Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Чернухинская средняя школа »
« Работа на уроке с изобразительными и текстовыми историческими источниками при подготовке к ВПР»
Учитель
Меркульева
Ирина Владимировна
2025 г.
Сроки проведения ВПР
Всероссийские проверочные работы пройдут с 11 апреля по 16 мая
2025 года. Точные даты проведения ВПР определяются
образовательной организацией.
План
1.Структура, типы заданий, критерии оценивания ВПР в 2025 году.
2. Изменения в ВПР по истории в 2025 году.
3. Работа на уроке с изобразительными и текстовыми историческими источниками при подготовке к ВПР (из практики)
Структура ВПР 5 класса
- Проверочная работа содержит 8 заданий.
- Задание 1 предполагает работу с лентой времени.
- Задание 2 предполагает работу с контурной картой.
- Ответом к каждому из заданий 3 и 4 является последовательность цифр или буква.
- Задания 5–8 предполагают развернутый ответ.
Типы заданий ВПР в 5 классе
Задание 1 предполагает работу с лентой времени. На изображении ленты времени обучающемуся необходимо отметить годы, указанные в задании. (2б) Задание 2 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагался названный в задании объект. (1б) Задание 3 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения с теми странами, к истории которых они относятся. (2б) Задание 4 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник. (1б) Задание 5 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется найти информацию в источнике в соответствии с требованием задания и выписать ее (в форме цитат или «своими словами»). (2б) Задание 6 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В части 1 от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. В части 2 задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). (3б) Задание 7 предполагает установление и объяснение причинно-следственных связей. Нужно выбрать одно из положений, в котором содержится причина/последствие названного события (процесса), и объяснить связь факта, указанного в выбранном положении, с названным в задании событием (процессом). (2б) Задание 8 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне. (3б)
Система оценивания выполнения работы 5 класса
- Правильный ответ на задание 4 оценивается 1 баллом.
- Правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами.
- Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
- Задания с развернутым ответом, а также задания на работу с лентой времени и контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
6 класс
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 17.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
Отметка
Первичные баллы
«2»
«3»
0-4
«4»
5-8
«5»
9-12
13-16
Структура ВПР 6 класса
- Проверочная работа содержит 9 заданий.
- Ответом к каждому из заданий 1, 2, 4 и 8 является слово (сочетание слов), буква или последовательность цифр.
- Задание 3 предполагает работу с контурной картой.
- Задания 5, 6, 7 и 9 предполагают развернутый ответ.
Типы заданий ВПР в 6 классе
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом): обучающийся должен соотнести изображения с событиями (процессами), к которым относятся эти изображения. (2б).
Задание 2 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Оно предполагает указание: какого-либо объекта, обозначенного на карте; указание эпохи, к которой относится карта; монарха, правившего страной в период обозначенных событий, и т.п. (1б)
Задание 3 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта. (2б)
Задание 4 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий (процессов) непосредственно относится данный исторический источник. (1б)
Задание 5 проверяет умения работать с письменными историческими источниками: найти информацию в источнике в соответствии с требованием задания и выписать ее(в форме цитат или «своими словами»). (2б)
Задание 6 нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести данный в задании термин (понятие) с событием (процессом). Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). (3б)
Задание 7 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран. (2б)
В задании 8 требуется определить, какие из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран. (1б) Задание 9 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне. (3б)
Система оценивания выполнения работы 6 класса
- Каждое из заданий 1, 2, 4 и 8 считается выполненным верно, если правильно указаны слово (словосочетание), буква или последовательность цифр.
- Полный и правильный ответ на задания 2, 4 и 8 оценивается 1 баллом.
- Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
- Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
- Максимальный первичный балл за выполнение работы – 17.
Отметка
Первичный балл
«2»
«3»
0-4
«4»
5-8
«5»
9-13
14-17
Структура ВПР 7 класса
- Проверочная работа содержит 10 заданий.
- Ответами к заданиям 1, 4, 8 и 9 являются цифра, последовательность цифр или слово (сочетание слов).
- Задание 5 предполагает заполнение контурной карты.
- Задания 2, 3, 6, 7, 10 предполагают развернутый ответ.
