РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
духовно - нравственное направление «Я и моя Родина»
Уровень образования 2 класс
Количество часов 34
Учитель Хмеловская Елена Викторовна
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГКОУ ШИ 11.
р.п. Ванино
2018 год
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей обучающихся и в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»); адресована учащимся 2 класса.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Основная педагогическая цель программы – воспитание любви к своей Родине, большой и малой.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование чувства причастности к коллективным делам;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Я живу в России» носит образовательно-воспитательный характер, предназначена для обучающихся 2 класса; составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Я и моя Родина»
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему посёлку, народу, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.
Воспитательные результаты:
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
- приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.); - посильное участие в социальных проектах, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России; уважение к защитникам Родины. | - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - приобретение обучающимися элементарных социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе). | - получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Содержание курса внеурочной деятельности «Я и моя Родина»
№ п/п | Название раздела | Краткое содержание раздела |
1 | Малая родина | Поселок, в котором я живу. История и достопримечательности. Наш край. Символы Хабаровского края. Флора и фауна края. Коренные народы. Встречи с интересными людьми. Экскурсия в краеведческий музей. |
2 | Наше государство | Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства; представления о символах государства. Москва – столица России. География и достопримечательности страны. Города России. |
3 | Народные традиции и обычаи | Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе. Народные традиции, обычаи, ремёсла, творчество. |
4 | Гордость страны | Элементарные представления о великих предках, национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я и моя Родина»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Малая родина | 8 | Экскурсии, беседы, просмотры тематических видеофильмов, фотоальбомов. Конкурсы рисунков. |
2 | Наше государство | 8 | Экскурсии, беседы, викторины. Просмотр тематических видеофильмов. |
3 | Народные традиции и обычаи | 9 | Игры, беседы. Просмотр тематических видеофильмов. Прослушивание сказок. Практические занятия. Творческая мастерская. |
4 | Гордость страны | 9 | Беседы, конкурс рисунков. Просмотр тематических видеофильмов, книг, фотоальбомов. |
| Итого часов: | 34 | |
Формы организации занятий: игры, беседы, экскурсии, просмотр тематических видеофильмов, конкурсы рисунков, викторины, практические упражнения, мероприятия, посвящённые важным историческим датам.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Я и моя Родина» на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 четверть (9 ч.) |
1 | Поселок, где я живу. | 1 | |
2 | Достопримечательности поселка. | 1 | |
3 | Красота родной природы. | 1 | |
4 | Профессии людей, живущих рядом. | 1 | |
5 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
6 | Наш край. | 1 | |
7 | Богатства родного края. | 1 | |
8 | Экологические проблемы нашего края. | 1 | |
9 | Моя Родина - Россия. Символы государства. | 1 | |
2 четверть (7 ч.) |
10 | География России. | 1 | |
11 | Богатства нашей земли. | 1 | |
12 | Москва - столица России. | 1 | |
13 | Города России. | 1 | |
14 | Российские чудеса света. | 1 | |
15 | Российские чудеса света. | 1 | |
16 | История России. | 1 | |
3 четверть (10 ч.) |
17 | Народы России. | 1 | |
18 | Народные традиции и обычаи. | 1 | |
19 | Народные игры. | 1 | |
20 | Народные промыслы и ремесла. | 1 | |
21 | Народные промыслы и ремесла. | 1 | |
22 | Забытые профессии. | 1 | |
23 | «Изба-читальня». Русские народные сказки. | 1 | |
24 | Русские народные песни. | 1 | |
25 | Откуда появилось имя. | 1 | |
26 | Духовные традиции нашей страны. | 1 | |
4 четверть (8 ч.) |
27 | Наши великие предки. | 1 | |
28 | День космонавтики. | 1 | |
29 | Наша армия. | 1 | |
30 | Военное прошлое моей Родины. | 1 | |
31 | Поклон тебе, солдат России. | 1 | |
32 | Города герои. | 1 | |
33 | Повторение пройденного за год. | 1 | |
34 | Россия, устремленная в будущее. | 1 | |
Используемая литература:
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.
3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
5.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.
6. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.
7. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
8. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.
9. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28 с.