Рабочая тетрадь
для занятий по курсу
«Практическая биология»
учени___ 5 класса ___
_____________________
Ульяновск 2024г.
Введение
Дорогие ребята!
На Земле живет более 2 млн. видов животных, около 350 тыс. видов растений и более 100 тыс. видов грибов. Населяют нашу планету и невидимые невооруженным глазом микроскопические организмы- бактерии и вирусы, число видов исчисляется десятками тысяч.
Вы приступаете к изучению основ науки биологии. Биология- наука о жизни, живых организмах, обитающих на земле.
Наш курс называется «Практическая биология». Большая часть работы будет связана с практической деятельностью. На занятиях мы раскроем понятие «жизнь», познакомимся с признаками живого, методами изучения живой природы, с основными разделами биологии и профессиями, связанные с биологией. Научимся правилам поведения и работы в кабинете биологии и биологическими приборами, и инструментами. Освоим технологию проведения лабораторных и практических работ с соблюдением правила техники безопасности! Мы узнаем особенности строения и жизнедеятельности различных организмов: растений, животных, бактерий и грибов. Изучим распространение живых организмов по планете, познакомимся с их удивительными приспособлениями к условиям обитания. И обязательно выясним как человек влияет на живую природу.
Желаем вам успехов !
Техника безопасности при выполнении лабораторной работы.
Основную опасность представляют порезы уколы частей тела, вызванные неосторожным обращением с лабораторным оборудованием и инструментами.
I. Требования безопасности перед началом работы
1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
2. Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.
3. Не загромождайте проходы портфелями и сумками.
II. Требования безопасности во время работы
1. Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.
2. Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.
3. Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.
4. Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.
5. Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.
III. Требования безопасности после окончания работы
1. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.
2. После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.
3. Не выходите из кабинета без разрешения учителя.
Экскурсия № 1
Тема: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
Цель: Познакомиться с многообразием растений и животных и с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Отчет по экскурсии:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
Найдите и запишите либо стихотворение об осени, либо пословицы, поговорки или какие либо приметы. Можно нарисовать осенний пейзаж.
Рассмотрите фото и выполните задание
Задание 1. Какое сезонное явление из жизни растений изображено на рисунке?
а) созревание плодов
б) распускание почек
в) сбрасывание листьев
Задание 2. Какие изменения происходят с изображёнными органами растений?
а) заметно изменяются листья, они уменьшаются в размере
б) изменяется форма листьев
в) изменяется окраска листьев
Задание 3. При помощи какого метода можно изучить изображённое явление?
а) эксперимент б) наблюдение в) измерение
Задание 4. В чём состоит значение для растений данного явления?
а) уменьшение транспирации
б) удаление вредных продуктов метаболизма(обмена веществ)
в) предохранение полома веток под тяжесть снега зимой
З
адание 5. Раскрасьте лист клёна красным, лист дуба жёлтым, лист берёзы зелёным цветом
Ответы:
Почувствуй себя антропологом
Рассмотрите рисунок 1. Вставьте недостающую информацию в ячейки таблицы
Дата, событие | Значение |
3-2,5 млн. лет до н. э. Изготовление каменных орудий труда | Эффективная охота, возможность выделывать шкуры, изготавливать новые орудия труда из камня(рубила, скребки, наконечники) |
______________________________________________Овладение огнём | Улучшение качества пищи и ее усвоения, возможность эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения, обогревать жилища и осваивать новые территории с более прохладным климатом |
Около 40 тыс. лет ______________________________________________ | Освоение новых климатических зон, расширение территории, на которой велась охота, собирались съедобные растения |
Около 35 тыс. лет до н. э. _______________________ | |
40-20 тыс. лет до н.э. Зарождение первобытного искусства | |
Около 15 тыс. лет до н. э. | |
12-10 тыс. лет до н. э. _______________________ | Возможность жить оседло, создание новых, более удобных орудий труда |
Около 10 тыс. лет до н. э. | |
Выплавка меди, открытие бронзы | |
Возникновение ткачества и гончарного ремесла | |
6-5 тыс. лет до н. э. | |
Около 5 тыс. лет до н. э | |
Задание 2. Найдите в справочной литературе или Интернете, что изучает каждая из наук
Археология ( от греч. архое- древний и логос- учение) -…………... ………………………………………………………………………….
