СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь курса психологической подготовки к экзаменам "Успешный выпускник"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь разработана специально для курса тренинговых занятий по психологической подготовки к экзаменам "Успешный выпускник". Использование данной тетради делает процесс тренинговой работы максимально результативным и позволяет наладить эффективное взаимодействие всех участников психологической работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь курса психологической подготовки к экзаменам "Успешный выпускник"»



КУРС ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
«УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ



ТРЕНИНГОВОЕ ИМЯ


________________________________


БЛОК № 1 «МОИ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

ТРЕНИНГ «ЗНАКОМСТВО»

Участники в кругу обсуждают правила тренинга, их значение для группы.

  • Психогеометрический тест «Экспресс - диагностика типа личности» (адаптация А. А. Алексеевой и Л. А. Громовой)

Инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это-Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».


Квадрат - трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Треугольник - самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех!

Прямоугольник - символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь.


  • Упражнение «Я горжусь…»

Участникам предлагается сформулировать три основные качества своей личности, которыми участник гордится (можно пользоваться интерпретацией теста).


Я ___________________________________________________


Я ___________________________________________________


Я ___________________________________________________


После заполнения строк, участники по очереди выходят в центр круга и презентуют свои качества остальным участникам: «Я горжусь, тем, что я …». Остальные участники поощряют их смелость аплодисментами.



  • Упражнение «Моя стрессоустойчивость»

Стресс - «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Участникам предлагается заполнить тест-опросник.

  • Тест-опросник «Насколько я предрасположен к стрессу»

Прочитай предложенные утверждения. Если ты согласен с утверждением, поставь отметку в столбце «Да», если не согласен – в столбце «Нет». Отвечай честно и не раздумывай.


Утверждение Д аДа Нет


1.Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно,

чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки

______________________________________________________________________

2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку

______________________________________________________________________

3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятерку

______________________________________________________________________

4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание

______________________________________________________________________

5. Я иногда чувствую, что все забыл

______________________________________________________________________

6. Бывает, что «легкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником

______________________________________________________________________

7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной

______________________________________________________________________

8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией

______________________________________________________________________

9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением

______________________________________________________________________

10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю

______________________________________________________________________

11. Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски

______________________________________________________________________

12. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, иногда возникает внутренняя дрожь

______________________________________________________________________



Обработка результатов: необходимо подсчитать количество ответов «да».


от 0 до 3низкий уровень тревожности, необходимо более серьезно подойти к во-

просу сдачи экзамена, усилить подготовку;

от 4 до 6 – подверженность экзаменационному стрессу средняя;

от 7 до 12 – подверженность экзаменационному стрессу высокая, было бы полезным пройти курс психологической подготовки к экзаменам.


Рефлексия «Незаконченные предложения»

Участникам предлагается закончить несколько фраз в рабочих тетрадях фразы:

«Мне больше всего запомнилось (понравилось)…


«Для меня было полезно…


«Я хотел бы в следующий раз…




ТРЕНИНГ «БЕЖАТЬ ИЛИ РЕШАТЬ»


Упражнение «Мозговой штурм»

Участники совместно в течение 1 минуты формулируют сложности, которые могут им встретиться при сдаче экзаменов, задача назвать как можно больше трудностей.

Методика «Индикатор копинг-стратегий» (д. Амирхан)

Инструкция: На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения:

  • полностью согласен;

  • согласен;

  • не согласен.


Утверждения

Полностью

согласен

Согласен

Не согласен

1. Позволяю себе поделиться чувством с другом.

3

2

1

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3

2

1

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять.

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

3

2

1

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо.

3

2

1

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи.

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

3

2

1

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией.

3

2

1

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

3

2

1

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий.

3

2

1

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

3

2

1

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

3

2

1

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

3

2

1

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение.

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы.

3

2

1

17. Обдумываю про себя план действий.

3

2

1

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше.

3

2

1

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

3

2

1

21. Избегаю общения с людьми.

3

2

1

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем.

3

2

1

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию.

3

2

1

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему.

3

2

1

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей.

3

2

1

26. Сплю больше обычного.

3

2

1

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе.

3

2

1

28. Представляю себя героем книги или кино.

3

2

1

29. Пытаюсь решить проблему.

3

2

1

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

3

2

1

31. Принимаю помощь от друзей или родственников.

3

2

1

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше.

3

2

1


Обработка результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии.

Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Ключ:

  • Шкала «разрешение проблем» — пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

  • Шкала «поиск социальной поддержки» — пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

  • Шкала «избегание проблем» — пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.


Баллы начисляются по следующей схеме:

  • ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла;

  • ответ «Согласен» в 2 балла;

  • ответ «Не согласен» в 1 балл.


Нормы для оценки результатов теста

Уровень

Разрешение

проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

проблем

Очень низкий

Низкий

17-21

14 - 18

16-23

Средний

22 - 30

19-28

24 - 26

Высокий

31

29

27


все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

  • Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

  • Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного

разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

  • Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Упражнение «Поиск решений»

Участники совместно обсуждают трудности, которые сформулировали во время «Мозгового штурма». Задача – определить наиболее эффективную поведенческую стратегию для каждого случая. В процессе обсуждения рекомендуется делать пометки в тетради.










Рефлексия «Смайлики»

«Перед вами несколько смайликов с различным настроением, выберите и обведите тот из них, который наиболее близок к вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент».



БЛОК № 2 «УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

ТРЕНИНГ «СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

«Ребята, мы можем управлять своим состоянием и настроением с помощью слов, мысленных образов, дыхания. Эта способность называется саморегуляция. Есть четыре группы способов саморегуляции, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся».


  • Способы, связанные с управлением дыханием.

УПРАЖНЕНИЕ «Расслабляющее дыхание»

Медленное и глубокое дыхание способствует мышечному расслаблению и может помочь вам даже тогда, когда вы находитесь в аудитории. Сейчас мы выполним два задания.

Задание 1. На счет 1-2-3-4 делаем медленный глубокий вдох (при этом живот слегка выпячивается вперед). На следующие четыре счета задержите дыхание. Затем сделайте медленный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. Повторите упражнение 3-4 раза.

Задание 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

«Запишите, пожалуйста, свои ощущения от выполненных упражнений»:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

УПРАЖНЕНИЕ «Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

«Ваши ощущения»:__________________________________________

__________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ "Лимон"

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Ваши ощущения: ________________________________________________

__________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «Мороженое»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы застывшее мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психо-эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Ваши ощущения:___________________________________________

__________________________________________________________


  • Способы, связанные с воздействием слова (самоубеждение, самовнушение, самопрограммирование ).

УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМУЛЫ»

«Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях. Если проецировать на сдачу экзаменов: «У меня не получится», «Я не успею сделать задания» и т.д. Это примеры негативных установок, которыми мы ежедневно «бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу. К счастью, наше воображение в нашей власти».

«Вам необходимо составить 2-3 словесные формулы, которые помогут в достижении успеха в жизни (и при сдаче экзаменов), соблюдая при этом ряд правил»:

• Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не»: «Я уверен в своих возможностях», а не «Я не боюсь, что мне не хватит времени».

• Формула должна отражать ваши намеренья, должна быть вам понятна и близка.

• Формулы должны быть краткими, лаконичными.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия «Незаконченные предложения»

Участникам предлагается закончить несколько фраз в рабочих тетрадях фразы:

«Мне больше всего запомнилось (понравилось)…

«Для меня было полезно…


ТРЕНИНГ «ЭНЕРДЖИ - МЕНЕДЖМЕНТ»

Энерджи-менеджмент - это искусство управления энергией, собственными силами, активностью так, чтобы все поставленные задачи выполнялись качественно, быстро и с удовольствием.


Принципы правильного управления энергией:


1. Отдых – это часть работы. «Отдыхать пока не устал». Не накапливать напряжение!


2. Смена цикла: 45 мин работы 15 мин отдыха.


3. Если много задач: распределить по 15 мин для каждой темы и сменять одну задачу другой.








Упражнение «Моя батарейка»








Перед вами различные приемы восполнения своего энергетического баланса. Выберите и отметьте маркером наиболее доступные, привлекательные и эффективные для вас.


СПОРТ СПА ПРОЦЕДУРЫ МУЗЫКА ЛЮБИМАЯ ЕДА


ОБЩЕНИЕ С ДРУЗЬЯМИ ИНТЕРЕСНЫЙ ФИЛЬМ


ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ ЖИВОТНЫЕ


КАЧЕСТВЕННЫЙ СОН ШОПИНГ ЕЗДА НА СКОРОСТИ


ХОББИ ЧТЕНИЕ КНИГ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


Участники могут дополнить список собственными приемами:

_______________________________________________________________

БЛОК № 3 «ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»


ТРЕНИНГ «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

На внимание и память

жалуются все,

на рассудок - никто.

Внимание - это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию.

Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать все: сигналы светофора, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля.

Учитель должен контролировать ситуацию в классе и следить за логикой изложения учебного материала.

Бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи.

Многих техногенных катастроф удалось бы избежать, если люди с нарушениями внимания были бы вовремя отстранены от работы. И, конечно, для успешной сдачи экзамена нужно быть ооочень внимательным!


Упражнение « Кто быстрее»

«Найдите на рисунке все числа по порядку от 1 до 90. Это упражнение развивает переключаемость и устойчивость внимания».



«Запишите свой личный результат»________________________________

Игра «Муха»

Участникам предлагается, используя флип - чарт, определить самого внимательного в группе.

ТРЕНИНГ «ПАМЯТЬ ДЕВИЧЬЯ»


Память - это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение - основные функции памяти.

Приемы эффективного запоминания:


  1. «Нахождение связи между предметами»

Составьте и запишите 3 предложения, в каждом должны быть использованы предложенные группы слов. Предложения должны быть связными и осмысленными.


- Блоха машина диван



- Ветка парусник картофель




- Собака облако пряжа



  1. Метод расположения предметов «Комната»

«Закройте глаза и представьте себе комнату, расположение предметов в которой вам очень хорошо знакомо. Рассмотрите все предметы в подробностях. Теперь я буду называть предметы, а вы должны расположить их по периметру всей комнаты. В воображении необходимо как можно детальнее представить себе все предметы, их расстановку по комнате».

После выполнения упражнения участникам предлагается записать все перечисленные ведущим предметы, желательно сохранить последовательность их перечисления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рефлексия «Незаконченные предложения»

Участникам предлагается закончить несколько фраз в рабочих тетрадях фразы:

«Мне больше всего запомнилось (понравилось)…


«Для меня было полезно…



БЛОК № 4 «ОСНОВЫ ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТА»


ТРЕНИНГ «Искусство все успевать»



Тайм – менеджмент – это искусство управления своим временем. Такое распределение своей активности, при котором время расходуется наиболее эффективно.


Упражнение «Реальное время»

Участникам предлагается сначала сделать предположение, относительно продолжительности того или иного привычного действия (записать их), а после проверить на практике свое чувство времени.


Повседневные дела

Мой прогноз

Реальное время

За сколько секунд, минут ты успеваешь прочитать одну страницу учебника?

 

 

Сколько нужно времени для выхода в Интернет?

 

 

Сколько времени требуется для того, чтобы связаться по телефону со знакомым и получить ответ?

 

 


Оценка результатов:

Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.

Если более – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.


Хронофаги- все то, что ворует у нас время, отвлекает от полезной деятельности или срывает планы.



Упражнение «Хронофаги-пожиратели времени»

«Ребята, для заполнения таблицы, пожалуйста, внимательно прочитайте список хронофагов. Выберите те, которые относятся лично к вам. Подумайте, какие причины «заставляют» вас тратить время на этих «пожирателей»? Заполните необходимые поля в таблице». Например: 1. Каждую субботу наводить порядок в своем рюкзаке (сумочке); 2. Освоить технику «Как сказать нет и сохранить друзей» и т.д.»






Регистрация личных «хронофагов»

Причины

Прививка от «хронофага» - что нужно сделать, чтобы сберечь время

 Поиск записей, телефонов, нужных предметов, книг и пр.

 





Чрезмерно долгая игра на компьютере.






Телефонные разговоры с родственниками или друзьями.





Неумение отказывать в просьбах, неумение обозначать личные границы.



Просмотр телепередач.





Привычка браться за все дела сразу - «распыление сил».






Незапланированные визиты друзей и знакомых, болтовня.



Личная неорганизованность, лень.






Привычка откладывать дела со дня на день до последнего момента.



Беспорядок на рабочем столе, в портфеле, сумочке.




Спешка, приводящая к ошибкам, которые нужно исправлять.




«Запишите возможные препятствия при избавлении от хронофагов»:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________



Упражнение «Последний день»

«Представьте, что сегодня Ваш последний день». Возможно Вам покажется это правило нелепым, но все же…Хочу с Вами поделиться своим личным вопросом - я его задаю сама себе перед тем, как лечь спать и как только просыпаюсь! От этого вопроса я каждое утро бодренько просыпаюсь и начинаю с умом управлять своим временем. А вот и мой вопрос: «Если бы я знала, что сегодня последний день моей жизни - что бы я сделала и как себя вела  в этот день?» Мой Вам совет, прям сейчас возьмите листочек бумаги и сами для себя откровенно ответьте на поставленный вопрос. Я думаю Вам это будет интересно!


  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________



Рефлексия «Смайлики»

«Перед вами несколько смайликов с различным настроением, выберите и обведите тот из них, который наиболее близок к вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент».






ТРЕНИНГ «МОЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ»


Цель - «конечный результат, на достижение которого направлены усилия или стремления человека или группы людей».

Цели человеку не даются заранее, их необходимо находить самому. Человек без цели - все равно что путник, блуждающий с завязанными глазами.


Человек, имеющий цель, подобен опытному путешественнику, который точно определил координаты места назначения.


Упражнение «Шляпа 1»


«Сейчас посмотрим, умеете ли вы ставить перед собой цели. На небольших полосках бумаги сформулируйте и напишите самую желанную для себя цель в жизни». Все полоски с целями участники складывают в шляпу ведущей.


Принципы формулирования цели:

Цель должна быть конкретной - если цель сформулирована точно, то не составит труда ответить на такие вопросы: «Что это? Как выглядит? Какой формы, какого цвета, какого запаха? Какого размера?» и т. п.

Цель нужно формулировать в утверждающей форме - необходимо в формулировке исключить частицу «не». Пример неправильной формулировки: «Не хочу получить два на экзамене». Правильно: «Хочу получить пять на экзамене».

Необходимо указать предполагаемый срок, к которому необходимо достичь цели.

Достижение цели зависит от самого человека - в формулировке цели не должны фигурировать другие люди. У них есть свои цели и желания. Они не обязаны выполнять желания другого человека, даже если это благие намерения.

Цели индивидуальны - даже при полном совпадении формулировок цели различных людей отличаются, т. к. каждый человек в это понятие вносит свой смысл и свои ценности. У каждого свой путь к достижению этой цели.

Достижение цели не должно принести никому вреда - даже при полном совпадении формулировок цели различных людей отличаются, т. к. каждый человек в это понятие вносит свои.


Упражнение «Правильные и неправильные цели»


«Попробуйте определить, какие цели из списка сформулированы правильно, точно, а какие нет и потому недостижимы, напротив «правильных» целей поставьте «+», напротив «неправильных» «-»»:

  • Я хочу научиться выступать перед аудиторией.

  • Я буду поступать куда угодно, только не в технический вуз.

  • Я стану самым лучшим студентом в мире.

  • Я буду работать телеведущим на Первом канале.

  • Я постараюсь стать добрым человеком.

  • Мы хотим организовать ко Дню Победы концерт.


Упражнение «Шляпа 2»


Каждый участник (по кругу) вытягивает из шляпы полоску с целью и при необходимости вносит коррективы в ее формулировку.


Упражнение «Занимайтесь планированием»

Правила планирования

Каждодневное планирование НЕОБХОДИМО для повышения Вашей эффективности на протяжении всего дня.


Постоянно планируйте конкретные задания в тетрадке!


Запомните, если на бумаге нет вашей цели – тогда она просто не существует!


Возьмите себе за привычку  с вечера (перед тем как ложиться спать) записать свой план заданий на завтра!


Работайте с этим списком на протяжении всего дня: как только появиться какое-то новое задание – включите его в этот же список учитывая его приоритетность по сравнению с ранее записанными делами.


Как только Вы успешно справитесь с конкретной задачей – обязательно ее вычеркивайте со списка!


«Съешьте лягушку на завтрак!» Свой день нужно начинать именно с самого трудного - и Ваш день пройдет гладко и не принудительно.


Сложное задание нужно разделить на несколько подзадач: не хвататься за нее целиком (так поступают только неразумные люди, проще говоря - неудачники).


«А теперь, используя правила планирования, составьте список дел на следующий день»




Рефлексия «Незаконченные предложения»

Участникам предлагается закончить несколько фраз в рабочих тетрадях фразы:


«Мне больше всего запомнилось (понравилось)…



«Для меня было полезно…






«ЛАЙФХАКИ» на ЭКЗАМЕНЕ


Сосредоточься. После того как ты заполнил бланки и внимательно проверил все материалы, сосредоточься и забудь про окружающих. Для тебя должен существовать только текст задания и время, чтобы выполнить тест.

Торопись не спеша. Ограничение времени не должно влиять на качество ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял задание.

Начни с легкого. Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты уверен и не сомневаешься. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.

Пропускай. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы,

с которыми ты обязательно справишься. К трудным и непонятным заданиям сможешь вернуться позже.

Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании. Будь внимателен, если задания требуют работы с одним текстом. Перечитай вопрос несколько раз, чтобы определить верную постановку задачи.

Исключай. Задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах.

Проявляй осторожность. Убери все шпаргалки, даже если принес. Они тебя будут только отвлекать. Организаторы экзамена ведут видеозапись, которая хранится до 1 марта следующего года. Видео будет доказательством, если удалят со шпаргалкой из аудитории.

Проверяй. Оставь время для проверки своей работы, чтобы

хотя бы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Используй черновик. Он поможет тебе спокойно решить задания и найти правильный ответ. Помни о том, что за 30 минут до окончания экзамена нужно успеть ответы переписать

в бланк.

Проверяй. Оставь время для проверки своей работы, чтобы

хотя бы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Проявляй упорство. Стремись выполнить все задания, чтобы

получить хотя бы минимальный балл.