Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______20____г. руководитель МО _______________(ФИО) | Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________20___г. Директор ______________(ФИО) |
| |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Начала этики и самопознания»
Направление духовно-нравственное
Класс:1-4
Сроки обучения: 4 года
Преподаватель:
20 / 20
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу дополнительного образования «Начала этики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на работу курса «Начала этики» (1-4 класс) Селевко Г.К., Курзина Т.Н.
«Начала этики» - это пропедевтическая ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенком себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением.
В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознательной стороны одновременно организуются по осознанным нормам и сопровождаются контролем взрослых все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного освоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса.
В первом классе происходит становление ребенка как школьника, он привыкает к учебе, но во многом продолжает зависеть от мнения взрослых.
Во втором - он уже более самостоятелен и ответственен, открывает для себя суть понятия «Я».
В третьем уже начинает складываться способность оценивать свое поведение. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков. Необходимо научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт.
Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определенное место занимают также социальные мотивы: ребенок учится, чтобы стать культурным, развитым.
В действиях и поступках ребенка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.
Задачи курса «Начала этики» в отличие от научных областей (математика, русский язык, родная речь), где четко сформулировано, что должен выпускник начальной школы знать и уметь, не могут быть заданы в диагностической форме. Поэтому задачи курса «Начала этики» формулируются посредством глаголов несовершенного вида.
II. Общая характеристика курса
Главной целью курса «Начала этики» является формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.
Задачи раздела «Начала этики»:
- пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру,
- развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания);
- подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;
- знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения;
- формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;
- развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе;
- создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения; - формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»;
- формировать этические нормы и правила поведения в обществе;
- формировать умения самостоятельности.
- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;
- развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Начала этики» относится к области «духовно-нравственной»,рассчитан на 4 года обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с учебным планом курс «Начала этики» изучается в 1-4 классах по 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Общий объём учебного времени за 4 учебных года составляет 135 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы на ступени начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися воспитательных результатов по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В области формирования личностной культуры:
Пробуждение интереса к самому себе, своему внутреннему духовному миру.
Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным категориям.
Формирование умений самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей.
Знакомство с азбукой учений, формами организации здорового режима, культурного поведения.
Знакомство с возможностями управления своим поведением (начала самоуправления).
Создание у обучающихся первого опыта самоанализа и саморегуляции поведения.
Формирование положительной эмоциональной «Я-концепции»
. В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: общеучебные - ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя); логические - преобразуют информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: учатся доносить свою позицию до окружающих.
VI. Содержание учебного предмета
I. Общечеловеческие ценности
1) Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие.
2) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность.
3) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким, знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (к живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе.
4) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Отношения мальчиков и девочек между собой.
5) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Отношение к труду. Последствия своих поступков
6) Отражение нравственности в поведении человека - в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
II. Воспитанность и её составные части
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда. Гуманное отношение и внимание к людям, тактичность и вежливость в поведении. Адаптивность к социальным ролям.
III. Культура общения
1) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
2) Культура беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
3) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
4) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
5) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине. Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
IV. Культура внешности
1) Смотримся в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена - союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
2) Одежда. Немного истории об одежде. Виды и назначение одежды. Уход за одеждой «Платье чисто, да и речь честна».
3) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
4) Прическа. Здоровые волосы - красивые волосы. Уход за волосами. Головной убор.
5) Обувь. Уход за ногами. Красивая и удобная обувь.
V. Культура быта
1) Наш дом. «Мой дом - моя крепость».
2) Уют и красота в доме. Вещи - друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи - свое место. Подъезд, двор, улица - сфера внимания и влияния воспитанного человека.
3) Уголок ребенка в доме. Твое рабочее место как предмет особой заботы. Предметы, которые окружают ребенка. Уход за ними. Домашние обязанности.
4) Режим дня. Время и как его беречь. Точность - вежливость королей. Режим дня как средство воспитания воли и характера. Режим дня и здоровье.
5) Народные традиции и семейные праздники. Этикет как норма поведения применительно к данному месту и времени.
VI. Культура учебного труда
1) Азбука учебного труда.
2) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3) Сделал дело - гуляй смело. Повторенье - мать ученья.
4) Оптимальное чтение.
5) Правила: пять «надо»; пять «хорошо»; «этого делать нельзя».
VII. На сцене нашего «Я»
Наши разные роли - наши разные лица.
Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, и т.д.).
Я в школе (ученик, ученица, активист, надежный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.)
Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гулящий и т.д.)
Я в транспорте (пассажир, пассажирка).
Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.).
Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.
VII. Календарно - тематическое планирование
Первый год обучения-33 часа
п/п | Тема раздела, урока | № урока по теме | Колво часов | Дата |
1 | Давайте познакомимся. Деловая игра. | 1 | 1 | |
2,3. | Теперь я – первоклассник. Конкурс рисунков. | 2,3 | 2 | |
4 | Что такое хорошо и что такое плохо. Викторина. | 4 | 1 | |
5 | Я -твой друг, и ты мой друг. Конкурс рисунков. | 5 | 1 | |
6. | Кого и за что мы любим. Беседа. | 6 | 1 | |
7,8 | Добрые дела. Беседа-диспут. | 7,8 | 2 | |
9,10 | Умелые руки не боятся скуки. Практическое занятие. | 9,10 | 2 | |
11 | Зачем человеку часы. Диспут. | 11 | 1 | |
12,13 | Школьные порядки. Памятка. | 12,13 | 2 | |
14 | Волшебные слова. Игра - путешествия. | 14 | 1 | |
15,16 | Здравствуйте, моё «Я». Беседа | 15,16 | 2 | |
17 | Книги – твои друзья. Экскурсия в библиотеку. | 17 | 1 | |
18,19 | Ваш семейный альбом. Мини- проект. | 18,19 | 2 | |
20,21,22 | Поступки, поведение, дисциплина. Беседа диспут. | 20,21,22 | 3 | |
23 | Самостоятельность. Диспут | 23 | 1 | |
24,25 | Я – самостоятельный. Беседа, анкета. | 24,25 | 2 | |
26 | Настроение человека. Презентация | 26 | 1 | |
27,28 | Мой дом. Конкурс рисунков. | 27,28 | 2 | |
29,30 | Приходите к нам в гости. Ролевая игра. | 29,30 | 2 | |
31,32,33 | Этот разноцветный мир. Конкурс рисунков. | 31,32,33 | 3 | |
| итого | | 33 | |
| | | | |
Второй год обучения – 34часа
п/п | Тема раздела, урока | № урока по теме | Кол-во часов | Дата |
1 | Слова приветствия. Ролевая игра | 1 | 1 | |
2 | Хорошие манеры. Деловая игра | 2 | 1 | |
3,4 | Когда ты оказался один. Практикум | 3,4 | 2 | |
5 | Я учусь дружить. Создание памяти | 5 | 1 | |
6,7 | Береги природу. Презентация, памятка «береги природу» | 6,7 | 2 | |
8 | Что красит человека. Диспут | 8 | 1 | |
9 | Дал слово – держи. Беседа | 9 | 1 | |
10,11 | Терпение и труд рядом живут. Беседа-диспут | 10,11 | 2 | |
12 | Как теряется время. Устный журнал | 12 | 1 | |
13,14 | Если хочешь быть здоров. Презентация. | 13,14 | 2 | |
15 | Добрые слова. Ролевая игра | 15 | 1 | |
16 | Телефонный разговор. Ролевая игра | 16 | 1 | |
17 | Для чего и как человек одевается. Беседа | 17 | 1 | |
18,19 | Добрые и злые дела. Беседа- диспут | 18,19 | 2 | |
20 | Чтение – лучшее учение. Экскурсия в библиотеку | 20 | 1 | |
21 | Мои родные люди. Беседа | 21 | 1 | |
22,23 | Каким я хочу быть. Анкета | 22,23 | 2 | |
24 | Чем человек отличается от животного. Диспут, презентация | 24 | 1 | |
25,26 | Праздник в нашем доме. Сюжетная игра | 25,26 | 2 | |
27 | Идём в гости. Сюжетная игра | 27 | 1 | |
28,29,30. | Наши помощники. Беседа, творческая работа | 28,29,30 | 3 | |
31,32,33,34 | Любимые игры. Игротека. | 31,32,33,34 | 4 | |
| итого | | 34 | |
| | | | |
| | | | |
Третий год обучения - 34часа
п/п | Тема раздела, урока | № урока по теме | Кол-во часов | Дата |
1,2 | Быть воспитанным всегда и везде. Правила поведения. | 1,2 | 2 | |
3 | Портрет моего друга. Конкурс рисунков. | 3 | 1 | |
4,5 | Мамина и папина любовь. Беседа. | 4,5 | 2 | |
6,7 | Бабушкина и дедушкина любовь. Беседа. | 6,7 | 2 | |
8 | Честь по делам. Презентация. | 8 | 1 | |
9,10 | Время моё и чужое. Диспут. | 9,10 | 2 | |
11 | Секреты красоты. Беседа. | 11 | 1 | |
12,13 | Мы в ответе за тех, кого приручили. Проект | 12,13 | 2 | |
14 | Как наше слово отзовётся. Беседа | 14 | 1 | |
15,16 | Учебный труд дома. Игра | 15,16 | 2 | |
17,18 | Здоровый образ жизни. Презентация, мини-проект. | 17,18 | 2 | |
19,20 | Полезные советы для мальчишек и девчонок. Презентация. | 19,20 | 2 | |
21 | Домашние проблемы. Беседа. | 21 | 1 | |
22,23 | Нас пригласили. Сюжетная игра. | 22,23 | 2 | |
24 | Я хозяйственный. Анкета. | 24 | 1 | |
25,26,27 | Отчего и почему. Викторина.. | 25,26,27 | 3 | |
28,29 | Народные праздники. Презентация | 28,29 | 2 | |
30,31,32 | Забота, сочувствие, милосердие. Диспут | 30,31,32 | 3 | |
33,34 | Береги себя. Проект. | 33,34 | 2 | |
| итого | | 34 | |
Четвертый год обучения – 34 часа
п/п | Тема раздела, урока | № урока по теме | Колво часов | Дата |
1 | Какие у меня достоинства и недостатки. Анкета. | 1 | 1 | |
2 | Что такое совесть. Беседа-диспут | 2 | 1 | |
3 | Держи своё слово. Беседа. | 3 | 1 | |
4,5 | Любим добрые поступки. Беседа. | 4,5 | 2 | |
6 | Цени доверие других. Устный журнал. | 6 | 1 | |
7 | Праздник семьи. Ролевая ига. | 7 | 1 | |
8,9 | История моей семьи. Беседа. Мини-проект. | 8,9 | 2 | |
10 | Конкурс знатоков природы | 10 | 1 | |
11 | Береги всё живое. Викторина. | 11 | 1 | |
12,13 | Мы на природе (экскурсия, сочинение) | 12,13 | 2 | |
14 | Расскажи мне обо мне. Игра. | 14 | 1 | |
15,16 | Кодекс школьной чести. Составление памятки. | 15,16 | 2 | |
17 | Присмотритесь друг к другу. Тренинг. | 17 | 1 | |
18 | Праздник благодарности. Проект. | 18 | 1 | |
19,20 | Спешите делать добро. Практикум. | 19,20 | 2 | |
21 | Твой стиль поведения. Памятка. | 21 | 1 | |
22 | Чтобы быть привлекательным | 22 | 1 | |
23,24 | Культура труда. Презентация, памятка. | 23,24 | 2 | |
25 | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня | 25 | 1 | |
26,27 | В сказочной стране будильника Тик-Так. Игра-путешествие. | 26,27 | 2 | |
28 | Точность-вежливость королей. Беседа. | 28 | 1 | |
29,30,31 | О хороших привычках. Беседа - презентация | 29,30,31 | 3 | |
32,33,34 | Профилактика вредных привычек. Презентация. Творческая работа буклет«Нет вредным привычкам» | 32,33,34 | 3 | |
| итого | | 34 | |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М, 2000.
Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. – Ярославль: ИРО, 2001.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М.: Народное образование, 2000.
Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. – Ярославль: ИРО, 2002.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2006.
А.А. Ухтомский о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2002.
Доминанта самосовершенствования личности человека: Материалы межрегиональной конференции. – Ярославль: ИРО, 2002.
Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. – М.: ИПС РАО, 1997.
Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г.К. Селевко. – Ярославль: ИРО, 2003.
Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.
Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. – М.: Народное образование, 1998.
Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Изд-во РИПКРО, 1996.
Идеи развития и саморазвития личности учащихся в методической работе: Сборник статей. – Ярославль: ИРО, 2004.
Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: Научно-практический сборник статей / Под ред. проф. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук. – Ярославль: ИРО, 2004.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проигрыватель.