ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программы основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «Шокинская школа» Кардымовского района Смоленской области на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа предусматривает изучение кружка «Тайны русского языка» в объёме 19 ч в год во 2 полугодии, в неделю – 1ч, по учебному плану школы – 19 ч в год во 2 полугодии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
формулировать проблему;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
находить главное и второстепенное в потоке информации;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.
Коммуникативные УУД:
умело владеть письменной и устной формой общения;
слушать и слышать других,
принимать иную точку зрения;
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
место русского языка в современном мире;
историю русского языка;
основные лингвистические термины и понятия;
происхождение некоторых слов и выражений;
иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
применять полученные знания на практике;
вести наблюдения над явлениями языка;
творчески подходить к изучению русского языка;
разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
пользоваться различными словарями;
делиться опытом по изучению основных тем русского языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Язык – вековой труд поколений.
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Не все годится, что говорится.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.
«С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Различай и отличай.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
В многословии не без пустословия.
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
По речи узнают человека.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Конкурс знатоков речи.
Что в имени тебе моем?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Итоговое занятие.
Аукцион знаний.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1. | Язык – вековой труд поколений. | 1 | 15.01. | |
2. | Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. | 1 | 22.01. | |
3. | Не все годится, что говорится. | 1 | 29.01. | |
4. | «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». | 1 | 5.02. | |
5. | Каков человек, такова его и речь. | 1 | 12.02. | |
6. | «С русским языком можно творить чудеса!» | 1 | 19.02. | |
7. | Практическая работа. «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 1 | 26.02. | |
8. | Различай и отличай. | 1 | 4.03. | |
9. | Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? | 1 | 11.03. | |
10. | Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. | | 25.03. | |
11. | Кто грамоте горазд, тому не пропасть. | 1 | 1.04. | |
12. | Нет той тайны, чтобы не была явна. | 1 | 8.04. | |
13. | Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор. | 1 | 15.04. | |
14. | Практикум. «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». | 1 | 22.04. | |
15. | В многословии не без пустословия. | 1 | 29.04. | |
16. | По речи узнают человека. | 1 | 6.05. | |
17. | Что в имени тебе моем? Проект. | 1 | 13.05. | |
18. | Защита проекта. | 1 | 20.05. | |
19. | Итоговое занятие. Аукцион знаний. | | 27.05. | |
9