СОГЛАСОВАНО: _____________ заместитель директора по учебно-воспитательной работе Левчук М.В. | УТВЕРЖДАЮ: ____________ Директор МОУ « Лицей №2 «Престиж»» Юрьева Ю.Е. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018 – 2019 учебный год
учитель Першина Инна Георгиевна
предмет «Химия», индивидуально-групповые занятия
8В, 8Г класс (1 час)
Учебный год | Семестр | Класс | Количество часов | Семестр | Класс | Количество часов | Количество часов общее |
2018-2019 | І | 8 В | 16 | ІІ | 8 В | 18 | 34 |
8 Г | 16 | 8 Г | 16 | 32 |
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры естественных наук
Протокол № 1 от « 04 » сентября 2017г.
Руководитель кафедры естественных наук
____________________ Петрова Т.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом основного общего образования Донецкой Народной Республики с учётом Примерной программы основного общего образования «Химия: 7-9 кл.: примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018».
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Метапредметные результаты освоения химии отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия» должны быть ориентированы на сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; должны формировать умения:
оперировать общими формулами классов неорганических соединений; составлять формулы изученных классов неорганических соединений;
различать физические и химические явления; описывать признаки, сопровождающие протекание химических реакций; приводить примеры химических явлений в природе и быту;
приводить примеры металлических и неметаллических элементов, простых и сложных веществ ими образованных, характеризовать их свойства;
объяснять физический смысл периодического закона, атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов;
характеризовать химические элементы (от водорода до железа) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; физические и химические свойства, строение и состав основных классов неорганических и органических соединений;
анализировать информацию, заложенную в периодической системе и использовать ее для характеристики химического элемента;
определять качественный и количественный состав веществ по химической формуле; принадлежность веществ к определенному классу соединений;
указывать типы химических реакций, валентности и степени окисления элемента в соединениях, вступающих в химические реакции, тип химической связи в этих соединениях;
составлять формулы неорганических и органических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 25 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций; молекулярные, структурные формулы неорганических и органических соединений изученных классов;
устанавливать генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических и органических соединений;
соблюдать технику безопасности при проведении опытов, в обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем неорганические и органические соединения изученных классов при помощи качественных реакций;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе и смеси веществ; объемную долю газа в газовой смеси; массовую долю примесей; выход продукта химической реакции;
вычислять количество вещества, количество частиц, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; определять химическую формулу вещества при помощи расчетов, связанных с уравнениями химических реакций; при помощи формул высших оксидов и летучих водородных соединений;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, приготовления растворов заданной концентрации.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования являются: использование различных методов для познания окружающего мира (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В результате изучения химии учащийся должен:
знать и понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов неорганических веществ; элементы-органогены, важнейшие органические соединения, функциональные гидроксильную, карбоксильную и аминогруппы;
записывать: символы химических элементов,
описывать: явления, сопровождающие химические реакции;
приводить примеры металлических и неметаллических элементов, простых и сложных веществ;
объяснять: физический смысл Периодического Закона, атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической Системе Д.И. Менделеева; принцип расположения химических элементов в короткопериодном и длиннопериодном варианте Периодической Системы Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической Системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
анализировать информацию, заложенную в Периодической Системе и использовать ее для характеристики химического элемента;
определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 25 элементов Периодической Системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
устанавливать генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических соединений;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: некоторые газы;
вычислять: молярную массу, количество вещества, массу вещества, объем вещества, относительную плотность газа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Структура учебного года
I четверть | 01.09.2018 – 26.10.2018 |
II четверть | 05.11.2018 – 28.12.2018 |
III четверть | 14.01.2019 – 22.03.2019 |
IV четверть | 01.04.2019 – 24.05.2019 |
Каникулы
28.10.2018 – 04.11.2018
30.12.2018- 13.01.2019
25.03.2019 – 31.03.2019
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Кислород как химический элемент. Различие понятий элемент и простое вещество. Физические свойства простого вещества кислорода. Превращение кислорода в озон. Физические свойства озона. Явление аллотропии. Круговорот кислорода в природе. Проблема чистого воздуха.
Получение кислорода История открытия кислорода. Лабораторные способы получения и собирания кислорода. Реакции разложения. Катализаторы. Получение кислорода в промышленности.
Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Обнаружение кислорода. Реакции кислорода со сложными веществами (на примере метана).
Горение и медленное окисление. Реакции соединения.
Водород как химический элемент. Физические свойства водорода. Распространение водорода на планете Земля и во Вселенной. Применение водорода. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории. Аппарат Киппа. Реакции замещения. Получение водорода в промышленности электролизом воды. Понятие о химических реакциях, протекающих под действием электрического тока.
Химические свойства водорода Реакции с неметаллами – образование летучих водородных соединений. Гидриды – бинарные соединения водорода с металлами. Реакции водорода с оксидами металлов
Моль Физическая величина – количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Постоянная Авогадро – число структурных частиц в 1 моль вещества.
Молярная масса
Молярный объем газов
Плотность и относительная плотность газов
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Способы получения основных классов неорганических соединений
Ядерные реакции
Распределение электронов в атоме
Электронные и структурные формулы веществ
Степень окисления
Расчётные задачи
Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и числа структурных частиц вещества
Решение расчётных задач на вычисление молярной массы вещества по химической формуле и формульной единице вещества
Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и массы вещества
Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и объёма вещества
Задачи на определение количества вещества, массы, объема веществ вступивших в реакцию или образовавшихся в результате реакции если известны количество вещества, масса или объем одного из участников реакции.
Решение задач на «избыток-недостаток».
Календарно-тематическое планирование
8 Г класс
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
1 | Вводный инструктаж по правилам ТБ и поведения в кабинете химии.. | | 14.09 | | |
2 | Кислород и озон | Кислород как химический элемент. Различие понятий элемент и простое вещество. Физические свойства простого вещества кислорода. Превращение кислорода в озон. Физические свойства озона. Явление аллотропии. Круговорот кислорода в природе. Проблема чистого воздуха. | 14.09 | | |
3 | Получение кислорода | История открытия кислорода. Лабораторные способы получения и собирания кислорода. Реакции разложения. Катализаторы. Получение кислорода в промышленности. | 28.09 | | |
4 | Химические свойства кислорода | Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Обнаружение кислорода. Реакции кислорода со сложными веществами (на примере метана). Горение и медленное окисление. Реакции соединения. | 28.09 | | |
5 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 12.10 | | |
6 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 12.10 | | |
7 | Водород | Водород как химический элемент. Физические свойства водорода. Распространение водорода на планете Земля и во Вселенной. Применение водорода. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории. Аппарат Киппа. Реакции замещения. Получение водорода в промышленности электролизом воды. Понятие о химических реакциях, протекающих под действием электрического тока. | 26.10 | | |
8 | Химические свойства водорода | Химические свойства водорода. Реакции с неметаллами – образование летучих водородных соединений. Гидриды – бинарные соединения водорода с металлами. Реакции водорода с оксидами металлов. | 26.10 | | |
9 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 16.11 | | |
10 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 16.11 | | |
11 | Моль | Физическая величина – количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Постоянная Авогадро – число структурных частиц в 1 моль вещества. | 30.11 | | |
12 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и числа структурных частиц вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и числа структурных частиц вещества | 30.11 | | |
13 | Молярная масса | Молярная масса вещества. | 14.12 | | |
14 | Решение расчётных задач на вычисление молярной массы вещества по химической формуле и формульной единице вещества | Решение расчётных задач на вычисление молярной массы вещества по химической формуле и формульной единице вещества | 14.12 | | |
15 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и массы вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и массы вещества | 28.12 | | |
16 | Молярный объем газов. | Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газов. | 28.12 | | |
17 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и объёма вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и объёма вещества | 25.01 | | |
18 | Плотность и относительная плотность газов | Плотность и относительная плотность газов. Средняя молярная масса воздуха. | 25.01 | | |
19 | Решение расчётных задач | Решение расчётных задач | 08.02 | | |
20 | Решение задач | Задачи на определение количества вещества, массы, объема веществ вступивших в реакцию или образовавшихся в результате реакции если известны количество вещества, масса или объем одного из участников реакции. | 08.02 | | |
21 | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | 22.02 | | |
22 | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | 22.02 | | |
23 | Способы получения основных классов неорганических соединений | Решение тренировочных упражнений. | 22.03 | | |
24 | Способы получения основных классов неорганических соединений | Решение тренировочных упражнений. | 22.03 | | |
25 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 12.04 | | |
26 | Решение задач | Решение задач на «избыток-недостаток». | 12.04 | | |
27 | Решение задач | Решение задач на «избыток-недостаток». | 26.04 | | |
28 | Ядерные реакции | Решение тренировочных упражнений. | 26.04 | | |
29 | Распределение электронов в атоме | Решение тренировочных упражнений. | 10.05 | | |
30 | Электронные и структурные формулы веществ | Решение тренировочных упражнений. | 10.05 | | |
31 | Степень окисления | Понятие о степени окисления элемента. Определение степени окисления элементов в сложных веществах. | 24.05 | | |
32 | Итоговый урок | | 24.05 | | |
8 В класс
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
1 | Вводный инструктаж по правилам ТБ и поведения в кабинете химии.. | | 04.09 | | |
2 | Кислород и озон | Кислород как химический элемент. Различие понятий элемент и простое вещество. Физические свойства простого вещества кислорода. Превращение кислорода в озон. Физические свойства озона. Явление аллотропии. Круговорот кислорода в природе. Проблема чистого воздуха. | 11.09 | | |
3 | Получение кислорода | История открытия кислорода. Лабораторные способы получения и собирания кислорода. Реакции разложения. Катализаторы. Получение кислорода в промышленности. | 18.09 | | |
4 | Химические свойства кислорода | Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Обнаружение кислорода. Реакции кислорода со сложными веществами (на примере метана). Горение и медленное окисление. Реакции соединения. | 25.09 | | |
5 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 02.10 | | |
6 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 09.10 | | |
7 | Водород | Водород как химический элемент. Физические свойства водорода. Распространение водорода на планете Земля и во Вселенной. Применение водорода. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории. Аппарат Киппа. Реакции замещения. Получение водорода в промышленности электролизом воды. Понятие о химических реакциях, протекающих под действием электрического тока. | 16.10 | | |
8 | Химические свойства водорода | Химические свойства водорода. Реакции с неметаллами – образование летучих водородных соединений. Гидриды – бинарные соединения водорода с металлами. Реакции водорода с оксидами металлов. | 23.10 | | |
9 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 06.11 | | |
10 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 13.11 | | |
11 | Моль | Физическая величина – количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Постоянная Авогадро – число структурных частиц в 1 моль вещества. | 20.11 | | |
12 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и числа структурных частиц вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и числа структурных частиц вещества | 27.11 | | |
13 | Молярная масса | Молярная масса вещества. | 04.12 | | |
14 | Решение расчётных задач на вычисление молярной массы вещества по химической формуле и формульной единице вещества | Решение расчётных задач на вычисление молярной массы вещества по химической формуле и формульной единице вещества | 11.12 | | |
15 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и массы вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и массы вещества | 18.12 | | |
16 | Молярный объем газов. | Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газов. | 25.12 | | |
17 | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и объёма вещества | Решение расчётных задач на вычисление количества вещества и объёма вещества | 15.01 | | |
18 | Плотность и относительная плотность газов | Плотность и относительная плотность газов. Средняя молярная масса воздуха. | 22.01 | | |
19 | Решение расчётных задач | Решение расчётных задач | 29.01 | | |
20 | Решение задач | Задачи на определение количества вещества, массы, объема веществ вступивших в реакцию или образовавшихся в результате реакции если известны количество вещества, масса или объем одного из участников реакции. | 05.02 | | |
21 | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | 12.02 | | |
22 | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | Генетическая связь между классами неорганических соединений.. | 19.02 | | |
23 | Способы получения основных классов неорганических соединений | Решение тренировочных упражнений. | 26.02 | | |
24 | Способы получения основных классов неорганических соединений | Решение тренировочных упражнений. | 05.03 | | |
25 | Решение тренировочных упражнений | Решение тренировочных упражнений. | 12.03 | | |
26 | Решение задач | Решение задач на «избыток-недостаток». | 19.03 | | |
27 | Решение задач | Решение задач на «избыток-недостаток». | 02.04 | | |
28 | Ядерные реакции | Решение тренировочных упражнений. | 09.04 | | |
29 | Распределение электронов в атоме | Решение тренировочных упражнений. | 16.04 | | |
30 | Электронные и структурные формулы веществ | Решение тренировочных упражнений. | 23.04 | | |
31 | Электронные и структурные формулы веществ | Решение тренировочных упражнений. | 30.04 | | |
32 | Степень окисления | Понятие о степени окисления элемента. Определение степени окисления элементов в сложных веществах. | 07.05 | | |
33 | Степень окисления | Понятие о степени окисления элемента. Определение степени окисления элементов в сложных веществах. | 14.05 | | |
34 | Итоговый урок | | 21.05 | | |
Формы аттестации обучающихся
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ ПО ХИМИИ
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, учащийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или учащийся не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся,
Оценка теоретических знаний
При оценивании ответа необходимо учитывать владение учащимся материалом текущей темы и использование знаний, умений и навыков ранее изученного материала на основании устного или письменного ответа учащегося.
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Допускается одна-две несущественные ошибки, которые учащийся самостоятельно исправляет в ходе ответа.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, учащийся владеет материалом текущей темы и пройденного материала, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Оценка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом правил безопасности жизнедеятельности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.
