Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района
РАССМОТРЕНО методическим советом _________ С.А.Ведерина Протокол №1 от 18.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________М.С.Феодосьева 26.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________Н.П.Тегляй Приказ от 30.08.2022 №136 М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Биология от А до Я»
для 9 класса на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования основное общее образование
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Учитель: Горобец Валентина Валерьевна, учитель первой квалификационной категории
п. Новомирский
Азовского района Ростовской области
2022 год
Общая характеристика программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Биология от А до Я» направлена на формирование у учащихся 9 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике с использованием оборудования Цента естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Биология».
Рабочая программа составлена на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
Место курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи курса:
формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности с использованием оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
формирование основ экологической грамотности.
Содержание программы
Тема №1. Мир под микроскопом
Знакомство с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Как человек познает окружающий мир. Биологические науки. Профессии, связанные с биологией. Методы познания. Биологические приборы и инструменты.
Почувствуй себя на месте Левенгука. Истории великих биологических открытий. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа 1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа.
Лабораторная работа 2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа 3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.
Лабораторная работа 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.
Лабораторная работа 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.
Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»
Тема №2. В мире невидимок.
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.
Лабораторная работа №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.
Лабораторная работа № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.
Лабораторная работа № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.
Лабораторная работа №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.
Тема №3. В царстве растений.
Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений. Многообразие растений. Отделы растений.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?
Лабораторная работа № 12.О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.
Лабораторная работа №13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.
Лабораторная работа №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.
Лабораторная работа №15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.
Лабораторная работа №16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.
Лабораторная работа №17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?
Лабораторная работа №18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.
Лабораторная работа №19. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?
Лабораторная работа №20.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.
Лабораторная работа №21.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.
Лабораторная работа №22.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.
Лабораторная работа №23.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.
Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы.
Тема №4. В царстве грибов.
Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа №24. Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.
Лабораторная работа №25. Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.
Лабораторная работа №26. Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.
Лабораторная работа №27. Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.
Лабораторная работа №28. Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.
Лабораторная работа №29. Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом
Учебно-тематический план
№ | Название темы | теория | практика | всего |
1 | Мир под микроскопом | 1 | 4 | 5 |
2 | В мире невидимок. | 0 | 4 | 4 |
3 | В царстве растений. | 0 | 15 | 15 |
4 | В царстве грибов. | 1 | 9 | 10 |
5 | ИТОГО: | 2 | 32 | 34 |
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметные результаты:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ
Цифровые датчики электропроводности, рН, положения, температуры, абсолютного давления;
Цифровой осциллографический датчик;
Весы электронные учебные 200 г;
Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X;
Набор для изготовления микропрепаратов;
Микропрепараты (набор);
КОМПЛЕКТ ПОСУДЫ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ
Штатив лабораторный химический:
Набор чашек Петри:
Набор инструментов препаровальных:
Ложка для сжигания веществ:
Ступка фарфоровая с пестиком:
Набор банок, склянок, флаконов для хранения твердых реактивов;
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16);
Прибор для получения газов;
Спиртовка и горючее для неё;
Фильтровальная бумага (50 шт.);
Колба коническая;
Палочка стеклянная (с резиновым наконечником);
Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка);
Мерный цилиндр (пластиковый);
Воронка стеклянная (малая);
Стакан стеклянный (100 мл)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Виды деятельности | Дата | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
план | факт | |
Введение – 5 часов |
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование | 1 | беседа | Знакомство с инструктажем по ТБ Знакомство с лабораторным оборудованием и правилами их использования Л.Р. №1. Какие части в микроскопе главные…. И для чего микроскопу зеркало и револьвер? Устройство микроскопа. Л.Р. №2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом. Л.Р. №3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа. | 07.09 | | http://school-collection.edu.ru | |
2 | История микроскопирования. Знакомство с устройством микроскопа. | 1 | лаборатория | 14.09 | | http://school-collection.edu.ru | |
3 | Р. Гук – первооткрыватель клетки. | 1 | практикум | Повторяют правила работы с микроскопом. Выполняют Л.Р.№ 4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки. | 21.09 | | http://festival.1september.ru/ | |
4 | Открытие микромира Левенгуком | 1 | практикум | Повторяют правила работы с микроскопом. Выполняют Л.Р.№ 5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды. | 28.09 | | http://festival.1september.ru/ | |
5 | Осенняя экскурсия: «Путешествие в природу с биноклем и микроскопом» | 1 | экскурсия | Знакомство с фенологическими изменениями в природе с наступлением осени. | 05.10 | | http://festival.1september.ru/ | |
В мире невидимок. – 4 ч |
6 | Путешествие в микрокосмос. | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. № 6. Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки. | 12.10 | | http://www.uchportal.ru | |
7 | Строение и разнообразие бактерий | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №7. Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии. | 19.10 | | http://www.uchportal.ru | |
8 | Значение бактерий в природе | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. № 9. Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых. | 26.10 | | http://www.uchportal.ru | |
9 | Значение бактерий в жизни человека | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. № 8 . Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий. Л.Р. №10. Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта. | 09.11 | | http://www.uchportal.ru | |
В царстве растений – 15 ч |
10 | Удивительные растения | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото? | 16.11 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
11 | Путешествие в клетку растений | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. 12. О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений. | 23.11 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
12 | Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений? | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №13 Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом. | 30.11 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
13 | Мини – исследование: «Почему вкус плодов и ягод разный?» | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком. | 07.12 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
14 | Мини –исследование; Определение содержания крахмала в продуктах питания». | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №15. Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля. | 14.12 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
15 | Тайны листа растений | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №16. Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений. | 21.12 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
16 | Корень | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №17. Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик? | 28.12 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
17 | Транспорт веществ в растении | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №18. Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений. | 11.01 | | http://school-collection.edu.ru | |
18 | Зимняя экскурсия | 1 | экскурсия | Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращиваем и смотрим кристаллы. | 18.01 | | http://school-collection.edu.ru | |
19 | Значение и многообразие растений | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №19 . Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге? | 25.01 | | http://school-collection.edu.ru | |
20 | Путешествие в подводный мир. | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №21. Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей. | 01.02 | | http://school-collection.edu.ru | |
21 | Водоросли | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р.№22. Чем образована тина? Спирогира под микроскопом. | 08.02 | | http://school-collection.edu.ru | |
22 | Мини - исследование: «Маленькой елочке холодно зимой?» | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №20. Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате. | 15.02 | | http://school-collection.edu.ru | |
23 | Размножение растений | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №23. Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам. | 22.02 | | http://school-collection.edu.ru | |
24 | Интеллектуальная игра «Тайны растений» | 1 | зачет | Обобщают полученные знания, выполняют тестовые задания | 01.03 | | http://school-collection.edu.ru | |
В царстве грибов- 11 ч |
25 | Урок занимательной микологии. | 1 | лекция | Знакомятся с царством грибов, наукой «микология» | 15.03 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
26 | Тайны грибов | 1 | практикум | Выполняют Л.Р.№24 Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом. | 29.03 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
27 | Строение грибов | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №25 Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба. | 05.04 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
28 | Многообразие и значение грибов | 1 | практикум | Выполняют Л.Р. №26 Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений. | 12.04 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
29 | Значение грибов в природе | 1 | лаборатория | Выполняют Л.Р. №27 Что такое плесень? Изучение разных видов плесени. | 19.04 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
30 | Значение грибов в жизни человека | 1 | практикум | Выполняют Л.Р. №28 Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей. | 26.04 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
31 | Тихая охота | 1 | практикум | Выполняют Л.Р. №29 Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микроскопом | 03.05 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
32 | Весенняя экскурсия | 1 | экскурсия | Рассматривают под микроскопом строение почек, части цветка, пыльцу, подсчитывают годичные кольца в древесине. | 10.05 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
33 | Защита информационных проектов | 1 | конференция | Представляют результаты своей деятельности. Защищают проекты | 17.05 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |
34 | Резерв | 1 | | | 24.05 | | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm | |