Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Орловский казачий кадетский корпус»
| Утверждена приказом директора ГБОУ РО «Орловский казачий кадетский корпус» № 171 от 30.08.2019 ________________ И.В.Волков |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Быть кадетом»
Уровень общего образования - основное общее образование
6 «а»- 34 часа, 6 «б» -34 часа
Учитель: Матвеева Элла Юрьевна
2019 - 2020 у.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по программе внеурочной деятельности «Быть кадетом» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
4. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-82).
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
6. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
7. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008).
9. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41;
10. Устав ГБОУ РО «ОККК»
11.Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2019 - 2020 учебный год. |
12. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2019 - 2020 учебный год. |
Становление гражданского общества и правового государства в стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Цель:
Формирование у учащихся – кадетов гражданской ответственности, духовно-нравственных качеств и активной жизненной позиции на традициях казачества.
Задачи:
1. Воспитание у кадетов любви к Отечеству, Родному краю, малой Родине, её замечательным людям.
2. Воспитание культуры семейных отношений, чувство гордости и ответственности за свою семью.
3. Формирование системы знаний и уважения к истории, традициям казачества и кадетства.
4. Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к государственным символам и национальным интересам России.
5. Формирование нравственного отношения к историческому, героическому прошлому России, культуре её народов, её природе.
Общая характеристика учебного предмета
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества. Анализ поведения молодого поколения показывает, что девальвация патриотических ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активизации патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно – нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как оно становится условием национальной безопасности России.
Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом и духовно нравственном воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 год
В многогранной истории Российского государства особую роль играло казачество. Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казаков. Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота. Соблюдение традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания.
Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Для возрождения традиций казачества и формирование гражданина-патриота своей страны является создание казачьих кадетских корпусов. На примере исторического образа казака у учащихся воспитываются уважение к семье, любовь к своей стране, Родному краю, формируются нравственное отношение к историческому и героическому прошлому, позитивное отношение к здоровому образу жизни, духовность через приобщение к православной культуре России в сотрудничестве с Церковью. Они учатся быть настоящими гражданами и защитниками своей Родины.
Большую часть своего времени кадеты проводят в корпусе, поэтому формирование чувства патриотизма также осуществляется через учебный процесс. Основные предметы, благодаря которым осуществляется духовно - нравственное воспитание кадет – это литература, история, обществознание, ОБЖ, изобразительное искусство.
Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов обучения и воспитания, соответствующих современным социально- педагогическим реалиям. Появляется необходимость внедрения деятельностного подхода. Поэтому духовно нравственное воспитание должно реализовываться через нестандартные формы обучения и воспитания, через активное вовлечение учащихся в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через развитие самоуправления. Следуя этому можно достигнуть запланированных результатов и успехов в данном воспитательном направлении. Хочется отметить, что в основе воспитания, а тем более - патриотического лежит, прежде всего, воспитание чувств. Чаще всего источником чувств является пережитая эмоция. Поэтому фактором патриотических чувств должна являться целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою семью, за коллектив, за свою «малую» Родину, за свою страну; переживает совместный успех и достижения коллектива. Для этого он должен чувствовать себя членом семьи, коллектива, страны.
Кадетское движение – это новая и важная составляющая системы духовно нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, которое способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота.
Кадеты учатся быть дисциплинированными, организованными, честными, являясь примером в учебе, спорте, в поступках. Кадеты являются патриотами своей страны. Они изучают и приобретают навыки основ военно – прикладного искусства. Участвуют в военно – спортивных мероприятиях.
Традиционные формы воспитания гражданина и патриота в современное время не всегда эффективны и требуют необходимости внедрения новых подходов. Возрождение кадетского движения на традициях казачества позволит формировать у подрастающего поколения чувство духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности и преданности своему Отечеству.
Методы обучения:
1) Объяснительно – иллюстративный;
2) Исследовательский;
3) Практический;
4) Учебно-поисковый;
5) Проблемный.
Формы организации занятий:
1) Беседы, диалоги;
2) Круглые столы;
3) Дискуссии;
4) Уроки мужества;
5) Игры (познавательные, подвижные, военно-патриотические)
6) Викторины;
7) Коллективно-творческие дела;
8) Видео и электронные презентации.
Участие кадет в мероприятиях патриотического направления: митинги и парады в день Победы, в днях Воинской Славы, в день независимости России, в игре «Зарница».
