СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предусматривает изучение кружка «Тайны русского языка»  в объёме  19 ч в год во 2 полугодии, в неделю – 1ч, по учебному плану школы – 19 ч в год во 2 полугодии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программы основного общего образования;

Учебного плана МБОУ «Шокинская школа» Кардымовского района Смоленской области на 2019 - 2020 учебный год.


Рабочая программа предусматривает изучение кружка «Тайны русского языка» в объёме 19 ч в год во 2 полугодии, в неделю – 1ч, по учебному плану школы – 19 ч в год во 2 полугодии.

























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • формулировать проблему;

  • составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить главное и второстепенное в потоке информации;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения; 

  • пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД:

  • умело владеть письменной и устной формой общения;

  • слушать и слышать других,

  • принимать иную точку зрения;

  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

 учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

  • место русского языка в современном мире;

  • историю русского языка;

  • основные лингвистические термины и понятия;

  • происхождение некоторых слов и выражений;

  • иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • вести наблюдения над явлениями языка;

  • творчески подходить к изучению русского языка;

  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;

  • пользоваться различными словарями;

  • делиться опытом по изучению основных тем русского языка.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Язык – вековой труд поколений.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».


Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Не все годится, что говорится.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

«С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Различай и отличай.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

В многословии не без пустословия.
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

По речи узнают человека.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Конкурс знатоков речи.

Что в имени тебе моем?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Итоговое занятие.
Аукцион знаний.










КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

план.

Дата

факт.

1.

Язык – вековой труд поколений.

1

15.01.


2.

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1

22.01.


3.

Не все годится, что говорится.

1

29.01.


4.


«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

1

5.02.


5.

Каков человек, такова его и речь.

1

12.02.


6.

«С русским языком можно творить чудеса!»

1

19.02.


7.

Практическая работа.

«Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1

26.02.


8.

Различай и отличай.

1

4.03.


9.

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

1

11.03.


10.

Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.


25.03.


11.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

1

1.04.


12.

Нет той тайны, чтобы не была явна.

1

8.04.


13.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор.

1

15.04.


14.

Практикум. «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

22.04.


15.

В многословии не без пустословия.

1

29.04.


16.

По речи узнают человека.

1

6.05.


17.

Что в имени тебе моем? Проект.

1

13.05.


18.

Защита проекта.

1

20.05.


19.

Итоговое занятие. Аукцион знаний.


27.05.



























































9