Оценка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Допущены одна-две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна-две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о практической работе.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, не оформлен письменный отчет о проведении работы.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка«5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
При оценивании решения расчетных задач необходимо учитывать владение знаниями теоретического и практического материала, умениями и навыками его использования для составления плана решения задачи и выполнения упражнений.
Оценка «5»: правильно понято задание, составлен алгоритм решения задачи, в логическом рассуждении и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логике рассуждения и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Оценка «3»: задание понято правильно, в логике рассуждения нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логике рассуждения и решении.
Оценка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка«4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Оценка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10–15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20–30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
для теста из 30 вопросов:
25–30 правильных ответов – оценка «5»;
19–24 правильных ответов – оценка «4»;
13–18 правильных ответов – оценка «3»;
менее 12 правильных ответов – оценка «2».
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность учащегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.
При несогласии обучающегося с оценкой, полученной на контрольном мероприятии, он имеет право повысить ее до выставления итоговой оценки за тему. При этом учитель должен обеспечить проверку уровня усвоения тех элементов контроля, по которым обучающийся обнаружил недостаточно прочные знания. Итоговая оценка за тему, семестр, учебный год определяется как среднее арифметическое текущих оценок. Итоговая оценка должна отражать реальный уровень лично освоенных учащимся знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия» должны быть ориентированы на сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.
Предметные результаты должны формировать умения:
оперировать общими формулами классов неорганических и органических соединений; составлять формулы изученных классов неорганических и органических соединений;
различать физические и химические явления; описывать признаки, сопровождающие протекание химических реакций; приводить примеры химических явлений в природе и быту; приводить примеры металлических и неметаллических элементов, простых и сложных веществ ими образованных, характеризовать их свойства;
объяснять физический смысл периодического закона, атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов;
характеризовать химические элементы (от водорода до железа) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; физические и химические свойства, строение и состав основных классов неорганических и органических соединений;
анализировать информацию, заложенную в периодической системе и использовать ее для характеристики химического элемента;
определять качественный и количественный состав веществ по химической формуле; принадлежность веществ к определенному классу соединений;
указывать типы химических реакций, валентности и степени окисления элемента в соединениях, вступающих в химические реакции, тип химической связи в этих соединениях;
понимать процессы, на которых основана теория электролитической диссоциации; различия между понятиями «электролит» и «неэлектролит»;
составлять формулы неорганических и органических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 25 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций; молекулярные, структурные формулы неорганических и органических соединений изученных классов;
устанавливать генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических и органических соединений;
соблюдать технику безопасности при проведении опытов, в обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем неорганические и органические соединения изученных классов при помощи качественных реакций;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе и смеси веществ; объемную долю газа в газовой смеси; массовую долю примесей; выход продукта химической реакции; вычислять количество вещества, количество частиц, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; определять химическую формулу вещества при помощи расчетов, связанных с уравнениями химических реакций; при помощи формул высших оксидов и летучих водородных соединений;
вычислять степени диссоциации электролита; скорости химической реакции; теплоты химической реакции;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, приготовления растворов заданной концентрации.
В результате изучения химии учащийся должен:
знать и понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов неорганических веществ; элементы-органогены, важнейшие органические соединения, функциональные гидроксильную, карбоксильную и аминогруппы;
записывать: символы химических элементов,
описывать: явления, сопровождающие химические реакции;
приводить примеры металлических и неметаллических элементов, простых и сложных веществ, химических явлений в природе и быту; примеры использования органических соединений;
объяснять: физический смысл Периодического Закона, атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической Системе Д.И. Менделеева; принцип расположения химических элементов в короткопериодном и длиннопериодном варианте Периодической Системы Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; зависимость свойств элементов и их соединений от электронной структуры атомов;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической Системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; состав, структуру, физические и химические свойства метана, этилена, ацетилена, этанола, глицерина, уксусной, аминоуксусной кислот, жиров, углеводов, белков;
анализировать информацию, заложенную в Периодической Системе и использовать ее для характеристики химического элемента;
определять: качественный и количественный состав веществ по химической формуле, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 25 элементов Периодической Системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; молекулярные, структурные формулы метана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной кислоты, молекулярные формулы аминоуксусной, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы;
устанавливать генетическую связь между простыми и сложными веществами, классами неорганических соединений;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: некоторые газы, ионы в водных растворах;
вычислять: молярную массу, количество вещества, массу вещества, объем вещества, относительную плотность газа, массовую долю элемента в веществе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами органического и неорганического происхождения;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.