Дополнительное образование
Рабочая программа
вокальной студии
«Вдохновение»
Направленность: художественно-эстетическая (эстрадный вокал)
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 14-18 лет.
Количество часов: 70 часов.
Составитель:
Шеламова Л.В.
учитель музыки
г.Белёв
2021
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа вокальной студии «Вдохновение» разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. В данных условиях дополнительная общеразвивающая программа вокальная студия «Вдохновение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа.
Дополнительная общеразвивающая программа базируется на основных нормативных документах РФ:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вст в силу с 01.01.2014)
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
По способу организации педагогического процесса дополнительная общеразвивающая программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.
Педагогическая целесообразность программы. Дополнительная общеразвивающая программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, дополнительная общеразвивающая программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.
ЦЕЛЬ: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ:
формирование устойчивого интереса к пению
обучение выразительному пению
обучение певческим навыкам
развитие слуха и голоса детей.
формирование голосового аппарата.
развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
сохранение и укрепление психического здоровья детей.
приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы.
Главное отличие дополнительной общеразвивающей программы «Ритм» от других программ в том, что воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре, который основан на русскоязычных песнях. Песенный репертуар состоит из русских народных песен, песен советского периода и до песен современных авторов, джазовых композиций. Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Позволяет вести совместную работу педагога с родителями, с детьми.
Дополнительная общеразвивающая программа будет успешно реализована если:
*будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал
*будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
*будет использован разнообразный методический материал по программе вокального искусства;
*будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
*будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
В основу дополнительной общеразвивающей программы вокальной студии «Ритм» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Организационно-педагогические основы обучения.
В вокальной студии организована группа детей 8-11 классов.
Количество детей - 15 человек.
Занятия проводятся следующим образом 2 раза в неделю по 40 минут;
Формы проведения занятий: индивидуальные (постановка голоса), мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция).
Срок реализации программы 1 год.
Формы аттестации:
- входное тестирование;
- творческая работа;
- отчетный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях.
Ожидаемые результаты обучения:
По окончании полного курса обучения воспитанники должны
иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
знать приёмы работы над песней;
уметь:
- соблюдать певческую установку,
- чисто интонировать,
- петь сольно и в ансамбле,
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
В течение учебного года учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).
Предметные результаты:
стремление к музыкально-творческому самовыражению;
умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
умение воспринимать музыку различных жанров, форм, размышлять, высказывать своё отношение;
наблюдение на основе сходства и различия интонаций, тем и образов;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
Метапредметные результаты:
активное формирование художественного восприятия музыки;
умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы;
умение работать с разными источниками информации, развивать критическое и творческое мышление;
формирование ключевых компетенций: исследовательские, коммуникативные и информационные умения;
Личностные:
наличие широкой мотивационной основы для образовательной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в образовательной деятельности;
наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:
усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Методические рекомендации.
В программе по вокальному искусству выделены следующие направления:
голосовые возможности детей
вокально-певческие навыки.
работа над певческим репертуаром
работа с солистами
элементы хореографии
музыкально-теоретическая подготовка.
теоретико-аналитическая работа.
концертно-исполнительская деятельность.
2. Учебно- тематический план.
№ | Разделы, название темы | Кол-во часов | Формы контроля |
Общее | Теория | Практика |
I. | Организация певческой деятельности обучающихся в условиях занятий сценическим движением. | 8 | | | Входное тестирова-ние |
1 | Т.Б.. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. | | 2 | | |
2 | Виды, типы сценического движения. | | 2 | | |
3 | Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. | | | | |
4 | Вокально-певческая установка. | | | 2 | |
5 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | | | 2 | |
II. | Совершенствование вокальных навыков. | 8 | | | |
1 | Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. | | | 2 | |
2 | Дикция и артикуляция. | | | 2 | |
3 | Речевые упражнения. | | | 2 | |
4 | Вокальные упражнения. | | | 2 | |
III. | Работа над певческим репертуаром. | 25 | | | |
1 | Народная песня. | | 2 | | |
2 | Произведениями русских композиторов- классиков. | | 6 | | |
3 | Произведения современных отечественных композиторов. | | 6 | | Творческие работы |
4 | Сольное пение. | | | 11 | |
IV. | Актёрское мастерство. Элементы хореографии | 5 | 1 | 4 | |
V | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса | 4 | | | |
1 | Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. | | 2 | | |
2 | Анализ музыкальных произведений. | | 2 | | |
VI. | Концертно-исполнительская деятельность | 20 | | | |
1 | Репетиции. | | | 16 | |
2 | Выступления, концерты. | | | 4 | Отчётный концерт |
| Итого | 70 | 23 | 47 | |
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
Тема I. Организация певческой деятельности обучающихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Вводное. Т.Б.. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
2.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
6.2. Анализ музыкальных произведений.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Занятия строятся по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действиями должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарному плану.
Необходимые условие реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
4. Календарно- тематическое планирование.
