СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи обучающихся.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания обучающихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

Цель курса: формирование и развитие речевых умений, необходимых для общения в устной и письменной формах в разных сферах деятельности.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи обучающихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.


Место учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на занятия по развитию речи в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа на год. (1 час в неделю).


Содержание учебного предмета.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

«Общие понятия» (ч)

Слово.



Речь. Техника и выразительность речи.



Текст.



Предложение и словосочетание.




10



6




18



в течение всего курса

Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.


Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.


Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.


Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.




Планируемые результаты освоения программы.


Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, каламбуры; фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

  • стили речи: разговорный и книжный;

  • типы текстов;

  • иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.


уметь:

  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

  • выразительно читать небольшой текст по образцу;

  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;

  • определять лексическое значение слова;

  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

  • редактировать предложения;

  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи.

  • распознавать типы текстов;

  • распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

  • определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;

  • восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Система оценки достижения планируемых результатов.


В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)

в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение, текст и т,д)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест, творческая работа), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (творческие работы, проекты).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

4. Самооценка и самоконтроль. Определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а так же осознание тех проблем, которые ещё предстоит решать в ходе осуществления деятельности.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.



Учебно-методическое обеспечение.


  1. Соколова Т.Н. «Школа развития речи. 4 класс. Рабочая тетрадь

  2. Соколова Т.Н. Методическое пособие 4 класс. - М.: РОСТ, 2013 

  3. Соколова Т.Н. «Учимся писать изложение и сочинение. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях

  4.   Львов М. Р. Риторика. Культура речи. Издательсикй центр Академия. – М. – 2004, с. 272

  5.   Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 2011.

  6. Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы

  7. Репродукции произведений живописи.

  8. Портреты писателей, поэтов, художников, музыкантов.












КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения:

К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений),

Б-беседа, В-взаимоконтроль, И - итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.


п/п

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

1


Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

ОНЗ

Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.

Б

Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

2


Фразеологизмы.


ОНЗ

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.

С, В

Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

3


Фразеологизмы

К

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

И

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

4


Диалектизмы.

ОНЗ

Значение диалектизмов в литературном языке.

С, В

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

5


Сравнение, эпитеты, олицетворение.

ОНЗ

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

С, В

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

6


Метафора.

ОНЗ

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

С, В

Роль метафоры в художественном тексте.


7


Пословицы и поговорки. Афоризмы.

ОНЗ

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Б

Умение уместного употребления пословиц в речи.

8


Сочинение по пословице.

К

Составлять текст по заданной пословице.

И

Умение раскрывать смысл пословицы.

9


Анализ сочинений по пословицам.

РФ

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

С

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

10


Художественный стиль. Общее понятие.

ОНЗ

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

С, В

Умение составлять текст в художественном стиле.

11


Сочинение – пейзажная зарисовка.

К

Подбор образных средств для написания сочинения.

И

Умение составлять текст в художественном стиле.

12


Рифма.

ОНЗ

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Б

Умение определять стихи, определенный ритм.

13


Диалог и монолог.

ОНЗ

Определение в тексте диалогов, монологов.

Б

Диалог и монолог как форма речи.

14


Драматические импровизации.

ОНЗ

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

С, В

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

15


Драматические импровизации.

ОНЗ

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

С, В

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

16


Композиция текста. Основные элементы композиции.

ОНЗ

Знакомство с элементами композиции текста.

С, В

Уметь определять все части текста.

17


Композиция. Работа с деформированным текстом.

ОНЗ

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

С, В

Уметь определять элементы композиции текста.

18


Творческая работа.

К

Письмо сочинения на определенную тему.

И

Писать сочинение на определенную тему.

19


Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

К

Письмо сочинения в художественном стиле.

И

Составлять текст в художественном стиле.

20


Творческая работа.

К

Письмо сочинения «наоборот».

И

Сочинение сказки по опоре.

21


Публицистический стиль.

ОНЗ

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Б

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

22


Газетно – публицистический стиль.

ОНЗ

Познакомить с особенностями газетно - публицистического стиля.

Б

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

23


Деловая игра «Вёрстка газеты».

ОНЗ

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

С, В

Формирование умения выпускать стенную газету.

24


Официально – деловой стиль.

ОНЗ

Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями.

С, В

Формировать умение написания деловых документов.

25


Тезисы. Конспект.

ОНЗ

Составления конспекта.

С, В

Формировать умение написания конспектов статей.

26


Аннотация.

ОНЗ

Написание аннотации к любимой книге.

С, В

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

27


Я пишу письмо.

ОНЗ

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

С, В

Формирование умения оформления адреса на письме.

28


Личный дневник.

ОНЗ

Важность ведения личного дневника.

С, В

Умение вести записи в личном дневнике.

29


Сочинение «Мои любимые стихи».

РФ

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

С, В

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

30


Сочини сценарий для мультфильма.

РФ

Придумать тему, каждому герою роль.

С, В

Формирование навыка составления мультфильма.

31


Конкурс на лучшее название конфет.

РФ

Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

С, В

Оформление своих исследований в виде презентации.

32


Обобщение. Проверочная работа.

К

Лингвистический турнир.

И

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

33

34


Резерв.