Антропология…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Этнография………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Палеография…………………………………………………………………………………………………..........................................................
Почувствуй себя фенологом
Ф
Периоды:
1._________________
2.Оживление весны
3._________________
4. __________________
енология (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
Периоды:
1.Начало лета
2._______________
3. Спад лета
Периоды:
1.______________
2.Коренная зима
3.________________
Периоды:
1._____________
2.Золотая осень
3._____________
4.Предзимье
Фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов 4.
Подсезонов – характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы – четырнадцать.
Практическая работа № 1
Тема: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Цель: Научиться вести наблюдения за сезонными изменениями в природе
Ход работы
1. Выявить признаки осени.
2. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
3. У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада?
4. Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени?
5. Выберите правильные ответы и перепишите их в тетрадь.
Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
А) Линька
Б) Метаморфозы (образование куколки у бабочки)
В) Размножение
Г) Птицы улетают в тёплые края
Д) Запасание пищи
Е) Накапливание жира
Ё) Оцепенение
Ж) Активная охота
Сделайте вывод по проделанной работе.
Почувствуй себя ботаником. Гербарий – это интересно!
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это – и человек, и животные, и грибы , и многие другие. В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства: животные, растения, бактерии , грибы.
Ботаника («ботанэ» о греческого трава) - наука о растениях. Она изучает жизнь растений, из внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.
Большинство растений обладает зеленой окраской. По внешнему строению все растения делят на 2 группы (рис.2)
Рис.2
Растения имеют органы. Какие?
З
адание 1 Используя схему растения , подпишите его основные части.( рис 3.)
Задание 2 Напиши роль растений в жизни человека.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Рис.3 ______________________________
ЧТО ТАКОЕ ГЕРБАРИЙ?
В дословном переводе с латинского «гербарий» звучит, как «трава».
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова даётся определение гербария как коллекции засушенных растений.
Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:растения со всеми частями — от подземных до надземных, включая не только цветки, но и плоды;
целые группы различных растений;
отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).
Правила сбора растений для гербария 1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).
Условия для просушки того или иного растения
Как сделать гербарий самостоятельно, используя метод плоская сушка.
Кроме привычной книги, можно применить горячий утюг. Как правильно сушить им? На лист бумаги ровно выложить растение и покрыть его другим листом. Прижать утюгом, а потом прогладить.
Как оформить гербарный лист
Все растения крепятся на листы альбома. Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч. Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.
Важнейшим элементом правильно оформленного гербарного листа является этикетка, на которой на русском и латинском языках написано название растения, места его распространения, данные о месте и времени сбора.
Сделать которую можно самостоятельно.( Приложение 1)
Почувствуй себя натуралистом
Лабораторная работа № 2
Тема. Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения, выяснить значение его органов, результат представить в виде таблицы.
Ход работы:
1. Рассмотреть гербарные экземпляры травянистых растений, найти корень, стебель, листья, цветок у представленных экземпляров.
2. Изучить теорию в приложении. Закончить схему …
Органы цветкового растения
вегетативные органы генеративные
(органы размножения) ________,_______ _______,_______,_______
Функции: __________ Функции: ______________
3. Заполнить таблицу «Функции органов цветкового растения»
орган | Функции |
Цветок | |
Плод с семенами | |
Корень | |
Стебель | |
Листья | |
4. Выполнить рисунок в тетради, используя образец гербария или рисунок .
5. Сделайте вывод, из чего состоит растение.
Напоминаю, что вывод всегда начинается фразой: выполняя эту лабораторную работу я... (первую часть пишем по цели: изучила..., а затем собственное умозаключение по результатам выполнения работы (из чего состоит растение)).
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Почувствуй себя библиографом
Ученый, годы жизни | Деятельность ученого, его открытия |
Аристотель ............................ | ………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. |
/ Карл Линней ............................ | ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….... |
Жан Батист Ламарк ........................ | ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….... |
Чарльз Дарвин ………………… | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Владимир Иванович Вернадский …………….. | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..... |
Николай Иванович Вавилов …………….. | …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Иван Петрович Павлов ........................... | ............................................................................................. ............................................................................................ .............................................................................................. ............................................................................................. |
Климент Аркадьевич Тимирязев ......................... | ......................................................................................... ............................................................................................ .............................................................................................. ............................................................................................. |
Почувствуй себя ученым.
Задание 1. Объясните отличие наблюдения от эксперимента. Заполните сравнительную таблицу. Наблюдение Эксперимент
Задание 2. Можно ли проводить эксперимент без наблюдения? Ответ обоснуйте.
Задание 3. Установите соответствие.
1.Наблюдение 2.Эксперимент | А. Посмотреть на рыбок в аквариуме. Б. Посетить выставку экзотических пауков. В. Покормить маминых аквариумных рыбок. Г. Насыпать пшена голубям на площади. Д. Угостить морковкой лошадь на конюшне. Е. Прийти на выступление дельфинов. |
Задание 4 . Комплексное задание «Аня и её собака» (4 задания). Прочитайте тексты и выполните задания 4.1–4.4.
У Ани есть собака, которую зовут Мартин. Аня очень любит своего пса и интересуется всем, что связано с собаками. Она прочитала, что, согласно результатам научных исследований, все современные собаки произошли от волков, хотя большинство собачьих пород внешне совсем не похожи на волка . Ещё она узнала, что благодаря одомашниванию и дружбе с человеком у животных изменилась не только внешность, но и ДНК (гены). Например, в отличие от волков, собаки способны переваривать растительную пищу, в том числе хлеб, кашу или фрукты.
4.1. Почему способность собак переваривать растительную пищу является для них преимуществом в условиях жизни с человеком? Запишите свой ответ.
Аня слышала, будто некоторые собаки умеют считать, и такие собаки выступают в цирке. Она решила проверить, умеет ли считать Мартин. Например, может ли он отличить число 2 от числа 3. Для этого она придумала такой эксперимент. Она взяла две одинаковые миски и положила в одну из них два одинаковых кусочка любимого лакомства Мартина, а в другую – три точно таких же кусочка. Обе миски она поставила на пол на некотором расстоянии друг от друга и загородила их картонкой. После этого она привела Мартина и посадила его перед картонкой так, чтобы он не видел мисок и что на них лежит. Когда через несколько секунд Аня убрала картонку, Мартин посмотрел на миски, а потом подошёл к той миске, где лежали 3 кусочка, и съел их. Уже после этого он съел и 2 кусочка из другой миски.
4.2. Аня повторила этот опыт ещё 4 раза, каждый раз меняя миски местами. И во всех попытках Мартин в первую очередь брал еду с той миски, где лежали 3 кусочка.
Тем не менее Аня решила, что по результатам этого эксперимента она не может сделать вывод, что Мартин различает числа 2 и 3.
Какое другое возможное объяснение может быть у результата эксперимента, проведённого Аней?
Ещё раз внимательно прочитайте описание эксперимента и выберите один ответ.
1) Мартин случайно выбирает первой ту миску, где лежат 3 кусочка.
2) Мартин просто выбирает первой ту миску, где лежит больше еды.
3) Мартин понял, чего ждёт от него Аня, и решил сделать ей приятное.
4) Мартин выбирает первой ту миску, которая стоит правее.
Аня решила провести ещё один эксперимент. Она взяла два одинаковых ломтика хлеба и разрезала один из них на две равные части, а другой на три. (Мартин любит хлеб.) Две части она положила в одну миску, а три – в другую. Затем она повторила предыдущий эксперимент, опять делая несколько попыток и в каждой меняя миски местами.
4.3. Какой результат может ожидать Аня, если она считает, что Мартин реагирует на общее количество еды в миске, а не на количество кусочков?
Выберите один ответ.
1) Мартин застынет в нерешительности, не понимая, какую миску ему выбрать.
2) Мартин чаще будет выбирать первой ту миску, где лежат 3 кусочка.
3) Мартин чаще будет выбирать первой ту миску, где лежат 2 кусочка.
4) Мартин примерно поровну будет выбирать первым то одну, то другую миску.
Аня также прочитала, что собаки не различают красный и зелёный цвета. Однако она решила провести собственное исследование этого вопроса. Для начала она взяла два одинаковых по размеру пластиковых стаканчика, один красного, а другой зелёного цвета. Потом она перевернула два этих стаканчика и поставила на пол поблизости друг от друга. При этом под красный стаканчик она положила кусочек лакомства. Потом она позвала Мартина.
