уголовная.


2

Практические занятия

6


1


1


1



1




1



1.

Строевая подготовка. Строевая стойка и повороты на месте. Стр.211-215.Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.


2

2.

Строевая подготовка. Повороты в движении. Стр.216-218. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Стр. 219-220.


2

3.

Строевая подготовка. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Стр.221. Повороты строя на месте.

2

4.

Строевая подготовка. Построение и перестроение в одно шереножный и

двушереножный строй, выравнивание, размыкание строя, повороты строя на месте. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.



2

5.

Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. Стр. 228-236. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. Стр.226-242. Неполная разборка и сборка автомата. Стр.231-236.Отработка норматива по неполной разборке и сборке автомата.


2

6.

Огневая подготовка. . Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание на автоматизированном электронном тире. Выполнение стрельб из пневматической винтовки.


1


2

Самостоятельная работа обучающихся:

- изучение основных положений Конституции РФ, Федерального закона «О статусе военнослужащих» (№76-98г.), Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (№53-98г.), Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ;

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа.

-подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1.Воинская обязанность.

2.Обязательная подготовка военной службе.

3. Особенности прохождение военной службы по призыву, по контракту;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 6 «Военная служба».

7


Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания


Содержание учебного материала

2


1



1


Патриотизм - неотъемлемое качество российского воина.

Патриотизм – как составляющий фактор воспитания молодёжи. Торжественные ритуалы ВС РФ.


2

Символы воинской чести.

Боевое знамя части и боевые традиции ВС РФ. Почетные награды РФ.


2

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 236-244 и составление плана и тезисов ответа.

-подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1.Дни воинской славы Российской Федерации.

2.9 мая – День Победы народа в Великой Отечественной войне.

3. Ордена и медали России;

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 7 «Основы военно-патриотического воспитания».

2


Тема 2.4. Медико-санитарная подготовка.

Содержание учебного материала

12


2





2



2



Общие сведения о ранах .Осложнения ран. Способы остановки кровотечения и обработки ран. Стр.224-225. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Стр.244-255.


2

Первая (доврачебная) помощь при травмах и ожогах. Оказание ПМП при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок и синдроме длительного сдавливания. Стр.256-262.ПМП при ожогах.Стр.263-267.



2

Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. Оказание ПМП при перегревании. Порядок оказания ПМП при переохлаждении организма, обморожении и общем замерзании. стр.272-275.


2


Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, утоплении, отравлениях и клинической смерти. Оказание ПМП при остановке сердечнососудистой деятельности, различного вида удушениях. Оказание ПМП при отравлениях. стр.275-277

2

2


Практические занятия

4


1

1

1

1

3

Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.

Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.

Наложение шины на место перелома, транспортировка пострадавшего.

Отработка на тренажёре прекордиального удара, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. Подведение итогов.

Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение и конспектирование учебника "БЖД", с.с. 290-334 и составление плана и тезисов ответа.

-подготовка сообщений по одной из предложенных тем:

1. Ушибы, переломы и растяжения.

2. Перегревание и переохлаждение организма.

3. Производственные травмы - причины гибели и травматизма.

- подготовка к письменной проверочной работе (контрольной точке) № 8 «Правила оказания ПМП».


6


Тема 2.5 Дифференцированный зачёт.

1. Письменная контрольная работа.

2

3


Всего:

102




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект нормативной документации

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, видеопроектор, экран, принтер)

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектором.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Федеральные законы и нормативные документы

  1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.93 г.)

  2. Федеральный Закон РФ, «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» (№68-94 г.)

  3. Федеральный Закон РФ, «О федеральном железнодорожном транспорте РФ» (№153-95 г.)

  4. Федеральный Закон РФ, «О радиационной безопасности населения» (№3-96 г.)

  5. Федеральный Закон РФ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№116-97 г.)

  6. Федеральный Закон РФ, «О гражданской обороне» (№28-98 г.)

  7. Федеральный Закон РФ, «Об обороне» (№61-96 г.)

  8. Федеральный Закон РФ, «О воинской обязанности и военной службе» (№53-98 г.)

  9. Федеральный Закон РФ, «О статусе военнослужащих» (№76-98 г.)

  10. Федеральный Закон РФ, «О борьбе с терроризмом» (№130-98 г.)

  11. Федеральный Закон РФ, «Трудовой кодекс РФ» (№197-01 г.)

  1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 19 декабря 1991 г.

  1. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 5.11.1995 г. №1113.

  3. Постановление Правительства “О классификации ЧС природного и техногенного характера” от 13 сентября 1996 г. №1094.

  4. Постановление Правительства РФ "Положение о федеральной службе России по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей Среды" от 8.09.1994 г. №2280.

  5. Постановление Совета Министров - Правительства РФ "Положение о федеральной служ­бе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 25.12.1993 г. №1017.

  6. Постановление Совета Министров-Правительства РФ "О создании противолавинной службы" от 11.05.1993 г. №443.

  7. Постановление Правительства РФ "Об организации в Российской Федерации обмена ин­формацией в чрезвычайных ситуациях" от 25.03.92 г. №190.

  8. Постановление Правительства РФ "Положение о Межведомственной комиссии по по­жарной безопасности в Российской Федерации" от 17.11.1994 г. №1274.

  9. Постановление Правительства РФ "О мерах по санитарно-эпидемиологической, вете­ринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" от 11.05.1993 г. №437.

  10. Постановление Правительства РФ "Положение о Межведомственной научно-техничес­кой комиссии по охране территории Российской Федерации от завода и распространения особо опасных заболеваний людей, животных и растений, а также технических веществ и ее состава" от 27.11.1993 г. №1242.