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану 2019-2020 учебный год на изучение в 6 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Содержание учебного предмета
Программа включает в себя 5 разделов: гражданин, культурный человек, хранитель веры и традиций, защитник, патриот. Каждый раздел формирует определенную систему моральных ценностей, объединяющих всех граждан Российской Федерации.
Совместная внеурочная деятельность учителя и обучающихся- индивидуальные и групповые проекты учащихся, имеющие социальную значимость.
Структура учебного предмета
ТЕМА | Кол-во часов | Сроки изучения |
6а | 6б |
Тема I. История казачества и кадетства | 11 | 03.09 -19.11 | 05.09 – 21.11 |
Тема II. Правила культуры поведения кадет | 8 | 26.11 – 28.01 | 28.11 – 30.01 |
Тема III. Государственные символы России и казачества | 5 | 04.02 – 03.03 | 06.02 – 05.03 |
Тема IV. Основы духовных традиций казачества | 5 | 10.03 – 14.04 | 12.03 – 16.04 |
Тема V. О подвигах, о доблести, о славе. | 5 | 21.04-19.05 | 23.04 – 21.05 |
Всего | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации УПД | Дата |
Всего | Теоретические | Практические |
| | | | | 6а | 6б |
Тема I. История казачества и кадетства | 11 | 7 | 4 | | | |
1. История появления казаков на Руси. История казаков в Ростовской области. | | 1 | | Беседы, электронные презентации, сообщения | 03.09 | 05.09 |
2. Военная служба казаков. | | 1 | 1 | | 10.09 | 12.09 |
3. Жизнь и семейные традиции казаков. | | | | | 17.09 | 19.09 |
4. История кадетского образования. | | 1 | | | 24.09 | 26.09 |
5. Устав, кодекс чести и форма кадета. Казачьи заповеди. | | 3 | 2 | Викторина | 01.10 08.10 15.10 22.10 05.11 | 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 |
6. 12 заповедей товарищества | | 1 | 1 | | 12.11 19.11 | 14.11 21.11 |
Тема II. Правила культуры поведения кадет | 8 | 6 | 2 | | | |
1.Основные права и обязанности кадет. | | 2 | 1 | | 26.11 03.12 10.12 | 28.11 05.12 12.12 |
2. Порядок посещения кадетами учебных занятий | | 1 | 1 | | 17.12 24.12 | 19.12 26.12 |
3.Культура взаимоотношений, приветствия, благодарения, обращения кадет. | | 1 | | Беседы, электронные презентации, ролевая игра | 14.01 | 16.01 |
3 Культура приема пищи, правила посещения столовой. | | 1 | | | 21.01 | 23.01 |
4.Этикет офицера | | 1 | | | 28.01 | 30.01 |
Тема III. Государственные символы России и казачества | 5 | 3 | 2 | Круглый стол, электронные презентации, | | |
1. История и значение гимна. | | 1 | 1 | | 04.02 11.02 | 06.02 13.02 |
2.История и отличительные знаки герба. | | 1 | | | 18.02 | 20.02 |
3. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. | | 1 | 1 | | 25.02 03.03 | 27.02 05.03 |
Тема IV. Основы духовных традиций казачества | 5 | 4 | 1 | Доклад электронные презентации игры | | |
1.Православная культура | | 2 | | | 10.03 17.03 | 12.03 19.03 |
2.Религиозные праздники. | | 2 | 1 | | 31.03 07.04 14.04 | 02.04 09.04 16.04 |
Тема V. О подвигах, о доблести, о славе. | 5 | 3 | 2 | Доклад Электронные презентации | | |
1. День героев Отечества | | 1 | | | 21.04 | 23.04 |
2. Города – герои | | 1 | | | 28.04 | 30.04 |
3. Никто не забыт, ничто не забыто | | 1 | 2 | | 05.05 12.05 19.05 | 07.05 14.05 21.05 |
Всего часов | 34 | 23 | 11 | | 34 | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Постановление Правительства РФ от 5.10. 2010 г. № 795
2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Российская академия образования. Москва. «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)
3. Е.В. Усатова, Н.И. Еременко «Гражданско-патриотическое воспитание»
Волгоград 2006 г.
4. И.А. Пашкович. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель», 2006 г
5. Э.Я. Дмитриева, П.С. Кобытов «Самарская область» учебное пособие, Самара 1996 г.
6. А.А. Гордеев «История казачества», издательство «Вече» 2006 г.
