музыки. Оно откроет вам целый мир
высоких чувств, страстей, мыслей. Оно
совершеннее. Вы увидите жизнь в иных
тонах и красках…».
Д. Шостакович.
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры. Основные параметры его развития определялись идеологией. Образованию предписывалось формирование личности с заданными качествами.
В настоящее время образование обратилось к культуре, как к среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Человека коммуникативного, творческого.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Раскрыть детские способности помогает внеурочная деятельность в начальной школе.
При реализации внеурочной деятельности в начальной школе формируется та необходимая среда, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации. Эти педагогические задачи успешно могут решаться в условиях детского музыкального театра, объединяющего в себе искусство слова и музыки.
Музыкальный театр помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не умеют глубоко рассуждать о музыке.
Исходя из особенностей психологического развития младших школьников (наглядно-образного мышления, неустойчивого внимания, требующего смены деятельности), я предлагаю начать работу в музыкальном театре с инсценирования музыкальных сказок. В процессе инсценирования музыкальных сказок дети смогут приобрести начальный опыт музыкально-творческой деятельности.
В данной программе предусматриваются следующие формы работы: игровая, групповая, фронтальная.
На первом этапе (первый год обучения) занятий в музыкальном театре дети овладевают начальными вокально-хоровыми навыками, учатся петь в медленном, быстром темпе, действовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно, уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями, выразительно читать диалогический и стихотворный текст, сочинять этюды и сказки.
I четверть |
Дата | Тема занятия | К-во часов | Содержание занятия | Характеристика деятельности | Результат |
1.09 3.09 | Вводное занятие | 2 | Дети знакомятся с учителем и друг с другом | В Игре «Это я» поют на одном звуке. Хором музыкально учатся приветствовать учителя | |
8.09 10.09 | Прослушивание музыкальных данных детей Беседа о музыке, театре, их соединении | 2 | Поют знакомые детям песни, участвуют в беседу о музыке и театре | Парами поют куплеты песен, хором подпевают припев, за учителем прохлопывают простейший ритмический рисунок. | Выявлены дети с природными музыкальными данными, с теми, с кем предстоит еще понаблюдать и работать. |
15.09 17.09 | Ритмика музыкальная и литературная | 2 | Ритмически прохлопывают заданный ритмический рисунок, пытаются найти ритм в простом стихотворении. | Разучивают песню «Тяв-тяв» муз. В. Герчик, сл. В Разумовского хором, знакомятся со стихотворением «Мой бедный Шарик» А. Геварчизов. | Найдены свойство и различие в музыкальном и литературном ритме. |
22.09 24.09 | Средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, лад. | 2 | Изображают различных героев : животных, людей под музыку. | Под заданную музыкальную тему дети подбирают образ, при этом объясняют, ПОЧЕМУ? именно так, хором поют песню «Тяв-тяв», разучивают песню «Солнечных зайчиков» муз. В. Казенина, сл. Ф. Лаубе. | Знакомятся со средствами музыкальной выразительности, включая ритмопластику. |
29.09 1.10 | Закрепление пройденного | 2 | Поют разученные песни «Тяв-тяв», «Песенка солнечных зайчиков». Верно прохлопывают простые распевки и стихи. | Хором поют разученные песни, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах стихи и распевки «Зайчик», «Петушок», «Андрей-Воробей». | |
6.10 8.10 | Знакомство с текстом и музыкой сказки «Про репку» муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской | 2 | Знакомятся с текстом сказки, музыкой. Учат наизусть начальное четверостишье сказки. | Слушают сказку, участвуют в беседе по выяснению художественных образов. | Познакомились со сказкой «Про репку». |
13.10 15.10 20.10 22.10 27.10 29.10 | Песенка Внучки Дуэт Дедки и Внучки. | 6 | Речевая разминка (скороговорки по выбору). Распевание с ритмическими упражнениями. Разучивание «Песенки Внучки». Знакомятся с понятием «дуэт». Разучивают мелодию дуэта. | Проговаривают скороговорки, увеличивая темп и используя динамику (тихо-громко) хором и индивидуально по желанию. Изображают просыпающуюся внучку, разучивают мелодию песни хором, инсценируют умывающихся Кошку и Жучку. Пытаются чисто интонировать песню Дедки и Внучки, изображают Деда и Внучку, сажающих семена репки. | Начало разучивания сказки «Про репку». По желанию поют дуэтом |
II четверть |
10.11 | Повторение изученных музыкальных тем | 1 | Повторяют «Песенку Внучки» и дуэт Внучки и Дедки. | Повторяют музыкальные темпы хором, соединяют с литературным текстом, исполняют изученные темы по желанию перед детьми. | Соединение литературного текста с музыкальными сценами (начало – посадка репки). |
12.11 17.11 | Дуэт Дедки и Бабки. | 2 | . Разучивают мелодию дуэта. | Соединяют литературный текст с дуэтом Дедки и Бабки, исполняя хором, затем индивидуально по желанию | |
19.11 24.11 | Сцена «Вытягивание репки». | 2 | Проводится речевая разминка. Распевание. Распределение муз. фраз сцены вытягивания репки. | Коллективно распределяются роли Кошки, Жучки, Мышки, Бабки, Деда, Внучки с последующим обсуждением. | Исполняют сценку «Вытягивание репки» |
26.11 1.12 | Сценка «Ах ты, репка». | 2 | Речевая и музыкальная разминка. Разучивают песню «Ах ты, репка!» | Соединение сцен «Вытягивание репки» и «Ах ты, репка!» хором, индивидуально по желанию. | Используют сказку до последней изученной темы. Литературный текст проговаривают с помощью учителя. |
3.12 8.12 10.12 15.12 | Заключительный хор. | 4 | Речевая и музыкальная разминка. Разучивание мелодии заключительного хора. | Повторение всех изученных тем, распределение ролей. | Соединение музыкальных тем и музыкального текста. |
17.12 22.12 24.12 29.12 | Подготовка к выступлению. | 4 | Объединение всех музыкальных фрагментов в единую сказку. | Выбор героев для выступления, исполнение тем дуэтами, трио, квартетами. | Показ сказки на занятии. |
III четверть |
12.01 14.01 19.01 21.01 26.01 28.01 | Репетиция сказки на сцене. | 6 | Повторение музыкальных тем, соединение с литературным текстом. | В течение репетиции сказки дети пробуют быть разными героями, выбирают лучших. | Показывают сказку на сцене. |
2.02 4.02 16.02 18.02 25.02 | Музыкальные игры | 5 | «Васька – кот» «Радуга – дуга» «Гори, гори ясно» | Разучивают музыкальные игры, играют разные роли, исполняют музыкальные темы со словами. | Учатся играть в коллективе |
1.03 3.03 | Показ сказки «Про репку» на утреннике, посвященном 8 марта | 2 | Исполняют всю сказку, показывая актерское мастерство, умение выражать характер героев музыкально. |
10.03 15.03 17.03 | Знакомство с музыкальной сказкой «Колосок». Муз. М. Мильмана, стихи Н. Найденовой. Разучивание песни вступления. Вступление. | 3 | Знакомство с украинской народной сказкой «Колосок», выявление художественных образов сказки. Разучивание песни вступления. | Слушают литературный текст и музыку в исполнении учителя, беседуют о героях сказки (положительных, отрицательных). Подпевают повторяющиеся фразы. Чисто интонируют мелодию песни хором, учат наизусть четверостишье из сказки. | Знакомство со сказкой, выслушиваются мнения детей, понравилась ли сказка и почему. Начало разучивания сказки «Колосок». |
| | | | | |
IV четверть |
31.03 5.03 | Повторение вступления сказки «Колосок». | 2 | Повторяют музыкальную тему, знакомятся с музыкальной темой «Петушок работает». | Исполняют музыкальную тему хором, выполняют движения, имитирующие подметание пола. | Соединение музыки и ритмопластики. |
7.04 12.04 | «Песенка мышат». | 2 | Разучивание «Песенки мышат». | Исполняют веселую песенку, выполняя простейшие танцевальные движения. | Соединение музыки и ритмопластики. |
14.04 19.04 | «Игра в мяч». | 2 | Знакомство с музыкальной темой «Игра в мяч», повторение изученных музыкальных тем. | Хором поют разученные темы, пытаясь чисто интонировать высокие ноты, прохлопывают в парах мелодию «Игры в мяч». | Соединение музыки,. Ритмопластики, игры, создание положительного эмоционального настроя. |
21.04 26.04 | «Игра в чехарду» | 2 | Познакомить детей с игрой «Чехарда», музыкальной темой. | Выполняют движения под музыку, повторяют хором и индивидуально изученные музыкальные темы. | Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста. |
28.04 3.05 5.05 10.05 | «Песенка Петушка», «Песенка мышат и Петушка». | 4 | Разучивание мелодии тем, соединение всех изученных тем. | Передают вальсовый характер мелодии, показывают его пластическим интонированием. | Соединение музыки, ритмопластики, игры, литературного текста |
12.05 17.05 19.05 | Заключительный хор. | 3 | Повторение изученных распевок, речевых упражнений, знакомство с мелодией заключительного хора. | Выбор героев сказки по желанию. | Исполнение сказки для одноклассников. |
24.05 | Выступление на празднике «Прощание с 1 классом» 1час |
| Всего 64 часа |
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- элементарные умения и навыки в различных видах деятельности в музыкальном театре;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности.