Нижний Тагил, 2016 г.
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) укрупненной группы направлений подготовки специалистов среднего звена 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
самостоятельной работы - 34 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Роль и место математики в современном мире, общности ее понятий и представлений.История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. Связь математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. | 2 | 1 |
Раздел 1. Элементы высшей алгебры | 28 | |
Тема 1.1. Основные понятия линейной алгебры | Матрицы и действия над ними. Определитель матрицы и его свойства. Вычисление определителей | 2 | 2 |
Обратная матрица. Ранг матрицы. | 2 | 2 |
Практическое занятие №1. «Нахождение суммы, разности, произведения матриц, умножение матрицы на число» | 2 | |
Практическое занятие № 2. «Вычисление определителей третьего и четвертого порядков, разложение определителя по элементам, какой – либо строки и столбца» | 2 |
Практическое занятие № 3. «Вычисление обратной матрицы. Нахождение ранга матрицы» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Матрицы и действия над ними» | 4 |
Тема 1.2 Система линейных уравнений и методы их решения | Этапы решения систем линейных уравнений методами Крамера и Гаусса. | 2 | 2 |
Матричный метод решения систем линейных уравнений. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4: «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» | 2 | |
Практическое занятие № 5: «Решение систем линейных уравнений методом Гаусса» | 2 |
Практическое занятие № 6. «Решение систем линейных уравнений методами матричного исчисления» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Решение систем уравнений» | 4 |
Раздел 2. Математический анализ. | 52 | |
Тема 2.1. Дифференциальное и интегральное исчисление. | Функции одной переменной. Пределы. Свойства пределов. Правила вычисления. | 2 | 2 |
Непрерывность функций. Производная, геометрический смысл. | 2 | 2 |
Исследование функций с помощью производной. | 2 | 2 |
Неопределенный интеграл. Правила вычисления неопределенного интеграла. | 2 | 2 |
Вычисление определенного интеграла. Геометрический смысл определенного интеграла.Функции нескольких переменных. Приложение интеграла к решению прикладных задач. Частные производные. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 7. Вычисление пределов функций. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательных пределов. | 2 | |
Практическое занятие № 8. Нахождение производных по алгоритму. Вычисление производной сложных функций. | 2 |
Практическое занятие №9. Дифференцирование функций. Исследование функций методами дифференциального исчисления Интегрирование. Решение прикладных задач | 2 |
Практическое занятие № 10. Интегрирование простейших функций. Решение простейших неопределенных интегралов. | 2 |
Практическое занятие № 11. Интегрирование простейших функций. Решение простейших определенных интегралов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по теме «Дифференциальное и интегральное исчисление» | 4 |
Тема 2. 2. Обыкновенные дифференциальные уравнения. | Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Общие и частные решения. Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 | 2 |
Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 12. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными, однородных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 | |
Практическое занятие № 13. Решение линейных дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 |
Практическое занятие № 14. Решение линейных однородных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. Решение прикладных задач. | 2 |
Практическое занятие № 15. Решение дифференциальных уравнений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Дифференциальные уравнения первого порядка» | 4 |
Тема 2.3. Дифференциальные уравнения в частных производных. | Простейшие дифференциальные уравнения в частных производных. Дифференциальные уравнения линейные относительно частных производных. | 2 | 2 |
Дифференциальные уравнения линейные относительно частных производных. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 16: Решение простейших дифференциальных уравнений линейных относительно частных производных. | 2 | |
Практическое занятие № 17. Решение дифференциальных уравнений в частных производных | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Решение дифференциальных уравнений в частных производных» | 4 |
Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики. | 20 | |
Тема 3.1.Элементы комбинаторики и вероятность событий | Перестановки, размещения, сочетания.Вероятность событий. Виды событий. Вычисление вероятности событий. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 18: Решение задач с применением формул комбинаторики. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач по теме «Классическое определение вероятности. Формулы комбинаторики» | 4 |
Тема 3.2.Случайные величины и ее числовые характеристики | Случайные события. Виды событий. Случайные величины и ее функция распределения. | 2 | 2 |
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. | 2 | |
Практическое занятие № 19: Закон распределения дискретной случайной величины, вычисление математического ожидания, дисперсии, среднего квадратичного отклонения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Дискретные случайные величины» | 4 |
Раздел 4. Основные численные методы | 16 | |
Тема 4.1. Численное интегрирование | Формулы прямоугольников, трапеций, Симпсона. | 2 | |
Вычисление интегралов приближенными методами. | 2 | |
Практическое занятие № 20: Вычисление интегралов методами приближенного вычисления. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Приближенное интегрирование» | 4 |
Тема 4.2. Численное дифференцирование | Интегральные формулы Ньютона и Гаусса | 1 | |
Численное дифференцирование | 1 | |
Практическое занятие № 21: Численное дифференцирование. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Приближенное дифференцирование» | 2 |
| Консультация к экзамену | 2 | |
Итого: | 118 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебногокабинета математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количествуобучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующаядокументация, рекомендуемые учебники, дидактический материал,раздаточный материала.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Малугин В.А. Математический анализ. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2009.-272с.
Соболь Б.В. Практикум по высшей математике / Б.В. Соболь, Н.Т. Мишняков, В.М. Поркшеян. – Изд. 6-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010-630с.
Блехман И.И., Мышкис А.Д. и др. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. С примерами из механики. Учебное пособие. – М.: Ком.книга, 2011-376с.
Афанасьева О.Н., Бродский Я.С., Павлов АЛ. Математика для техникумов. -М.: Наука, 2010
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2002
Бутузов В.Ф., Крутицкая Н.И. Математический анализ в вопросах и задачах. - М.: Физматлит, 2009
Валуцэ И.И. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2009
Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Росткнига, 2011
Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Часть 1 и 2. - М: Высшая школа, 2011
Задачи по высшей математике. Щипачев B.C. - М.: высшая школа, 2006
Натансон И.П. Краткий курс вышей математики. - С-Пб.: Лань, 2010
Пехлецкий И. Д. Математика. - М.: Мастерство, 2009
Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2003
Щипачев B.C. Основы высшей математики. - М.: Высшая школа, 2011
Реализация программы учебной дисциплины требует дополнительного обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; | практическое задание, контрольная работа |
применять методы дифференциального и интегрального исчисления; | практическое задание, контрольная работа |
решать дифференциальные уравнения. | практическое задание, контрольная работа |
знания: |
о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений; | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
основные понятия и методы математического анализа, | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
основы линейной алгебры и аналитической геометрии | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
основные понятия и методы аналитической геометрии; | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |
основные численные методы решения математических задач; | тестовые задания открытой формы, контрольная работа |