7. Икона в жизни русского народа. М: Православный паломник, 1998 г.
8. Российское казачество Ежемесячный публицистический культурно-просветительский журнал, ООО «Типография КЕМ»
9. Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002.
10. http://www.bestreferat.ru/referat-397151.html
11. http://www.mgutm.ru/kazachestvo/history.php
12. http://vvdkazaki.ru/page/history/
13. http://rkouvao.ru/?page_id=368
14. http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3931
15. http://sevpku.edumil.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=415
16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки
Список литературы для обучающихся– кадет:
1. А.А. Гордеев «История казачества» Издательство «Вече» 2006 г.
2. В.М. Соловьев «История России для детей и взрослых» Издательство «Белый город, 2013 г.
3. О. Глаголева, Е. Щеголева «Православие» полная энциклопедия для новоначальных. Издательство «Эксмо» Москва 2011 г.
4. Н.В. Чудакова «Я познаю мир. Культура», детская энциклопедия Издательство «АСТ» Москва 1996 г.
5. В. Пивовар «Энциклопедия хороших манер» Издательство «Диамант» Санкт-Петербург 1998 г.
6. С. Алексеев «Великие победы» Издательство «Великая Благозвонница» 2014 г.
12.http://kkcby.narod.ru/literatura/kruzkov_vspomnim/kruzkov_vspomnim_01.html
И. Крючков «Вспомним, как учились в Киевской кадетке …»
13. http://ti-poet.ru/stih.php?b=161396
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Происхождение_казачества
Материально – техническое обеспечение программы:
Необходимо применение технических средств обучения (ноутбук и мультимедийный проектор),
Результаты и система их оценки
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать историю, традиции и обычаи российского казачества, историю кадетства;
- устав, кодекс чести кадет, казачьи заповеди;
- государственные символы России,
- иметь представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- знать и почитать дни Воинской славы, героическое прошлое России;
- православные праздники и традиции;
- основы здорового образа жизни и правила сохранения и укрепления здоровья;
Приобретение кадетами знаний по истории, традициям казачества и кадетства, истории и символике России, по основам православной культуры; о правилах укрепления и сохранения здоровья; иметь представления об этических нормах поведения в обществе, о правах и обязанностях гражданина страны.
Ценностное отношение кадетов к Родному Отечеству, к героическому прошлому России, к семье и её традициям, родной природе, к культуре, к труду, к другим людям.
Опыт организации кадетами совместной деятельности с другими детьми, с взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и работы в команде; организации коллективно- творческих дел.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- уметь регулировать собственную деятельность, поведение;
- ставить и реализовывать свои цели;
- уметь преодолевать трудности;
- воспитывать силу волю;
Познавательные УУД:
- ставить и формулировать проблему;
- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием материала духовно нравственного направления.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение сотрудничать с педагогом и в группе сверстников.
Личностные:
- ценностное отношение к семье, к истории России, казачеству, к своему народу, к Родному краю;
- готовность и способность кадетов к нравственному и физическому самосовершенствованию, реализации творческого потенциала и познавательной активности;
- осознание себя членом коллектива, общества, государства;
- развитие самосознания, самоуважения, позитивной самооценки.
Формы и виды контроля: анкеты, тесты, викторины, конкурсы, проекты и участие в мероприятиях духовно – нравственного и патриотического направления различных уровней.
Оценка планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Быть кадетом» рекомендовано использовать диагностический инструментарий. Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, недописанный тезис, ситуация выбора).
В ходе реализации программы предлагается использование ряда методик:
методика «Пословицы» (методика С.М. Петровой);
методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (методика на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой);
методика изучения социализированности личности учащегося (методика М.И. Рожкова);
диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина);
диагностика семейных ценностей у обучающихся и их родителей;
тест на выявление нравственной воспитанности подростков;
анкета «Отечество моё – Россия» (анкета Д.В. Григорьева);
анкета «Моя семья»;
анкета «Патриот».
Темы проектов
Коллективный проект: «Жизнь казаков».
Коллективный проект: «Моя малая Родина».
Индивидуальный проект: «Моя семья».
Семейный проект «Генеалогическое древо».
Коллективный проект: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Семейный проект: «Бессмертный полк моей семьи»
Коллективный проект: «Этикет школьника».
