СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по коррекции дисграфии на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по коррекции дисграфии на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Работа по коррекции дисграфии на уроках русского языка»

Работа по коррекции дисграфии на уроках русского языка учитель – логопед МБОУ Шилокшанской школы

Работа по коррекции дисграфии на уроках русского языка

учитель – логопед

МБОУ Шилокшанской школы

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.        (Лалаева Р.И.)    Дисграфия - частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.        (Садовникова И.Н)

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Лалаева Р.И.) Дисграфия - частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. (Садовникова И.Н)

 «Письменная речь не есть также простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Выготский Л.С.

«Письменная речь не есть также простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма»

Выготский Л.С.

Группы ошибок при дисграфии: искаженное написание букв аграмматизмы на письме искажение звукобуквенной структуры слова искажения структуры предложения замена рукописных букв, имеющих графическое сходство,  а также обозначающих фонетически сходные звуки

Группы ошибок при дисграфии:

искаженное написание букв

аграмматизмы

на письме

искажение звукобуквенной структуры слова

искажения структуры предложения

замена рукописных букв, имеющих графическое сходство,

а также обозначающих фонетически сходные звуки

«настубила» - наступила, «гравин» - графин, «сетябра» - сентября, «телонок» - телёнок, «дктант» - диктант, «сентбря» - сентября, «диктатн» - диктант, «онко» - окно, «звял» - взял, «рработа» - работа, «аавгуст» - август, «индеойкой» - индейкой, « ба сака» - соба ка, «расстава тава ться» - расставаться, «Вдоме убашки кот васка и сабака пушок» - В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок. «За дома сарай» - за домом. «Истеплыя стран летят грачи» - Из теплых стран летят грачи.

«настубила» - наступила, «гравин» - графин,

«сетябра» - сентября, «телонок» - телёнок,

«дктант» - диктант, «сентбря» - сентября,

«диктатн» - диктант, «онко» - окно, «звял» - взял,

«рработа» - работа, «аавгуст» - август, «индеойкой» - индейкой,

« ба сака» - соба ка, «расстава тава ться» - расставаться,

«Вдоме убашки кот васка и сабака пушок» - В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок.

«За дома сарай» - за домом. «Истеплыя стран летят грачи» - Из теплых стран летят грачи.

Виды дисграфии 1. Артикуляторно-аккустическая 2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) 3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза 4. Аграмматическая дисграфия 5. Оптическая дисграфия

Виды дисграфии

1. Артикуляторно-аккустическая

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая)

3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза

4. Аграмматическая дисграфия

5. Оптическая дисграфия

Работа над звуковой стороной речи 1. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова ,в которых 1 гласный звук, во второй слова ,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных. Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.

Работа над звуковой стороной речи

1. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова ,в которых 1 гласный звук, во второй слова ,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных.

Пень, слова, картон, зима, вздор, сад,

вымпел, молоко, картофель, пшено,

ананас, умница, игла, яма, дом, куст,

пчела, птица.

 2. Выделите 3 звук из данных слов и составьте из полученных звуков слово. Документ, обновка, плуг, каток.  3. Выделите из слов первый и последний звуки и запишите полученные слоги. Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки, листочки, светло, кустики.  Из получившихся слогов составить предложения.

2. Выделите 3 звук из данных слов и составьте из полученных звуков слово.

Документ, обновка, плуг, каток.

3. Выделите из слов первый и последний звуки и запишите полученные слоги.

Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки, листочки, светло, кустики.

Из получившихся слогов составить предложения.

