Управление образования администрации муниципального образования
«Красноборский муниципальный район» Архангельской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Лыжная подготовка»
для учащихся ДЮСШ 14-15 лет на 2018-2019гг.
Составитель педагог
дополнительного образования
________ Созонов А.А.
с.Красноборск
2018 г.
Пояснительная записка
В программе использованы материалы отдела теории и методики детского и юношеского спорта Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
Занятия физической культурой и спортом оказывают не только общее профилактическое воздействие на организм, но являются мощным стимулом достижения высокого уровня состояния здоровья, необходимого для самореализации личности в современном обществе. С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социальной значимости досуга, что является значимыми мерами профилактики правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. В последнее время социум оказывает все большее влияние на спектр оказываемых образовательных услуг – люди интересуются вопросами организации отдыха, физкультуры, спорта, досуга и культуры. Таким образом, учреждение дополнительного образования должно быть готово к удовлетворению разнообразных индивидуальных образовательных и социальных потребностей населения всех возрастов, быть доступным для всех слоев населения.
Микросоциум хочет видеть выпускников ДЮСШ:
ориентированных на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию ребенка с окружающим социум, природой, самим собой;
формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;
формирование у обучающихся уважение к старшим поколениям, родителям.
Родители хотят, чтобы ДЮСШ обеспечивала:
занятость досуговой деятельности ребенка;
укрепление здоровья;
достижение оптимальных спортивных результатов;
подготовку в учебные заведения физкультурно-спортивной направленности.
Обучающие объясняют мотивацию посещения занятий:
укрепить здоровье;
пригодится в будущем;
могу испытать себя;
нравится общение с тренером, со сверстниками;
помогает в учебе;
нравится выезжать и выступать на соревнованиях;
привели родители.
Исходя из всего этого можно прийти к заключению, что самым главным социальным заказом для ДЮСШ является подготовка детей к здоровому образу жизни. Программа ориентирована на учащихся 7-10 классов.
Цели и задачи
Основные цели образовательной деятельности МОУ «Красноборская средняя школа» структурного подразделения ДЮСШ:
Развитие личности потенциала обучающихся в процессе обучения, раскрытие заложенных в ребенке возможностей;
Физическое и духовное совершенство обучающихся через учебно-тренировочные занятия;
Достижение оптимальных спортивных результатов.
Основные обучающие, развивающие и воспитательные задачи ДЮСШ:
- формирование специальных знаний, умений и навыков, составляющих основное содержание учебных программ по различным видам (понятия, термины, способы деятельности);
- соразмерное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, прыгучести и т.д.);
- расширение и физической подготовки, полученной и общеобразовательной школе;
- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
- формирование осознанного отношения к укреплению здоровья, повышению уровня самостоятельности, самоконтроля, самооценки;
- сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом и регулярном участие в различных спортивно-массовых мероприятиях;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, порядочность, ответственность, аккуратность, патриотизм, а также навыки культуры поведения и бесконфликтного общения;
- повысить интерес к профессиям, связанным с физической культурой и спортом в соответствии с осознаваемыми способностями и убеждениями.
