СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс по внеурочной деятельности " Я - исследователь", направлен на формирование отовности обучающихся на саморазвитию, мотивации к обучению и познанию. Актуальность учебного курса обусловлена её метологической значимостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры учителей начальных классов

протокол № ______ от _______________________


_____________Гринина Н.В.


Утверждена

директором школы

приказ № ______ от _____________________


_____________Баулина С. Ю.






Программа

внеурочной деятельности учащихся

«Я - исследователь»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная

Возраст школьников: 3 класс

Разработчик: Гришанина И. В. учитель начальных классов





2018-2019 г.

1.Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Атемарская СОШ»; программы учебного курса «Я – исследователь», А.И. Савенкова,- Самара, «Учебная литература», 2005 г.

1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс в плане внеурочной деятельности:

3 класс - 34 часа, 1 час в неделю

1.3. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс

Учебный курс по внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 3 классе направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Актуальность учебного курса обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

В программе учебного курса удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

По содержанию программа учебного курса является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной. Программа учебного курса «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 1-4 классы

Ценность учебного курса заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, получают возможность почувствовать себя в роли исследователей.

1.4 Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»:

Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность.

1.5 Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 1-4 классы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

 положительное отношение к исследовательской деятельности;

 широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

 способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

 выраженной познавательной мотивации;

 устойчивого интереса к новым способам познания;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

 морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 планировать свои действия;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 адекватно воспринимать оценку учителя;

 различать способ и результат действия;

 оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу;

 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

 высказываться в устной и письменной формах;

 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 владеть основами смыслового чтения текста;

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 подводить под понятие;

 устанавливать аналогии;

 оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

 использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 допускать существование различных точек зрения;

 учитывать разные мнения, стремиться к координации;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;

 соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 контролировать действия партнера;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс.

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2 ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 4. Какими могут быть проекты? – 2 ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2 ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 6. Планирование работы – 2 ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 7. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своѐм проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2 ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 3 ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 10. Анализ прочитанной литературы – 3 ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 11. Исследование объектов – 2 ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 12. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2 ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2 ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1 ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 15. Оформление работы – 2 ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 18. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.


3. Учебно - тематический план учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс.


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

1

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

3

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3

22-23

Исследование объектов.

2

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

26-27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

29-30

Оформление работы.

2

31-32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

Итого: 34 часа

4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс

Обучающиеся должны:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Обучающиеся должны уметь:

• переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

• отбирать необходимые знания из большого объѐма информации;

• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

• систематизировать учебный план;

• пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

• высказывать содержательно свою мысль, идею;

• формулировать простые выводы на основе двух – трѐх опытов;

• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

• свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

• переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы:

 зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

 обозначится граница исследования;

 разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

 деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

 поведется последовательно исследование;

 зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

 проанализируются и обобщатся полученные материалы;

 подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

 организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

 простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;

 обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

 организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

 продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;

 включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

 создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

 сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;

 активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс:


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Учебники, учебные пособия по курсу «Я - исследователь»

1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фѐдоров», 2008.

2. М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2008

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.

3.

Документ камера AVerMedia

Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью.

4.

Информационные источники


1. http:www.Nachalka.com.

2. http:www.viku.rdf.ru.

3. http:www.rusedu.ru.

4. www.center.fio.ru

5. http://www.maro.newmail.ru

6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

7. http://www.int-edu.ni


5.

Книгопечатная продукция


1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.

2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

6. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

8. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

9. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература




6.

Учебно-наглядные пособия

1. Иллюстрации и картины к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой); 2. Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе;


Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Я - исследователь»

урока

Тема занятия

Дата проведения

занятия

Планируемая

Фактическая

1 четверть – 9 ч.

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.



2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.



3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования



4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)



5

Какими могут быть проекты?



6

Какими могут быть проекты



7

Формулирование цели, задач исследования, гипотез



8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез



9

Планирование работы



2 четверть – 7 ч.

1/10

Планирование работы



2/11

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.



3/12

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.



4/13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.



5/14

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.



6/15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.



7/16

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.



3 четверть - 10 ч.

1/17

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.



2/18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.



3/19

Анализ прочитанной литературы.



4/20

Анализ прочитанной литературы.



5/21

Анализ прочитанной литературы.



6/22

Исследование объектов.



7/23

Исследование объектов.



8/24

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.



9/25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.



10/26

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.



4 четверть – 8 ч.

1/27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.



2/28

Как сделать сообщение о результатах исследования



3/29

Оформление работы.



4/30

Оформление работы.



5/31

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.



6/32

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации



7/33

Мини конференция по итогам собственных исследований



8/34

Анализ исследовательской деятельности.