Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 83»
г.Ульяновск
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Средняя школа №83»
Соловьева Н. Н.
____ ______________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Этикет и культура общения»
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Брехова Анна Владимировна
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО__________
на заседании МО
учителей НШ Заместитель директора Протокол № по УВР в начальных классах
от . . 2018года Седова А.Ю.
Руководитель МО
Домнина Е.В.
___ _____________ 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этикет и культура общения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».
Рабочая программа «Этикет и культура общения» разработана на основе программы Зубаревой И.В., Ломтевой Е.Ю. «Этикет и культура общения»(сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» под общей ред. А.П.Мишиной. – Москва: Планета, 2015). Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К обучению в школе у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники.
Актуальность и перспективность курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Курс «Этикет и культура общения» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.
При изучении курса «Этикет и культура общения», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Занятия по программе «Этикет и культура общения» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Цель и задачи программы:
Образовательный процесс в рамках учебного курса призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных нормам, а не только технике общения.
Основной целью программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
Формировать у учащихся понятие «Этикет», напомнить историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы поведения в общественных местах.
Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
Развивать коммуникативные качества личности.
Развивать речь.
Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.
Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Возрастная группа обучающихся:
Программа ориентирована на учащихся 4 класса ( дети 10 -11 лет).
Объем часов, отпущенных на занятия:
Общий объем часов по изучению курса составляет 35 часов. (Программа рассчитана на 1 занятие в неделю).
Формы и методы работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.
Формы работы:
* ролевые игры
* рисование
* конкурсы, викторины, тесты
* беседы.
Основным методом преподавания является игровой тренинг.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные результаты:
учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Разделы программы | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Этика общения. 7 ч | Оглянись внимательно вокруг | 1 | | |
2 | Умение быть самим собой | 1 | | |
3 | Что достойно гражданина | 1 | | |
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | | |
5 | Праздник школьного вальса | 1 | | |
6-7 | Приглашение к зеркалу | 2 | | |
8 | Этикет. 10 ч | «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин | 1 | | |
9-10 | Твой стиль поведения | 2 | | |
11-12 | Мальчики. Девочки | 2 | | |
13-14 | Поиграем и подумаем | 2 | | |
15 | Когда какое слово молвить | 1 | | |
16 | За общим столом | 1 | | |
17 | Доброта и доброжелательность | 1 | | |
18 | Этические нормы отношений с окружающими. 9 ч | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 1 | | |
19 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (JI.H. Толстой) | 1 | | |
20 | Родительский дом | 1 | | |
21 | Любите ваших матерей | 1 | | |
22 | «Поздравляем наших мам» | 1 | | |
23 | О тех, кто сердце отдал людям | 1 | | |
24 | Умей быть щедрым | 1 | | |
25 | Праздник благодарности | 1 | | |
26 | Добрыми делами славен человек | 1 | | |
27 | Этика отношений в коллективе. 8 ч | Расскажи мне обо мне | 1 | | |
28 | Присмотритесь друг к другу | 1 | | |
29 | Подарок коллективу | 1 | | |
30 | Я, ты, мы | 1 | | |
31 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | | |
32 | Не хуже других | 1 | | |
33 | «Скажи себе сам» | 1 | | |
34 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 1 | | |
35 | | Резервный урок | 1 | | |
Содержание программы «Этикет и культура общения» 4 класс
№ | Дата | Название | Теория | Практика | Резуль- таты | | | УУД | |
по плану | факти- чески |
темы | | | | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
| | | | | | Раздел 1. Этика общения (7 часов) | | |
1 | | | Оглянись внимательно вокруг | Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность | Беседа, обсуждение | Викторина | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом др.); выражать положительное отношение к процессу познания, способность к самооценке своих действий | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах | Сравнивать виды текста, разные по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче |
2 | | | Умение быть самим собой | Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; способность к самооценке своих действий | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства |
3 | | | Что достойно гражданина | Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность | Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других шаг гражданина | Викторина | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,помощь и др.; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану |
4 | | | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой... воспитание себя - тоже труд | Беседа, обсуждения | Круглый стол | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; выражать положительное отношение к процессу познания | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче |
5 | | | Праздник школьного вальса | Девиз: «Не жди, когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» Роль вальса в школьной жизни | Беседа, обсуждения | Выставка работ учащихся | Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников |
6 7 | | | Приглаше-ние к зеркалу | Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); способность к самооценке своих действий | Принимать и сохранять учебную задачу | Осознавать познавательную задачу; анализировать результаты опытов, элементарных исследований | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
| | Раздел 2. Этикет (8 часов) |
8 | | | «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин | Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей | Беседа, обсуждения | Круглый стол | Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность инициативу, ответственность, причины неудач | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения |
9 10 | | | Твой стиль поведения | Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека | Работа с пословицами | Придумывание системы отношений в коллективе | Различать основные нравственноэтические понятия; выражать положительное отношение к процессу познания; способность к самооценке своих действий | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства |
11 12 | | | Мальчики и девочки | Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек | Обыгрывание у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы | Викторина | Различать основные нравственно- этические понятия, проявлять терпение и доброжелательность в споре(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | Оценивать весомость приводимых доказательств и рас- суждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно») | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
13 14 | | | Поиграем и подумаем | Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность | Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии | Ролевые игры | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Принимать и сохранять учебную задачу | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
15 | | | Когда какое слово молвить | Умение разговаривать - искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово - угроза здоровью, так как оно больно ранит, угрожает мирным отношениям, становится началом взаимных обид и ссор | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
16 | | | За общим столом | Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом | Закрепление навыков этикета | Организация стола общими усилиями | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); выражать положительное отношение к процессу познания | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований | Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников |
17 | | | Доброта и доброжелательность | Доброта - глубокое и широкое понятие - чуткость, отзывчивость деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность - составная часть доброты | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Различать основные нравственно- этические понятия; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства |
| | Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) |
18 | | | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» | Игровые моменты | Ролевые игры | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;выражать положительное отношение к процессу познания | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче |
19 | | | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить, как суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других, нужно решительно давать отпор злу | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Различать основные нравственно- этические понятия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения |
20 | | | Родительский дом | Как избежать проявления в семье лени, грубости, несдержанности, капризов, претензий. Повседневные обязанности - это капли, из которых сливается море человеческого долга | Работа в парах | Ролевые игры | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, выражать положительное отношение к процессу познания | Планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
21 | | | Любите ваших матерей | Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? | Разыгрывание ситуаций | Анкета «Насколько вы знаете своих мам» | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Принимать и сохранять учебную задачу | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
22 | | | «Поздравляем наших мам» | «Огонек», посвященный мамам | Способность к самооценке своих действий | Принимать и сохранять учебную задачу | Осознавать познавательную задачу | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
| | | | |
23 | | | 0 тех, кто сердце отдал людям | Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине | Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод | Викторина | Соотносить поступок с моральной нормой, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Оценивать весомость приводимых доказательств и рас- суждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно») | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче |
24 | | | Умей быть щедрым | Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости | Беседа, обсуждения | Ролевые игры | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
25 | | | Праздник благодарности | Участие каждого в празднике, внесение своих предложений | Выражать положительное отношение к процессу познания | Планировать(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
26 | | | Добрыми делами славен человек | Работа с изречениями | Для осмысления себя - анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше | Различать основные нравственно - этические понятия | 1Принимать и сохранять учебную задачу | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства |
| | Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов) |
27 | | | Расскажи мне обо мне | Проведение по сложившейся традиции | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Принимать и сохранять учебную задачу | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
28 | | | Присмотритесь друг к другу | На базе сказки об охотнике прийти к выводу, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно, легко | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Принимать и сохранять учебную задачу | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану |
29 | | | Подарок коллективу | Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
30 | | | Я, ты, мы | Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов, оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
31 | | | О дружбе мальчиков и девочек | Рачгоиор о нормах этического отношения мальчиков и девочек | Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам | Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Плапиронагь решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
32 | | | Не хуже других | Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», - очень опасный принцип | Работа с изречениями | Ролевые игры | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель- | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства |
| | | | | | | ность, инициативу, ответственность, причины неудач | | | |
33 | | | «Скажи о себе сам» | Выявление самооценки | Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого - собственная оценка себя | Ролевые игры | Различать основные нравственноэтические понятия; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, способность к самооценке своих действий | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); выявлять известное и неизвестное | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
34 | | | Храни достоинство свое повсюду, человек! | Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства | Обмен мнениями, суждениями знаниями в поисках общего решения проблемы | Разговор за круглым столом | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
Формы контроля:
* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям, инсценирование и т.д.)
* решение этических задач, эксперименты
* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)
* итоговый праздник.
Информационно - методическое и материально - техническое
обеспечение
Дополнительная литература:
1.Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников : Методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. – Ульяновск, 2008.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
3.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
4.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).
5.Панкеев И. Энциклопедия этикета.- Москва: Россия молодая, 1996.
6.Я познаю мир. Этикет во все времена / сост. А.А. Яковлев. – Москва: АСТ, 2002.
7.Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.etikets.ru
nsportal.ru\ nachalnaya shkola
doc4web.ru\nachalnaya shkola
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Интернет
ноутбук
интерактивная доска
телевизор
схемы
таблицы