СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Читательская грамотность и культура речи» ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представляю программу внеурочной деятельности "Час функциональной грамотности. Культура речи", которая поможет в организации учебной деятельности как начинающему педагогу, так и опытному учителю.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Читательская грамотность и культура речи» ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Башкирская гимназия №4» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан



Рассмотрено

на заседании ШМК

_____И.Н. Исаргакова

Протокол от 30.08.22. №1


Согласовано

заместитель директора по ВР

______ Р.М. Габдулхакова



Утверждаю

директор МБОУ

«Башкирская гимназия №4»

_____ Р.М.Усманова

Приказ от 30.08.22. № 89






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Читательская грамотность и культура речи»

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Количество часов в год - 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час

Срок реализации 1 год

(9 кл)









Автор-составитель:

учитель Сигаева А.А..














2022 год


Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для девятого класса МБОУ «Башкирская гимназия №4» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Закон Республики Башкортостана от 1 июля 2013 года №696 «Об образовании в Республике Башкортостан»;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22сентября 2011 г. №2357, 18 декабря 2012г. № 1060, 29 декабря 2014г. №1643, 18 мая 2015г. №507);

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  5. Устав МБОУ «Башкирская гимназия №4»;

  6. «Положение МБОУ «Башкирская гимназия №4» о рабочих программах внеурочной деятельности педагога, реализующего ФГОС МБОУ «Башкирская гимназия №4»;

  7. Годовой календарный учебный график МБОУ «Башкирская гимназия №4»;;

  8. Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «Башкирская гимназия №4»; (приказ от 30.08.2022. №89).



























Цели и задачи программы:

Цель курса – это развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.


Задачи курса:

  • обогащение словаря;

  • развитие устной и письменной речи;

  • работа над содержательной стороной слова;

  • активизация познавательных интересов;

  • развитие творческих способностей и мышления;

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.



Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.


Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • свободное использование словарного запаса;

  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

  • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.



Методы, формы работы, используемые технологии:

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемное изложение изучаемого материала;

  • частично-поисковый или эвристический;

  • исследовательский.

Используемые технологии:

  • развивающее обучение;

  • проблемное;

  • развитие критического мышления через чтение и письмо;

  • здоровьесберегающие.









2. Содержание программы


1. Понятие культуры речи (2ч.)

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. Язык и речь.


2. Норма, её динамика и вариативность (3ч.)

Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

Понятие вариантов норм. Эволюция языковых норм. Типология норм.


3. Основные качества хорошей речи (7 ч.)

Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Фактические , речевые и грамматические ошибки. Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение. Техника речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)


4. Нормы литературного языка(17 ч.)

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Акцентологические нормы. Словообразовательные нормы. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Морфологические нормы и их особенности.

Речевые ошибки и их классификация . Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.


5. Функциональные стили литературного языка (5 ч.)

Стилистические нормы.

Функционально-смысловые типы речи.

Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Новые тенденции в практике русского делового письма .


















Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Читательская грамотность и культура речи»

в 9 классе на 2022-2023 учебный год

учителя Сигаевой Анны Алексеевны

(согласно учебному плану внеурочной деятельности МБОУ «Башкирская гимназия №4»

на изучение предмета выделяется 1 час в неделю - 34 часа в год)



п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата по плану

Форма проведения занятий

Дата фактическая

1

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи

1 ч.

1 неделя

Лекция


2

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи

1 ч.

2 неделя

Практикум


3

Языковая норма как историческая категория

1 ч.

3 неделя

Лекция


4

Признаки нормы. Понятие вариантов норм

1 ч.

4 неделя

Лекция


5

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые


1 ч.

5 неделя

Практикум


6

Основные качества хорошей речи

1 ч.

6 неделя

Семинар


7

Содержательность хорошей речи

1 ч.

7 неделя

Урок-викторина


8

Точность речи. Фактические, речевые и грамматические ошибки

1 ч.

8 неделя

Практикум


9

Точность речи. Фактические, речевые и грамматические ошибки

1 ч.

9 неделя

Практикум


10

Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение

1 ч.

10 неделя

Практикум


11

Техника речи

1 ч.

11 неделя

Тренинг


12

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

1 ч.

12 неделя

Семинар


13

Орфоэпические и акцентологические нормы

1 ч.

13 неделя

Практикум


14

Лексика. Лексические нормы

1 ч.

14 неделя

Лекция


15

Лексика. Лексические нормы

1 ч.

15 неделя

Практикум


16

Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов

1 ч.

16 неделя

Практикум


17

Словообразовательные нормы. Ошибки сочинительства

1 ч.

17 неделя

Практикум


18

Морфологические нормы и их особенности

1 ч.

18 неделя

Практикум


19

Морфологические нормы и их особенности

1 ч.

19 неделя

Практикум


20

Морфологические нормы и их особенности

1 ч.

20 неделя

Практикум


21

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности

1 ч.

21 неделя

Практикум


22

Предупреждение ошибок «синтаксического строительства"

1 ч.

22 неделя

Семинар


23

Предупреждение ошибок «синтаксического строительства"

1 ч.

23 неделя

Семинар


24

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи

1 ч.

24 неделя

Составление проекта


25

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи

1 ч.

25 неделя

Защита проекта


26

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи

1 ч.

26 неделя

Игра-практикум


27

Ошибки в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях

1 ч.

27 неделя

Практикум


28

Ошибки в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях

1 ч.

28 неделя

Практикум


29

Многокомпонентные синтаксические конструкции

1 ч.

29 неделя

Практикум


30

Функциональные стили. Стилистические нормы

1 ч.

30 неделя

Игра-тренинг


31

Функциональные стили. Стилистические нормы

1 ч.

31 неделя

Игра-тренинг


32

Функционально-смысловые типы речи

1 ч

32 неделя

Контрольное занятие


33

Официально-деловая письменная речь

1 ч

33 неделя

Практикум


34

Типы документов

1 ч

34 неделя

Практикум






Литература:

Список литературы для учителя

  1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978

  2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988

  4. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980

  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983

  6. Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000

  7. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002

  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., Дрофа, 1996

  9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980

  10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998

  11. Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002

Список литературы для обучающихся

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988

  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997

  3. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979

  4. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000