МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель МО __________ Соловьёва О.П. Протокол № 1 от «16» сентября 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Коротина Т.В. «16» сентября 2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ________ Шагина Н.В. Приказ № 96 от «16» сентября 2013 г. |
Рабочая программа
по письму и развитию речи
для 7 класса
Автор-составитель:
Смирнова О.Л.
Урень, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида и обеспечено УМК: учебником русского языка для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, (автор Н.Г. Галунчикова; Э.В.Якубовская - М.: Просвещение, 2012 г.
Под редакцией В.В. Воронковой.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты
обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет
преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка
подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения
русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не
пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение
свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении
всех лет обучения.
Рабочая программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средств общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен
большинству учеников. Некоторые учащиеся постоянно отстают от одноклассников
в усвоении знаний, однако, они должны овладевать минимальным уровнем знаний
и умений, для самостоятельной же работы таким учащимся следует давать посильные для выполнения задания.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание
предмета , учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся
по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходимы им для социальной адаптации.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Занятия по
данной программе проводятся в форме урока (45 мин).
В 7 классе отведено 163 часов в год (5 часов в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные
дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Содержание программы
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки,
ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их
дифференциация.
Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие
произношения написанию в корне, приставке, окончании).
Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить
орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ
решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным
орфографическим словарем. Алфавит.
Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста
(вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка
(сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).
Предложение.
Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной
связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных
членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными
членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.
Использование различных грамматических категорий (существительное,
прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.
Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств
связи предложений, образных выражений. Изложение текста.
Слово ![]()
Состав слова
Повторение.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их
дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса
и окончания.
Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов,
обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище,
Маша — Машенька).
Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в
значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях
однокоренных слов.
Способы
проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях
существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и
двойными согласными в корне.
Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый
знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком
(ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по
единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи
Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных
за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия,
профессии людей, черту характера.
Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование
их в контексте.
Определение грамматических признаков существительного (род, число,
падеж, склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в
единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного
того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце.
Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в
единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования
с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения,
текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где
происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их
нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за
счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий),
оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание
родовых окончаний прилагательных. Дифференциация
окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование
образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний
прилагательных с помощью вопроса.
Составление словосочетаний прилагательных с существительными в
косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление
текста по опорным словосочетаниям.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение
и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи
предложений в тексте.
Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора),
главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Глагол. Роль глагола в речи. Семантические группы глаголов (глаголы
движения, труда, чувства, цвета, звучания).
Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в
предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься
(что делать? что сделать?).
Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и
будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной
формы (-тся, -ться).
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением
текста с опорой на эту лексику и средства связи.
Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного
характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов,
указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем,
наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Предложение. Текст
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с
простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного
предложения.
Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и,
а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование
схем. Знаки препинания.
Выделение простых и сложных предложений из литературного текста.
Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по
теме.
Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой
информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением
говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно
тебя убедить и т. д.
Использование обращения в деловых бумагах.
Упражнения в составлении коротких текстов описательного или
повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных
предложений.
Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения
темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений,
текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был,
был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств.
Повторение
Связная речь
Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным
анализом, составлением плана и отбором опорных слов.
Свободный диктант по тексту описательного характера.
Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом
текста и составлением плана.
Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором
лексического материала.
Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и
подготовкой речевого материала.
Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным
анализом и опорой на план-схему.
Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с
составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.
Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с
составлением плана, с опорой на схему.
Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по
данному плану.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- названия частей речи, их значение;
- наиболее распространённые правила правописания слов;
Учащиеся должны уметь:
- написать текст под диктовку, применяя правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи ;
- строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарём;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические |
1 | Повторение
| 24 | 6 | 1-деловое письмо |
2 | Части речи 3.1 Имя существительное 3.2 Имя прилагательное 3.3 Личные местоимения 3.4 Глагол | 13 6 11 18 68 | 11 | 1- деловое письмо 1-контрольный диктант |
3 4 | Предложение Повторение | 25 14 | 13 | 1- сочинение 1-контрольный диктант |
Итого: |
Календарно-тематическое планирование
Раздел | Наименование темы | Всего часов | дата |
план | факт |
| I четверть | 32 | | |
I. | Повторение | 17 | | |
1. | Предложение | 7 | | |
| Простое и сложное предложение. Общее и различное между ними. Информационное оформление предложений | 1 | 04.09 | |
| Простое предложение с однородными членами с союзами и, а, но и без них. | 1 | 05.09 | |
| Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. | 1 | 06.09 | |
| Дифференциация сложных предложений и предложений с однородными членами предложений. | 2 | 07.09,11.09 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками | 2 | 12.09,13.09 | |
2. | Состав слова | 10 | | |
| Корень, приставка, суффикс, окончание. Вычленение в слове значимых частей. Сравнение слов по их структуре. Нахождение орфограммы в различных частях слова. | 2 | 14.09,18.09 | |
| Единообразное написание гласных и согласных в корне. Непроверяемое написание. | 2 | 19.09,20.09 | |
| Правописание приставок. | 2 | 21.09, 25.09 | |
| Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. | 2 | 26.09,27.09 | |
| Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 28.09,02.10 | |
II. | Части речи | 15 | | |
1. | Имя существительное | 5 | | |
| Основные грамматические категории существительного. Правописание существительных с шипящей на конце. | 1 | 03.10 | |
| Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 1 | 04.10 | |
| Падежные окончания имен существительных во множественном числе. | 1 | 05.10 | |
| Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 09.10,10.10 | |
2. | Имя прилагательное | 10 | | |
| Значение имени прилагательного в речи. Согласование с существительными в роде, числе, падеже. | 1 | 11.10 | |
| Родовые окончаний имен прилагательных. | 1 | 12.10 | |
| Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | 16.10 | |
| Развитие речи.. Работа над ошибками | 2 | 17.10,18.10 | |
| Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 19.10 | |
| Падежные окончания имен прилагательных женского рода. | 1 | 23.10 | |
| Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. | 1 | 24.10 | |
| . Диктант. Работа над ошибками | 2 | 25.10,26.10 | |
| . | | | |
| | | | |
| II четверть | 32ч. | | |
III. | Местоимение | 17 ч. | | |
| Понятие о местоимении. Значение в речи. Правильное употребление местоимения в речи. | 1 | 06.11 | |
| Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. | 2 | 07.11,08.11 | |
| Правописание местоимений 1-го лица. Склонение. | 2 | 09.11,13.11 | |
| Правописание местоимений 2-го лица. Склонение. | 2 | 14.11,15.11 | |
| Правописание местоимений 3-го лица. Склонение. | 2 | 16.11,20.11 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками. | 2 | 21.11,22.11 | |
| Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. | 2 | 23.11,27.11 | |
| Диктант. Работа над ошибками | 2 | 28.11, 29.11 | |
| . Развитие речи. Работа над ошибками. | 2 | ,30.11, 04.12 | |
| | | | |
IV. | Глагол | 15 ч. | | |
| Понятие о глаголе. Роль в предложении, значение в речи. | 2 | 95.12,06.12 | |
| Изменение глаголов по временам. Сопоставление времени совершаемого действия относительно момента речи. | 2 | 07.12,11.12 | |
| Образование временных форм от начальной формы одного и того же глагола. | 2 | 12,12,13.12 | |
| . Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 14.12,18.12 | |
| Замена в тексте одних временных форм другими. Согласование с существительным | 3 | 19.12,20.12 21.12 | |
| Изменение глаголов по числам. Установление связи между вопросом, формой числа, окончанием. Согласование с существительным в числе. | 1 | 25.12 | |
| Изменение глаголов прошедшего времени по числам. | 1 | 26.12 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками. | 2 | ,27.12,28.12 | |
| III четверть | 42ч. | | |
IV. | Глагол | 42ч. | | |
| Повторение. Изменение глаголов по временам и числам. | 1 | 09.01 | |
| Правописание частицы не с глаголами. | 2 | 10.01,11.01 | |
| Изменение глаголов по лицам. | 1 | 15.01 | |
| Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. | 2 | 16.01,17.01 | |
| Правописание окончаний глаголов 1 лица ед. ч. и мн. ч. | 3 | 18.01,22.01 23.01 | |
| Правописание окончаний глаголов 2 лица ед. ч. и мн. ч. | 3 | 24.01,25.01 29.01 | |
| Правописание окончаний глаголов 3 лица ед. ч. и мн. ч. | 3 | 30.01,31.01 01.02 | |
| Обобщение пройденного. | 1 | 05.02 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками | 2 | 06.02,07.02 | |
