Рабочая программа
по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия»
учителя-дефектолога с обучающимися
с задержкой психического развития
(7.1)
Категория обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики и развития учащихся школы с ЗПР.
Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с ЗПР.
Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.
Основная цель программы: преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.
Задачи программы:
Коррекция и развитие познавательных процессов
Формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций.
Развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов.
Специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала.
Формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:
принцип наглядности – использование в работе наглядных пособий и специального коррекционного оборудования;
принцип доступности – используемый материал адаптирован как с учетом возраста, так и с учетом имеющегося дефекта;
принцип активного взаимодействия – все занятия строятся на взаимодействии с учащимися в форме игр, упражнений и т.д.
Общая характеристика программы
Содержание курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать признаками понятий, выделять их существенные признаки, выполнять сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, проводить многоаспектную классификацию по самостоятельно найденному основанию. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучения категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.
Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.
Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков. Задача учителя-дефектолога - выработать у обучающегося с ЗПР самостоятельное использование способов учебной работы, обеспечивая помощь в освоении программного материала.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
У детей с ЗПР отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Для обучающихся с ЗПР необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа коррекционно-развивающих занятий, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации, включения детей в социум и помощи в освоении АООП.
Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов:
для 1 класса – 33 часа в год;
для 2 класса - 34 часа в год;
для 3 класса – 34 часа в год;
для 4 класса – 68 часов в год.
Программа включает следующие темы:
Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации.
Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие.
Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов.
Познавательные действия при работе с алгоритмами.
Познавательные действия при работе с информацией.
Познавательные действия по преобразованию информации.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с ЗПР с целью дальнейшей их социализации и успешного освоения АООП.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемы результаты освоения программы
Требования к результатам освоения программы коррекционного курса должны отражать сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Планируемые результаты освоения программы для 1 класса
(1-ый год обучения)
Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 1-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющиеся в:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости смс-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
Планируемые результаты освоения программы для 2 класса
(2-ый год обучения)
Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 2-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей на ряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случаи затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;
Планируемые результаты освоения программы для 3 класса
(3-ый год обучения)
Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 3-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющиеся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения свои чувств;
Планируемые результаты освоения программы для 4 класса
(4-ый год обучения)
Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 4-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Содержание программы
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Диагностическое обследование на начало года
Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.
Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Развитие речи
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Итоговое повторение
Диагностическое обследование на конец учебного года
Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на конец года.
Тематический планирование
1 класс (первый год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Развитие внимания | 8 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант (минимальный уровень сложности) | 2 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Упражнения на развитие навыков сосредоточенного внимания | 1 |
Упражнения на развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Развитие восприятия и воображения | 8 |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 2 |
Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений | 4 |
Развитие памяти | 6 |
Игры на развитие двигательной и вербальной памяти | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры на развитие устойчивости визуальной памяти | 2 |
Развитие речи | 6 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 1 |
Чтение сказок. Оценка поступков героев | 1 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 1 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 1 |
2 класс (второй год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Развитие внимания | 6 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант (минимальный уровень сложности) | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 1 |
Упражнения на развитие навыков сосредоточенного внимания | 1 |
Упражнения на развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Развитие восприятия и воображения | 6 |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки | 1 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 |
Графический диктант (минимальный уровень сложности) | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Развитие памяти | 10 |
Упражнения на развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 1 |
Упражнения на активизацию зрительной и слуховой памяти | 1 |
Упражнения на развитие двигательной и вербальной памяти | 1 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 1 |
Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала | 1 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 1 |
Игры на развитие памяти | 4 |
Развитие речи | 6 |
Упражнения на формирование активного словаря | 2 |
Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму | 1 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 1 |
Чтение сказок. Оценка поступков героев | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 2 |
3 класс (третий год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Развитие внимания | 10 |
Упражнения на развитие навыков сосредоточения внимания | 1 |
Упражнение на развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант | 2 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 2 |
Игры на развитие внимания | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 6 |
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема | 2 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 2 |
Развитие памяти | 6 |
Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры на развитие памяти | 2 |
Развитие речи | 6 |
Упражнения на формирование активного словаря | 2 |
Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Упражнения на активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 2 |
4 класс (четвертый год обучения)
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на начало учебного года | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 6 |
Упражнения на развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема | 2 |
Упражнения на формирование элементов конструктивных навыков и воображения | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации | 2 |
Развитие внимания | 24 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 6 |
Графический диктант с выявлением закономерностей | 6 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 6 |
Игры на развитие внимания | 6 |
Развитие памяти | 24 |
Упражнения на развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 4 |
Упражнения на активизацию зрительной и слуховой памяти | 4 |
Упражнения на развитие двигательной и вербальной памяти | 2 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала | 4 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 4 |
Игры на развитие памяти | 4 |
Развитие речи | 8 |
Упражнения на формирование активного словаря | 4 |
Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Упражнения на активизацию моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Диагностическое обследование | 2 |
Диагностическое обследование на конец учебного года | 2 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.
В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:
- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с ЗПР, наборы игр и упражнений;
- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).
Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).