4.4. Какие из следующих действий понадобится затем выполнить Ане, чтобы выяснить, различает ли Мартин красный и зелёный цвета?
Выберите три нужных действия из списка.
1) Поднять красный стаканчик и дать Мартину лакомство, которое под ним было.
2) Переложить лакомство под зелёный стаканчик.
3) Положить лакомство под оба стаканчика.
4) Поднять зелёный стаканчик и показать Мартину, что под ним ничего нет.
5) Не положить лакомство ни под один из стаканчиков.
6) Поменять местами красный и зелёный стаканчики, оставив лакомство только под красным стаканчиком.
Задание 6. Удобрения.
Применение удобрений – один из ключевых элементов в будущем развитии планеты, говорится в докладе Всемирного экономического форума: растущее население нуждается в питании. Половина продуктов питания в мире производится благодаря применению удобрений.
Учащиеся начальной школы провели следующее исследование. Пророщенные семена овса они поместили в почву в три одинаковых стаканчика объемом 0,5 л. В первый стаканчик они внесли 0,1 г азотного удобрения, во второй стаканчик 0,5 г такого же удобрения, в третий стаканчик удобрение не вносилось. Через некоторое время в первые два стаканчика удобрения были внесены еще раз в таком же количестве. Полив растений и другие условия их роста были одинаковыми.
Сформулируйте ваши предположения относительно поставленного учащимися эксперимента.
1) Какова цель эксперимента?
2) Какова роль третьего стаканчика с растением, в который не добавлялись удобрения?
3) В каком стаканчике растение набрало большую зеленую массу и размер?
Ответ аргументируйте.
Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое.
Правила работы с микроскопом
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
2. Установите микроскоп так, чтобы зеркало находилось против источника света.
3. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
4. Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Поворачивая револьвер обратите внимание на лёгкий щелчок. Если, вы услышали этот звук, значит, револьвер зафиксировался.
5. Изучение любого объекта начинается с малого увеличения. Поднимите объектив малого увеличения над столиком на 0,5 см. Затем, глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало до момента установления хорошей освещённости в поле зрения микроскопа.
6. Поместите на предметный столик объект покровным стеклом вверх, так чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
7. Закрепите предметное стекло зажимами.
8. Пользуясь винтом , плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на расстоянии 2мм от препарата.
9. Смотрите в окуляр одним глазом.
10. Глядя в окуляр, при помощи винта медленно поднимайте тубус, пока до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение объекта.
11. После работы микроскоп приведите в нерабочее положение.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам!
Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю).) Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького».
Лабораторная работа № 3
Тема. Устройство увеличительных приборов.
Цель. Познакомиться с оптической и механической системами микроскопа, усвоить правила работы с этим прибором.
Оборудование: микроскоп, учебник, таблица, правила.
Ход работы:
Задание 1. «Историческая справка». Заполните 1 и 2 части таблицы:
Век, год | Ученый | Достижение |
| | Изобретение микроскопа |
| | Усовершенствование микроскопа, срез пробки, первое упоминание о клетке |
| | |
| | |
Задание 2. Изучите правила работы с микроскопом.
Задание 3. Рассмотрите микроскоп, найдите оптическую и механическую системы микроскопа.
Оптическая система:…………………………………………………..
Механическая система:………………………………………………...
Задание 4. Обозначьте части микроскопа на рисунке
Задание 5. Рассмотрите и обозначьте части электронного\цифрового микроскопа.
Слова для справок: 1. Шнур\ кабель USB 2. Штатив 3. Тубус
4. Винт 5.Кнопка (фотосъёмка) 6.Переключатель\регулировочный винт\ регулировочное кольцо 7. Ручки штатива 8. Предметный столик 9. Основание
Задание 6. Соотнести понятие и определение и выучите
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят 2. Служит для крепления всех частей микроскопа 3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса 4. Зрительная трубка 5. Помогает направить свет 6. Служит для размещения на нем объекта исследования 7. Поднимает и опускает зрительную трубку | А. Окуляр Б. Объектив В. Тубус Г.Предметный столик Д. Зеркальце Е. Винт Ё. Штатив |
Задание 7. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличениеобъектива | Общее увеличение микроскопа |
х10 | х8 | |
х15 | х20 | |
| х40 | х400 |
х20 | | х800 |
Задание 7. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
……………………………………………………………………………
Вывод: В ходе работы… В выводах обратите внимание на значение микроскопа в биологических исследованиях, а также на особенностях его строения
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Почувствуй себя цитологом
Задание 1. Прочитай текст и ответь на вопросы:
1. Какая наука изучает клетку?
