СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"»

Пояснительная записка.


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

         На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

       Программа «Я - гражданин России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения.

        Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.


  1. Планируемые результаты курса.



Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Задачи:

•  создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

•   формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

•  развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.  



Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

                                 

                             

 Условия реализации программы

  • обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

  • утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

  • подбор кадрового состава, участвующего  в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

  • разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

  • подбор и подготовка диагностического инструментария;

  • наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

  • заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.


 

                                             Методические материалы.

Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.




2.Содержание программы:

 

2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Сбор игр.

2.  «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.  Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.

 Конкурсы рисунков, сочинений.

3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.

 Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.

Школьная символика (гимн, герб, флаг).  По каким правилам мы живем в школе?

Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к

Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

 Мы и наши права.Мой любимый город.  

О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.

 Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном  городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города.

День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.




3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)


1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?

2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

 Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.

3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.

Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки.

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в   библиотеку.        

4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.

5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

 Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

 Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков.



4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)

1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо».  Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

 Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.

3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.

Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.

Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

 Конкурсы рисунков, сочинений.

5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.

 Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

 В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

                                               

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

 1.  Урок Мира

1

 2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

1

 3. Обязанности ученика в школе. Беседа

1

 4. Осень в родном городе. Фотоконкурс

1

5. Подумай о других. Беседа с элементами игры

1

6. Я- ученик. Беседа с творческим заданием

1

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей

1

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

1

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

1

10. Мой портфель. Игра-экспромт

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

13. Мой любимый город. Беседа

1

14. Наш город. Конкурс визиток

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс

рисунков

1

16. Самый уютный класс. Конкурс

1

17. Экология нашего города. Беседа

1

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

1

20. Мы и наши права. Урок-игра

1

21. Игры на развитие произвольных процессов

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

1

23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра

1

25. Широкая Масленица. Игра

1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие

1

29. День птиц. Выставка рисунков

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1

31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества

1

32. Открытка ветерану. Акция

1

33. Десант чистоты и порядка

1

34. Знай и люби свой край. Викторина

1










3-й класс «Россия - Родина моя» (34часа)

Тема занятий

Кол-во часов

1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием.

1

2.Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

4.Для чего я рожден?

1

5.Откуда я родом.

1

6.Почему меня так назвали. Презентация.

1

7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

8.Моя семья - моя радость.

1

9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

1

10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!

1

11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1

13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина.

1

14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку.

1

15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

16.Мой класс - моя семья. Беседа.

1

17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе.

1

18.Ты и твои друзья. Игра.

1

19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

1

20.По каким правилам мы живем. Игра.

1

21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

22.Знакомства с символами Российского государства.

1

23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов.

1

24.Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1

25.Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

27.История страны в названиях улиц. Презентации. Доклады.

1

28.История Отечества. Аукцион знаний.

1

29.Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1

30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа.

1

31.Животные из Красной книги. Доклады.

1

32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов.

1

33.Чем живет планета Земля? КВН.

1

34.Судьба Земли - наша судьба.

1








4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

1

3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1

4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

1

5. Панорама добрых дел.

1

6. Забота о родителях - дело совести каждого.

1

7. Я и моя семья. Фотовыставка

1

8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

1

9. Игры с младшим братом (сестрой)

1

10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

1

11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

1

12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов

1

13 . Как встречают Новый год в разных странах.

 Игра-путешествие

1

14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1

15. Я и мой класс. Конкурс рисунков

1

16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут

1

19.  Поговорим о толерантности

1

20. Символика России. Символы нашего края.

1

21. Государственный праздник - День Согласия и примирения

1

22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

1

23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1

24. Я - гражданин России. Игра-викторина

1

25. Герои России. Сообщения учащихся

1

26. Есть такая профессия - Родину защищать.

Конкурсная познавательная программа

1

27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

28. Города-герои. Оформление альбома

1

29. В ответе за тех, кого приучили.

Беседа с элементами игры

1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

1

31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1

32 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика

1

33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,  религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

          В результате реализации программы ожидается:

• развитие творческих способностей;

• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

•  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.