| . Диктант. Работа над ошибками | 2 | 08.02,12.02 | |
| Правописание глаголов на –тся и - ться | 3 | ,13.02,14.02. 15.02 | |
| Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде и числе. | 4 | 19.02,20.02 21.02,22.02 | |
| Грамматический разбор (определение времени, лица, числа, сказуемого, выраженного глаголом при подлежащем, выраженном местоимением или существительным) | 3 | 26.02,01.03, 05.03 | |
| Дифференциация слов с буквой ч на конце. | 3 | 06.03,07.03 12.03 | |
| Образование неопределенной формы от других форм глагола и временных форм от неопределенной. | 4 | 13.03,14.03,15.03 19.03 | |
| Обобщение пройденного. | 1 | 15.-3 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками. | 2 | 19.03,20.03 | |
| Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 21.03,22.03 | |
| IV четверть | 31 ч. | | |
V. | Предложение | 19. | | |
| Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. | 1 | 02.04 | |
| Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных без союзов и с одиночным союзом и. | 1 | 03.04 | |
| Распространенные однородные члены предложения. | 2 | 04.04,05.04 | |
| Однородные члены предложения с союзами а, но. | 2 | 09.04,10.04 | |
| Повторяющийся союз и при однородных членах предложения. | 2 | 11.04,12.04 | |
| Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. | 3 | 16.04,17.04 18.04 | |
| Дифференциация предложений с однородными членами и сложных предложений. | 1 | 19.04 | |
| Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. | 2 | 23.04,24.04 | |
| Обобщение пройденного. | 1 | 25.04 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками | 2 | 26.04,30.04 | |
| .Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 07.05,08.05 | |
VI. | Повторение | 12 ч. | | |
| Местоимение. Склонение местоимений. | 1 | 14.05 | |
| Правописание местоимений с предлогами. | 2 | 15.05,16.05 | |
| Глагол. Трудные случаи правописания. Неопределенная форма. | 1 | 17.05 | |
| Правописание глаголов 2 л. ед.ч. | 2 | ,21.05,22.05 | |
| Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде и числе. | 1 | 23.05 | |
| Обобщение пройденного. | 1 | 24.05 | |
| Развитие речи. Работа над ошибками | 2 | 28.05,29.05 | |
| . Диктант. Работа над ошибками | 2 | 30.05,31.05 | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление
имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому
языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой
направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает
большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание,
предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью
этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть
использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В
конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,
контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ
(контрольного списывания с различными видами орфографических и
грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 7 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на
опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения
на основе установление связей слов в предложении, конструирование
предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание
грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим
материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Методы работы
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой ;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты ;
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются
разнообразные типы уроков: -урок объяснения нового материала
(урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов
компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Формы и средства контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Беседа, наблюдение, диктант. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение). |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Тест, наблюдение, консультация. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Диктант за курс учебного года. |
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом правильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 7классе – 60-70 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
В 7 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 60-70 слов. Изложения пишутся по готовому плану или по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа. На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; учащимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
-
| Учебник | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Русский язык | М.: « Просвещение», 2008. |
-
| Рабочая тетрадь 1 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Состав слова | М.: « Просвещение», 2004. |
-
| Рабочая тетрадь 2 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Имя существительное | М.: « Просвещение», 2004. |
-
| Рабочая тетрадь 3 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Имя прилагательное | М.: « Просвещение», 2004. |
-
| Рабочая тетрадь 4 | Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская | Глагол | М.: « Просвещение», 2004. |