4. Из данных звуков составьте слова:  1) о, д, м - 5) р, в, о, д, а-  2) д, с, а- 6) а, с, а, н, н,а-  3)а, ч, д, а- 7) о, л, а, п, а, т-  4)в, з, о , н- 8) и, п, л, о,т-   5. Придумайте по 3 слова, начинающиеся со следующих звуков:  1) Л 5) З 9) С  2) П 6) Т 10) И  3) У 7) О 11) Б  4) Р 8) В 12) Ш

4. Из данных звуков составьте слова: 1) о, д, м - 5) р, в, о, д, а- 2) д, с, а- 6) а, с, а, н, н,а- 3)а, ч, д, а- 7) о, л, а, п, а, т- 4)в, з, о , н- 8) и, п, л, о,т- 5. Придумайте по 3 слова, начинающиеся со следующих звуков: 1) Л 5) З 9) С 2) П 6) Т 10) И 3) У 7) О 11) Б 4) Р 8) В 12) Ш

6. К данным словам добавьте 1 звук и получите новое слово: 1) сто- стол 5) лог -…… 9) кол -......... 2) пар -....... 6) рыба - ....... 10) пол - ....... 3) рот -...... 7) дача - ........ 11) лов -....... . 4) вор -..... 8) зря - ....... 12) рис -......... Звуки для справки: [ а, с, к, и, у]

6. К данным словам добавьте 1 звук и получите новое слово:

1) сто- стол 5) лог -…… 9) кол -.........

2) пар -....... 6) рыба - ....... 10) пол - .......

3) рот -...... 7) дача - ........ 11) лов -....... .

4) вор -..... 8) зря - ....... 12) рис -.........

Звуки для справки: [ а, с, к, и, у]

7. Распределить слова по столбцам в соответствии со звуковым составом слова:   Взор, окно, мыши, игла, игра, крот, пила, пена, гром,игла, дуло, икра, брод, брат, орда, лира, вера, слог, нога. 8. Найдите звук, который встречается во всех словах : Роза, барабан, грабли, ракета, телевизор. Палатка, план, вол, лодка, пилот. Писатель, салют, весло, парус, сад Рота, торт, пот, пилот, матрос.

7. Распределить слова по столбцам в соответствии со звуковым составом слова:

 

Взор, окно, мыши, игла, игра, крот, пила, пена, гром,игла, дуло, икра, брод, брат, орда, лира, вера, слог, нога.

8. Найдите звук, который встречается во всех словах :

Роза, барабан, грабли, ракета, телевизор.

Палатка, план, вол, лодка, пилот.

Писатель, салют, весло, парус, сад

Рота, торт, пот, пилот, матрос.

9. «Математическая грамматика». Ка + пушка – шка + стол – ол + а = С + том – м + лиса – са + ца = Кар + торт – рт + фея – я + ль = Роза – за + диван – ван + на = Порт – рт + берет – рет + да =

9. «Математическая грамматика».

Ка + пушка – шка + стол – ол + а =

С + том – м + лиса – са + ца =

Кар + торт – рт + фея – я + ль =

Роза – за + диван – ван + на =

Порт – рт + берет – рет + да =

10. Определите названия животных:  Рбоб, арбез, ргит, ардыв, аворок, леньтю.

10. Определите названия животных: Рбоб, арбез, ргит, ардыв, аворок, леньтю.

11. Продолжите ряды слов.( Придумать слова с указанным количеством звуков) Мир, пар, гол, дол, сок,………………. Пара, игра, лото, укор………………… Школа, карта, марка, ворон………….. Сорока, молоко, дорога, огород… …….. 12. Выделите первый слог из данных слов и получите новое слово. кожа, рота, ваза - правда, вилы, локатор - удочка, ловкий - почка, валить - красота, пилот, Ваня -

11. Продолжите ряды слов.( Придумать слова с указанным количеством звуков)

  • Мир, пар, гол, дол, сок,……………….
  • Пара, игра, лото, укор…………………
  • Школа, карта, марка, ворон…………..
  • Сорока, молоко, дорога, огород… ……..

12. Выделите первый слог из данных слов и получите новое слово.

  • кожа, рота, ваза -
  • правда, вилы, локатор -
  • удочка, ловкий -
  • почка, валить -
  • красота, пилот, Ваня -

13. Составьте из рассыпанных слогов слова: тух, пе - ру, ка, сель - ка, ру - да, бе, се – лат, са - поч, тро, ка - точ, ка - поть, ла - ро, мет - мир, ный – 14. Прочитайте слова, запишите только ударный слог. Образец: Картон - тон Бумага, порядок, малина, голубчик, восемь, ракеты, воротник, поэзия, воротничок, стрекоза, прыгун, крапива, этаж, берёза, весёлый, алфавит.

