Учреждение колледж «Бурабай»
Методический доклад
«Работа по модульной программе основанная на компетентностном подходе в обучении»
Выполнил: методист, преподаватель специальных дисциплин Проскурякова Е. Н.
2017 г.
Тема: «Работа по модульной программе основанная на
компетентностном подходе в обучении»
Введение: В 2010 г. на Бухарестской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса состоялось официальное присоединение к ней Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан стал первым Центрально-Азиатским государством — членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники, как правило, принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров.
Как известно, Болонский процесс имеет параметры, носящие обязательный, рекомендательный и факультативный характер.
К обязательным параметрам Болонского процесса относятся:
трёхуровневая система высшего образования;
академические кредиты ECTS;
академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
европейское приложение к диплому;
контроль качества высшего образования;
создание единого европейского исследовательского пространства.
Предложенные параметры имеют рекомендательный характер и являются полезными в продвижении принципов Болонского процесса.
Рекомендательными параметрами Болонского процесса являются:
единые европейские оценки;
активная вовлеченность студентов;
социальная поддержка малообеспеченных студентов;
образование в течение всей жизни.
К факультативным параметрам Болонского процесса относятся:
гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
модульная система;
дистанционное обучение, электронные курсы;
академические рейтинги студентов и преподавателей.
Актуальность: Между тем модульное обучение, модульная структура образовательных программ, наряду с компетентностным подходом и кредитной системой обучения — ЕСТ8, — один из важных принципов Болонской декларации, к которой Казахстан, как известно, присоединился в 2010 г.
Международная практика свидетельствует, что наиболее результативными являются те образовательные программы, которые построены одновременно на всех трех указанных принципах. И только при взаимоувязанном применении этих трех элементов (компетенции — модули — кредиты) можно говорить о полном внедрении инновационных технологий обучения в образовательной деятельности. Именно использование модулей в построении образовательных программ потребует в ближайшем будущем от академического сообщества высшей школы наиболее трудной адаптации, связанной с изменением структуры образовательных программ и подходов к процессу обучения.
Особенности: Следует отметить, что модули открывают возможность гибкого варьирования направленности образовательной программы, оперативного реагирования на сущностные интересы главных участников образовательного процесса — студентов, а через них — и на запросы работодателей, т.е. рынка труда.
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе модульного построения образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин. При этом для достижения большей эффективности результатов обучения важно соблюдать комплексный подход, т.е. по модульному принципу должны быть сформированы как сами образовательные программы, так и учебные планы, и учебные дисциплины. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Цель – рассмотреть специфику технологии модульного обучения, возможность ее использования в любой организационной системе обучения.
1. Понятие «обучающий модуль».
2. Принципы модульного обучения.
3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.
4. Особенности организации педагогического контроля.
5. Преимущества модульного обучения.
Понятие «обучающий модуль»
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи, с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой - формирование теоретических знаний, функции второй - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.
Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
Структура работы:
Главные аспекты в работе:
Инновационные процессы
Качественное образование
Технологический прогресс
Концептуальные особенности:
Смена подходов к разработке содержания образовательных технологий
Внедрение педагогических инновационных подходов
Компетентностный подход в обучении
Содержание модульной учебной программы:
Спецификация модуля и руководство по модулю
Документация по оценке
Методические материалы
Учебные материалы
Спецификация модуля:
Условное название модуля
Функции
Список таблиц и колонок
Способы использования колонок
Список колонок, которые используются в предикатах поиска
Конкретное описание того, что модуль должен делать
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Это обеспечивает гибкость обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее образовательной подготовки.
Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Начало формы
Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, Необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса. Методическое обеспечение включает в себя решение следующих задач: - определение порядка начисления рейтинг-баллов, установление относительного «веса» дисциплины и модулей, оптимального соотношения между значимостью оценок текущего контроля успеваемости и оценок промежуточной аттестации обучающихся (экзамены и зачеты); - определение содержания модулей и разработка методики проведения контрольных мероприятий; - определение тем и видов контрольных домашних работ, соответствующих конкретному модулю; - разработку контрольных заданий, имеющих большую вариантность и учитывающих различный уровень знаний обучающихся; - разработку вопросов и познавательных задач для коллоквиумов и консультаций-собеседований; - разработку и издание учебно-методической литературы для самостоятельной работы обучающихся; - создание системы мер, стимулирующих развитие творческих способностей обучающихся. Исходными данными для расчета рейтинга являются: - перечень изучаемых дисциплин, определяемый учебным планом, и весовые коэффициенты каждой дисциплины; - перечень и количество форм контроля знаний по каждой дисциплине, а также соответствующие весовые коэффициенты каждой формы контроля; - график проведения контроля знаний в течение семестра; - результаты контроля знаний в виде совокупности оценок по соответствующей шкале по каждому завершенному модулю. | |
Конец формы
Список используемой литературы
1 . Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 125 c.
2 . Правила организации учебного процесса при кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 20 апреля 2011 г. // atu.kz
3. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. — Вильнюс, 1990. — 32 c.
4. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. — М.; СПб.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 141 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
6. Шамова. Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными процессами. — М.: Академия, 2002.— 384 с.
7. Ермоленко В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. — М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. — 162 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
10. Материалы к совместному заседанию расширенного Президиума УМО по классическому университетскому образованию и съезда АКУР 26 ноября 2010 г., МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Изд-во МГУ, 2010.
11. Васенёв Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 45 c.
12. Ерунов В. П. Оценочно-критериальная система учебного процесса в вузе. — Оренбург: Изд-во Оренб. гос. ун-та, 2002. — 186 c.