Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
Рабочая программа внеурочной деятельности
начального общего образования
по курсу «Искусство слова» для 1-4 класса
Составитель:
Байнякшина В. Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Искусство слова»
Направление внеурочной деятельности: Духовно-нравственное
Класс: 1-4
Кол-во часов в неделю: 1
Кол-во часов в год: 33-34
Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Искусство слова»
Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Искусство слова» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание программы и основные виды деятельности.
Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, (1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 135 часов (теории - 35 часов, практических занятий -100часов)
Преподавание курса «Искусство слова» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся русской словесностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, рекомендованного Федеральным государственным стандартом.
Преподавание программы курса «Искусство слова» проводится во второй половине дня. Курс занятий внеурочной деятельностью даёт широкие возможности для проведения школьных олимпиад, конкурсов словесности, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель, работники школы, администрация школы.
Родители учащихся | Учитель школы | Воспитательная служба, Центр Развития семьи администрация школы |
Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании. Участие в проведении занятий, конкурсов, олимпиад | Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч. Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Организация проектной деятельности | Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности. Организация и контроль учебного процесса |
Сроки реализации: 2019-2023 г.г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, (1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 135 часов (теории - 35 часов, практических занятий -100часов)
Преподавание курса «Искусство слова» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся русской словесностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, рекомендованного Федеральным государственным стандартом.
Преподавание программы курса «Искусство слова» проводится во второй половине дня. Курс занятий внеурочной деятельностью даёт широкие возможности для проведения школьных олимпиад, конкурсов словесности, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, родители, учитель, работники школы, администрация школы.
Родители учащихся | Учитель школы | Воспитательная служба, Центр Развития семьи администрация школы |
Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании. Участие в проведении занятий, конкурсов, олимпиад | Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч. Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Организация проектной деятельности | Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности. Организация и контроль учебного процесса |
Сроки реализации: 2019-2023 г.г.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Cодержание программы.
Общение (64 часа)
1.1. Значение речи в жизни человека, общества. (4 часа)
Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
1.2. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. (3 часа)
Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей
1.3. Коммуникативные качества речи (19 часов)
Устная речь. Громко–тихо. Темп устной речи в разных ситуациях. Использование громкости, темпа в высказываниях. Роль интонации в речевом общении. Использование этикетных форм при телефонном разговоре. Ролевая игра. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Употребление слова в соответствии со значением. Правила вежливого поведения во время разговора. Речевые ситуации. Использование паузы при устном общении. Закрепление знаний о средствах общения. Разыгрывание ролевой ситуации.
1.4. Языковая норма (12часов)
Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.
1.5. Виды речи. (7часов)
Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.
1.6. Выразительные средства языка. (9 часов)
Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.
1.7. Функциональные стили литературного языка (10 часов)
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).
2. Текст (38 часов)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
3. Проектная деятельность. (33 часа)
Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи). Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | |
1 | ОБЩЕНИЕ. | 64 | 5 | 12 | 5 | 12 | 4 | 11 | 4 | 11 | Объяснять значение речи, общения в жизни людей Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях. Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения |
1.1. | Значение речи в жизни человека, общества. | 4 | 2 | 2 | | | | | | |
1.2 | Речь как средство воздействия на мысли, чувства. | 3 | 1 | 2 | | | | | | | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. |
1.3 | Коммуникативные качества речи | 19 | 2 | 8 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Анализировать коммуникативные качества речи.. Стремиться к ясности, точности и чистоте речи. |
1.4 | Языковая норма | 12 | | | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | Анализировать важнейший признаки литературного языка. Определять виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. |
1.5 | Виды речи | 7 | | | 1 | 2 | | 2 | | 2 | Составлять собственное монологическое высказывания-приветствия. Моделировать собственное высказывание. |
1.6 | Выразительные средства языка | 9 | | | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Составлять рассказ по опорным словам. Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
1.7 | Функциональные стили литературного языка | 10 | | | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Различать стили литературного языка |
2 | Текст | 38 | 5 | 8 | 2 | 6 | 1 | 8 | 3 | 5 | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. |
3 | Проектная деятельноть | 33 | | 3 | 2 | 7 | 2 | 8 | 2 | 9 | Разрабатывать проекты Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения. |
| Итого | 135ч | 10 | 23 | 9 | 25 | 7 | 27 | 9 | 25 | |