|
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» |
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей общественно-гуманитарных дисциплин Протокол от « 28 » августа 2020 № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________Сырцова Н.В. (подпись) «____» _____________ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________Корчаченко К.В. (подпись) «____» ____________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
10-А КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы:
Дышлевая Светлана Владимировна
учитель русского языка и литературы
Макеевка
2020 год
\
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по предмету литература для 10 класса составлена в соответствии с Рабочей образовательной программой по учебному предмету литература среднего общего образования, Учебным планом МОУ «СШ № 15», Календарным учебным графиком, принятыми педсоветом МОУ «СШ № 15», протокол от 31.08.2020 № 10.
Рабочая программа разработана на основе:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.).
Примерная программа по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (углубленный уровень: русская филология) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 136 с.
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»
Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 2020 г. №1182 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказа МОН ДНР от 25.08.2020 № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году».
Приложениями 1,2,3 «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020 года № 1237 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
5. Концепции «Филологическое образование: Русистика», утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «16» февраля 2016 г. №143
6. Учебника:
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году.
Программа детализирует и раскрывает содержание ГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета «Литература» в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.
Общая характеристика предмета
Настоящая примерная программа предназначена для 10 классов (углубленный уровень: русская филология) общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
Авторская группа при составлении примерной программы учитывала основной тезис Государственных образовательных стандартов: цель изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности. Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы: умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове); проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова); умеет найти в произведении непонятные для себя, “тёмные”, места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения); ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир; умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора; в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы.
Содержание примерной программы филологического профиля способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, нацеливает на самообразование, а также мотивирует самостоятельные исследования и поиск через межлитературные связи и обращение к предметам общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Предполагается углублённая работа с художественным текстом с целью определения своего восприятия мира через мысли, высказанные в тексте. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу обучающихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы. Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников.
Отличительной особенностью данной примерной программы для 10 классов является стремление дать обучающимся целостное представление об особенностях литературного процесса последних двух столетий – особенно ярких и богатых художественными шедеврами на всем пространстве России, Европы, Америки. Поэтому в 10-х классах предложено изучать материал, связанный с формированием и развитием романтизма и реализма, а также ситуации «рубежа» в литературе последней трети XIX века.
Цели обучения
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
получение опыта медленного чтения1 произведений русской, родной и мировой литературы;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на этапе основного общего образования в следующем объеме: 167 часов 34 недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки».
Углублённый уровень
(34 рабочих недель, 5 часа в неделю, 167 часов в год)
Текстуальное изучение произведений | 137 | Введение | 1 час |
Уроки развития речи | 12 часов | ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 12 часов |
Урок внеклассного чтения | 4часа | РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА | 98 часов |
Литература родного края | 4 часа | Мировая литература | 20 |
|
Полугодие /семестр | I | II | Символизм конца 19 в.,литература народов России | 6 |
Контрольная тестовая работа | 2 | 2 | | |
Контрольное сочинение | 3 | 3 | | |
| | | | |
| | | |
| | |
|
Итого | 5 | 5 |
За год | 10 |
Всего | 167 часов |
| | | |
№ урока | Наименование раздела, тем уроков | Количество часов на изучение темы,урока | Дата | Примечание |
план | факт | | | | | |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | 1 ч. | | | |
1 | | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман. | 1 | 01.09 | | |
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 ч) | 12 | | | |
2 | | Федор Иванович ТЮТЧЕВ Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Стихотворения: «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах...» | 1 | 02.09 | | |
3 | | Федор Иванович ТЮТЧЕВ Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...» | 1 | 03.09 | | |
4 | | Федор Иванович ТЮТЧЕВ Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии | 1 | 04.09 | | |
5 | | Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892) Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. | 1 | 07.09 | | |
6 | | Афанасий Афанасьевич ФЕТ Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...» | 1 | 09.09 | | |
7 | | Афанасий Афанасьевич ФЕТ Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. ...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...» Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. | 1 | 10.09 | | |
8 | | Алексей Константинович ТОЛСТОЙ Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли..." | 1 | 11.09 | | |
9 | | Алексей Константинович ТОЛСТОЙ Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" Теория литературы. Композиция лирического произведения | 1 | 14.09 | | |
10 | | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе. Лирика Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова. Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н.А. Некрасова. | 1 | 15.09 | | |
11 | | Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога. | 1 | 16.09 | | |
12 | | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества. Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы | 1 | 17.09 | | |
13 | | Творчество Н.А. Некрасова в русской критике второй половины столетия. Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "В полном разгаре страда деревенская...", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника", "Несжатая полоса", "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..." Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме. | 1 | 18.09 | | |
14 | | Контрольное сочинение № 1 по теме «Русской поэзии середины и второй половины xix века» | | 21.09 | | |
РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА ( 98 ч) | 98 | | | |
Тема 2.1.Творчество А.Н.Островского, И.А. Гончарова(15ч. +1УРР+ВЧ+КТР) | | | | |
15 | | Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Пьесы: "Доходное место" | 1 | 22.09 | | |
16 | | А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А.Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А.Н. Островского. "Женитьба Бальзаминова". | 1 | 23.09 | | |
17 | | Драмы А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница». «Темное царство» в изображении А.Н. Островского, «семейно-денежные отношения» (Н.А. Добролюбов) как основа господства самодуров. Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом. | | 24.09 | | |
18 | | «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | | 25.09 | | |
19 | | «Гроза». Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. | | 28.09 | | |
20 | | «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. | | 29.09 | | |
21 | | "Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, "Бесприданница" как "предчеховская" пьеса Островского. А.Н. Островский в критике | | 30.09 | | |
22 | | Иван Александрович ГОНЧАРОВ Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. | | 01.10 | | |
23 | | Повесть «Фрегат «Паллада» – книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе. | | 02.10 | | |
24 | | «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки. | | 26.10 | | |
25 | | Обломов и Захар – удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга). | | 27.10 | | |
26 | | Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. | | 28.10 | | |
27 | | Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. | | 29.10 | | |
28 | | Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина и Лермонтова. Объективность повествовательной манеры Гончарова. Монографический характер повествования. Разностильность частей. Материализация психологического состояния героев. | | 30.10 | | |
29 | | Функция пейзажа. Авторский лиризм. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. | | 02.11 | | |
30 | | Контрольная работа по творчеству А.Н Островского, И.А. Гочарова | | 03.11 | | |
Тема 2.2 Творчество И.С. Тургенева (10ч + 2УРР) | | | | |
31 | | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Жизнь и творчество. (Обзор.) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. | | 05.11 | | |
32 | | Герой и эпоха в романах И.С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина. | | 06.11 | | |
33 | | Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами | | 09.11 | | |
34 | | «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений. | | 10.11 | | |
35 | | УРР №2Аналитическое комментирование текстов, прочитанных самостоятельно. | | 11.11 | | |
36 | | Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность жизненной цели | | 12.11 | | |
37 | | Повести "Первая любовь", "Гамлет Щигровского уезда", "Вешние воды", статья "Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя. | | 13.11 | | |
38 | | «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. | | 16.11 | | |
39 | | Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа | | 17.11 | | |
40 | | Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. | | 18.11 | | |
41 | | УРР №3Составление плана устного и письменного рассказа на заданную тему | | 19.11 | | |
42 | | Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. | | | 20.11 | | |
ТЕМА 2.3 .Творчество М.Ф. Достоевского (17 ч +3УРР +КС) | | | | |
43 | | Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)Жизнь и творчество. (Обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. | | 23.11 | | |
44 | | Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. | | 24.11 | | |
45 | | Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. | | 25.11 | | |
46 | | Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья" в контексте творчества писателя | | 26.11 | | |
47 | | УРР № 4 Великое «пятикнижие» Достоевского. | | 27.11 | | |
48 | | «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. | | 30.11 | | |
49 | | Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика. | | 01.12 | | |
50 | | Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. | | 02.12 | | |
51 | | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. | | 03.12 | | |
52 | | Трагические противоречия характера главного героя. | | 04.12 | | |
53 | | УРР №5 Преступления и наказания в романе. | | 07.12 | | |
54 | | Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. | | 08.12 | | |
55 | | Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя | | 09.12 | | |
56 | | Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского — город униженных и оскорбленных | | 10.12 | | |
57 | | УРР №6 Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. | | 11.12 | | |
58 | | «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа | | 14.12 | | |
59 | | Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни | | 15.12 | | |
60 | | Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа | | 16.12 | | |
61 | | «Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». | | 17.12 | | |
62 | | Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия» | | | 18.12 | | |
63 | | КС № 2 Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в произведениях М.Ф.Достоевского. | | 21.12 | | |
ТЕМА 2.4 Творчество А.В. Сухово-Кобылина,В.М. Гаршина,Д.В.Григоровича,Г.И.Успенского(8ч+1КТР+1УРР+ЛРК+ВЧ) | | | | |
64 | | Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903) "Свадьба Кречинского". История создания. Сценическая судьба. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии | | 22.12 | | |
65 | | «Свадьба Кречинского». Изображение семейных отношений через раскрытие социально-исторических процессов, происходивших в России после отмены крепостного права. | | 23.12 | | |
66 | | Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855-1888) Жизнь и судьба В.М. Гаршина. «Красный цветок» – произведение о непримиримой борьбе человека со злом. Философский смысл рассказа. Образ – символ в рассказе. Символичность восприятия мира главным героем. | | 24.12 | | |
67 | | "Attalea princeps". Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения | | 25.12 | | |
68 | | КТР «РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в.» | | 28.12 | | |
69 | | КС № 3 «РЕАЛИЗМ XIX в. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX в.»Дмитрий | | 29.12 | | |
70 | | ВЧ. М.Е. Салтыков-Щедрин «Смерть Пазухина», «Тени». | | 30.12 | | |
71 | | Васильевич ГРИГОРОВИЧ (1822-1900) Д.В. Григорович – русский писатель, представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст). Жанр произведения. Проблематика и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. | | 08.01 | | |
72 | | "Прохожий" (святочный рассказ). Интерес к народной жизни, этнографии и фольклору, стремление постичь тайну народного характера, критическое изображение изъянов и пороков представителей чиновничье-бюрократической системы. Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. | | 11.01 | | |
73 | | Григорий Иванович УСПЕНСКИЙ (1843-1902) Эссе "Выпрямила". | | 12.01 | | |
74 | | Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. | | 13.01 | | |
75 | | ЛРК Михаил Ртищев – певец родной природы Донбасса (сборник «Первая любовь», «Три солнца», «Золотое кольцо», «Родная земля», «Былое»). | | 14.01 | | |
ТЕМА2.5 Творчество Н.Г. Чернышевского и М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова ( 16ч +2УРР+1КТР) | | | | |
76 | | Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества писателя. | | | 15.01 | | |
77 | | Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. | | 18.01 | | |
78 | | Значение романа в истории литературы и революционного движения. | | 19.01 | | |
79 | | Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. | | 20.01 | | |
80 | | Новые люди. «Особенный человек». | | 21.01 | | |
81 | | УРР № 7 Аналитическое комментирование текста | | 22.01 | | |
82 | | Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. | | 25.01 | | |
83 | | Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. | | 26.01 | | |
84 | | Отличие сказок Щедрина от народных сказок. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. | | 27.01 | | |
85 | | Романы: "История одного города", "Господа Головлевы". Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов. | | 28.01 | | |
86 | | Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма | | 29.01 | | |
87 | | М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. | | 01.02 | | |
88 | | УРР № 8Рецензия на прочитанную книгу, на просмотренный мультфильм «История одного города» (1991, СССР) – режиссер Валентин Караваев | | 02.02 | | |
89 | | Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир Н.С. Лескова .Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя | | 03.02 | | |
90 | | Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве. Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. | | 04.02 | | |
91 | | Повести и рассказы: "Человек на часах", "Тупейный художник", "Левша", "Очарованный странник", | | 05.02 | | |
92 | | Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя. | | | | |
93 | | Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке | | 08.02 | | |
94 | | КТР № 3 по творчеству Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКого, М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИНа, Н.С.ЛЕСКОВа | | 09.02 | | |
ТЕМА 2.6 Творчество Л.Н.Толстого (18ч+1КС+1УРР+1ВЧ) | | | | |
95 | | Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) Общая характеристика творчества Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя | | | 10.02 | | |
96 | | Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. | | 11.02 | | |
97 | | Правда о войне в «Севастопольских рассказах». | | 12.02 | | |
98 | | Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната»). | | 15.02 | | |
99 | | Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»). | | 16.02 | | |
100 | | УРР №9Составление плана устного и письменного рассказа на заданную тему. | | 17.02 | | |
101 | | Роман-эпопея "Война и мир" – вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. | | 18.02 | | |
102 | | Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. | | 19.02 | | |
103 | | Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» – просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. | | 22.02 | | |
104 | | Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, | | 24.02 | | |
105 | | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. | | 25.02 | | |
106 | | Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. | | 26.02 | | |
107 | | Философский смысл образа Платона Каратаева. | | 01.03 | | |
108 | | Устная характеристика образа | | 02.03 | | |
109 | | Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». | | 03.03 | | |
110 | | «Смерть Ивана Ильича». Своеобразие нравственно-этических воззрений Л.Н. Толстого. Понимание Л.Н. Толстым цели и назначения человека на земле. Роль сюжета, композиции, психологизма в раскрытии идейно-нравственной проблематики новеллы. | | | 04.03 | | |
111 | | «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. | | 05.03 | | |
112 | | Конфликт Анны с обществом. Левин и его раздумья о жизни, отражение в них опыта Л.Н. Толстого. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. | | 09.03 | | |
113 | | Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого | | 10.03 | | |
114 | | КС№4 Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. | | | 11.03 | | |
115 | | ВЧ Л.Н. Толстой «Казаки», «Воскресение». | | 12.03 | | |
ТЕМА2.7 Творчество А.П. ЧЕХОВА и В.А.ГИЛЯРОВСКОГО ( 12ч+1ЛРК+1КТР) | | | | |
116 | | Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. | | 15.03 | | |
117 | | Рассказы А.П. Чехова: "Смерть чиновника", "Тоска", "Спать хочется", "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник",Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. | | 16.03 | | |
118 | | "О любви", "Дама с собачкой", "Попрыгунья", "Душечка", "Любовь", "Скучная история". Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова; | | 17.03 | | |
119 | | Воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали | | 18.03 | | |
120 | | Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. | | 19.03 | | |
121 | | «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова. | | 29.03 | | |
122 | | Драматургия А.П. Чехова. Пьесы "Чайка", "Три сестры", «Дядя Ваня». Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. | | 30.03 | | |
123 | | . Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы | | 31.03 | | |
124 | | «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. Эмоциональный смысл финала. | | 01.04 | | |
125 | | Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр | | 02.04 | | |
126 | | Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935) Общая характеристика творчества | | 03.04 | | |
127 | | Книга "Москва и москвичи". Произведение о родном городе, крае. | | 05.04 | | |
128 | | ЛРК Современная поэзия о ВОв Борис Котов, Владимир Труханов, Леонтий Кирьяков и др.) | | 06.04 | | |
129 | | КТР по творчеству А.П. Чехова,В.А. Гиляровского | | 07.04 | | |
ТЕМА 3Мировая литература ТЕМА3.1Творчество О.де Бальзака, Чарлза Диккенса, Генрика, Ибсена, Мориса Метерлинка (11ч+1УРР) | | | | |
130 | | Оноре де БАЛЬЗАК (1799-1850) Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. | | 08.04 | | |
131 | | Роман "Гобсек". Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. | | 09.04 | | |
132 | | Роман"Шагреневая кожа".Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. | | 12.04 | | |
133 | | Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта. | | 13.04 | | |
134 | | Чарлз Диккенс — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей».Вечная борьба между добром и злом. | | 14.04 | | |
135 | | Смех как выражение оптимизма писателя. Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. | | 15.04 | | |
136 | | Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе | | 16.04 | | |
137 | | Генрик Ибсен – выдающийся норвежский писатель, основоположник европейской «новой драматургии». | | 19.04 | | |
138 | | Пьеса «Нора». Аналитическое построение пьесы. Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини. | | 20.04 | | |
139 | | УРР№10 Рецензия на прочитанную книгу | | 21.04 | | |
140 | | Морис Метерлинк – бельгийский драматург-символист | | 22.04 | | |
141 | | Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые». | | 23.04 | | |
ТЕМА 3.2 Творчество Ги де МОПАССАНА, Ф. СТЕНДАЛЯ, Г. ФЛОБЕРА, Д. Б. ШОУ (9ч+.+1УРР+1КС) | | | | |
142 | | Ги де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе. | | 26.04 | | |
143 | | «Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. | | 27.04 | | |
144 | | Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Жизненный путь и личность Стендаля. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве. | | 28.04 | | |
145 | | Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа. | | 29.04 | | |
146 | | Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Стендаля. Ренессансные реминисценции и колорит в произведении. | | 30.04 | | |
147 | | Гюстав ФЛОБЕР Слово о писателе. | | 05.05 | | |
148 | | Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев. Роман «Мадам Бовари». | | 06.05 | | |
149 | | Эмма Бовари, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев. | | 07.05 | | |
150 | | УРР№11 Характеристика образа Эммы Бовари | | 12.05 | | |
151 | | Джордж Бернард ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. Переосмысление автором мифа о Пигмалионе. Значение и место Б. Шоу в мировой драматургии. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев | | 13.05 | | |
152 | | Контрольное Сочинение №5 по произведению "Пигмалион". | | 14.05 | | |
ТЕМА3.3 Символизм конца 19 в.,литература народов России (6ч.+1УРР+1КС | | | | |
153 | | Символизм – литературное течение конца XIX века Понятие «символ» в искусстве. Строение символистского образа, его многозначность. Э. Верхарн. Шарль Бодлер – родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях. | | 17.05 | | |
154 | | Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные» | | 18.05 | | |
155 | | Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. | | 19.05 | | |
156 | | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворение из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. | | 20.05 | | |
157 | | Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». | | 21.05 | | |
158 | | КС №6 Поэт — вечный должник своего народа. | | 24.05 | | |
159 | | Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. | | 25.05 | | |
160 | | КТР Символизм конца 19 в.,литература народов России | | | | |
161 | | УРР№12 Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). | | 26.05 | | |
162 | | ЛРК Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края». | | 27.05 | | |
163 | | ВЧ. Метерлинк «Синяя птица» | | 28.05 | | |
Для заучивания наизусть
А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).
Ф.И. Тютчев. Два стихотворения.
А.А. Фет. Одно-два стихотворения.
А.К. Толстой. Одно стихотворение.
Н.А. Некрасов. Два стихотворения.
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).
Два стихотворения /отрывок из произведения о Великой Отечественной войне
Два стихотворения /отрывок из произведения литературы родного края
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайты электронных библиотек:
http://booksshare.net/ | |
http://www.big-library.info/ | |
http://www.many-books.org/ | |
http://www.shpl.ru | Государственная Публичная Историческая Библиотека России |
http://www.rsl.ru | Российская Государственная Библиотека |
http://www.klassika.ru | Библиотека русской литературы «Классика.ру» |
http://www.ayguo.com | Классика русской литературы в аудиозаписи |
http://www.countries.ru/library.htm | Библиотека по культурологии |
http://www.rvb.ru/index.html | «Детская электронная библиотека» |
http://www.deti-book.info | «Детская электронная библиотека» |
http://www.stihi-rus.ru/page3.htm | «Антология русской поэзии» |
http://www.e-kniga.ru | «Электронная библиотека художественной литературы» |
http://www.klassika.ru | «Библиотека классической литературы» |
http://stroki.net | Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов» |
http://school-collection.edu.ru | «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» |
http://znanium.com/bookread.php | История русского и зарубежного литературоведения |
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 | Классический словарь литературоведческих терминов |
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm | Литературная энциклопедия |
http://lib.ru/ | Библиотека Максима Мошкова |
http://ilibrary.ru/index.html | Библиотека Алексея Комарова |
http://lib.aldebaran.ru/ | Библиотека Альдебаран |
http://www.rvb.ru/index.html | Русская виртуальная библиотека |
http://www.feb-web.ru/ | Библиотека «Русская литература и фольклор» |
http://bibliogid.ru/ | Библиотека «Книги и дети» |
http://vsemifu.com/ | Великая энциклопедия мифов и легенд |
http://legendarnogo.net/ | Мифы, легенды, сказания |
http://www.mythology.ru/ | Энциклопедия мифологии |
http://www.mythology.ru/ | Мифология древних народов мира |
http://hobbitaniya.ru/index.php | Хранители сказок. Собрание сказок и народных сказов. |
http://www.fairy-tales.su/ | Сказки. |
http://fantlab.ru/ | «Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези. |
http://www.phantastike.ru/ | «Фантаст» – электронная библиотека фантастики. |
http://www.a4format.ru/ | Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь школьникам и учителям |
Виртуальные аудиокниги: | |
http://gold.stihophone.ru | Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон» |
http://www.audiopedia.su/ | Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др. |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007.
Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, – М.: Просвещение, 2008.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Беляева Н.В., А.Е. Иллюминарская, В.Н. Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И. Коровина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.
Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.
Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.
Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002. – 400 с.
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1., Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.
Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.
Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. – М., 2006.
Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.
Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.
Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство «Северо-Запад», 2006. – 192 с.
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.
Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1., Ч.2 / Глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – Аванта+, 2004. - 672 с.; 688 с.
Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.
Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Периодические издания для учителя
- «Русская словесность»
- «Русский язык, литература, культура в школе и вузе»
- «Литература»
- «Литература в школе»
1
15