13. Составьте из рассыпанных слогов слова:

тух, пе - ру, ка, сель -

ка, ру - да, бе, се –

лат, са - поч, тро, ка -

точ, ка - поть, ла -

ро, мет - мир, ный –

14. Прочитайте слова, запишите только ударный слог. Образец: Картон - тон

Бумага, порядок, малина, голубчик, восемь, ракеты, воротник, поэзия, воротничок, стрекоза, прыгун, крапива, этаж, берёза, весёлый, алфавит.

15. Вставьте пропущенные гласные гласные «а» или «я» в слова и запишите предложения.  Я пом..ла к..ртошку. Роз.. у В..ли з..в..ла. П..п.. вз..л ст..к..н воды. Наша коз.. з..бод..ла С..шу. К..к н..р..дна р..бина! Юр.. сел в первый р..д. Т..н.. ведёт ут..т, а Сон.. кот..т. Бр..т и сестр.. ед..т м..нную к..шу. Я с..ду в с..ду на ск..мейку. М..ма гл..дила х..л..т. Т..н.. гл..дела в окно.

15. Вставьте пропущенные гласные гласные «а» или «я» в слова и запишите предложения. 

Я пом..ла к..ртошку.

Роз.. у В..ли з..в..ла.

П..п.. вз..л ст..к..н воды.

Наша коз.. з..бод..ла С..шу.

К..к н..р..дна р..бина!

Юр.. сел в первый р..д.

Т..н.. ведёт ут..т, а Сон.. кот..т.

Бр..т и сестр.. ед..т м..нную к..шу.

Я с..ду в с..ду на ск..мейку.

М..ма гл..дила х..л..т.

Т..н.. гл..дела в окно.

16. Выборочный диктант. Запишите слова с ь на конце слова. Открываем календарь- начинается январь. Май цветами провожая, распускается сирень. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник. Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль. Целый день лежит тюлень. И ему лежать не лень.

16. Выборочный диктант. Запишите слова с ь на конце слова.

Открываем календарь- начинается январь.

Май цветами провожая, распускается сирень.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.

Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль.

Целый день лежит тюлень. И ему лежать не лень.

17. Распределить слова в 2 столбика. В первый записать слова в которых есть звук [ у], во второй записать слова в которых есть звук[ о]. Куст, сом, туча, ком, просо, уха, думать, плохо, кума, пуча, очки, нос, гном, душа, хор, вздох, фуфайка.

17. Распределить слова в 2 столбика. В первый записать слова в которых есть звук [ у], во второй записать слова в которых есть звук[ о].

Куст, сом, туча, ком, просо, уха, думать, плохо, кума, пуча, очки, нос, гном, душа, хор, вздох, фуфайка.

18. Записать предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок. Подай …………. полотенце и …………расчёску ( мою, моё) Возьми ………… мыло и ………… щётку ( своё, свою) Погладь ………платье и …………кофту ( твою, моё)

18. Записать предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.

Подай …………. полотенце и …………расчёску ( мою, моё)

Возьми ………… мыло и ………… щётку ( своё, свою)

Погладь ………платье и …………кофту ( твою, моё)

19. Закончить предложения , выбирая нужное по смыслу слово из данных. Борт-порт, почки-бочки, башня-пашня, плещут- блещут . В синем небе звезды ……………. В синем море волны ……………  Огурцы солят в ……… Весной на деревьях набухают ……. Вспаханное поле- …… На Спасской ………… играют куранты. Корабли спешат в ………. У теплохода прочный …………

19. Закончить предложения , выбирая нужное по смыслу слово из данных.

Борт-порт, почки-бочки, башня-пашня, плещут- блещут .

В синем небе звезды …………….

В синем море волны …………… 

Огурцы солят в ………

Весной на деревьях набухают …….

Вспаханное поле- ……

На Спасской ………… играют куранты.

Корабли спешат в ……….

У теплохода прочный …………

20. Прочитать и записать , вставляя буквы ш или ж После до..дя боль..ие лу..и. Мы на..ли е..а под елкой, принесли домой в ко..елке. Рань..е всех чи..и встают . В небе кру..ит кор..ун. Стер..ень каранда..а кро..ится. Умно..ение мо..но заменить сло..ением. Дер..ите голову вы..е, ды..ите глуб..е.

20. Прочитать и записать , вставляя буквы ш или ж

После до..дя боль..ие лу..и.

Мы на..ли е..а под елкой, принесли домой в ко..елке.

Рань..е всех чи..и встают .

В небе кру..ит кор..ун.

Стер..ень каранда..а кро..ится.

Умно..ение мо..но заменить сло..ением. Дер..ите голову вы..е, ды..ите глуб..е.

21. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию д , т): Ведро, ветры, туча, подул, стул, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток. 22. Определить место звука в словах (записать соответствующую цифру) Т- трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит. Д - борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался.

21. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию д , т):

Ведро, ветры, туча, подул, стул, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток.

22. Определить место звука в словах

(записать соответствующую цифру)

Т- трактор, стрела, стрелять, тетради,

табурет, торопит, тревожит, поступит.

Д - борода, дудочка, градусник, заводной,

дрозды, дождался, додумался.

23. Изменить слова ,заменяя букву ч на щ: челка- плач- размечать- чеки- мочь- зачищать- 24. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов: - - шка (чашка, кошка, вышка) - - - шка (клюшка, плошка, брошка) - - - - шка (рубашка, катушка, подушка) - - - - - шка (братишка, покрышка, верхушка) - - дка (лодка, кадка, будка) - - - дка (грядка, грудка, сводка) - - - - дка (загадка, соседка, отгадка) - - - - - дка (разведка, проводка)

23. Изменить слова ,заменяя букву ч на щ:

челка- плач- размечать-

чеки- мочь- зачищать-

24. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:

- - шка (чашка, кошка, вышка)

- - - шка (клюшка, плошка, брошка)

- - - - шка (рубашка, катушка, подушка)

- - - - - шка (братишка, покрышка, верхушка)

- - дка (лодка, кадка, будка)

- - - дка (грядка, грудка, сводка)

- - - - дка (загадка, соседка, отгадка)

- - - - - дка (разведка, проводка)

Работа по устранению  оптической дисграфии 1. Спишите только слова со звуком [а] и составьте с любыми двумя словами 2 предложения. Трава, парус, маг, хорь, горько, сладко, петух, сажа, очки, знамя, власть, курица, огонь, тыква, персик, абрикос, вратарь, нора, игра, трус, мышь, кресло, ваза, мир, утка.

Работа по устранению оптической дисграфии

1. Спишите только слова со звуком [а] и составьте с любыми двумя словами 2 предложения.

Трава, парус, маг, хорь, горько, сладко, петух,

сажа, очки, знамя, власть, курица, огонь,

тыква, персик, абрикос, вратарь, нора, игра,

трус, мышь, кресло, ваза, мир, утка.

2. Спишите, изменив слова по образцу: мах - мох пачка - ........ дом - ...... вор - ....... дачка - ....... мол - ...... бол -....... жар - ........ пора- ....... 3. Списать слова, вставляя пропущенные буквы «и» или «у»: ..дав гр..б г..с.. т..хо н..тк.. п..ть л..с..чк.. пот..х ..дочка д..ть ..л..ца пет..х п..ст..ть З..на в..ть ..лыбк.. ..гры п..тешеств..е л..л..п..т

2. Спишите, изменив слова по образцу:

мах - мох пачка - ........ дом - ......

вор - ....... дачка - ....... мол - ......

бол -....... жар - ........ пора- .......

3. Списать слова, вставляя пропущенные буквы «и» или «у»:

..дав гр..б г..с.. т..хо

н..тк.. п..ть л..с..чк.. пот..х

..дочка д..ть ..л..ца пет..х п..ст..ть З..на в..ть ..лыбк..

..гры п..тешеств..е л..л..п..т

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы « б» или «д»: У Ли..ы голу..ой ..ант. Ва..им ..ал ..ругу ..улочку. Весь ..ень и..ёт ..ождик. У ..а..ушки наря..ная ..лузка. На ..иване лежит ..елая по..ушка. Завтра ..у..ет холо..ная пого..а. Воро..ей ..олетел до …ерева. Мы ..ошли до ..олота и уви..ели ..о..ра.

4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы « б» или «д»:

У Ли..ы голу..ой ..ант.

Ва..им ..ал ..ругу ..улочку.

Весь ..ень и..ёт ..ождик.

У ..а..ушки наря..ная ..лузка.

На ..иване лежит ..елая по..ушка.

Завтра ..у..ет холо..ная пого..а.

Воро..ей ..олетел до …ерева.

Мы ..ошли до ..олота и уви..ели ..о..ра.

Работа над лексико-грамматической стороной речи 1. Послушай предложения и скажи , что в предложениях неправильно. Запиши правильные высказывания.  Мама стирает сына в ванне. Мама моет бельё в стиральной машине. Девочка кладёт розы в вазу. Мальчик ставит карандаш на стол. Я накладываю тарелку в суп. Я ставлю рукавицы в карман. Мама включает форточку. Девочка открывает свет.

Работа над лексико-грамматической стороной речи

1. Послушай предложения и скажи , что в предложениях неправильно. Запиши правильные высказывания. 

Мама стирает сына в ванне.

Мама моет бельё в стиральной машине.

Девочка кладёт розы в вазу.

Мальчик ставит карандаш на стол.

Я накладываю тарелку в суп.

Я ставлю рукавицы в карман.

Мама включает форточку.

Девочка открывает свет.

2. Придумай свои предложения со следующими парами слов. Моет- стирает    Моет- лижет Кладёт-ставит Включает-открывает    Накладывает-наливает Топает-стучит   Хлопает-бьёт    Несёт-везёт   Рисует-раскрашивает

2. Придумай свои предложения со следующими парами слов.

Моет- стирает

Моет- лижет

Кладёт-ставит

Включает-открывает

Накладывает-наливает

Топает-стучит

Хлопает-бьёт

Несёт-везёт

Рисует-раскрашивает

3. Найди четвёртое лишнее.  Шёлковый, чистый, шерстяной, ситцевый Зелёный, красный, синий, берёзовый Ягодный, берёзовый, дубовый, еловый Храбрый, смелый, заботливый, отважный Весёлый, грустный, радостный, счастливый Кислый, бежевый, сладкий, солёный Деревянный, пластмассовый, розовый, железный

3. Найди четвёртое лишнее.

Шёлковый, чистый, шерстяной, ситцевый

Зелёный, красный, синий, берёзовый

Ягодный, берёзовый, дубовый, еловый

Храбрый, смелый, заботливый, отважный

Весёлый, грустный, радостный, счастливый

Кислый, бежевый, сладкий, солёный

Деревянный, пластмассовый, розовый, железный

4. Закончи предложения: Образец: Капризная девочка ведёт себя ( как?) капризно Приветливый человек говорит ( как?)……. Неуклюжей медвежонок ходит( как?)…… Кривая берёзка стоит( как?)………. Хитрая лисица смотрит( как?)…….. Смешной котёнок играет( как?)……… Злой волк глядит( как?) ……… Интересную книгу читать ( как?)……. Свирепый ураган налетел ( как?)…….. Спокойная черепаха ползёт ( как?)……… Сильный дождь льёт ( как?)…….

4. Закончи предложения:

Образец: Капризная девочка ведёт себя ( как?) капризно

Приветливый человек говорит ( как?)…….

Неуклюжей медвежонок ходит( как?)……

Кривая берёзка стоит( как?)……….

Хитрая лисица смотрит( как?)……..

Смешной котёнок играет( как?)………

Злой волк глядит( как?) ………

Интересную книгу читать ( как?)…….

Свирепый ураган налетел ( как?)……..

Спокойная черепаха ползёт ( как?)………

Сильный дождь льёт ( как?)…….

