РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
2019 г.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
формирование представлений о структурных элементах текста;
совершенствование навыков устной речи;
овладение видами речевой деятельности: «говорение», «слушание», «чтение»;
интонировать текст в соответствии с пунктуационным оформлением;
овладение темпом чтения, соответствующим коммуникативной задаче;
умение создавать монологические высказывания на разные темы;
умение создавать монологическое высказывание разных типов речи;
умение создавать монологическое высказывание разных стилей речи;
умение принимать участие в диалоге;
умение выразительно читать текст вслух;
формирование навыков подробного пересказа текста публицистического стиля;
умение пересказывать текст с привлечением дополнительной информации (цитаты);
соблюдение фактологической точности при пересказе текста;
соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Содержание программы внеурочной деятельности
Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования.
Обучение выразительному чтению текста вслух.
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, орфоэпическим нормам. Повторение орфоэпических норм. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Обучение пересказу текста с включением приведённого высказывания.
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
Обучение созданию монологического высказывания.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Обучение участию в диалоге.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Знакомство с демонстрационным вариантом итогового собеседования и критериями оценивания итогового собеседования. | 4 |
2 | Обучение выразительному чтению текста вслух. | 4 |
3 | Обучение пересказу текста с включением приведённого высказывания. | 8 |
4 | Обучение созданию монологического высказывания. | 8 |
5 | Обучение участию в диалоге. | 6 |
6 | Комплексное выполнение вариантов итогового собеседования. | 4 |
Используемая литература:
1. Волков А.А. Основы риторики (учебное пособие для вузов). - М.: Академический проект, 2003 г.
2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
3. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. - Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
4. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажер. Итоговое собеседование для учеников основной школы.-М.: Издательство «Экзамен», 2018.-79 с.
5. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка»
6. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.
7. Открытый банк оценочных средств по русскому языку.http://www.fipi.ru
Интернет ресурсы
1. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html
2. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html
3. http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti