СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя. Литература. 10 класс. Углубленный уровень

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя. Литература. 10 класс. Углубленный уровень»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»



РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол

от « 28 » августа 2020 № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора


______________Сырцова Н.В.
(подпись)


«____» _____________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор


__________Корчаченко К.В.
(подпись)


«____» ____________ 2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
10-А КЛАСС

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составитель рабочей программы:

Дышлевая Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы






Макеевка

2020 год


\

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя по предмету литература для 10 класса составлена в соответствии с Рабочей образовательной программой по учебному предмету литература среднего общего образования, Учебным планом МОУ «СШ № 15», Календарным учебным графиком, принятыми педсоветом МОУ «СШ № 15», протокол от 31.08.2020 № 10.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.).

  2. Примерная программа по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (углубленный уровень: русская филология) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 136 с.

  3. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

  4. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 2020 г. №1182 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  5. Приказа МОН ДНР от 25.08.2020 № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году».

  6. Приложениями 1,2,3 «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020 года № 1237 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

5. Концепции «Филологическое образование: Русистика», утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «16» февраля 2016 г. №143

6. Учебника:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016

  1. Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году.

Программа детализирует и раскрывает содержание ГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета «Литература» в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.




Общая характеристика предмета

Настоящая примерная программа предназначена для 10 классов (углубленный уровень: русская филология) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Авторская группа при составлении примерной программы учитывала основной тезис Государственных образовательных стандартов: цель изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности. Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы: умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове); проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова); умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения); ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир; умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора; в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.

Содержание примерной программы филологического профиля способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, нацеливает на самообразование, а также мотивирует самостоятельные исследования и поиск через межлитературные связи и обращение к предметам общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Предполагается углублённая работа с художественным текстом с целью определения своего восприятия мира через мысли, высказанные в тексте. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу обучающихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы. Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников.

Отличительной особенностью данной примерной программы для 10 классов является стремление дать обучающимся целостное представление об особенностях литературного процесса последних двух столетий – особенно ярких и богатых художественными шедеврами на всем пространстве России, Европы, Америки. Поэтому в 10-х классах предложено изучать материал, связанный с формированием и развитием романтизма и реализма, а также ситуации «рубежа» в литературе последней трети XIX века.




Цели обучения

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

  • получение опыта медленного чтения1 произведений русской, родной и мировой литературы;

  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

  • овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

  • формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

  • формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

  • овладение умением определять стратегию своего чтения;

  • овладение умением делать читательский выбор;

  • формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

  • знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

  • знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).


Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на этапе основного общего образования в следующем объеме: 167 часов 34 недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки».











Углублённый уровень

(34 рабочих недель, 5 часа в неделю, 167 часов в год)

Текстуальное изучение произведений

137

Введение

1 час

Уроки развития речи

12 часов

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

12 часов

Урок внеклассного чтения

4часа

РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

98 часов

Литература родного края

4 часа

Мировая литература

20


Полугодие /семестр

I

II

Символизм конца 19 в.,литература народов России

6

Контрольная тестовая работа

2

2



Контрольное сочинение

3

3
















Итого

5

5

За год

10

Всего

167 часов





































урока

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы,урока

Дата

Примечание

план

факт






план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1 ч.




1


Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман.


1

01.09



ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 ч)

12




2


Федор Иванович ТЮТЧЕВ

Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Стихотворения: «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах...»

1

02.09



3


Федор Иванович ТЮТЧЕВ

Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...»

1

03.09



4


Федор Иванович ТЮТЧЕВ

Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии

1

04.09



5


Афанасий Афанасьевич ФЕТ

(1820-1892)

Жизнь и творчество. (Обзор)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика.

1

07.09



6


Афанасий Афанасьевич ФЕТ

Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...»

1

09.09



7


Афанасий Афанасьевич ФЕТ

Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. ...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...»

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

1

10.09



8


Алексей Константинович ТОЛСТОЙ

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли..."

1

11.09



9


Алексей Константинович ТОЛСТОЙ

Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

"Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" Теория литературы. Композиция лирического произведения


1

14.09



10


Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе.

Лирика Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова.

Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н.А. Некрасова.

1

15.09



11


Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.

Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога.

1

16.09



12


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества. Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы

1

17.09



13


Творчество Н.А. Некрасова в русской критике второй половины столетия.

Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "В полном разгаре страда деревенская...", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."),

"Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника", "Несжатая полоса", "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..."

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме.

1

18.09



14


Контрольное сочинение № 1 по теме «Русской поэзии середины и второй половины xix века»


21.09



РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА ( 98 ч)

98




Тема 2.1.Творчество А.Н.Островского, И.А. Гончарова(15ч. +1УРР+ВЧ+КТР)





15


Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ

Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга.