№ | Название тем, разделов. | Место проведения |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа. | Кабинет музыки |
2 | Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа. Работа над певческим репертуаром. | Кабинет музыки |
3 | Виды, типы сценического движения. Повторение песенного репертуара. | Кабинет музыки |
4 | Виды, типы сценического движения Повторение песенного репертуара. | Кабинет музыки |
5 | Вокально-певческая установка. Развитие навыков вокального интонирования. Работа над песенным репертуаром | Кабинет музыки |
6 | Вокально-певческая установка. Подготовка к школьному празднику День учителя. Работа с солистами. | Актовый зал |
7 | Упражнение на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой. Укрепление и развитие дикционных навыков. Работа с солистами | Актовый зал |
8 | Упражнение на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой. Укрепление и развитие дикционных навыков. Работа с солистами | Актовый зал |
9 | Вокально-певческая установка. Укрепление и развитие дикционных навыков. Работа с солистами. | Актовый зал |
10 | Вокально-певческая установка. Усложнение дикционных упражнений. Работа с солистами. | Актовый зал |
11 | Упражнение на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой. Работа с солистами. Устранение неравномерного развития голоса. | Актовый зал |
12 | Упражнение на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой. Актёрское мастерство. | Актовый зал |
13 | Совершенствование вокальных навыков. Работа над произведениями (умение передавать авторский замысел) | Актовый зал |
14 | Совершенствование вокальных навыков. Работа с солистами. Актёрское мастерство. | Актовый зал |
15 | Работа над сложностями интонации в произведениях современных композиторов. | Актовый зал |
16 | Работа над сложностями интонаций в произведениях современных композиторов. | Актовый зал |
17 | Совершенствование вокальных навыков. Работа с солистами. Подготовка к концерту. | Актовый зал |
18 | Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приёмы артикуляции. | Актовый зал |
19 | Работа с народной песней. Пение соло и в ансамбле. Сценический подбор движений к народной песне. | Актовый зал |
20 | Работа с народной песней. Работа над чистотой интонирования. Подготовка к фестивалю. | Актовый зал |
21 | Анализ музыкальных произведений. Прослушивание аудио и видеозаписей. | Актовый зал |
22 | Работа над произведениями современных отечественных композиторов. | Актовый зал |
23 | Сбор материалов для архива студии. | Актовый зал |
24 | Работа с солистами. Пение упражнений на интонирование. | Актовый зал |
25 | Формирование эмоционально-ценностного отношения к вокальному искусству. | Актовый зал |
26 | Сводные репетиции | Актовый зал |
27 | Пение учебно- тренировочного материала. Пение non legato и staccato | Актовый зал |
28 | Работа над произведениями современных отечественных композиторов. Пение non legato и staccato | Актовый зал |
29 | Сводные репетиции | Актовый зал |
30 | Работа с солистами. Усложнение дикционного упражнения. | Актовый зал |
31 | Вокальные упражнения. Упражнения, помогающие над расширением и укреплением звукового диапазона. | Кабинет музыки |
32 | Речевые упражнения. Работа с солистами. Актёрское мастерство. | Кабинет музыки |
33 | Дикция и артикуляция. Укрепление и развитие дикционных навыков. | Кабинет музыки |
34 | Вокальные упражнения. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
35 | Речевые упражнения. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
36 | Дикция и артикуляция. Расширение параметров вокально-хорового исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении. | Кабинет музыки |
37 | Произведения русских композиторов-классиков | Кабинет музыки |
38 | Расширение параметров вокально-хорового исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении. | Кабинет музыки |
39 | Произведения русских композиторов-классиков. | Кабинет музыки |
40 | Произведения русских композиторов-классиков. | Кабинет музыки |
41 | Работа над произведениями современных отечественных композиторов. Расширение параметров вокально-хорового исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении. | Кабинет музыки |
42 | Анализ музыкальных произведений. Прослушивание аудио и видеозаписей | Кабинет музыки |
43 | Владение дыханием при усилении и затихании звучности. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
44 | Закрепление навыков дыхания. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
45 | Произведения русских композиторов-классиков | Кабинет музыки |
46 | Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. | Кабинет музыки |
47 | Расширение параметров вокально-хорового исполнительства: работа над средствами выразительности в пении. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
48 | Расширение параметров вокально-хорового исполнительства: работа над средствами выразительности в пении. Работа с солистами. | Кабинет музыки |
49 | Произведения русских композиторов-классиков | Кабинет музыки |
50 | Анализ музыкальных произведений. Прослушивание аудио и видеозаписей | Кабинет музыки |
51 | Работа с солистами. Работа над | Кабинет музыки |
52 | Произведения русских композиторов-классиков. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся. | Кабинет музыки |
53 | Произведения русских композиторов-классиков. Музыкально- теоретический разбор в пределах знаний учащихся. | Кабинет музыки |
54 | Работа с солистами. | Кабинет музыки |
55 | Анализ музыкальных произведений. Прослушивание аудио и видеозаписей | Кабинет музыки |
56 | Формирование сценической культуры. | Кабинет музыки |
57 | Работа с солистами. | Кабинет музыки |
58 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | Кабинет музыки |
59 | Формирование сценической культуры. Бережное отношение к голосу. Дыхание и дыхательная гимнастика. | Кабинет музыки |
60 | Работа с солистами. Актёрское мастерство. Элементы хореографии. | Кабинет музыки |
61 | Формирование сценической культуры. Звукообразование и звуковедение. Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. | Кабинет музыки |
62 | Произведения русских композиторов-классиков | Кабинет музыки |
63 | Работа с солистами. Актёрское мастерство. Элементы хореографии. | Кабинет музыки |
64 | Произведения современных отечественных композиторов | Кабинет музыки |
65 | Работа с солистами. Актёрское мастерство. Элементы хореографии. | Кабинет музыки |
66 | Подготовка к отчётному концерту | Кабинет музыки |
67 | Подготовка к отчётному концерту | Актовый зал |
68 | Отчётный концерт. | |
69 | Подготовка к Последнему звонку. | Актовый зал |
70 | Подведение итогов | |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
Дидактический материал, необходимый для реализации дополнительной общеразвивающей программы:
- хоровая хрестоматия,
- фонохрестоматия,
- музыкальная энциклопедия,
- вокально-хоровой словарь,
- нотные таблицы,
- схемы,
- портреты композиторов и т.п.
Список используемой литературы:
1. Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.
2. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.
3. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.