СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Начала этики и самопознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу " Начала этики и самопознания"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Начала этики и самопознания»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8»



Рассмотрена

на заседании МО

Протокол №___

от «____» _______20____г.

руководитель МО _______________(ФИО)

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________20___г.



Директор ______________(ФИО)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Начала этики и самопознания»

Направление духовно-нравственное

Класс:1-4



Сроки обучения: 4 года

Преподаватель:







20 / 20



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу дополнительного образования «Начала этики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на работу курса «Начала этики» (1-4 класс) Селевко Г.К., Курзина Т.Н.

«Начала этики» - это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением.

В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознательной стороны одновременно организуются по осознанным нормам и сопровождаются контролем взрослых все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного освоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса.

В первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых.

Во втором - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия «Я».

В третьем уже начинает складываться способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков. Необходимо научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт.

Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определенное место занимают также социальные мотивы: ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым.

В действиях и поступках ребенка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.

Задачи курса «Начала этики» в отличие от научных областей (математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в диагностической форме. Поэтому задачи курса «Начала этики» формулируются посредством глаголов несовершенного вида.


II. Общая характеристика курса

Главной целью курса «Начала этики» является формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.

Задачи раздела «Начала этики»:

- пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру,

- развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания);

- подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;

- знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения;

- формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;

- развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе;

- создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения; - формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»;

- формировать этические нормы и правила поведения в обществе;

- формировать умения самостоятельности.

- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;

- развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Начала этики» относится к области «духовно-нравственной»,рассчитан на 4 года обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с учебным планом курс «Начала этики» изучается в 1-4 классах по 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Общий объём учебного времени за 4 учебных года составляет 135 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы на ступени начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

В области формирования личностной культуры:

  • Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.

  • Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.

  • Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.

  • Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.

  • Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).

  • Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.

  • Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: общеучебные - ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); логические - преобразуют информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окружающих.

VI. Содержание учебного предмета

I. Общечеловеческие ценности

1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие.

2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность.

3) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким, знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе.

4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Отношения мальчиков и девочек между собой.

5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду. Последствия своих поступков

6) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

II. Воспитанность и её составные части

Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в поведении. Адаптивность к социальным ролям.

III. Культура общения

1) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.

2) Культура беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.

3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).

4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.

5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.

IV. Культура внешности

1) Смотримся в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.

2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой «Платье чисто, да и речь честна».

3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.

4) Прическа. Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.

5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.

V. Культура быта

1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость».

2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - свое место. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека.

3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы. Предметы, которые окружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности.

4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.

5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения применительно к данному месту и времени.

VI. Культура учебного труда

1) Азбука учебного труда.

2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья.

4) Оптимальное чтение.

5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».

VII. На сцене нашего «Я»

Наши разные роли - наши разные лица.

Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.).

Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.)

Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.)

Я в транспорте (пассажир, пассажирка).

Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.).

Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.

Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

VII. Календарно - тематическое планирование

Первый год обучения-33 часа

п/п

Тема раздела, урока

№ урока по теме


Колво часов



Дата


1

Давайте познакомимся. Деловая игра.

1

1


2,3.

Теперь я – первоклассник. Конкурс рисунков.

2,3

2


4

Что такое хорошо и что такое плохо. Викторина.

4

1


5

Я -твой друг, и ты мой друг. Конкурс рисунков.

5

1


6.

Кого и за что мы любим. Беседа.

6

1


7,8

Добрые дела. Беседа-диспут.

7,8

2


9,10

Умелые руки не боятся скуки. Практическое занятие.

9,10

2


11

Зачем человеку часы. Диспут.

11

1


12,13

Школьные порядки. Памятка.

12,13

2


14

Волшебные слова. Игра - путешествия.

14

1


15,16

Здравствуйте, моё «Я». Беседа

15,16

2


17

Книги – твои друзья. Экскурсия в библиотеку.

17

1


18,19

Ваш семейный альбом. Мини- проект.

18,19

2


20,21,22

Поступки, поведение, дисциплина. Беседа диспут.

20,21,22

3


23

Самостоятельность. Диспут

23

1


24,25

Я – самостоятельный. Беседа, анкета.

24,25

2


26

Настроение человека. Презентация

26

1


27,28

Мой дом. Конкурс рисунков.

27,28

2


29,30

Приходите к нам в гости. Ролевая игра.

29,30

2


31,32,33

Этот разноцветный мир. Конкурс рисунков.

31,32,33

3



итого


33









Второй год обучения – 34часа

п/п

Тема раздела, урока

№ урока по теме

Кол-во часов

Дата

1

Слова приветствия. Ролевая игра

1

1


2

Хорошие манеры. Деловая игра

2

1


3,4

Когда ты оказался один. Практикум

3,4

2


5

Я учусь дружить. Создание памяти

5

1


6,7

Береги природу. Презентация, памятка «береги природу»

6,7

2


8

Что красит человека. Диспут

8

1


9

Дал слово – держи. Беседа

9

1


10,11

Терпение и труд рядом живут. Беседа-диспут

10,11

2


12

Как теряется время. Устный журнал

12

1


13,14

Если хочешь быть здоров. Презентация.

13,14

2


15

Добрые слова. Ролевая игра

15

1


16

Телефонный разговор. Ролевая игра

16

1


17

Для чего и как человек одевается. Беседа

17

1


18,19

Добрые и злые дела. Беседа- диспут

18,19

2


20

Чтение – лучшее учение. Экскурсия в библиотеку

20

1


21

Мои родные люди. Беседа

21

1


22,23

Каким я хочу быть. Анкета

22,23

2


24

Чем человек отличается от животного. Диспут, презентация

24

1


25,26

Праздник в нашем доме. Сюжетная игра

25,26

2


27

Идём в гости. Сюжетная игра

27

1


28,29,30.

Наши помощники. Беседа, творческая работа

28,29,30

3


31,32,33,34

Любимые игры. Игротека.

31,32,33,34

4



итого


34












Третий год обучения - 34часа

п/п

Тема раздела, урока

№ урока по теме

Кол-во часов

Дата

1,2

Быть воспитанным всегда и везде. Правила поведения.

1,2

2


3

Портрет моего друга. Конкурс рисунков.

3

1


4,5

Мамина и папина любовь. Беседа.

4,5

2


6,7

Бабушкина и дедушкина любовь. Беседа.

6,7

2


8

Честь по делам. Презентация.

8

1


9,10

Время моё и чужое. Диспут.

9,10

2


11

Секреты красоты. Беседа.

11

1


12,13

Мы в ответе за тех, кого приручили. Проект

12,13

2


14

Как наше слово отзовётся. Беседа

14

1


15,16

Учебный труд дома. Игра

15,16

2


17,18

Здоровый образ жизни. Презентация, мини-проект.

17,18

2


19,20

Полезные советы для мальчишек и девчонок. Презентация.

19,20

2


21

Домашние проблемы. Беседа.

21

1


22,23

Нас пригласили. Сюжетная игра.

22,23

2


24

Я хозяйственный. Анкета.

24

1


25,26,27

Отчего и почему. Викторина..

25,26,27

3


28,29

Народные праздники. Презентация

28,29

2


30,31,32

Забота, сочувствие, милосердие. Диспут

30,31,32

3


33,34

Береги себя. Проект.

33,34

2



итого


34




Четвертый год обучения – 34 часа

п/п

Тема раздела, урока

№ урока по теме

Колво часов

Дата

1

Какие у меня достоинства и недостатки. Анкета.

1

1


2

Что такое совесть. Беседа-диспут

2

1


3

Держи своё слово. Беседа.

3

1


4,5

Любим добрые поступки. Беседа.

4,5

2


6

Цени доверие других. Устный журнал.

6

1


7

Праздник семьи. Ролевая ига.

7

1


8,9

История моей семьи. Беседа. Мини-проект.

8,9

2


10

Конкурс знатоков природы

10

1


11

Береги всё живое. Викторина.

11

1


12,13

Мы на природе (экскурсия, сочинение)

12,13

2


14

Расскажи мне обо мне. Игра.

14

1


15,16

Кодекс школьной чести. Составление памятки.

15,16

2


17

Присмотритесь друг к другу. Тренинг.

17

1


18

Праздник благодарности. Проект.

18

1


19,20

Спешите делать добро. Практикум.

19,20

2


21

Твой стиль поведения. Памятка.

21

1


22

Чтобы быть привлекательным

22

1


23,24

Культура труда. Презентация, памятка.

23,24

2


25

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

25

1


26,27

В сказочной стране будильника Тик-Так. Игра-путешествие.

26,27

2


28

Точность-вежливость королей. Беседа.

28

1


29,30,31

О хороших привычках. Беседа - презентация

29,30,31

3


32,33,34

Профилактика вредных привычек. Презентация. Творческая работа буклет«Нет вредным привычкам»

32,33,34

3



итого


34


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М, 2000.

  2. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. – Ярославль: ИРО, 2001.

  3. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.: Народное образование, 2000.

  4. Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО, 2002.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2006.

  6. А.А. Ухтомский о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2002.

  7. Доминанта самосовершенствования личности человека: Материалы межрегиональной конференции. – Ярославль: ИРО, 2002.

  8. Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. – М.: ИПС РАО, 1997.

  9. Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2003.

  10. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.

  11. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. – М.: Народное образование, 1998.

  12. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Изд-во РИПКРО, 1996.

  13. Идеи развития и саморазвития личности учащихся в методической работе: Сборник статей. – Ярославль: ИРО, 2004.

  14. Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: Научно-практический сборник статей / Под ред. проф. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук. – Ярославль: ИРО, 2004.

  1. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проигрыватель.