Пьесы: "Доходное место"

1

22.09



16


А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А.Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А.Н. Островского. "Женитьба Бальзаминова".

1

23.09



17


Драмы А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница». «Темное царство» в изображении А.Н. Островского, «семейно-денежные отношения» (Н.А. Добролюбов) как основа господства самодуров. Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом.


24.09



18


«Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.


25.09



19


«Гроза». Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.


28.09



20


«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.


29.09



21


"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского.

А.Н. Островский в критике


30.09



22


Иван Александрович ГОНЧАРОВ

Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни.


01.10



23


Повесть «Фрегат «Паллада» – книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе.


02.10



24


«Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки.


26.10



25


Обломов и Захар – удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга).


27.10



26


Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации.


28.10



27


Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть.


29.10



28


Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина и Лермонтова. Объективность повествовательной манеры Гончарова. Монографический характер повествования. Разностильность частей. Материализация психологического состояния героев.


30.10



29


Функция пейзажа. Авторский лиризм. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе.

Типичное явление в литературе.


02.11



30


Контрольная работа по творчеству А.Н Островского, И.А. Гочарова


03.11



Тема 2.2 Творчество И.С. Тургенева (10ч + 2УРР)





31


Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ

(1818-1883) Жизнь и творчество. (Обзор.) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике.


05.11



32


Герой и эпоха в романах И.С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина.


06.11



33


Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами


09.11



34


«Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений.


10.11



35


УРР №2Аналитическое комментирование текстов, прочитанных самостоятельно.


11.11



36


Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность жизненной цели


12.11



37


Повести "Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя.


13.11



38


«Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России.


16.11



39


Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа


17.11



40


Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя.


18.11



41


УРР №3Составление плана устного и письменного рассказа на заданную тему


19.11



42


Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функции

природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля.



20.11



ТЕМА 2.3 .Творчество М.Ф. Достоевского (17 ч +3УРР +КС)





43


Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

(1821-1881)Жизнь и творчество. (Обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры.


23.11



44


Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества.


24.11



45


Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений.


25.11



46


Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья" в контексте творчества писателя


26.11



47


УРР № 4 Великое «пятикнижие» Достоевского.


27.11



48


«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история.


30.11



49


Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика.


01.12



50


Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.


02.12



51


«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.


03.12



52


Трагические противоречия характера главного героя.


04.12



53


УРР №5 Преступления и наказания в романе.


07.12



54


Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова.


08.12



55


Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя


09.12



56


Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского — город униженных и оскорбленных


10.12



57


УРР №6 Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.


11.12



58


«Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа


14.12



59


Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни


15.12



60


Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа


16.12



61


«Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей».


17.12



62


Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия»



18.12



63


КС № 2 Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в произведениях М.Ф.Достоевского.


21.12



ТЕМА 2.4 Творчество А.В. Сухово-Кобылина,В.М. Гаршина,Д.В.Григоровича,Г.И.Успенского(8ч+1КТР+1УРР+ЛРК+ВЧ)





64


Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903)

"Свадьба Кречинского". История создания. Сценическая судьба. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии


22.12



65


«Свадьба Кречинского». Изображение семейных отношений через раскрытие социально-исторических процессов, происходивших в России после отмены крепостного права.


23.12



66


Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855-1888)

Жизнь и судьба В.М. Гаршина. «Красный цветок» – произведение о непримиримой борьбе человека со злом. Философский смысл рассказа. Образ – символ в рассказе. Символичность восприятия мира главным героем.


24.12



67


"Attalea princeps". Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения


25.12



68


КТР «РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в.»


28.12



69


КС № 3 «РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в.»Дмитрий



29.12



70


ВЧ. М.Е. Салтыков-Щедрин «Смерть Пазухина», «Тени».


30.12



71


Васильевич ГРИГОРОВИЧ (1822-1900)

Д.В. Григорович – русский писатель, представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст). Жанр произведения. Проблематика и специфика композиции. Характер героев и способ повествования.


08.01



72


"Прохожий" (святочный рассказ). Интерес к народной жизни, этнографии и фольклору, стремление постичь тайну народного характера, критическое изображение изъянов и пороков представителей чиновничье-бюрократической системы. Рассказ "Пятница".

Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем.


11.01



73


Григорий Иванович УСПЕНСКИЙ

(1843-1902)

Эссе "Выпрямила".


12.01



74


Рассказ "Пятница".

Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем.


13.01



75


ЛРК Михаил Ртищев – певец родной природы Донбасса (сборник «Первая любовь», «Три солнца», «Золотое кольцо», «Родная земля», «Былое»).


14.01



ТЕМА2.5 Творчество Н.Г. Чернышевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова ( 16ч +2УРР+1КТР)





76


Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества писателя.



15.01



77


Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие.


18.01



78


Значение романа в истории литературы и революционного движения.


19.01



79


Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе.


20.01



80


Новые люди. «Особенный человек».


21.01



81


УРР № 7 Аналитическое комментирование текста


22.01



82


Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

(1826-1889) Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.


25.01



83


Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках.


26.01



84


Отличие сказок Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках.


27.01



85


Романы: "История одного города", "Господа Головлевы". Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов.


28.01



86


Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма


29.01



87


М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя.


01.02



88


УРР № 8Рецензия на прочитанную книгу, на просмотренный мультфильм «История одного города» (1991, СССР) – режиссер Валентин Караваев


02.02



89


Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир Н.С. Лескова .Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя


03.02



90


Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи.


04.02



91


Повести и рассказы: "Человек на часах", "Тупейный художник", "Левша", "Очарованный странник",


05.02



92


Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя.





93


Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке


08.02



94


КТР № 3 по творчеству Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКого, М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНа, Н.С.ЛЕСКОВа


09.02



ТЕМА 2.6 Творчество Л.Н.Толстого (18ч+1КС+1УРР+1ВЧ)





95


Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) Общая характеристика творчества Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя



10.02



96


Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.


11.02



97


Правда о войне в «Севастопольских рассказах».


12.02



98


Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната»).


15.02



99


Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»).


16.02



100


УРР №9Составление плана устного и письменного рассказа на заданную тему.


17.02



101


Роман-эпопея "Война и мир" – вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля.


18.02



102


Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.


19.02



103


Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» – просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости.


22.02



104


Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий,


24.02



105


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.


25.02



106


Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.


26.02



107


Философский смысл образа Платона Каратаева.


01.03



108


Устная характеристика образа


02.03



109


Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».


03.03



110


«Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого. Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле. Роль сюжета, композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы.



04.03



111


«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа.


05.03



112


Конфликт Анны с обществом. Левин и его раздумья о жизни, отражение в них опыта Л.Н. Толстого.

Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого.


09.03



113


Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого


10.03



114


КС№4

Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя.



11.03



115


ВЧ Л.Н. Толстой «Казаки», «Воскресение».


12.03



ТЕМА2.7 Творчество А.П. ЧЕХОВА и В.А.ГИЛЯРОВСКОГО ( 12ч+1ЛРК+1КТР)





116


Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904)

Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях.


15.03



117


Рассказы А.П. Чехова: "Смерть чиновника", "Тоска", "Спать хочется", "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник",Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова.


16.03



118


"О любви", "Дама с собачкой", "Попрыгунья", "Душечка", "Любовь", "Скучная история". Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова;


17.03



119


Воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали


18.03



120


Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них.


19.03



121


«Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова.


29.03



122


Драматургия А.П. Чехова. Пьесы "Чайка", "Три сестры", «Дядя Ваня». Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста.


30.03



123


. Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы


31.03



124


«Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. Эмоциональный смысл финала.


01.04



125


Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр


02.04



126


Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ

(1855-1935) Общая характеристика творчества



03.04



127


Книга "Москва и москвичи". Произведение о родном городе, крае.


05.04



128


ЛРК Современная поэзия о ВОв Борис Котов, Владимир Труханов, Леонтий Кирьяков и др.)


06.04



129


КТР по творчеству А.П. Чехова,В.А. Гиляровского


07.04



ТЕМА 3Мировая литература ТЕМА3.1Творчество О.де Бальзака, Чарлза Диккенса, Генрика, Ибсена, Мориса Метерлинка (11ч+1УРР)





130


Оноре де БАЛЬЗАК (1799-1850) Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.


08.04



131



Роман "Гобсек". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей.


09.04



132


Роман"Шагреневая кожа".Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.


12.04



133


Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.


13.04



134


Чарлз Диккенс — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей».Вечная борьба между добром и злом.


14.04



135


Смех как выражение оптимизма писателя. Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа.


15.04



136


Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе


16.04



137


Генрик Ибсен – выдающийся норвежский писатель, основоположник европейской «новой драматургии».


19.04



138


Пьеса «Нора». Аналитическое построение пьесы. Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини.


20.04



139


УРР№10 Рецензия на прочитанную книгу


21.04



140


Морис Метерлинк – бельгийский драматург-символист


22.04



141


Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые».


23.04



ТЕМА 3.2 Творчество Ги де МОПАССАНА, Ф. СТЕНДАЛЯ, Г. ФЛОБЕРА, Д. Б. ШОУ (9ч+.+1УРР+1КС)





142


Ги де МОПАССАН (1850-1893)

Слово о писателе.


26.04



143


«Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета.


27.04



144


Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Жизненный путь и личность Стендаля. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве.


28.04



145


Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа.


29.04



146


Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Стендаля. Ренессансные реминисценции и колорит в произведении.


30.04



147


Гюстав ФЛОБЕР Слово о писателе.


05.05



148


Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев. Роман «Мадам Бовари».


06.05



149


Эмма Бовари, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев.


07.05



150


УРР№11 Характеристика образа Эммы Бовари


12.05



151


Джордж Бернард ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. Переосмысление автором мифа о Пигмалионе. Значение и место Б. Шоу в мировой драматургии. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев


13.05



152


Контрольное Сочинение №5 по произведению "Пигмалион".


14.05



ТЕМА3.3 Символизм конца 19 в.,литература народов России (6ч.+1УРР+1КС





153


Символизм – литературное течение конца XIX века

Понятие «символ» в искусстве. Строение символистского образа, его многозначность. Э. Верхарн. Шарль Бодлер – родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях.


17.05



154


Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные»


18.05



155


Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю».

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях.


19.05



156


Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворение из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова.


20.05



157


Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».



21.05



158


КС №6 Поэт — вечный должник своего народа.


24.05



159


Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.


25.05



160


КТР Символизм конца 19 в.,литература народов России






161


УРР№12 Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций).


26.05



162


ЛРК Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края».



27.05



163


ВЧ. Метерлинк «Синяя птица»


28.05




Для заучивания наизусть

А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).

Ф.И. Тютчев. Два стихотворения.

А.А. Фет. Одно-два стихотворения.

А.К. Толстой. Одно стихотворение.

Н.А. Некрасов. Два стихотворения.

Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).

Два стихотворения /отрывок из произведения о Великой Отечественной войне

Два стихотворения /отрывок из произведения литературы родного края



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты электронных библиотек:

http://booksshare.net/


http://www.big-library.info/


http://www.many-books.org/


http://www.shpl.ru

Государственная Публичная Историческая Библиотека России

http://www.rsl.ru

Российская Государственная Библиотека

http://www.klassika.ru

Библиотека русской литературы «Классика.ру»

http://www.ayguo.com

Классика русской литературы в аудиозаписи

http://www.countries.ru/library.htm

Библиотека по культурологии

http://www.rvb.ru/index.html

«Детская электронная библиотека»

http://www.deti-book.info

«Детская электронная библиотека»

http://www.stihi-rus.ru/page3.htm

«Антология русской поэзии»

http://www.e-kniga.ru

«Электронная библиотека художественной литературы»

http://www.klassika.ru

«Библиотека классической литературы»

http://stroki.net

Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»

http://school-collection.edu.ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://znanium.com/bookread.php

История русского и зарубежного литературоведения

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0

Классический словарь литературоведческих терминов

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm

Литературная энциклопедия

http://lib.ru/

Библиотека Максима Мошкова

http://ilibrary.ru/index.html

Библиотека Алексея Комарова

http://lib.aldebaran.ru/

Библиотека Альдебаран

http://www.rvb.ru/index.html

Русская виртуальная библиотека

http://www.feb-web.ru/

Библиотека «Русская литература и фольклор»

http://bibliogid.ru/

Библиотека «Книги и дети»

http://vsemifu.com/

Великая энциклопедия мифов и легенд

http://legendarnogo.net/

Мифы, легенды, сказания

http://www.mythology.ru/

Энциклопедия мифологии

http://www.mythology.ru/

Мифология древних народов мира

http://hobbitaniya.ru/index.php

Хранители сказок. Собрание сказок и народных сказов.

http://www.fairy-tales.su/

Сказки.

http://fantlab.ru/

«Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези.

http://www.phantastike.ru/

«Фантаст» – электронная библиотека фантастики.

http://www.a4format.ru/

Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям

Виртуальные аудиокниги:


http://gold.stihophone.ru

Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»

http://www.audiopedia.su/

Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007.

  2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005.

  3. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.

  5. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  6. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

  7. Беляева Н.В., А.Е. Иллюминарская, В.Н. Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И. Коровина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  8. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.

  9. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

  10. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

  11. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

  12. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.

  13. Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.

  14. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.

  15. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

  16. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.

  17. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

  18. Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002. – 400 с.

  19. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

  20. Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1., Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.

  21. Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.

  22. Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.

  23. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. – М., 2006.

  24. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

  25. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.

  26. Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.

  27. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

  28. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.

  29. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1., Ч.2 / Глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – Аванта+, 2004. - 672 с.; 688 с.

  30. Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.

  31. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Периодические издания для учителя

- «Русская словесность»

- «Русский язык, литература, культура в школе и вузе»

- «Литература»

- «Литература в школе»





1

15