СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Шахматы в школе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы в школе". Авторы УМК: Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Шахматы в школе"»

Рассмотрена и рекомендована

к использованию педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2018

Утверждаю

Директор школы:_______________

Краюшкина О.М.

«1» сентября 2018 г.













Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение «Лобановская средняя школа № 11»





Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Шахматы в школе»

1-4 класс







Составитель программы: Гераськина Татьяна Михайловна

Категория: высшая







с.Лобаново, Ефремовский район,

Тульская область

Пояснительная записка

Программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

УМК курса «Шахматы в школе» (авторы Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова):

- «Шахматы в школе». Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций – М. : Просвещение, 2017.

- «Шахматы в школе».Первый год обучения./Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018

- «Шахматы в школе». Второй год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018

- «Шахматы в школе». Третий год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018

- «Шахматы в школе». Четвёртый год обучения./ Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2018

- «Шахматы в школе». Первый год обучения. Рабочая тетрадь;

- «Шахматы в школе». Второй год обучения. Рабочая тетрадь;

- «Шахматы в школе». Третий год обучения. Рабочая тетрадь;

- «Шахматы в школе». Четвёртый год обучения. Рабочая тетрадь;

- Методические рекомендации.

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Место предмета в учебном плане

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов ежегодно.

Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организации, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4 годов обучения.













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Курс внеурочной деятельности – характеризует умение и опыт обучающихся, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения.

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

  • диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять

  • под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;

  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

  • совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;

  • овладеть способом «взятия на проходе»;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.


К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-

дать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы

в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го-

ризонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно

выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.


К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-

ле партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать боль-

шое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.



К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-

тов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–

три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые

дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,

знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.


СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака приравносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование прохождения программного материала по годам обучения

№ п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

1

1

1

2

Базовые понятия шахматной игры

27

20

20

22


Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

4

4

2

4

Соревнования

2

8

8

8

5

Шахматные праздники

1

1

1

Общее количество часов


30

34

34

34





Тематическое планирование


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов

деятельности учащихся

1 класс (30 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат

Основные содержательные

линии


Сведения о возникновении

шахмат и появлении их на

Руси, первое знакомство с

чемпионами мира по шахматам

и ведущими шахматистами

мира.

Имеют представление об истории

возникновения шахмат и

появления их на Руси.

Базовые понятия

шахматной игры

Основные содержательные

линии


Изучение основ шахматной

игры: шахматная доска,

шахматные фигуры, начальная

позиция фигур, шахматная

нотация, ценность фигур,

нападение, взятие, шахматная

нотация, шах и защита от

шаха, мат, пат, рокировка,

взятие на проходе,

превращение пешки,

матование одинокого короля

различными фигурами, начало

шахматной партии,

материальное преимущество,

правила шахматного этикета,

дебютные ошибки.

Знают основные шахматные

термины: белое и чёрное поле,

горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, начальное

положение, белые, чёрные, ход,

взятие, взятие на проходе,

длинная и короткая рокировка,

шах, мат, пат, ничья. Правила

хода и взятия каждой фигуры.


Умеют правильно располагать

шахматную доску и расставлять

фигуры перед игрой, записывать

шахматную позицию и партию,

рокировать, объявлять шах,

ставить мат, решать элементарные

задачи на мат в один ход, играть

каждой фигурой в отдельности и в

совокупности с другими

фигурами без нарушений правил

шахматного кодекса, разыгрывать

партию с партнёром.


Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные

линии


Участие детей в шахматном

турнире «Первенство класса».

Умеют правильно располагать

шахматную доску и расставлять

фигуры на ней, играть партию от

начала до конца с записью,

пользоваться шахматными

часами.


2 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат

Основные содержательные

линии


Сведения о каждом из 16

чемпионов мира по шахматам,

их вкладе в развитие шахмат,

знакомство с ведущими

шахматистами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира

по шахматам в развитие

шахматной культуры.

Базовые понятия

шахматной игры

Основные содержательные

линии


Основы шахматной игры

(повторение материала 1-го

года обучения: защита в

шахматах, матование

одинокого короля различными

фигурами). Шахматная комбинация:

выигрыш материала.


Основы дебюта: развитие

фигур, дебютные ловушки,

короткие партии.


Основы эндшпиля: реализация

большого материального

преимущества.

Знают способы защиты в

шахматной партии, элементарные

шахматные комбинации, имеют

представление о дебютных

ловушках и о том, как в них не

попадаться.