  11. Постановление Правительства РФ "Федеральная целевая программа по охране террито­рий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ на 1994-97 гг." от 5.06.1994г. №624.

  12. Постановление Правительства РФ от 25.12.1993г. №1346 "Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогнозе землетрясений".

  13. Постановлением Правительства РФ от 9.11.1994г. №1207 "Федеральная целевая программа "Развитие федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на 1995-2000 гг".

  14. Указ Президента Российской Федерации "Вопросы МЧС России" от 2 августа 1999 г. №953.

  15. Указ Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4.02.1994 г. №236.

Стандарты

1. ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
2. ГОСТ Р 22.0.08-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Взрывы. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 22.0.11-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение природных чрезвычайных ситуаций. Термины и определения.
4. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения .
5. ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
6. ГОСТ Р 22.1.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.
7. ГОСТ Р 22.1.07-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования.
8. ГОСТ Р 22.1.08-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования.
9. ГОСТ Р 22.1.09-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования.
10. ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем, формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила.
11. ГОСТ Р 22.2.07-94 Вещества взрывчатые инициирующие. Метод определения температуры вспышки.
12. ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.
13. ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
14. ГОСТ Р 22.8.05-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.
15. ГОСТ Р 22.8.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах. Общие требования.
16. ГОСТ Р 22.8.07-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования.
17. ГОСТ Р 22.9.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.

Основная литература

  1. Учебник, «Безопасность Жизнедеятельности» под общей ред. Микрюкова В.Ю. Учебник для студентов среднего специального образования. – М.: Изд. «Форум» 2010 г.

  2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона / Шевандин М.А. и др. Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2008.


Дополнительные источники


  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. – М.: Изд-во «Академический проспект», 2008. – 560 с.

  2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа – М, 2006.

  3. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб.для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. КОЗЬЯКОВ и др.; под общ. ред. С. В. Белова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2008 г. (стр. 391 – 430).

  4. Вайнер Э.Н., Введение в валеологию: метод. пособие / Э.Н. Вайнер.-Липецк, 2009.

  5. Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. /Под.ред. И.Г. Гетия. – М.: Колос, ИПР СПО, 2002.

  6. Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. / Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997.

  7. Учебник, «Безопасность Жизнедеятельности» под общей ред. К.Б.Кузнецова, М:2005 г., для ССУЗ, изд. «Высшая школа»

  8. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г. (стр. 407 – 434).

  9. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г. (стр. 354 – 399).

  10. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002 г. (стр. 236 – 277).

  11. Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасность жизнедеятельности. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д.: «Феникс», 2009 г. (стр. 203 – 236; 99 – 137; 251 – 294).

  12. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». – изд. 3-е, перер. и доп. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2009 г. (стр.239 – 366).

Интернет-ресурсы:

  • использовать материалы персонального сайта http://ele74197079.narod.ru: «Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины БЖД и ОТ»;

  • МЧС РОССИИ: http://www.mchs.gov.ru/

  • Видеотека МЧС: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php

  • Мультимедиа   учебники: http://www.kbzhd.ru/library/

  • КУЛЬПИНОВ: http://www.gr-obor.narod.ru/

  • БЕЗОПАСНОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ. ЧЕЛОВЕК: http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=2&id=7

  • ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ: http://www.katastrof.com.ua/

  • Для любителей учиться: http://www.alleng.ru/index.htm


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

оценка результатов выполнения самостоятельной работы по теме1.2;

оценка составления секвойна по теме 1.1; тестовый опрос, практическая работа

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

оценка результатов по заданным критериям выполнения заданий на практическом занятии по теме 1.2.

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Оценка результатов практической проверки выполнения нормативов ЗОМП №№1,3,3а,3б, тема № 1.3

применять первичные средства пожаротушения;

Оценка результатов опроса по теме 1.3;практическая работа со средствами пожаротушения.

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

наблюдение за действиями обучающихся во время практических работ по теме 2.3 и проверка отчётов по практической работе по теме 2.3; тестовый опрос 1.5.; оценка результатов зачётного урока по теме 2.1.

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

анализ содержания практических занятий по материалам

темы2.3; оценка публичных выступлений на занятиях по теме 2.1.


владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

анализ и оценка содержания практических мероприятий о способах решения меж конфликтных ситуациях по теме 2.3; тестовый опрос; оценка результатов практической работы по теме 2.3.

оказывать первую помощь пострадавшим

оценка результатов выполнения практической работы по оказанию первой помощи по теме 2.4.

Знания:


принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

оценка знаний по выполнению домашних работ по теме 1.2; письменный опрос;

оценка результатов тестирования по теме 1.2.

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

оценка публичных выступлений на занятиях по теме 1.1;

оценка доклада по теме 1.1.

основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

оценка знаний текста военной присяге тема 2.2;

оценка публичных выступлений на занятиях по знанию Общевоинских

уставов по теме 2.2;

оценка результатов защиты презентаций по теме 2.2.

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

практическая работа, письменный опрос, анализ доклада по теме 1.3.

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

письменное тестирование;

оценка доклада по теме 2.3.

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

оценка публичных выступлений на

занятиях;

оценка доклада по теме 2.1, 2.2.

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

оценка публичных выступлений на

занятиях;

оценка результата отчета по теме 2.2

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

анализ доклада по теме 2.2;

устный опрос по материалам темы 2.4;

наблюдение за ходом практических занятий по теме 2.3. и 2.4;

оценка публичных выступлений на

занятиях;

анализ результатов промежуточной аттестации по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.

военные сборы

наблюдение за действиями обучающихся во время практических работ по темам военных сборов, оценка их слаженности.