СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ПО КУРСУ «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

       

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ПО КУРСУ «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 83»

г.Ульяновск






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Средняя школа №83»

Соловьева Н. Н.


____ ______________ 2018г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по курсу «Этикет и культура общения»

4 класс



Разработала:

учитель начальных классов

Брехова Анна Владимировна



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО__________

на заседании МО

учителей НШ Заместитель директора Протокол № по УВР в начальных классах

от . . 2018года Седова А.Ю.

Руководитель МО

Домнина Е.В.

___ _____________ 2018г.



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этикет и культура общения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».

Рабочая программа «Этикет и культура общения» разработана на основе программы Зубаревой И.В., Ломтевой Е.Ю. «Этикет и культура общения»(сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» под общей ред. А.П.Мишиной. – Москва: Планета, 2015). Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К обучению в школе у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники.


Актуальность и перспективность курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Курс «Этикет и культура общения» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.

При изучении курса «Этикет и культура общения», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Занятия по программе «Этикет и культура общения» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».


Цель и задачи программы:


Образовательный процесс в рамках учебного курса призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных нормам, а не только технике общения.

Основной целью программы, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, является воспитание грамотной культурной личности.

Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.


Задачи:


  • Формировать у учащихся понятие «Этикет», напомнить историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы поведения в общественных местах.

  • Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

  • Развивать коммуникативные качества личности.

  • Развивать речь.

  • Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

  • Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.



Возрастная группа обучающихся:

Программа ориентирована на учащихся 4 класса ( дети 10 -11 лет).



Объем часов, отпущенных на занятия:

Общий объем часов по изучению курса составляет 35 часов. (Программа рассчитана на 1 занятие в неделю).



Формы и методы работы.


В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.

Формы работы:


* ролевые игры

* рисование

* конкурсы, викторины, тесты

* беседы.


Основным методом преподавания является игровой тренинг.


Формы и виды деятельности:


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники










Планируемые результаты освоения программы.



Личностные результаты:


готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.



Метапредметные результаты:


коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.



Предметные результаты:


учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.











Календарно-тематическое планирование 4 класс

Разделы

программы

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

по

плану

по факту

1

Этика общения. 7 ч

Оглянись внимательно вокруг

1



2

Умение быть самим собой

1



3

Что достойно гражданина

1



4

Даже будни может труд сделать праздничны­ми днями

1



5

Праздник школьного вальса

1



6-7

Приглашение к зеркалу

2



8

Этикет. 10 ч

«Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин

1



9-10

Твой стиль поведения

2



11-12

Мальчики. Девочки

2



13-14

Поиграем и подумаем

2



15

Когда какое слово молвить

1



16

За общим столом

1



17

Доброта и доброжелательность

1



18

Этические нормы отношений

с окружающими. 9 ч

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

1



19

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (JI.H. Толстой)

1



20

Родительский дом

1



21

Любите ваших матерей

1



22

«Поздравляем наших мам»

1



23

О тех, кто сердце отдал людям

1



24

Умей быть щедрым

1



25

Праздник благодарности

1



26

Добрыми делами славен человек

1



27

Этика отношений в коллективе. 8 ч

Расскажи мне обо мне

1



28

Присмотритесь друг к другу

1



29

Подарок коллективу

1



30

Я, ты, мы

1



31

О дружбе мальчиков и девочек

1



32

Не хуже других

1



33

«Скажи себе сам»

1



34

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1



35


Резервный урок

1





Содержание программы «Этикет и культура общения» 4 класс


Дата

Название

Теория

Практика

Резуль-

таты



УУД


по плану

факти-

чески

темы




Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные







Раздел 1. Этика общения (7 часов)



1



Оглянись

внимательно

вокруг

Решение не­скольких педаго­гических задач, в которых рас­сматриваются качества людей: гордость, скром­ность, достоин­ство. Вывод: в проявлениях че­ловека, его пове­дении проступают нравствен­ные качества характера, то есть различные формы поведе­ния, поступки характеризуют человека как личность

Беседа,

обсуждение

Викторина

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно, анали­зировать и ха­рактеризовать эмоциональ­ные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотно­шения с их учетом др.); выражать по­ложительное отношение к процессу по­знания, способность к самооценке своих действий

Анализировать собственную работу: соотно­сить план и совершенные операции, выде­лять этапы и оце­нивать меру ос­воения каждого, находить ошиб­ки, устанавливать их причины

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в про­цессе их рассмат­ривания (наблю­дения); сравни­вать различные объекты:

выделять общее и частное (сущест­венное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изу­чаемых объектах

Сравнивать виды текста, разные по цели высказывания, главной

мысли, особенно­стям вида (учеб­ный, художествен­ный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответст­вующий поставленной учебной задаче

2



Умение быть самим собой

Совесть воспи­тать трудно. А обманывать лег­ко. Тем упорнее необходимо бо­роться за чисто­ту этого важ­нейшего свойст­ва души

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.); оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики;

способность к самооценке своих действий

Планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий)

Применять табли­цы, схемы, моде­ли для получения информации; вы­являть (при реше­нии различных учебных задач) известное и неизвестное

Составлять не­большие устные монологические высказывания, «удерживать» ло­гику повествова­ния, приводить убедительные доказательства

3



Что достойно гражданина

Рассматривание понятий граж­данин, граждан­ственность, гражданская активность

Определение своей роли в жизни школы, класса, в лю­бом действии во имя блага или радости других шаг гражданина

Викторина

Проявлять ин­терес к культу­ре и истории своего народа, родной страны, проявлять в конкретных ситуациях доб­рожелатель­ность, доверие, вниматель­ность,помощь и др.; осознание себя как граждани­на, как пред­ставителя оп­ределенного народа, опре­деленной куль­туры, интерес и уважение к другим наро­дам

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та

Приводить при­меры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окру­жающего мира по его целям (наблюдение, опыт, экспери­мент, моделиро­вание, вычисле­ние)

Составлять план текста: делить его на смысловые час­ти, озаглавливать каждую; переска­зывать по плану

4



Даже будни может труд сделать праздничными днями

Труд воспитыва­ет человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не слу­чайно говорят: «Где нет труда, сады там не цве­тут». Труд - это не только физи­ческая работа. Трудиться при­ходится каран­дашом над кни­гой... воспита­ние себя - тоже труд

Беседа, обсу­ждения

Круглый

стол

Проявлять в конкретных ситуациях доб­рожелатель­ность, доверие, вниматель­ность, помощь и др.; выражать по­ложительное отношение к процессу по­знания

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей)

Приводить при­меры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рас­сматривания (на­блюдения)

Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художе­ственный, науч­ный); различать виды текста, выби­рать текст, соответ­ствующий постав­ленной учебной задаче

5



Праздник школьного вальса

Девиз: «Не жди, когда тебе уст­роят праздник, будь активным его устроите­лем!» Роль валь­са в школьной жизни

Беседа, обсуждения

Выставка работ уча­щихся

Проявлять тер­пение и доб­рожелатель­ность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм действий)

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Писать сочинения (небольшие рефе­раты, доклады), используя информацию, по­лученную из раз­ных источников

6

7



Приглаше-ние к зеркалу

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зер­кальце, скажи, да всю правду доложи...» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.); способность к самооценке своих действий

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Осознавать позна­вательную задачу; анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований

Анализировать и исправлять дефор­мированный текст: находить ошибки, дополнять, изме­нять, восстанавли­вать логику изло­жения



Раздел 2. Этикет (8 часов)

8



«Обычай - деспот меж людей»

А.С. Пушкин

Рассматривание истории русско­го этикета. Нор­мы этикета скла­дывались посте­пенно в резуль­тате отбора из правил поведе­ния в области культуры взаи­моотношений людей

Беседа,

обсуждения

Круглый

стол

Соотносить поступок с мо­ральной нор­мой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведе­ния и этики; выражать по­ложительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную дея­тельность: свои достижения, самостоятель­ность инициа­тиву, ответст­венность, при­чины неудач

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та

Различать методы познания окру­жающего мира по его целям (наблюдение, опыт, экспери­мент, моделиро­вание, вычисле­ние)

Воспринимать текст с учетом поставленной учеб­ной задачи, находить в тексте информацию, не­обходимую для ее решения

9

10




Твой стиль поведения

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека

Работа с по­словицами

Придумыва­ние системы отношений в коллективе

Различать ос­новные нрав­ственно­этические по­нятия;

выражать по­ложительное отношение к процессу по­знания; способность к самооценке своих действий

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей)

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)

Составлять не­большие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествова­ния, приводить убедительные доказательства

11

12




Мальчики и девочки

Отбор наиболее важных советов в этике поведе­ния для мальчи­ков и для дево­чек

Обыгрывание у девочек и мальчиков по свитку, в ко­торые они за­писывают свои советы

Викторина

Различать ос­новные нрав­ственно- этические по­нятия, прояв­лять терпение и доброжела­тельность в споре(дискус­сии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Оценивать ве­сомость приво­димых доказа­тельств и рас- суждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»)

Воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи

Описывать объект: передавать его внешние характе­ристики, используя выразительные средства языка

13

14



Поиграем и подумаем

Убеждение в том, что в мерке о любом челове­ке должна при­сутствовать доб­рожелательность

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии

Ролевые

игры

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.); оценивать соб­ственную учебную дея­тельность: свои достижения, самостоятель­ность, инициа­тиву, ответст­венность, при­чины неудач

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Приводить при­меры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окру­жающего мира по его целям (наблюдение, опыт, экспери­мент, моделиро­вание, вычисле­ние)

Анализировать и исправлять дефор­мированный текст: находить ошибки, дополнять, изме­нять, восстанавли­вать логику изло­жения

15



Когда какое слово молвить

Умение разгова­ривать - искус­ство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесен­ное слово. Бес­тактное слово - угроза здоровью, так как оно больно ранит, угрожает мир­ным отношени­ям, становится началом взаим­ных обид и ссор

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Соотносить поступок с мо­ральной нор­мой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведе­ния и этики, проявлять в конкретных ситуациях доб­рожелатель­ность, доверие, вниматель­ность,

помощь и др.

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та, планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий)

Приводить при­меры в качестве доказательства выдвигаемых положений; вы­полнять учебные задачи, не имею­щие однозначного решения; выяв­лять (при реше­нии различных учебных задач) известное и неизвестное

Оформлять диало­гическое высказы­вание в соответст­вии с требованиями речевого этикета

16



За общим

столом

Обсуждение не­обходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом

Закрепление

навыков

этикета

Организация стола общи­ми усилиями

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.); выражать по­ложительное отношение к процессу познания

Оценивать уро­вень владения тем или иным учебным дейст­вием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

Анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований

Писать сочинения (небольшие рефе­раты, доклады), используя информацию, по­лученную из раз­ных источников

17



Доброта и доброжела­тельность

Доброта - глу­бокое и широкое понятие - чут­кость, отзывчи­вость деликат­ность по отно­шению к другим людям, а добро­желательность - составная часть доброты

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Различать ос­новные нрав­ственно- этические понятия; оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики; прояв­лять в кон­кретных си­туациях доб­рожелатель­ность, доверие, вниматель­ность,

помощь и др.

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та

Воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи;сравни­вать различные объекты: выде­лять из множества один или несколько объек­тов, имеющих общие свойства

Составлять не­большие устные монологические высказывания, «удерживать» ло­гику повествова­ния, приводить убедительные доказательства



Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

18



«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Изречения, по­словицы на тему добра. Назначе­ние человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Игровые

моменты

Ролевые

игры

Проявлять по­нимание и уважение к ценностям культур других народов;вы­ражать поло­жительное отношение к процессу познания

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та

Анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований; приводить приме­ры в качестве до­казательства вы­двигаемых положений

Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художе­ственный, науч­ный); различать виды текста, выби­рать текст, соответ­ствующий постав­ленной учебной задаче

19



«Думай хоро­шо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлага­ет разные ситуа­ции, и очень важно думать, как поступить, как суметь защи­тить свое чело­веческое досто­инство. Проти­востоять злу, несправедливо­сти, наказать зло - добрый посту­пок, требующий большого муже­ства. Необходи­мо защищать доброе и в себе, и в других, нуж­но решительно давать отпор злу

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Различать ос­новные нрав­ственно- этические по­нятия,

оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики, прояв­лять в кон­кретных си­туациях доб­рожелатель­ность, доверие, вниматель­ность,

помощь и др.

Планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий)

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рас­сматривания (на­блюдения); срав­нивать различные объекты: выде­лять из множества один или несколько объек­тов, имеющих общие свойства; приводить приме­ры в качестве до­казательства вы­двигаемых положений

Воспринимать текст с учетом поставленной учеб­ной задачи, находить в тексте информацию, не­обходимую для ее решения

20



Родительский

дом

Как избежать проявления в семье лени, грубости, не­сдержанности, капризов, пре­тензий. Повсе­дневные обязан­ности - это кап­ли, из которых сливается море человеческого долга

Работа в парах

Ролевые

игры

Оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики, выра­жать положи­тельное отно­шение к про­цессу познания

Планировать решение учеб­ной задачи:вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм действий)

Воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи; презенто­вать подготовлен­ную информацию в наглядном и вербальном виде

Анализировать и исправлять дефор­мированный текст: находить

ошибки, дополнять, изменять, восста­навливать логику изложения

21



Любите ваших матерей

Отчего грустне­ют мамины гла­за? Как сокра­тить минуты грусти, печали, душевных огор­чений наших мам?

Разыгрывание

ситуаций

Анкета «Насколько вы знаете своих мам»

Оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Приводить при­меры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Вступать в учеб­ный диалог с учи­телем, однокласс­никами, участво­вать в общей бесе­де, соблюдая пра­вила речевого по­ведения

22



«Поздравляем наших мам»

«Огонек», посвященный мамам







Способность к самооценке своих действий

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Осознавать позна­вательную задачу

Оформлять диало­гическое высказы­вание в соответст­вии с требованиями речевого этикета






23



0 тех, кто сердце отдал людям

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и

светлая любовь - это любовь к ма­тери и к Родине

Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и не­взгод

Викторина

Соотносить поступок с мо­ральной нор­мой, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, оценивать соб­ственную учебную дея­тельность: свои достижения, самостоятель­ность, инициа­тиву, ответст­венность, при­чины неудач

Оценивать ве­сомость приво­димых доказа­тельств и рас- суждений («убедительно,

ложно, истинно, существенно, не существенно»)

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рас­сматривания (наблюдения); при­водить примеры в качестве доказа­тельства выдви­гаемых положе­ний

Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной

мысли, особенно­стям вида (учебный, художествен­ный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответст­вующий постав­ленной учебной задаче

24



Умей быть щедрым

Установить раз­ницу между «быть щедрым» и «быть доб­рым». Любовь и забота о других - вот основа чело­веческой щедро­сти

Беседа,

обсуждения

Ролевые

игры

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.)

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее резуль­тата

Различать методы познания окру­жающего мира по его целям (наблюдение, опыт, экспери­мент, моделиро­вание, вычисле­ние)

Вступать в учеб­ный диалог с учи­телем, однокласс­никами, участво­вать в общей бесе­де, соблюдая правила речевого поведения

25



Праздник бла­годарности

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений

Выражать по­ложительное отношение к процессу по­знания

Планировать(в сотрудничестве с учителем и одноклассника­ми или само­стоятельно) не­обходимые дей­ствия, операции, действовать по плану

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Вступать в учеб­ный диалог с учи­телем, однокласс­никами, участво­вать в общей бесе­де, соблюдая пра­вила речевого по­ведения

26



Добрыми де­лами славен человек

Работа с изречениями

Для осмысления себя - анке­та с целью увидеть и отклик­нуться на хорошее, остано­виться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше

Различать ос­новные нрав­ственно­ - этические понятия

1Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи

Составлять не­большие устные монологические высказывания, «удерживать» ло­гику повествова­ния, приводить убедительные доказательства



Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

27



Расскажи мне обо мне

Проведение по сложившейся традиции

Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, чест­но, виноват, поступил пра­вильно и др.)

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Применять табли­цы, схемы, моде­ли для получения информации

Описывать объект: передавать его внешние характе­ристики, используя выразительные средства языка

28



Присмотри­тесь друг к другу

На базе сказки об охотнике прийти к выво­ду, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радо­стно, легко

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Идентифици­ровать себя с принадлежно­стью к народу, стране, госу­дарству; анали­зировать и ха­рактеризовать эмоциональ­ные состояния и чувства ок­ружающих, строить свои взаимоотно­шения с их учетом

Принимать и сохранять учеб­ную задачу

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рас­сматривания (на­блюдения); выяв­лять (при реше­нии различных учебных задач) известное и неизвестное

Составлять план текста: делить его на смысловые час­ти, озаглавливать каждую; переска­зывать по плану

29



Подарок

коллективу

Коллективная деятельность, в которой проявля­ется, как сложились отношения детей, подведе­ние итогов навыков этического поведения

Оценивать си­туации с точки зрения правил поведения и этики

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассника­ми или само­стоятельно) не­обходимые дей­ствия, операции, действовать по плану

Презентовать под­готовленную ин­формацию в на­глядном и вербальном виде

Вступать в учеб­ный диалог с учи­телем, однокласс­никами, участво­вать в общей бесе­де, соблюдая пра­вила речевого поведения

30



Я, ты, мы

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность единство, общ­ность интересов, общие дела лег­ли в основу от­ношений в дет­ском коллективе

Беседа,

обсуждение

Круглый

стол

Проявлять по­нимание и уважение к ценностям культур других народов, оце­нивать свои и чужие поступ­ки (стыдно, честно, вино­ват, поступил правильно и др.); оценивать собственную учебную дея­тельность: свои достижения, самостоятель­ность, инициа­тиву, ответст­венность, при­чины неудач

Оценивать уро­вень владения тем или иным учебным дейст­вием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

Применять табли­цы, схемы, моде­ли для получения информации; сравнивать раз­личные объекты: выделять из мно­жества один или несколько объек­тов, имеющих общие свойства

Оформлять диало­гическое высказы­вание в соответст­вии с требованиями речевого этикета

31



О дружбе мальчиков и девочек

Рачгоиор о нор­мах этического отношения мальчиков и девочек

Работа с таб­лицей требо­ваний к маль­чикам и девочкам

Каждый ар­гументирует свое согла­сие или не­согласие с пунктами таблицы

Проявлять ин­терес к культу­ре и истории своего народа, родной страны; оценивать свои и чужие по­ступки (стыд­но, честно, виноват, по­ступил пра­вильно и др.)

Плапиронагь решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий)

Воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи

Анализировать и исправлять дефор­мированный текст: находить ошибки, дополнять, изме­нять, восстанавли­вать логику изло­жения

32



Не хуже других

Принцип: поку­паю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже лю­дей», - очень опасный прин­цип

Работа с изре­чениями

Ролевые иг­ры

Идентифици­ровать себя с принадлежно­стью к народу, стране, госу­дарству; оце­нивать свои и чужие поступ­ки (стыдно, честно, вино­ват, поступил правильно и др.); оценивать ситуации с точки зрения правил поведе­ния и этики; оценивать соб­ственную учебную дея­тельность: свои достижения, самостоятель-

Удерживать цель деятельно­сти до получе­ния ее результа­та

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рас­сматривания (на­блюдения); срав­нивать различные объекты: выде­лять из множества один или несколь­ко объектов, имеющих общие свойства

Составлять не­большие устные монологические высказывания, «удерживать» ло­гику повествова­ния, приводить убедительные доказательства








ность, инициа­тиву, ответст­венность, при­чины неудач




33



«Скажи о себе сам»

Выявление

самооценки

Написать пять нравственных качеств, важ­ных для чело­века. Напро­тив каждого - собственная оценка себя

Ролевые иг­ры

Различать ос­новные нрав­ственно­этические по­нятия; оцени­вать ситуации с точки зрения правил поведе­ния и этики, способность к самооценке своих действий

Планировать решение учеб­ной задачи: вы­страивать последователь­ность необхо­димых операций (алгоритм дей­ствий)

Выявлять особен­ности (качества, признаки) разных объектов в про­цессе их рассмат­ривания (наблю­дения); выявлять известное и неиз­вестное

Описывать объект: передавать его внешние характе­ристики, используя выразительные средства языка

34



Храни достоинство свое повсюду, человек!

Достойный че­ловек не тот, у кого нет недос­татков. А тот, у кого есть досто­инство. Наме­тить путь дости­жения и обрете­ния своего дос­тоинства

Обмен мне­ниями, сужде­ниями зна­ниями в поис­ках общего решения про­блемы

Разговор за

круглым

столом

Проявлять ин­терес к культу­ре и истории своего народа, родной страны

Анализировать собственную работу: соотно­сить план и совершенные операции, выде­лять этапы и оценивать меру освоения каждо­го, находить ошибки, уста­навливать их причины

Анализировать результаты опы­тов, элементарных исследований; воспроизводить по памяти инфор­мацию, необхо­димую для решения учебной задачи

Анализировать и исправлять дефор­мированный текст: находить ошибки, дополнять, изме­нять, восстанавли­вать логику изло­жения





Формы контроля:

* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям, инсценирование и т.д.)

* решение этических задач, эксперименты

* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)

* итоговый праздник.

Информационно - методическое и материально - техническое

обеспечение


Дополнительная литература:


1.Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников : Методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. – Ульяновск, 2008.

2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

3.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

4.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).

5.Панкеев И. Энциклопедия этикета.- Москва: Россия молодая, 1996.

6.Я познаю мир. Этикет во все времена / сост. А.А. Яковлев. – Москва: АСТ, 2002.

7.Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009.



Цифровые образовательные ресурсы:


http://www.etikets.ru 

nsportal.ru\ nachalnaya shkola

doc4web.ru\nachalnaya shkola




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Интернет

  • ноутбук

  • интерактивная доска

  • телевизор

  • схемы

  • таблицы