Содержание дисциплины:
№ | Разделы дисциплины и виды занятий | Часы |
1 | Теоретические занятия Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Лыжный инвентарь, выбор, хранения и ухода за ним, оборудование. Виды лыжного спорта и их характеристика, классификация и терминология. История развития лыжного спорта. Спортивные сооружения, лыжные мази, парафины и лаки. Основы техники передвижения на лыжах. Основы спортивной тренировки в лыжном спорте. Правила соревнований в лыжном спорте. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. | 60 часов |
2 | Практические занятия Техника передвижения на лыжах / ход классический / Техника передвижения на лыжах / ход коньковый / Тренировочные занятия на лыжероллерах Контрольные забеги Кросс с имитацией лыжного хода Упражнения на гибкость Силовые упражнения | 568 часов |
3 | Участие в соревнованиях | 120 часов |
| | Итого: 748 ч. |
Теоритическое планирование на 2018-2019 учебный год
Теоритические занятия
№ | Темы занятий | Часы |
1. | Развитие лыжного спорта в России | 5 часа |
2. | Российские спортсмены на международных соревнованиях и олимпийских играх | 9 часа |
3. | Режим и питание спортсменов | 12 часов |
4. | Лыжный инвентарь и уход за ним | 8 часов |
5. | Лыжные мази, парафины и использование их в подготовке лыж | 7 часов |
6. | Основы техники лыжных ходов (просмотр видеоматериалов) | 10 часов |
7. | Лыжные трассы и их прохождение | 11 часов |
8. | Основы спортивной тренировки в лыжных гонках | 11 часов |
9. | Правила соревнований в лыжных гонках и судейство соревнований | 5 часа |
10. | Основные дисциплины в лыжных гонках | 2 часа |
| | Итого: 60 часов |
Практические занятия |
№ | Темы занятий | Часы |
1. | Равномерная тренировка (кросс) | 110 ч. |
2. | Переменная тренировка (кросс) | 12 ч. |
3. | Повторная тренировка | 12 ч. |
4. | Контрольная тренировка (кросс) | 16 ч. |
5. | Кросс с имитацией лыжного хода | 48 ч. |
6. | Повторная тренировка кросс с имитацией | 20 ч. |
7. | Повторная тренировка имитация | 20 ч. |
8. | Обучение и совершенствование техники имитационного хода | 16 ч. |
9. | Имитационные упражнения | 12 ч. |
10. | Тренировка на лыжероллерах | 10 ч. |
11. | Переменная тренировка на лыжероллерах | 4 ч. |
12. | Повторная тренировка на лыжероллерах | 4 ч. |
13. | Современные техники ходов на лыжероллерах | 8 ч. |
14. | Темповая тренировка на лыжероллерах | 4 ч. |
15. | Тренировка на лыжах равномерно | 140 ч. |
16. | Переменная тренировка на лыжах | 58 ч. |
17. | Повторная тренировка на лыжах | 42 ч. |
18. | Современная техника классического и конькового ходов | 40 ч. |
19. | Силовые упражнения | 146 ч. |
20. | Многоскоки | 8 ч. |
21. | Упражнения на гибкость | 30 ч. |
22. | Физическая работа по подготовке лыжных трасс | 8 ч. |
| | Итого: 768 часов |
Участие в соревнованиях по календарю соревнований – 120 часов
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся на лыжной базе МБОУ «Черевковская средняя школа». В наличии лыжи, лыжные палки, ботинки, мази, лыжероллеры, тренажеры.
Литература:
Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания / учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов.- М. : Изд. центр «Академия», 1999.- 208 с.
Бутин, И.М. Лыжный спорт. Учебник для ФФК педагогических институтов /И.М. Бутин.- М. : ФиС, 1985.- 206с.
Ермаков, В.В. Техника лыжных ходов. / С.В. Ермаков.- Смоленск СГИФК, 1999.- 160с.
Евстратов, В.Д., Коньковый ход? Не только…/ В.Д. Евстратов, П.М.Веролайнен, Г.Б. Чукардин.- М. : ФиС, 1988.- 150с.
Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе : 1-11кл. : Методическое пособие /В.В. Осинцев.- Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.- 272с.- (конспекты уроков для учителя физкультуры)
Раменская, Т.И. Лыжный спорт. Учебник ./ Т.И. Раменская, А.Г. Баталов.- М.:ФиС, 2005.- 320с.
Смирнов, А.А. Искусство и основные принципы смазки лыж. Учебное пособие / А.А. Смирнов .- М. : ФиС.- 2006, 96с.
Масленников, И.Б. Лыжные гонки / И.Б. Масленников, Г.А. Смирнов.- 2-ое изд., исправил. и дополн. – М. : ФиС, 1999.- 200с., - (Азбука спорта)
Правила соревнований: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах и лыжное двоеборье, горнолыжной спорт. Последнее издание
Всероссийская
Средства обеспечения освоения дисциплины.
Кинофильмы по технике классических и коньковых ходов.
Техника лыжных ходов. Техника сильнейших лыжников мира.
Биатлон. Лыжные гонки. Техника конькового хода.