Умеют видеть нападение и

защищать свои фигуры от

нападения партнёра, матовать

одинокого короля двумя ладьями,

ферзём и ладьёй, королём и

ферзём, королём и ладьёй, могут

находить элементарные

шахматные комбинации: двойной

удар, связку, ловлю фигуры, мат

на последней горизонтали,

сквозной удар, открытый и

двойной шахи, знают, как

правильно выводить фигуры в

начале партии и выигрывать

партию с большим материальным

преимуществом.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

позиций

Основные содержательные

линии


Конкурс решения позиций на

тактические приёмы «связка»,

«двойной удар», «нападение»,

«защита», «сквозной удар»,

«ловля фигуры», «открытый

шах», «двойной шах», «мат по

последней горизонтали».


Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

Соревнования

Основные содержательные

линии


Участие детей в шахматном

турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала

до конца с записью и различным

контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные

линии


Участие в школьном

шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и

эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

линии


История возникновения

соревнований по шахматам,

системы проведения

шахматных соревнований.

Знают историю возникновения

шахматных соревнований,

правила проведения

соревнований, различные системы

проведения шахматных

соревнований.

Базовые понятия

шахматной игры

Основные содержательные

линии


Шахматная комбинация:

задачи на мат в два хода,

тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты»,

«спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта,

атака на короля в дебюте.


Основы пешечного эндшпиля:

проведение пешки в ферзи,

правило квадрата,

отталкивание плечом,

реализация лишней пешки.



Знают шахматные комбинации и

тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», основы

разыгрывания дебюта: развитие

фигуры, дебютные ловушки,

короткие партии.


Умеют решать позиции на мат в

два хода, находить тактические

приёмы «завлечение»,

«отвлечение», «уничтожение

защиты», «спёртый мат»,

атаковать рокировавшегося и

нерокировавшегося короля в

дебюте, проводить пешку в ферзи.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

позиций

Основные содержательные

линии

Конкурсы решения позиций на

дебютные ловушки, способы

атаки на короля, уничтожение

защиты, тактические приёмы

«завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные

линии


Участие детей в шахматном

турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала

до конца с записью и различным

контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные

линии


Участие в школьном

спортивно-шахматном

празднике.

Осваивают правила игры.


Активно участвуют в играх и

эстафетах.


Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.


Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.


Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.


Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.


4 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные

линии


История появления шахмат на

Руси. Зарождение шахматной

культуры в России.



Знают о появлении шахмат на

Руси, о том, как зарождалась

шахматная культура в России.

Базовые понятия

шахматной игры


Основные содержательные

линии


Тактические приёмы

«мельница», «перекрытие»,

«рентген».

Основы дебюта: открытые,

полуоткрытые и закрытые

дебюты, слабые пункты f2/f7,

перевес в развитии фигур,

выбор хода и оценка позиции,

перевес в пространстве.

Основы эндшпиля: простейшие

ладейные и легкофигурные

окончания.

Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух

коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с

пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения

позиций

Основные содержательные

линии


Конкурсы решения позиций на

все пройденные тактические

приёмы и шахматные

комбинации.

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.


Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.


С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.


Соревнования

Основные содержательные

линии


Участие детей в шахматном

турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные

линии


Участие в школьном

спортивно-шахматном

празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.



Учебный год: 2018-2019

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

1


Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1

2


Шахматная доска

1

3


Горизонталь

1

4


Вертикаль

1

5


Диагональ

1

6


Шахматная нотация

1

7


Шахматные фигуры и начальная позиция

1

8


Ладья

1

9


Слон

1

10


Ферзь

1

11


Конь

1

12


Пешка

1

13


Превращение пешки

1

14


Король

1

15


Ценность фигур

1

16


Нападение

1

17


Взятие. Взятие на проходе.

1

18


Шах и защита от шаха

1

19


Мат

1

20


Пат – ничья

1

21


Рокировка

1

22


Основные принципы игры в начале партии

1

23


Мат двумя ладьями одинокому королю

1

24


Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

1

25


Мат ферзём и королём одинокому королю

1

26


Материальное преимущество

1

27


Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

28


Партии-миниатюры

1

29


Запись шахматной партии

1

30


Шахматный этикет

1



















































Учебный год: 2019-2020

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

1


Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

2


Шахматные фигуры (повторение)

1

3


Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

1

4


Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю конём и ладьёй.

1

5


Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

1

6


Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

7


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

8


Тактический приём «двойной удар»

1

9


Тактический приём «связка»

1

10


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

11


Тактический приём «ловля фигуры»

1

12


Тактический приём «сквозной удар»

1

13


Мат на последней горизонтали

1

14


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

15


Тактический приём «открытый шах»

1

16


Тактический приём «двойной шах»

1

17-20


Шахматный турнир

4

21


Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

22-23


Основы игры в дебюте: атака на короля

2

24-25


Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

2

26-28


Основы анализа шахматной партии

3

29


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

30-33


Шахматный турнир

4

34


Шахматный праздник

1