Типы заданий ВПР в 7 классе
Задание 1 нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников). (2б)
Задание 2 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации. (2б)
Задание 3 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется найти информацию в источнике в соответствии с требованием задания и выписать ее (в форме цитат или «своими словами»). (2б)
Задание 4 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. (1б)
Задание 5 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта. (2б)
Задание 6 предполагает проверку владения простейшими приемами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации предложенной в задании точки зрения, и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения. (3б)
Задании 7. Сопоставить по времени события истории России и события истории зарубежных стран. (2б)
- Задания 8 и 9 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 8 требуется выбрать два памятника культуры, относящихся к определенному времени. (2б) В задании 9 требуется указать памятник культуры, соответствующий критерию, указанному в задании. (1б)
- Задание 10 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне. (3б)
Система оценивания выполнения работы 7 класса
Каждое из заданий 1, 4, 8 и 9 считается выполненным верно, если правильно указаны цифра, последовательность цифр или слово (сочетание слов).
Полный правильный ответ на задания 4 и 9 оценивается 1 баллом.
За верный ответ на задания 1 и 8 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл за выполнение работы − 20.
Отметка
Первичный балл
«2»
«3»
0-5
«4»
6-10
«5»
11-15
16-20
Структура ВПР 8 класса
- Проверочная работа содержит 10 заданий.
- Ответами к заданиям 1–3, 7 и 8 являются цифра, последовательность цифр, или слово (словосочетание).
- Задание 4 предполагает заполнение контурной карты.
- Задания 5, 6, 9 и 10 предполагают развернутый ответ.
Типы заданий ВПР в 8 классе
Задание 1 нацелено на проверку знания хронологии истории России и истории зарубежных стран (необходимо расположить в хронологической последовательности исторические события). (1б)
Задание 2 предполагает работу с изобразительной наглядностью. Требуется, используя контекстные знания, провести атрибуцию изобразительной наглядности. (1б)
Задание 3 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. (1б)
Задание 4 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта. (2б)
Задание 5 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации. (2б)
Задание 6 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется найти информацию в источнике в соответствии с требованием задания и выписать ее (в форме цитат или «своими словами»). Типы заданий, сценарии выполнения заданий. ( 2б)
В задании 7 требуется выбрать два памятника культуры, относящихся к определенному времени. (2б)
В задании 8 требуется указать памятник культуры по предложенному критерию. (1б)
- Задание 9 предполагает проверку владения простейшими приемами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации данной в задании точки зрения, и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения. (3б)
- Задание 10 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне или важнейшим событиям истории нашей страны в XXI в. (3б)
Система оценивания выполнения работы 8 класса
- Каждое из заданий 1–3, 7 и 8 считается выполненным верно, если правильно указаны цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).
- Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–3 и 8 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
- За верный ответ на задание 7 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
- Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
- Максимальный первичный балл за выполнение работы – 18.
Оценка
Первичный балл
«2»
«3»
0-4
«4»
5-9
«5»
10-14
15-18
Структура ВПР 10 класса
- Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий.
- В части 1 содержатся задания 1–7.
- В части 2 – задания 8–15.
- Ответами к заданиям 1, 5–9 и 11 являются последовательность цифр, или слово (словосочетание).
- Задания 2–4, 10, 12–15 предполагают развернутый ответ.
- Задание 10 предполагает заполнение таблицы.
Типы заданий ВПР в 10 классе
Часть 1
Задание 1 нацелено на проверку знания исторических деятелей истории России (необходимо соотнести события (явления, процессы) и их участников). (2б)
Задание 2 проверяет умение работать с текстовыми источниками исторической информации (отрывок из сочинения историка). В задании требуется провести атрибуцию текстового источника исторической информации. (2б)
Задание 3 проверяет умение работать с текстовыми источниками исторической информации (отрывок из сочинения историка). В задании требуется найти информацию в тексте в соответствии с требованием задания и выписать ее (в форме цитат или «своими словами»). (2б)
Задание 4 проверяет умение работать с текстовыми источниками исторической информации (отрывок из сочинения историка). В задании требуется ответить на вопросы на основе привлечения контекстной информации, связанной с текстом исторического источника. (2б)
Задание 5 проверяет умение работать с информацией, представленной в форме таблицы. В задании требуется заполнить ячейки представленной в задании таблицы, выбрав пропущенные элементы из представленного списка. В задании проверяются знания по истории России и истории зарубежных стран в новейшее время. (3б)
- Задание 6 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Необходимо определить события, явления, процессы, отраженные на карте, или объекты, которые обозначены на карте. (1б)
- Задание 7 нацелено на проверку умения использовать контекстную информацию при работе с исторической картой. В задании требуется указать какую-либо информацию, связанную с событиями, которые отражены на карте. (1б)
Типы заданий ВПР в 10 классе
Часть 2
Задание 8 нацелено на проверку знания хронологии истории России и истории зарубежных стран (необходимо расположить в хронологической последовательности исторические события). (1б)
Задание 9 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению понятия). (1б)
Задание 10 предполагает работу с изображениями. Требуется провести атрибуцию изображения и использовать знания контекстной информации, связанной с изображением. (3б)
Задание 11 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника. (1б)
Задание 12 посвящено анализу исторической ситуации. Необходимо назвать одного участника определенного события (процесса) и указать одно его действие в ходе этого события (процесса). (2б)
Задание 13 проверяет знание причин и следствий, значения, итогов событий и процессов истории России, а также умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи, указания итогов и значения исторических событий, процессов. В задании требуется указать последствие (влияние) или причину события (процесса), указанного в задании 12. (1б)
- Задание 14 проверяет знание исторических фактов истории России 1914–1945 гг. и владение умением аргументировать данную в задании точку зрения. В задании требуется указать какой-либо факт из истории России и аргументировать данную в задании точку зрения. (2б)
- Задание 15 проверяет знание краеведческого материала. (3б)
Система оценивания выполнения работы 10 класса
- Каждое из заданий 1, 5–9, 11 считается выполненным верно, если правильно указаны цифры или слово (словосочетание).
- Полный правильный ответ на каждое из заданий 6–9 и 11 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
- За верный ответ на задание 1 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
- Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 3 баллами; выполнение задания с одной ошибкой – 2 баллами; выполнение задания с двумя-тремя ошибками – 1 баллом; за четыре и более ошибки или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
- Задания с развернутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
- Максимальный первичный балл за выполнение работы – 27
Оценка
Первичный балл
«2»
«3»
0-6
«4»
7-13
«5»
14-20
21-27
Изменения в ВПР по истории в 2025 году
5 класс. 2025 год
- Добавилось задание 1, которое предполагает работу с лентой времени. Изменилась последовательность заданий . Задание 5, (по тексту) нацелено на проверку читательской грамотности (его не было) - ответ нужно найти в тексте. Задание 7 на установление причинно-следственных связей добавилось, а 4 задание 2024 года удалено (событие/факт).
6 класс . 2025 год
Добавлено задание 5 (по тексту). Задания представлены в другом порядке.
7 класс . 2025 год
Задание № 2 (2024) (на терминологию) удалено. Добавлено задание 3 по тексту на читательскую грамотность.
8 класс . 2025 год .
Удалено задание №3 к изображению, добавлено задание 6 по тексту на читательскую грамотность, а также изменена последовательность заданий.
10 класс . 2025 год .
В 2024 году не было
Работа на уроке с изобразительными и текстовыми историческими источниками при подготовке к ВПР как способ формирования коммуникативных компетенций.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.
- Задание первое к тексту сохранилось с 2024 года, поэтому наработанный с прошлых лет материал подойдет для дополнительной подготовки.
- Что касается работы на уроке с текстовыми источниками все они подробно отрабатываются на уроке в учебнике (чтение, «ключевые слова», значение и пр.).
- Второе задание к тексту добавилось, оно проверяет читательскую грамотность. Ответ на поставленный вопрос нужно найти непосредственно в тексте.
- Рассмотрим эту работу на примере 8 класса.
5 класс.
Задания 2,3.
6 класс.
Задание 4, 5.
7 класс.
Задания 2,3. 8 класс.
Задания 5,6.
Задания 5, 6. 8 класс
« Князь Орлов цены не ставил моей работе и требовал часто тому или другому показать, но я более листа одного или другого не показывала вдруг. Наконец, подготовив манифест о созыве депутатов со всей Империи, дабы лучше опознать каждой округи состояние , съехались оные к Москве, где, быв в Коломенском дворце, назначила я разных персон, вельми разномыслящих, дабы выслушать заготовленный Наказ Комиссии Уложения . Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и вымарать всё, что хотели. Они более половины того, что написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения…
Комиссия все части закона собрала и по материалам разобрала, и более того бы сделала, ежели турецкая война не началась…
5. Назовите автора данного документ. Укажите название политики, выражавшейся в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора, в рамках которой было созвано собрание «депутатов со всей Империи», помянутое в отрывке.
6. Почему согласно подготовленному манифесту депутаты созывались со всей Империи, а не из отдельных регионов страны? Что, по мнению автора, помешало Комиссии Уложения сделать более того, что она уже смогла осуществить
Формы работы на уроке.