5. Закончи предложения, подобрав правильное слово из правого столбика. Рыбы плывут……………    далеко Птицы парят …………..    глубоко Звёзды от нас………….    высоко До них долететь……….    нелегко  Маму люблю я так ………   послушно Веду себя очень …………   нежно Буду учиться ……………   дружно Мы к школе готовимся ……   прилежно

5. Закончи предложения, подобрав правильное слово из правого столбика.

Рыбы плывут…………… далеко

Птицы парят ………….. глубоко

Звёзды от нас…………. высоко

До них долететь………. нелегко

Маму люблю я так ……… послушно

Веду себя очень ………… нежно

Буду учиться …………… дружно

Мы к школе готовимся …… прилежно

6. Образуйте новые слова по образцу : высоко - выше далеко-   широко-   мягко- глубоко-   низко-    близко-  7. Образуй слова по образцу: Простуда – простудное ( заболевание) Правда- …………………...(человек) Правильно-……………….( ответ) Продукты-………………...(ярмарка) Продовольствие-…………(магазин) Праздник-…………………(одежда)

6. Образуйте новые слова по образцу :

высоко - выше

далеко- широко- мягко-

глубоко- низко- близко-

7. Образуй слова по образцу:

Простуда – простудное ( заболевание)

Правда- …………………...(человек)

Правильно-……………….( ответ)

Продукты-………………...(ярмарка)

Продовольствие-…………(магазин)

Праздник-…………………(одежда)

8. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой , маленький: … пенек опрокинул…воз. ... Дело лучше……безделья. Даже самое ….. дерево выросло из …. семени. В …. лодку ….груз не кладут. … . крючком ….. рыбу не выудишь.

8. Вставить в пословицы пропущенные слова: большой , маленький:

пенек опрокинул…воз.

... Дело лучше……безделья.

Даже самое ….. дерево выросло из …. семени.

В …. лодку ….груз не кладут.

. крючком ….. рыбу не выудишь.

9. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению. Хотя и различные по звуковому составу.  А) Хворостинка, льется, печаль, азбука, врач,  конь, твердый, месяц, раньше. Б) Алфавит, луна, грусть, доктор, лошадь, жесткий, прежде, прут, течет.

9. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению. Хотя и различные по звуковому составу.

А) Хворостинка, льется, печаль, азбука, врач,

конь, твердый, месяц, раньше.

Б) Алфавит, луна, грусть, доктор,

лошадь, жесткий, прежде, прут, течет.

10. Спишите словосочетания, подобрав соответствующую приставку. -Из, -на, - под, -у, - рас, - при, -до, - по, -вы, -за, -про, -пере … писать письмо другу, … красить картинку, …красить забор, …лечить больного, ...йти из дома, …лететь на отдых, … приететь с юга, …блудиться в лесу, …брать полную корзину грибов, …читать всю книгу.

10. Спишите словосочетания, подобрав соответствующую приставку.

-Из, -на, - под, -у, - рас, - при, -до, - по, -вы,

-за, -про, -пере

… писать письмо другу, … красить картинку, …красить забор, …лечить больного, ...йти из дома, …лететь на отдых,

… приететь с юга, …блудиться в лесу, …брать полную корзину грибов, …читать всю книгу.

11. Вставьте пропущенные предлоги. Мальчик понес письмо *** почту. Лена принесла молоко *** магазина. *** подоконнике стоят цветы. Птицы перелетают *** реку. Птицы осенью улетают *** юг. Птицы улетают *** теплые края. Мы идет *** театр ***субботу. Завтра приедет брат *** Саратова.  *** березой растут грибы. *** месяц мы уедем *** деревню.

11. Вставьте пропущенные предлоги.

Мальчик понес письмо *** почту.

Лена принесла молоко *** магазина.

*** подоконнике стоят цветы.

Птицы перелетают *** реку.

Птицы осенью улетают *** юг.

Птицы улетают *** теплые края.

Мы идет *** театр ***субботу.

Завтра приедет брат *** Саратова.

*** березой растут грибы.

*** месяц мы уедем *** деревню.

12. Задание. Прочитайте, спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги . Березка ^^ елки, Куст ^^ елкой, Грибочек ^^ елкой, А заяц – ^^ елкой . (за, перед ,у, под)   Белка ^^ елке, Ворона ^^ елкой, Лиса идет ^^ елке, А ежик- ^^ елки ( от, на, над, к) Книгу берем мы ^^ полки. Чашку берем ^^ стола. Шишку срываем ^^елки, Воду берем ^^ ведра. (со, с, с ,из)

12. Задание. Прочитайте, спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги .

Березка ^^ елки,

Куст ^^ елкой,

Грибочек ^^ елкой,

А заяц – ^^ елкой . (за, перед ,у, под)

 

Белка ^^ елке,

Ворона ^^ елкой,

Лиса идет ^^ елке,

А ежик- ^^ елки ( от, на, над, к)

Книгу берем мы ^^ полки.

Чашку берем ^^ стола.

Шишку срываем ^^елки,

Воду берем ^^ ведра. (со, с, с ,из)

13.Прочитайте, найдите и запишите предложения:   А)Белка.Прыгать.Веткам. Белка прыгала по веткам. Прыгать ветки белка по.  Б) Малыши. Играть. Песок. Песок малыши играть. Малыши играли в песок.  В)Тане подарили красивую куклу. Подарить, красивую, Тане, кукла. Подарить.

13.Прочитайте, найдите и запишите предложения:

 

А)Белка.Прыгать.Веткам.

Белка прыгала по веткам.

Прыгать ветки белка по.

Б) Малыши. Играть. Песок.

Песок малыши играть.

Малыши играли в песок.

В)Тане подарили красивую куклу.

Подарить, красивую, Тане, кукла.

Подарить.

14. Прочитайте слоги. Составьте из слогов слова, а из слов предложения. Спишите полученный текст.  Ле том  де нис и ле ня - два бра та де нис ка - школь ник он у же у ме ет чи тать ле ня хо дит в са дик е му пять лет бра тья жи вут дру жно ба буш ка кла ва им да ла кни гу вну ки ра ды по дар ку стар ший брат стал чи тать сти хи ма лыш слу шал.

14. Прочитайте слоги. Составьте из слогов слова, а из слов предложения. Спишите полученный текст.

Ле том

де нис и ле ня - два бра та де нис ка - школь ник он у же у ме ет чи тать ле ня хо дит в са дик е му пять лет бра тья жи вут дру жно ба буш ка кла ва им да ла кни гу вну ки ра ды по дар ку стар ший брат стал чи тать сти хи ма лыш слу шал.

15. Составьте и запишите предложения из данных слов: Образец: Книга, библиотекарь, библиотека –В библиотеке библиотекарь выдаёт книги. . 1) Учитель, доска, объяснять. 2) Звери, лес, дремучий. 3) Магазин, продавец, фрукты и овощи. 4)Почта, почтальон, письмо. 5)Стекольщик, вставлять, стекло. 6)Воспитатель, воспитывать, дет и.

15. Составьте и запишите предложения из данных слов:

Образец: Книга, библиотекарь, библиотека –В библиотеке библиотекарь выдаёт книги. .

1) Учитель, доска, объяснять.

2) Звери, лес, дремучий.

3) Магазин, продавец, фрукты и овощи.

4)Почта, почтальон, письмо.

5)Стекольщик, вставлять, стекло.

6)Воспитатель, воспитывать, дет и.

16. Прочитайте предложения, исправьте в них ошибки , запишите правильные варианты . Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Цыплята вывели курицу. Молоко дало корову. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом. Дупло спрятало орехи в белке. Зайчонок догнал волка и съел его.

16. Прочитайте предложения, исправьте в них ошибки , запишите правильные варианты .

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке корм.

Цыплята вывели курицу.

Молоко дало корову.

Дети набрали костёр для хвороста.

Снег засыпало пышным лесом.

Дупло спрятало орехи в белке.

Зайчонок догнал волка и съел его.

17.Прочитайте, постройте другой вариант данных ниже предложений( по образцу) и запишите их. Образец: Буря повалила старую сосну.- Старая сосна была повалена бурей.   Тонкий лёд затянул лужицы. Быстрое течение подмыло берег. Снег укрыл поле. Солнце залило поле ярким светом. Солнце освещает макушки берёз. Иней укрыл все рябины.

17.Прочитайте, постройте другой вариант данных ниже предложений( по образцу) и запишите их.

Образец: Буря повалила старую сосну.- Старая сосна была повалена бурей.

 

Тонкий лёд затянул лужицы.

Быстрое течение подмыло берег.

Снег укрыл поле.

Солнце залило поле ярким светом.

Солнце освещает макушки берёз.

Иней укрыл все рябины.

18. Вставь те пропущенные буквы. Спишите, подчеркнув окончания. Кофта больш…  Син.. небо, Платье больш…  Прохлад.. вечер, Свитер больш..   Звёздн.. ночь, Травка степн…   Добр… утро  , Раздолье степно…  Ласков.. ветер, Ветер степн….   Мил.. мама.

18. Вставь те пропущенные буквы. Спишите, подчеркнув окончания.

Кофта больш… Син.. небо,

Платье больш… Прохлад.. вечер,

Свитер больш.. Звёздн.. ночь,

Травка степн… Добр… утро ,

Раздолье степно… Ласков.. ветер,

Ветер степн…. Мил.. мама.

19. Скажи у кого какие детёныши. Образец: Жеребёнок у лошади Котёнок у ……………..   Мышата у……………… Щенок у ………………   Зайчата у……………… Козлёнок у ……………   Бельчата у …………… Поросёнок у ………….   Лисята у ……………. Ягнёнок у …………….   Волчата у …………. Медвежонок у ………   Скворчата у…………

19. Скажи у кого какие детёныши.

Образец: Жеребёнок у лошади

Котёнок у …………….. Мышата у………………

Щенок у ……………… Зайчата у………………

Козлёнок у …………… Бельчата у ……………

Поросёнок у …………. Лисята у …………….

Ягнёнок у ……………. Волчата у ………….

Медвежонок у ……… Скворчата у…………

20. Измени слова в скобках в соответствии с вопросомами ( кого?). (чего) . Запиши предложения. Эта собака больше ( кошка). Кошка сильнее( мышка). Брат выше ( сестра). Я прошел мимо ( мост). Я иду вдоль ( река). Я дошёл до ( мост). Нужно купить на рынке (лук), (сыр). Эта ветка ( ель).ь У дедушки нет ( зонт). У Кати нет ( щенок).

20. Измени слова в скобках в соответствии с вопросомами ( кого?). (чего) . Запиши предложения.

Эта собака больше ( кошка). Кошка сильнее( мышка). Брат выше ( сестра). Я прошел мимо ( мост). Я иду вдоль ( река). Я дошёл до ( мост). Нужно купить на рынке (лук), (сыр). Эта ветка ( ель).ь У дедушки нет ( зонт). У Кати нет ( щенок).

21.Исправьте ошибки в окончаниях существительных. Сыны, браты и внуки купили торты. Инженера, слесаря ,токаря пришли утром на смену в цеха. Повара, бухгалтера, учители и библиотекари летом выезжают работать в детские лагеря.

21.Исправьте ошибки в окончаниях существительных.

Сыны, браты и внуки купили торты. Инженера, слесаря ,токаря пришли утром на смену в цеха.

Повара, бухгалтера, учители и библиотекари летом выезжают работать в детские лагеря.

22. Составить предложения из данных слов. Ягоды, пошли, дети, лес, в, за Комары , за , гонялись, ласточки Кусты , над , птицы , летают Вырезали , ножницы, дети, узоры, бумажные Молотки, стучат , плотники , громко Облака , летают , над , самолеты Сливки , любит , Катя , кофе , со

22. Составить предложения из данных слов.

Ягоды, пошли, дети, лес, в, за

Комары , за , гонялись, ласточки

Кусты , над , птицы , летают

Вырезали , ножницы, дети, узоры, бумажные

Молотки, стучат , плотники , громко

Облака , летают , над , самолеты

Сливки , любит , Катя , кофе , со