Выход в социум
1. Орловский историко-краеведческий музей;
2. Музей боевой славы ОСОШ №1;
3. Районная центральная детская библиотека;
Инструментарий оценки результата
Тест «О добром отношении к людям».
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
- доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
- желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
- желание и стремление оказать помощь любому человеку;
- умение ничего не делать;
- нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человек всегда _____________________________
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________________________________
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку________________________________________________
Назови добрых героев_________________________________________
Назови недобрых_____________________________________________
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение обучающегося к миру.
ФИО | класс |
N | Утверждение | Оценка (позитивная или негативная) |
1 | Хорошая жизнь — это ... | |
2 | Быть человеком — значит ... | |
3 | Самое главное в жизни ... | |
4 | Нельзя прожить жизнь ... | |
5 | Чтобы иметь друзей, надо ... | |
6 | В хорошей школе ... | |
7 | Когда есть свободное время, я ... | |
8 | Музыка нужна, так как ... | |
9 | Я не согласен с тем, что говорят, будто я ... | |
10 | Чтобы стать настоящей личностью, надо | |
11 | Я думаю, что мои родители … | |
12 | Если видишь недостатки человека, надо… | |
13 | Когда я вижу, что мой товарищ совершает что-то дурное, я… | |
14 | Через пять лет я… | |
15 | Через двадцать лет я.. | |
16 | Я благодарен.. | |
Вывод: |
Методика изучения мотивов участия кадет в деятельности
(подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения учащихся.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.
ФИО класс |
№п/п | Что тебя привлекает в деятельности? | Ответ: от З до 1 баллов |
1 | 2 | 3 |
| Интересное дело. Возможность общения с разными людьми. Возможность помочь товарищам. Возможность передать свои знания. Возможность творчества. Возможность приобрести новые знания, умения. Возможность руководить другими. Возможность участвовать в делах своего коллектива. Возможность заслужить уважение товарищей. Возможность сделать доброе дело для других. Возможность выделиться среди других. Возможность выработать у себя определенные черты характера. | |
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем |
Вывод: |
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);
в)престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Анкета «Моя семья»
Цель: Выявить, каковы взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.
1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?
3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?
4. Будешь ли ты строгим родителем?
5. Будешь ли баловать своих детей? Как?
6. Кто из родителей для тебя – образец для подражания?
7. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер, братьев?
8. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?
9. Смог ли ты усыновить чужого ребенка?
10. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их
детьми?
Методика. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. | |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
Тест. Ответственный ли вы человек?
В книге Марии Жуковой «Мой отец маршал Жуков» есть своеобразный тест на проверку наличия ответственности в самом себе. Чтобы проверить ответственный ли вы человек ответьте на вопросы:
1. Осознаю ли я реальность собственной смерти, вечности, готовлюсь ли к ним или гоню от себя эти страшные мысли?
2. Что останется после моей кончины? В день смерти смогу ли я ответить, зачем я жил?
3. Способны ли другие люди верить мне и положиться на меня?
4. Ответственно ли я отношусь к своему здоровью, не нарушаю ли я его вредными привычками?
5. Справляюсь ли я со своими обязанностями хозяина дома?
6. Чему я уделяю большее внимание в заботе о детях: на их здоровье, умственное развитие, внешний вид или их душевное устроение?
7. Чем я жертвую для ближнего или я только жду жертвы от него?
8. Как часто я поступаю по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно?»
9. Часто ли я забываю то, что мне поручается?
10. Как часто я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня?
11. Тружусь ли я когда это необходимо, но, кажется, что нет больше сил или, почувствовав недомогание, беру больничный?
Мария Жукова пишет «Прочитав эти вопросы, я подумала, что выводы о чувстве ответственности моего отца однозначны. Мне кажется, что духовная суть человека определяется мерой его ответственности перед Богом, людьми, своей страной».
Уровень воспитанности учащихся
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
(методика Н.П. Капустина)
| Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | | | |
Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | | | |
Я и школа: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | | | |
Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | | | |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Диагностика уровня сформированности толерантности
у подростков
Опросный лист
Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
28. Истинной религией может быть только одна религия.
29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.
Анкета «Моё Отечество – Россия»
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Кадетское движение;
3. Родители;
4. Окружающие люди, друзья;
5. СМИ;
6. Органы власти;
7. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашем коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного и эстетического цикла № 1 от 30.08.2019 года __________Касперова Е.В. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________Алексеенко И.А. 30.08.2019 год |