4. Возвращаемся к тексту и находим «ключевые слова» для ответа на вопрос. Ученики высказывают свои предположения/утверждения и доказывают их («потому что»).
5. Согласие с предложенной версией или несогласие ученики тоже должны высказать с объяснением.
(Здесь вступает в действие социально-коммуникативный аспект – не бояться спрашивать и отвечать, аргументировать свой ответ. Предлагая робкому или слабому ученику ответить, мы формируем личностно-ориентированный аспект речевой коммуникации – Смог один раз, значит смогу ещё . Такой ребёнок преодолевает учебную неуверенность и вовлекается в общее дело .
6 . В результате ученики выстраивают логическую цепочку и приходят к формулировке правильного ответа.
Задание 6 ещё предстоит отрабатывать, т. к это новое задание.
Начинаем отрабатывать навык монологической коммуникации:
1. Читаем текст, сначала «про себя», затем желающий ученик читает вслух. (Если текст содержит устаревшие непонятные слова и обороты речи, то сначала текст зачитывает учитель, а дети внимательно следят и делают карандашом пометы непонятных моментов).
2. После прочтения текста выясняем, что непонятно. Отрабатываем диалогическую коммуникацию . Дети задают вопросы. Учитель предлагает сначала классу ответить на вопрос одноклассника. При ответе следит, чтобы и вопрос и ответ были полными. Ответы «хором» не принимаются. Умение слушать – важная составляющая коммуникации.
3. Если вопросов по тексту нет, переходим непосредственно заданию . Выясняем, что вопроса два. Находим ответы на каждый вопрос.
РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.
- На уроке не оставляем без внимания иллюстрации:
а) описываем (3-5 предложений), отмечая характерные признаки;
б) определяем чему посвящено, где находится;
- Подготовку к выполнению задания № 3 в 5 классе вне прохождения темы в качестве повторения проводим в форме игры
пятиминутки в начале
или в конце урока по той же схеме.
Перечень тем
- А) Древний Рим
- Б) Древний Китай
- В) Древняя Палестина
- Г)Персидская держава
Установите соответствие
между темами и
иллюстрациями
5 класс.
Задания 3, 8.
Задание 1,8,9.
7 класс.
Задания 8,9,10. 8 класс.
Задания 2,7, 8, 10.
РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ.
Остановимся на однотипных заданиях в 6, 7, 8 классах «Памятники»
В ходе изучения темы обязательно обращаем внимание на иллюстрации в учебнике, а при непосредственной подготовке к ВПР заводим тетрадь альбом. Для закрепления проводим в начале или в конце урока игру пятиминутку «Что? Где? Когда?»
Церковь вознесения в Коломенском
Успенский собор в Москве ( Фированти )
Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря (лавры
Троица
( Андрей Рублёв )
Формы работы
2 . Ученикам предлагается подготовить сообщение об одном-двух памятниках. Можно использовать учебник, использование дополнительного материала приветствуется.
По некоторым памятникам такие сообщения предлагаются и на уроках не относящихся к теме культуры. Например , о Церкви Вознесения в Коломенском такое сообщение делается на уроке «Российское государство в первой трети XVI века», где говорится о рождении Ивана Грозного.
Такая форма работы формирует предметную, речевую, социальную и социокультурную коммуникативные компетенции.
Изучая тему «Культура» на уроке работаем разными вариантами:
1. Заполняем таблицу по материалам текста учебника:
Памятник, век/год, автор, местонахождение, причина создания.
На следующем уроке рассказываем о предложенном памятнике связным рассказом. Изображение памятника выводится на доску, ученик рассказывает, класс слушает, затем дополняет по необходимости.
Составленная таблица служит опорным конспектом.
2.
Для того, чтобы мы прошли успешно еще одно контрольное испытание, необходимо учиться и учить. Я уверена, у каждого из Вас есть свои лайвхаки для подготовки к ВПР, и вы не раз загляните в кодификатор и демоверсии ФИОКО до проведения ВПР. Если моё сообщение Вам поможет в работе, значит я не зря потратила свои силы и время. Если я что-то упустила, а у Вас есть, что добавить, я рада буду у Вас поучиться. А если вопросов стало ещё больше, «СМОТРИ ВЫШЕ»
Спасибо за внимание.
Источники
При подготовке к ВПР в первую очередь следует опираться на официальные источники : « Федеральный институт оценки качества образования»
https://vpr.sdamgia.ru