РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи обучающихся.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания обучающихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
Цель курса: формирование и развитие речевых умений, необходимых для общения в устной и письменной формах в разных сферах деятельности.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи обучающихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на занятия по развитию речи в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа на год. (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета.
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
«Общие понятия» (ч) |
Слово. Речь. Техника и выразительность речи. Текст. Предложение и словосочетание. | 10 6 18 в течение всего курса | Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. |
Планируемые результаты освоения программы.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, каламбуры; фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;
иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи.
распознавать типы текстов;
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В процессе реализации программы используются различные виды контроля:
а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.
б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение, текст и т,д)
в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест, творческая работа), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.
Формы контроля полученных результатов:
1.Самостоятельные работы (творческие работы, проекты).
2.Наблюдение.
3.Презентации проектных работ, КВН.
4. Самооценка и самоконтроль. Определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а так же осознание тех проблем, которые ещё предстоит решать в ходе осуществления деятельности.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Учебно-методическое обеспечение.
Соколова Т.Н. «Школа развития речи. 4 класс. Рабочая тетрадь
Соколова Т.Н. Методическое пособие 4 класс. - М.: РОСТ, 2013
Соколова Т.Н. «Учимся писать изложение и сочинение. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях
Львов М. Р. Риторика. Культура речи. Издательсикй центр Академия. – М. – 2004, с. 272
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 2011.
Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы
Репродукции произведений живописи.
Портреты писателей, поэтов, художников, музыкантов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений),
Б-беседа, В-взаимоконтроль, И - итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | ОНЗ | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Б | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
2 | | Фразеологизмы. | ОНЗ | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | С, В | Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. |
3 | | Фразеологизмы | К | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | И | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
4 | | Диалектизмы. | ОНЗ | Значение диалектизмов в литературном языке. | С, В | Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. |
5 | | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | ОНЗ | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | С, В | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
6 | | Метафора. | ОНЗ | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | С, В | Роль метафоры в художественном тексте. |
7 | | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | ОНЗ | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Б | Умение уместного употребления пословиц в речи. |
8 | | Сочинение по пословице. | К | Составлять текст по заданной пословице. | И | Умение раскрывать смысл пословицы. |
9 | | Анализ сочинений по пословицам. | РФ | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | С | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
10 | | Художественный стиль. Общее понятие. | ОНЗ | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | С, В | Умение составлять текст в художественном стиле. |
11 | | Сочинение – пейзажная зарисовка. | К | Подбор образных средств для написания сочинения. | И | Умение составлять текст в художественном стиле. |
12 | | Рифма. | ОНЗ | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Б | Умение определять стихи, определенный ритм. |
13 | | Диалог и монолог. | ОНЗ | Определение в тексте диалогов, монологов. | Б | Диалог и монолог как форма речи. |
14 | | Драматические импровизации. | ОНЗ | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | С, В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
15 | | Драматические импровизации. | ОНЗ | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | С, В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
16 | | Композиция текста. Основные элементы композиции. | ОНЗ | Знакомство с элементами композиции текста. | С, В | Уметь определять все части текста. |
17 | | Композиция. Работа с деформированным текстом. | ОНЗ | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | С, В | Уметь определять элементы композиции текста. |
18 | | Творческая работа. | К | Письмо сочинения на определенную тему. | И | Писать сочинение на определенную тему. |
19 | | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | К | Письмо сочинения в художественном стиле. | И | Составлять текст в художественном стиле. |
20 | | Творческая работа. | К | Письмо сочинения «наоборот». | И | Сочинение сказки по опоре. |
21 | | Публицистический стиль. | ОНЗ | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Б | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
22 | | Газетно – публицистический стиль. | ОНЗ | Познакомить с особенностями газетно - публицистического стиля. | Б | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
23 | | Деловая игра «Вёрстка газеты». | ОНЗ | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | С, В | Формирование умения выпускать стенную газету. |
24 | | Официально – деловой стиль. | ОНЗ | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | С, В | Формировать умение написания деловых документов. |
25 | | Тезисы. Конспект. | ОНЗ | Составления конспекта. | С, В | Формировать умение написания конспектов статей. |
26 | | Аннотация. | ОНЗ | Написание аннотации к любимой книге. | С, В | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
27 | | Я пишу письмо. | ОНЗ | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | С, В | Формирование умения оформления адреса на письме. |
28 | | Личный дневник. | ОНЗ | Важность ведения личного дневника. | С, В | Умение вести записи в личном дневнике. |
29 | | Сочинение «Мои любимые стихи». | РФ | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | С, В | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
30 | | Сочини сценарий для мультфильма. | РФ | Придумать тему, каждому герою роль. | С, В | Формирование навыка составления мультфильма. |
31 | | Конкурс на лучшее название конфет. | РФ | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | С, В | Оформление своих исследований в виде презентации. |
32 | | Обобщение. Проверочная работа. | К | Лингвистический турнир. | И | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
33 34 | | Резерв. | | | | |