СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ЗПР 7.1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики и развития учащихся школы с ЗПР.

Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с ЗПР.

Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.

Основная цель программы: преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ЗПР 7.1»









Рабочая программа

по курсу

«Коррекционно-развивающие занятия»

учителя-дефектолога с обучающимися

с задержкой психического развития

(7.1)

























Категория обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики и развития учащихся школы с ЗПР.

Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с ЗПР.

Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.

Основная цель программы: преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.


Задачи программы:

  • Коррекция и развитие познавательных процессов

  • Формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций.

  • Развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов.

  • Специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала.

  • Формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.


Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:

  • принцип наглядности – использование в работе наглядных пособий и специального коррекционного оборудования;

  • принцип доступности – используемый материал адаптирован как с учетом возраста, так и с учетом имеющегося дефекта;

  • принцип активного взаимодействия – все занятия строятся на взаимодействии с учащимися в форме игр, упражнений и т.д.


Общая характеристика программы

Содержание курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения. У обучающихся формируется умение оперировать признаками понятий, выделять их существенные признаки, выполнять сравнение по существенным признакам объектов окружающей действительности и отвлеченных категорий, проводить многоаспектную классификацию по самостоятельно найденному основанию. Совершенствуется операция обобщения за счет оперирования отвлеченными понятиями, изучения категориальных признаков. Способность устанавливать причинно-следственные зависимости формируется на материале учебных предметов и отражает общие закономерности и взаимосвязь понятий.

Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности.

Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков. Задача учителя-дефектолога - выработать у обучающегося с ЗПР самостоятельное использование способов учебной работы, обеспечивая помощь в освоении программного материала.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

У детей с ЗПР отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Для обучающихся с ЗПР необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.


Место коррекционной программы в учебном плане

Программа коррекционно-развивающих занятий, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации, включения детей в социум и помощи в освоении АООП.

Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов:

для 1 класса – 33 часа в год;

для 2 класса - 34 часа в год;

для 3 класса – 34 часа в год;

для 4 класса – 68 часов в год.


Программа включает следующие темы:

  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.

  • Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации.

  • Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие.

  • Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов.

  • Познавательные действия при работе с алгоритмами.

  • Познавательные действия при работе с информацией.

  • Познавательные действия по преобразованию информации.


Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с ЗПР с целью дальнейшей их социализации и успешного освоения АООП.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.



Планируемы результаты освоения программы



Требования к результатам освоения программы коррекционного курса должны отражать сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.


Планируемые результаты освоения программы для 1 класса

(1-ый год обучения)


Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 1-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющиеся в:

  • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

  • в умении написать при необходимости смс-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;



Планируемые результаты освоения программы для 2 класса

(2-ый год обучения)


Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 2-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

  • в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

  • в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

  • в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

  • в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятия на себя обязанностей на ряду с другими детьми;

  • в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случаи затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

  • в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

  • в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе;



Планируемые результаты освоения программы для 3 класса

(3-ый год обучения)


Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 3-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющиеся:

  • в расширении знаний правил коммуникации;

  • в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

  • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

  • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор;

  • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

  • в освоении культурных форм выражения свои чувств;



Планируемые результаты освоения программы для 4 класса

(4-ый год обучения)


Требования к результатам освоения программы коррекционного курса 4-го года обучения отражают сформированность социальных (жизненных компетенций), необходимых для решения практико-ориентированных задач обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, а именно в способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

  • в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

  • в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих, сохранности окружающей предметной и природной среды;

  • в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.;

  • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;

  • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

  • в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

  • в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

  • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

  • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

  • в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

  • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.






Содержание программы

Введение

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

Диагностическое обследование на начало года

Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на начало года.

Развитие восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).

Развитие речи

Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Итоговое повторение

Диагностическое обследование на конец учебного года

Диагностика и обследование уровня знаний, умений, навыков обучающего на конец года.























































Тематический планирование





1 класс (первый год обучения)

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Развитие внимания

8

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант (минимальный уровень сложности)

2

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Упражнения на развитие навыков сосредоточенного внимания

1

Упражнения на развитие навыков устойчивости внимания

1

Развитие восприятия и воображения

8

Упражнения на развитие пространственной ориентировки

2

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

2

Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений

4

Развитие памяти

6

Игры на развитие двигательной и вербальной памяти

2

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры на развитие устойчивости визуальной памяти

2

Развитие речи

6

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

1

Чтение сказок. Оценка поступков героев

1

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

1

Диагностическое обследование на конец учебного года

1

































2 класс (второй год обучения)



Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Развитие внимания

6

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант (минимальный уровень сложности)

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

1

Упражнения на развитие навыков сосредоточенного внимания

1

Упражнения на развитие навыков устойчивости внимания

1

Развитие восприятия и воображения

6

Упражнения на развитие пространственной ориентировки

1

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

1

Графический диктант (минимальный уровень сложности)

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Развитие памяти

10

Упражнения на развитие объема и устойчивости визуальной памяти

1

Упражнения на активизацию зрительной и слуховой памяти

1

Упражнения на развитие двигательной и вербальной памяти

1

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

1

Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала

1

Упражнения на запоминание различных предметов

1

Игры на развитие памяти

4

Развитие речи

6

Упражнения на формирование активного словаря

2

Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму

1

Активизация моторно-двигательной артикуляции

1

Чтение сказок. Оценка поступков героев

2

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на конец учебного года

2



3 класс (третий год обучения)


Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Развитие внимания

10

Упражнения на развитие навыков сосредоточения внимания

1

Упражнение на развитие навыков устойчивости внимания

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант

2

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Игры на развитие внимания

2

Развитие восприятия и воображения

6

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема

2

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

2

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

2

Развитие памяти

6

Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры на развитие памяти

2

Развитие речи

6

Упражнения на формирование активного словаря

2

Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму

2

Упражнения на активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на конец учебного года

2














4 класс (четвертый год обучения)


Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на начало учебного года

2

Развитие восприятия и воображения

6

Упражнения на развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема

2

Упражнения на формирование элементов конструктивных навыков и воображения

2

Упражнения на развитие пространственной координации

2

Развитие внимания

24

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

6

Графический диктант с выявлением закономерностей

6

Составление простых узоров из карточек по образцу

6

Игры на развитие внимания

6

Развитие памяти

24

Упражнения на развитие объема и устойчивости визуальной памяти

4

Упражнения на активизацию зрительной и слуховой памяти

4

Упражнения на развитие двигательной и вербальной памяти

2

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

2

Упражнения на развитие прочности запоминания словесного материала

4

Упражнения на запоминание различных предметов

4

Игры на развитие памяти

4

Развитие речи

8

Упражнения на формирование активного словаря

4

Упражнения на формирование навыков обучения чтению и письму

2

Упражнения на активизацию моторно-двигательной артикуляции

2

Итоговое повторение

1

Диагностическое обследование

2

Диагностическое обследование на конец учебного года

2







Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.


В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:

- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с ЗПР, наборы игр и упражнений;

- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);

- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).

Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).