2. С помощью чего чаще изучают клетку и ее строение?
3. Чем отличаются клетки бактерий и животных?
4. Кто такие эукариоты?
5. Кто такие прокариоты?
Цитология – это наука о строении, химическом составе, размножении и процессах жизнедеятельности клеток.
На текущий момент изучение клеточного строения происходит при помощи самых разнообразных методов, но микроскопия по-прежнему остается одним из самых важных и тесно связана с ее применением. С их помощью ученые узнали очень много нового и интересного об этой маленькой частичке, из которой состоят все живые организмы: Все они делятся на две основные группы – содержащие ядро и не содержащие. У клеток человека, животных и растений есть ядро, а у бактерий нет. С ядром организмы называются эукариотическими, а без ядра – прокариотическими.
Задание 2 . Прочитайте информацию и сделайте вывод: что же такое клетка?
Все живые организмы на Земле состоят из клеток.
Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки разных организмов отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки.
Задание 3. Создание модели клетки из пластилин
Лабораторная работа № 4
Тема. «Рассматривание простейших и клеток растений под лупой и микроскопом»
Цель: научиться готовить микроскопический препарат, рассмотреть общий вид растительной клетки; научиться изображать рассмотренный микропрепарат
Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата, раствор йода, часть луковицы лука.
Ход работы.
3. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. Подпишите рисунок. Не забудьте указать, при каком увеличении вы рассматривали.
под лупой под микроскопом
…………………………….. ………………………………….
4. Сделайте вывод о том, что мякоть плода томата (арбуза) состоит из клеток, укажите форму этих клеток.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука. Обозначить все увиденные части клетки.
………………………………………………………………………….
9. Капнуть на микропрепарат кожицы лука каплю раствора йода. Рассмотреть изменения. Зарисовать клетки, обозначить все ее части.
10. Вывод
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Домашнее задание: сделать летбук по клетке. (смотри приложение)
Почувствуй себя гистологом.
1.Ткань -это……………………………………………………………...
……………………………………………………………………………
2. Заполни схему «Ткани растений и животных»
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
тлоапп
Проводящие-
Покровные-
ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
Почувствуй себя биохимиком.
Задание 1. Заполни схему.
Задание 2. Вставь пропущенные слова
В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). Строительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.
Практическая работа №2 Химический состав клетки
Тема: Химический состав клетки
Цель: Выяснить, какие органические химические вещества входят в состав растительных клеток.
Оборудование: пипетка, сырой картофель, раствор йода, бумага, семена подсолнечника, зерна пшеницы, мука.
Ход работы
№ | Действия | Наблюдения , выводы |
1 | Зерно пшеницы нагреваем в пробирке | Наблюдения :………………… ………………………………… ………………………………… Вывод: в клетках содержится ……………………………….. |
2 | Семена на металлической пластинке нагреваем | Наблюдения :………………… ………………………………… ………………………………… Вывод: в клетках содержится ……………………………….. |
3 | Мука в марле промываем | Наблюдения :………………… ………………………………… ………………………………… Вывод: в клетках содержится ……………………………….. |
4 | В стакан с водой после промывания муки добавляем йод Срез клубня | Наблюдения :………………… ………………………………… ………………………………… Вывод: в клетках содержится ……………………………….. |
5 | Положили на бумагу семена подсолнечника и раздавили | Наблюдения :………………… ………………………………… ………………………………… Вывод: в клетках содержится ……………………………….. |
К какой группе химических веществ относятся вещества , которые вы обнаружили в опытах 3,4,5? ……………………………………….
……………………………………………………………………………
Вывод: В ходе работы мы выяснили , что в состав клеток входят …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Почувствуй себя систематиком
ЕИАЗУЧТ АЦИАИСФКИСЛКЮ
РГЗНОАОМИВ
…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………..
1. Кто создал классификацию организмов и предложил давать научные названия животным и растениям на латинском языке?
……………………………………………………………………………
2.Изучите систематические группы царства Растения. Расположите систематические категории в порядке возрастания: Класс, вид, семейство, царство, род, отдел, порядок.
__________________________________________________________
3. Используя дополнительный материал, рассмотрите характерные признаки Отделов растений. Заполните таблицу.
№ п/п | Название растения | Название отдела |
1 | Ландыш майский | |
2 | Ламинария (морская капуста) | |
3 | Ель обыкновенная | |
4 | Кукушкин лен | |
5 | Хвощ полевой | |
4. Систематическое положение Капусты Обыкновенной.
Расположите в порядке увеличения категории (самое крупное – сверху). Ответ впишите в таблицу.
Категория: | Ответ |
1. капуста огородная 2. род Капуста 3. класс Двудольные 4. царство Растения 5. порядок Крестоцветные 6. отдел Цветковые 7. семейство Капустные | 1 2 3 4 5 6 7 |
5. Подчеркните из предложенного списка таксоны, относящиеся к систематике царства Животные: Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел, тип.
6. Определите систематическое положение лисицы обыкновенной, вписав необходимые слова:
Царство (растения, животные, бактерии, грибы) ……………………
Подцарство (одноклеточные, многоклеточные) …………………….
Тип……………………………………………………………………..
Класс Млекопитающие
Отряд Хищные
Семейство Псовые
Род ……………………………………………………………………..
Вид ……………………………………………………………………..
Вывод:
Наука, изучающая разнообразие живых организмов, их классификацию называется ………………………, Наименьшей систематической единицей является …………., а наибольшей ………………….. Выделяют …………… царства живой природы: ………………………., …………………….., ………………………, ………………………
7. Прочитай текс и постарайся запомнить его.
Определяя биологический вид организма, важно правильно установить и запомнить его научное название. Оно всегда записывается на латинском языке. У многих организмов есть национальные названия, а также народное, сложившееся в обиходе.
8. Выполни исследовательскую работу.
8.1 Изучи видовой состав комнатных растений кабинета биологии. Запиши результаты в таблицу в тетради :
№ п/п | Название растения | Научное (латинское) | Родина растения |
| | | |
| | | |
8.2 Пользуясь справочниками о комнатных растениях или другими тебе доступными способами , подготовь паспорт выбранного комнатного растения на альбомном листе по плану:
1. Название растения (если есть и народное название)
2. Латинское название
3. Родина растения
4. Краткое описание растения внешний вид, размеры, цветение).
5. Условия выращивания :
Свет ( яркий, тень, полутень)
Температура
Полив ( обильный , умеренный, скудный)
Влажность( опрыскивание)
Размножение
Пример смотри в приложении 3
Почувствуй себя микологом.
Задание 1. Прочитай текст
Плесневые грибы
Плесень — пушистый налёт белого, жёлтого, серого, зелёного или чёрного цвета — образуют разные виды плесневых грибов. Плесень хорошо развивается в тёплых и влажных местообитаниях, где есть доступные органические вещества — на почве, поверхности спелых плодов, листовом опаде, навозе, в жилище человека, например на стенах ванной комнаты, книгах, обоях, продуктах.
Плесневые грибы так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом.
Му́кор (белая плесень, головчатая плесень) выглядит как белый пушистый налёт, на котором через некоторое появляются и множатся чёрные точки. Мицелий мукора бесцветный, он не разделён перегородками и представляет собой одну гигантскую многоядерную разветвлённую клетку.
Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх п расширяются на концах. В этих расширениях ,имеющих вид округлых черных головок, образуются споры. По мере созревания спор они чернеют и лопаются. Мельчайшие споры разлетаются и разносятся потоками воздуха. Если спора мукора попадёт на питательную среду, она прорастает и образует новый мицелий.
Плесень, которая меняет цвет от белого к зелёному, серому, голубоватому и даже жёлто-коричневому, образуют грибы из родов Пеници́лл и Асперги́лл. Мицелий этих плесеней разветвлён и разделён перегородками на отдельные клетки, а споры образуются не внутри спорангиев, а открыто, на веточках мицелия, называемых конидиеносцами (от др.-греч. konia [ко́ниа] — «пыль», здесь: «спора»). Конидиеносцы пеницилла и аспергилла похожи на кисточки, откуда появились и названия этих грибов (от лат. penicillus [пеници́ллюс] — «кисточка» и aspergillus [асперги́ллюс] — «кисть, кропило для святой воды»).
Дрожжи — это микроскопические одноклеточные грибы, п
рименяемые человеком. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку.
Задание 2. Выполни лабораторную работу № 5 «Изучение под микроскопом плесневых грибов и дрожжей»
Почувствуй себя бактериологом.
Все живые организмы делятся на четыре большие группы – царства. Выделяются царство Бактерии, царство Грибы, царство Растения и царство Животные.
В царство доядерных организмов, или прокариот, входят бактерии. Они называются так из-за отсутствия в клетке ядра. Изучением бактерий занимается микробиология.
По форме различают кокки, имеющие вид шариков, стафилококки – скопления в форме виноградной грозди, стрептококки, образующие цепочки, бациллы – палочковидные целиндрической или овальной формы, спириллы – извилистой формы, вибрионы- изогнутые в виде запятой.
У бактерий, как и у растительных клеток, есть прочная клеточная оболочка. У бактерий совсем нет органоидов, окруженных мембраной – хлоропластов, митохондрий, эндоплазматической сети. Синтез белков происходит в рибосомах.
В неблагоприятных условиях клетки многих бактерий образуют споры. Споры очень устойчивы – они могут выдерживать кипячение, замораживание и существовать десятки лет. В благоприятных условиях спора превращается в активную клетку.
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами, то есть гетеротрофны. Среди них есть паразиты и разрушители органических веществ. Автотрофов, способных самостоятельно производить органические вещества из неорганических, среди бактерий немного.
Размножаются бактерии, как правило, делением клетки пополам. Из материнской клетки образуются две дочерние, похожие на материнскую.
Задание 1.Распредели бактерии на группы в таблице:
Кокки | Спириллы | Бациллы | Вибрионы |
| | | |
Задание 2. Напиши причины уникальной живучести бактерий.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3 Какие существуют способы защиты от бактерий?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 4. Изготовить бактерию из подручного материала.
Почувствуй себя вирусологом
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1.Какой учёный открыл вирусы? …………………………………..
2. Какой учёный первым открыл бактерии? ………………………
3. В чес заключается польза бактерии в природе и для человека?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Задание 2. Заполните таблицу:
Заболевания, вызываемые бактериями | Заболевания, вызываемые вирусами |
………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. | ...……………………………….. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. |
Приложение 1
Гербарий ___________________________ (латинское название растения) ________________________________ ( русское название растения) Дата сбора_______________________ Собрал___________________________ |
Приложение 2 летбук клетка
Приложение 3
История создания микроскопа и значение этого изобретения
Первый простой микроскоп был изобретен в 1590 году в Голландии Янсеном.
В голландском городе Миддельбурге жил очковый мастер, шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика.
Однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку. На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Но первым, кто понял и оценил огромное значение микроскопа, был англичанин Роберт Гук . Он впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей.
Роберт Гук немного усовершенствовал микроскоп, а потом с его помощью рассматривал различные предметы и зарисовывал их.
Однажды Гук сделал тонкий срез растительной пробки и стал рассматривать его под микроскопом. Ученый увидел, что кусочек пробки состоит из множества ячеек, которые он назвал «клетками». Это произошло в 1665г.
Усовершенствовал этот прибор другой голландец — Антони ван Левенгук. Левенгук однажды решил посмотреть под микроскопом на каплю сенного настоя, в нём сновали крошечные зверушки, сталкиваясь и копошась, как муравьи в муравейнике. Этих зверушек он назвал анималькулей («анималькулюс» — по-латыни «зверушка»).
Левенгук не знал тогда, что всех этих анималькулей будет изучать наука, которой он положил начало, — микробиология.
Шло время, совершенствовались микроскопы ученые все больше и больше узнавали о клетках, их строении и функциях. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп.